Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FEATURES OF THE WORK OF THE STATE ADMINISTRATION OF THE RUSSIAN FEDERATION: PERSONNEL ISSUES

Reprintseva E.V. 1 Sukmanov E.V. 2 Eskova N.A. 3
1 Kursk state medical university
2 Kursk state university
3 Kursk Institute of Management, Economics and Business
The key problem in the public administration system of Russia remains inefficient management, often associated with the incompetence of local management personnel. At the regional and federal levels, there is also an oversaturation of the state personnel management system: today there are more than 2 million officials of various levels in the country, while the upward trend in the number continues and there is an increase in public spending on their maintenance. At the same time, the effectiveness of public administration in Russia, as before, is quite low, as a result of which, in the conditions of the economic crisis, the issues of optimizing budget expenditures are becoming increasingly important. The study provides an estimate of the number and proportion of officials in Russia as a whole and in the federal districts in total and per 10 thousand people in the period 2014-2020, the current trends in the conditions of the economic crisis, their causes and socio-economic consequences are identified. It was revealed that today the level of provision of the population with officials is many times higher than even with medical personnel, which allows us to conclude that in reality the country’s bureaucracy is extensive. Most likely, the existing number of employees of the public administration apparatus does not meet the needs of the system, but only leads to an unreasonable increase in budget expenditures.
public administration
bureaucracy
number of officials
efficiency of public administration

Введение

Совершенствование системы государственного управления сегодня входит в число приоритетных направлений стратегического развития России, что связано с наличием ряда проблем в данной сфере, препятствующих достижению поставленных социально-экономических задач [1]. Несмотря на предпринимаемые меры в сфере реформирования существующей системы государственного управления, в настоящее время действительным практическим результатом мероприятий стало повышение доступности большого перечня государственных услуг за счет создания и внедрения в практику портала «Госуслуги». Данный интернет-портал стал связующим звеном между государством и населением, поскольку облегчил получение всех базовых государственных услуг в рамках цифровизации экономики. Однако большая протяжённость страны и существенное различие уровня социально-экономического развития формируют сложности в получении электронных государственных услуг, в связи с труднодоступностью высокоскоростного интернета для населения, в частности – в удаленных муниципальных образованиях страны [2, 3].

Вместе с тем, ключевой проблемой в системе государственного управления России остается неэффективное управление, зачастую связанное с некомпетентностью управленческих кадров на местах, особенно на муниципальном уровне [4, 5]. Это связано с тем, что по мере удаления от экономических центров происходит снижение уровня социально-экономического развития территорий, что способствует падению трудового и человеческого потенциала, поддержание и повышение которых, в условиях ограниченности бюджетного финансирования, становится непростой управленческой задачей. Все это, в конечном итоге приводит к нарастанию социально-экономических проблем и формированию неблагоприятной экономической среды, способствуя активизации процессов урбанизации и трудовой миграции населения [6]. Кроме того, если на уровне муниципалитетов отмечается дефицит управленческих кадров, то на региональном и федеральном уровнях к числу ключевых проблем относится перенасыщение системы государственного управления кадрами. Сегодня в стране насчитывается более 2 миллионов чиновников различного уровня, при этом тенденция к росту их численности сохраняется, в результате чего происходит повышение государственных расходов на их содержание. Эффективность государственного управления в России, как и прежде, является достаточно низкой, в результате чего, в условиях экономического кризиса, вопросы оптимизации бюджетных расходов, в том числе за счет сокращения бюрократического аппарата, приобретают все большую значимость [7, 8].

Цель исследования – провести анализ изменения численности и доли чиновников в России в целом и федеральных округах всего и в расчете на 10 тыс. населения, выявить тенденции, сложившиеся в условиях экономического кризиса, их причины и социально-экономические последствия.

Материал и методы исследования

В ходе исследования использовались статистические данные, формируемые Федеральной службой государственной статистики, о численности работников системы государственного управления и численности населения всего и в разрезе федеральных округов за период 2014-2020 гг. [9]. Для целей исследования произведен расчет приходящейся на 10 тысяч населения страны численности чиновников, что дает возможность оценить уровень «обеспеченности» населения государственными служащими и сделать вывод о размерах государственного аппарата управления. В качестве базисного периода для исследования был выбран 2014 год, что соответствует началу очередного экономического кризиса на фоне ухудшения внешнеполитической ситуации и позволяет оценить произошедшие за последние годы изменения в системе государственного управления. При этом проводится сопоставление индикативных 2014-го, 2017-го, 2019-го и 2020-го годов, отражающих основные изменения в бюрократическом аппарате РФ. Исследование проводилось с использованием целого ряда методов и подходов, в том числе: интеллектуальный анализ данных, общенаучные инструменты анализа, методы статистики [10, 11].

Результаты исследования и их обсуждение

Общая численность чиновников в России в последние 7 лет устойчиво превышает 2 млн чел., но вместе с тем имеет тенденцию к снижению в период 2016-2019 гг. Так, если в 2014 году показатель превышал 2,22 млн чел., то к 2016 году снизился до 2,15 млн чел., что является самым низким значением в рассматриваемом периоде. Несмотря на небольшое увеличение (до 2,17 млн чел.) в 2017 году, в период 2018-2019 гг. вновь наметилась тенденция к сокращению численности чиновников в РФ до 1,16 млн человек. В 2020 году общая численность чиновников вновь превысила 2,2 млн чел. и достигла уровня базисного периода, что является достаточно высоким значением, свидетельствующим о масштабах государственного аппарата России. Оценка численности чиновников в расчете на 10 тыс. населения страны показала крайне высокий уровень «обеспеченности» людей чиновниками. Так, в 2014 году на 10 тыс. человек приходилось порядка 154 чиновников, а в 2016-2019 гг. данный показатель снизился до 147-148 чел. В 2020 году, на фоне роста общей численности чиновников, произошло и увеличение «обеспеченности» населения ими до практически 151 чел. на 10 тыс. населения. Для сравнения, в 2020 году обеспеченность населения врачами составляла около 50 чел. на 10 тыс. населения, а медицинскими сестрами – 102 чел. на 10 тыс. населения [9]. Все это позволяет сделать вывод о том, что текущий уровень «обеспеченности» населения чиновниками является крайне высоким и существенно превышает обеспечение людей жизненно важными специалистами – медицинскими работниками (рисунок 1).

Учитывая федеративное устройство России, важное значение имеет оценка численности и удельного веса чиновников на различных уровнях власти. Так, численность чиновников федерального уровня во всем рассматриваемом периоде находится практически на одном и том же уровне и составляет около 50 тыс. человек, лишь только в 2019 году показатель вырос практически до 51 тыс. человек. При этом удельный вес чиновников федерального уровня в общей численности чиновников в РФ является невысоким и составляет менее 2,5%. Несмотря на это, в расчете на 10 тыс. населения сегодня в стране приходится чуть более 3 чиновников федерального уровня (рисунок 2).

Численность чиновников регионального уровня в России в период 2014-2019 гг. имела тенденцию к снижению с 2162 тыс. чел. до 2107 тыс. чел., т.е. на 2,5%, при этом наибольшее снижение произошло в период 2014-2017 гг. В последние 2 года наметилась тенденция к росту численности региональных чиновников до 2163,1 тыс. чел., что на 2,7% выше уровня предыдущего года. Оценка данных в разрезе федеральных округов страны показала, что в период 2014-2017 гг. для большинства округов общей тенденцией было сокращение численности чиновников, причем в наибольшей степени в ЦФО – на 5,8%. При этом исключением является ЮФО, где произошел прирост на уровне 13,2%, в результате чего в 2017 году общая численность чиновников в данном округе составила 223,5 тыс. чел. В период 2017-2019 гг. в большинстве федеральных округов страны не произошло существенных изменений, за исключением ДФО, где прирост составил 26,6%, и СФО, где произошло снижение на уровне 14% (таблица 1).

Reprintseva1.pdf

Рис. 1. Динамика численности государственных служащих в России всего и в расчете на 10 тыс. населения в 2014-2020 гг.

Reprintseva2.pdf

Рис. 2. Динамика численности и удельного веса государственных служащих федерального уровня в России в 2014-2020 гг.

Таблица 1

Динамика численности государственных служащих регионального уровня всего и в разрезе федеральных округов России в 2014-2020 гг.

Субъект РФ

Значение, тыс. чел.

Изменение, %

2014 г.

2017 г.

2019 г.

2020 г.

в 2017 г.

к 2014 г.

в 2019 г.

к 2017 г.

в 2020 г.

к 2019 г.

Чиновников

регионального

уровня всего,

в т.ч.:

2162

2123

2107,0

2163,1

-1,8

-0,8

2,7

ЦФО

525,9

495,2

499,6

501,4

-5,8

0,9

0,4

ПФО

415,7

405,1

396,1

405,2

-2,5

-2,2

2,3

СФО

331,0

325,2

279,8

285,8

-1,8

-14,0

2,1

ЮФО

197,4

223,5

225,6

234,5

13,2

0,9

3,9

СЗФО

219,3

206,4

205,9

215,1

-5,9

-0,2

4,5

УФО

191,2

186,9

184,1

188,1

-2,2

-1,5

2,2

ДФО

138,1

136,0

172,2

181,5

-1,5

26,6

5,4

СКФО

143,7

145,0

143,7

151,5

0,9

-0,9

5,4

В последние 2 года во всех без исключения федеральных округах страны отмечается устойчивая тенденция к росту численности региональных чиновников, причем в наибольшей степени – в СКФО, ДФО и СЗФО. В результате, в 2020 году самое большое количество региональных чиновников отмечается в ЦФО (501,4 тыс. чел.) и ПФО (405,2 тыс. чел.), которые существенно дифференцированы по размеру чиновничьего аппарата от прочих федеральных округов. В свою очередь самая низкая численность чиновников регионального уровня отмечается в СКФО, ДФО и УФО, где показатель не превышает 200 тыс. чел. Вместе с тем, необходимо отметить тот факт, что дифференциация федеральных округов по численности чиновников в наибольшей степени обусловлена их различием по площади, количеству входящих в их состав субъектов и прочими административными факторами.

Рассматривая распределение региональных чиновников по федеральным округам РФ, можно отметить, что подавляющая доля приходится на ЦФО, где показатель за 7 лет снизился с 24,3% до 23,2%. Вторую позицию занимает ПФО, где удельный вес чиновников снизился с 19,2% до 18,7%, а третью – СФО, где за 7 лет произошло снижение показателя с 15,3% до 13,2%. В прочих федеральных округах в рассматриваемом периоде удельный вес чиновников не превышает 10-11%. При этом положительная тенденция к увеличению доли чиновников отмечается только в ЮФО, СКФО и ДФО, в то время как в оставшихся – снижение (рисунок 3).

В расчете на 10 тыс. населения наибольшее число чиновников отмечается в ДФО, что во многом связано с низкой численностью населения в данном округе. В результате, за 7 лет «обеспеченность» чиновниками в ДФО выросла со 167 чел. до 223 чел. на 10 тыс. населения, что обусловлено динамичным ростом показателя в период 2017-2019 гг., когда прирост составил 27,5%. Вторую позицию по численности чиновников в расчете на 10 тыс. населения занимает СФО, где в 2020 году показатель составил 168,1 чел. на 10 тыс., что практически на 15% ниже уровня 2014 года, когда численность чиновников составляла 192 чел. на 10 тыс. населения (таблица 2).

В таких федеральных округах, как СЗФО, УФО и СКФО, уровень «обеспеченности» государственными служащими в 2020 году составлял чуть более 150 чел. на 10 тыс. населения, что ниже среднего по стране уровня. Стоит отметить, что в данных федеральных округах ситуация является относительно стабильной и в исследуемом периоде не отмечается существенной динамики показателя. Самый низкий уровень «обеспеченности» чиновниками отмечается в ЦФО, где за 7 лет отмечается снижение показателя со 135 чел. до 128 чел. на 10 тыс. населения. При этом, такой низкий уровень показателя статистически обусловлен достаточно высокой численностью населения в данном округе, поскольку в абсолютном выражении порядка четверти всех чиновников страны приходится именно на ЦФО.

Reprintseva3.pdf

Рис. 3. Динамика удельного веса чиновников регионального уровня в федеральных округах России в 2014 и 2020 гг., %

Таблица 2

Динамика численности государственных служащих регионального уровня в разрезе федеральных округов РФ в расчете на 10 тыс. населения в 2014-2020 гг.

Субъект

РФ

Значение, чел. на 10 тыс. населения

Изменение, %

2014 г.

2017 г.

2019 г.

2020 г.

в 2017 г.

к 2014 г.

в 2019 г.

к 2017 г.

в 2020 г.

к 2019 г.

ДФО

166,9

165,4

210,8

223,4

-0,9

27,5

6,0

СФО

191,9

188,7

163,5

168,1

-1,7

-13,4

2,8

СЗФО

158,4

147,9

147,3

154,3

-6,6

-0,5

4,8

УФО

155,8

151,3

148,9

152,6

-2,9

-1,5

2,4

СКФО

148,8

147,6

144,7

152,0

-0,8

-2,0

5,0

ЮФО

121,1

135,9

137,0

142,3

12,2

0,8

3,8

ПФО

139,9

137,1

135,2

139,4

-2,0

-1,4

3,1

ЦФО

135,0

126,0

126,7

127,7

-6,7

0,6

0,8

Выводы

Несмотря на понимание большой численности аппарата управления в России и сохранение тенденций к его дальнейшему разрастанию, сегодня на государственном уровне по-прежнему не предпринимаются меры к его оптимизации, в результате чего в 2020 году, также как и в 2014 году, общая численность государственных служащих в стране составляет 2,2 млн человек, что свидетельствует о том, что на каждые 10 тыс. населения приходится практически 151 чиновник. В разрезе федеральных округов страны была выявлена дифференциация по численности и уровню «обеспеченности» населения чиновниками. При этом самый высокий уровень обеспечения государственными служащими был выявлен в малочисленном ДФО, а наименьший – в наиболее многочисленном ЦФО, несмотря на лидерство округа по абсолютному значению. В результате, сегодня уровень обеспеченности населения чиновниками многократно выше, чем даже медицинским персоналом, что позволяет сделать вывод о том, что в действительности государственный аппарат страны является обширным. С большой степенью вероятности существующее количество сотрудников аппарата государственного управления превышает потребности системы и способствует необоснованному росту бюджетных расходов.