В современной модели экономики России, демонстрирующей инновационный путь развития, эффективное функционирование производственных предприятий возможно только в условиях успешной адаптации к изменениям научно-технического прогресса. Переход на инновационный путь развития предполагает глобальную модернизацию традиционной сферы материального производства.
Внедрение инноваций в деятельность хозяйствующих субъектов в настоящее время зачастую рассматривается как единственный способ достижения высокого уровня рентабельности, обеспечения конкурентных преимуществ, поддержания устойчивого развития.
Инновации в настоящее время служат основой не только экономического, социального, но и политического прогресса. В качестве движущей силы инновационного развития общества выступает человек. Именно человеческие потребности порождают спрос на инновационный продукт [4]. Качественные изменения в жизни общества заставляют производителей оперативно реагировать на современные тенденции мирового сообщества.
Появление инноваций, с одной стороны, непосредственно связано с удовлетворением общественных потребностей, с другой стороны, служит результатом развития научной деятельности. Инновацию следует характеризовать как изменение, процесс. Й. Шумпетер, инновацию определил как «…изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности» [10]. По его словам, «инновация – это главный источник прибыли, как результата выполнения новых комбинаций» [10].
Инновационная деятельность в современных условиях развития производственных отношений служит основой для устойчивого положения хозяйствующего субъекта на рынке. В основе инновации может быть заложено множество идей от простых до архисложных. Каждая идея требует тщательной проработки и формирование структурированного инновационного проекта.
В современных условиях развития рыночных отношений, развитие компаний невозможно представить без соответствующих технологических решений, направленных на удовлетворение потребностей потребителей. Именно инновации и инновационные продукты выступают в качестве ответной реакции на современные рыночные потребности и вызовы общества. Любая сформулированная идея, способная привлечь потенциальных потребителей, приводит к разработке инновационного проекта.
Разработка инновационного проекта предполагает осуществление ряда мероприятий, направленных на формулирование экономического и технического задания, определения перечня и порядка выполнения необходимых работ с целью достижения поставленных целей. В качестве основных признаков инновационного проекта следует выделить уникальность и целенаправленность. Уникальность проекта связана с постановкой конкретной и уникальной цели, сопряжённой с потребностями современного рынка.
Современные подходы к интерпретации понятия «Проект» представлены в таблице 1.
Инновационный проект – более широкое понятие, нежели проект (таблица 2).
Таблица 1
Подходы к интерпретации понятия «Проект»
№ п/п |
Источник (автор) |
Определение |
1 |
Википедия |
«…уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска» [1]. |
2 |
ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О науке и государственной научно-технической политике» |
«…комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов. Инновационный проект характеризуется возможностью недостижения запланированного результата, в том числе экономического эффекта от реализации такого проекта» [8]. |
3 |
Фунтов И.П. |
«…комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений» [9]. |
4 |
ГОСТ Р ИСО 21500-2014 |
«…уникальный набор процессов, включающих действия с начальной и конечной датами по решению скоординированных и управляемых задач, предпринятых для достижения цели» [3]. |
5 |
ГОСТ 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом |
«…комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений» [2]. |
Таблица 2
Современные трактовки понятия «Инновационный проект»
№ п/п |
Источник (автор) |
Определение |
1 |
Первушин В.А. |
«…система взаимоувязанных целей и средств их достижения, представляющая собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации» [5, с. 14]. |
2 |
Фатхутдинов Р.А. |
«…комплект документов, определяющих систему научно обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени» [7, с. 388]. |
3 |
Рыжова В.В., Петров В.В. |
«… инвестиционный проект, содержащий комплекс мероприятий, которые обеспечивают эффективное решение конкретной поставленной задачи (проблемы) ...» [6]. |
Под инновационным проектом следует понимать комплекс научно-исследовательских, аналитических, опытно-конструкторских, организационных, технических, производственных, коммерческих, финансовых, управленческих и других организованных (по срокам, исполнителям, ресурсам, категории ответственности и прочим) мероприятий, утверждённый совокупностью проектной документации. Это разработка новых или обновление изделий, материалов, комплектов, технологий и др.
Структуру инновационного проекта, его окружение следует разделить на две составляющие: внутренние, внешние.
Под внешним окружением понимается инфраструктура, отражающая политику, науку, право, экономику, культуру, общество, экологию. Внутренне окружение проекта ограничено инфраструктурой хозяйствующего субъекта (сбыт, производство, финансовое и материально – техническое обеспечение, менеджмент и другие сферы деятельности предприятия).
Характеризуя понятие «инновационный проект» по составным элементам следует выделить некоторые его дефиниции.
1. Участники проекта (заказчики, поставщики, проектировщики, подрядчики, инвесторы, консультанты, научно-технические советы и другие) – это субъекты, реализующие разнообразные интересы в процессе реализации проекта в соответствии с уровнем своих компетенций. Важно отметить, что состав участников инновационного проекта в зависимости от его вида, сложности, масштаба может значительно варьировать.
С целью улучшения качества выполняемой работы могут приглашаться сторонние специалисты (организации), объединять и координировать свои действия со штатными сотрудниками для обеспечения эффективной синергии своих действий, направленных на достижение результата. К ним можно отнести такие субъекты как консалтинговые, инжиниринговые фирмы, инновационные центры, патентно-лицензионные компании, фонды поддержки программ, общественные группы.
Отдельно следует обратиться к понятию «руководитель проекта» – лицо, которому делегированы полномочия по руководству проектом, обеспечению контроля эффективного выполнения проектных работ. Руководитель распределяет полномочия между членами команды проекта, координирует и контролирует осуществлённые работы. Основные функциональные обязанности руководителя проекта представлены на рисунке 1.
2. Стиль руководства проектом – это некая психологическая атмосфера, царящая в команде проекта, которая в свою очередь оказывает влияние на работоспособность, творческую активность его участников.
3. Организация проектной работы – это степень взаимоотношений участников проекта, распределение прав, обязанностей, ответственности в рамках общей деятельности.
4. Методы, средства коммуникации – полнота, оперативность, достоверность обмена информацией среди участников команды проекта.
Рис. 1. Основные функциональные обязанности руководителя проекта
Рис. 2. Группы процессов управления инновационным проектом
5. Экономические и социальные условия проекта. К экономическим условиям инновационного проекта следует относить его смету, бюджет, а также такие экономические составляющие проектной деятельности как: цены, налоги, тарифы, страхование, риски, льготы и иные финансовые составляющие. К социальным условиям инновационного проекта относятся стандартные условия жизни проектной команды, включая уровень заработной платы участников, социальное обеспечение, условия трудовой деятельности.
6. Управление инновационным проектом.
Управление инновационным проектом выполняется с помощью специальных знаний, методик, инструментов, операций, процедур, взаимосвязанных действий, направленных на достижение запланированных результатов. Процесс управления проектом разделён на две категории:
1) содержательные процессы;
2) управленческие процессы.
Содержательные процессы – это совокупность действий, ориентированных на продукт и непосредственно связанные с производством. К ним относят оценку предложений по реализации технических решений проекта, организацию маркетинговых работ, проведение патентных исследований и другие.
Управленческие процессы – это совокупность взаимодополняемых действий по организации содержательных процессов.
Обозначенные процессы в совокупности образуют структуру инновационного проекта. На рисунке 2 представлены группы процессов управления.
Множество целей и задач, определённых потребностями научно-технического прогресса предполагает существенное многообразие видов инновационных проектов, которые можно классифицировать по отдельным признакам (рисунок 3).
Сложность, объёмы выполняемых работ оказывают непосредственное влияние на продолжительность реализации инновационного проекта, его жизненный цикл от момента зарождения идеи до полного завершения.
Итак, жизненный цикл проекта можно условно разделить на несколько ступеней.
Первая ступень – концептуализация проекта.
На первой ступени происходит формирование концепции бизнес-идеи. Определяются цели проекта, назначается руководитель, формируется команда участников, устанавливаются бизнес-контакты. Помимо этого, концептуальная фаза сопровождается мероприятиями по изучению рынка, осуществляется мотивация заказчика и других участников. Также на этой стадии происходит сбор начальных данных, их анализ, определяются размеры финансовых, материальных, трудовых и иных ресурсов для реализации инновационного проекта, выполняется оценка представленных альтернатив, проводится их экспертиза и утверждаются окончательные предложения.
Рис. 3. Классификация инновационных проектов
Вторая ступень – разработка коммерческого предложения.
Суть организации работ на второй ступени сводится к переговорам с заказчиком о заключении контракта. Здесь происходит непосредственная работа с содержанием проекта, планируются конечные результаты, определяются размеры инновационных продуктов, утверждаются стандарты качества, составляются технические задания, формируется базовая структура проекта. Помимо этого, на уровне второй фазы осуществляется планирование сметы и бюджета инновационного проекта, рассчитывается график работ, строятся календарные планы, определяется перечень возможных рисков. Завершается вторая ступень подписанием контрактов, договоров с заказчиком, инвесторами.
Третья ступень – проектирование.
На уровне этой фазы осуществляется выборка наиболее эффективных способов реализации инновационного проекта и использования имеющихся ресурсов для него. Основные работы на данной ступени сводятся к разработке частных технических заданий, детальному проектированию, формированию и утверждению эскиза, модели, составлению технических спецификаций, чертежей, инструкций.
Четвёртая ступень – изготовление.
Организация работ на четвёртой ступени, следующая: проводятся опытно-конструкторские работы, осуществляется формирование материально-технического обеспечения, происходит подготовка производства.
Пятая ступень сдача объекта и завершение инновационного проекта.
На заключительной ступени осуществляется комплекс пуска-наладочных и испытательных мероприятий, происходит опытная эксплуатация разработанной системы, формируется кадровый состав по эксплуатации создаваемого инновационного продукта, готовится пакет рабочей документации, объект подлежит сдачи заказчику и вводу в эксплуатацию. На этой же стадии осуществляется сопровождение проекта, сервисное обслуживание, при необходимости разрешение проблемных случаев, конфликтных ситуаций, анализируется опыт для возможных последующих предложений.
Таким образом, подводя итог, можно отметить, что содержание инновационного проекта определяется совокупностью внешних и внутренних факторов, способных повлиять на процесс его реализации. При этом, автор делает вывод, что инновационный проект – это огромный комплекс научно-исследовательских, аналитических, опытно-конструкторских, организационных, технических, производственных, коммерческих, финансовых, управленческих и других организованных (по срокам, исполнителям, ресурсам, категории ответственности и прочим) мероприятий, утверждённых совокупностью проектной документации.