Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ANALYSIS OF MACROECONOMIC PLANNING “STRATEGY 2020” IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE RESULTS OF THEIR IMPLEMENTATION

Likhobabin V.K. 1 Razinkova O.A. 1 Saxon M.L. 2 Zhulyabin V.A. 1 Tazhudinova V.V. 1
1 Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering
2 Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
In this article, a study was carried out of the fact of fulfilling the points of the document “Strategy 2020”, written by the experts of the Higher School of Economics, together with the state services and the Russian Academy of National Economy. An analysis was made of the overall indicators obtained at the end of 2020 within the areas highlighted in this document. The article indicates the current economic indicators of the country, as well as a comparison with the indicators planned in accordance with the document under consideration. The article contains the procedure for developing a strategy, its sections and proposed models for stabilizing the economic and demographic state of the country. In addition, the criteria for assessing the implementation of the “Strategy 2020” plans are given, including the country’s GDP growth, inflation, budget calculations, as well as issues of spending on health care, education and law enforcement agencies.
strategy 2020
government concept
gdp
inflation
country’s competitiveness
financial infrastructure
macroeconomic stability
economic growth
budget
federal spending
strategy 2030
pension reform
regional inequality

Введение

«Стратегия 2020» – это специально разработанный для долгосрочной социально-экономической концепции развития Российской Федерации документ, включающий в себя период экономического развития государства от 17 ноября 2008 г. до конца 2020 года. Данная стратегия, которая должна привести к экономической стабильности государства и повышению жизненного уровня населения, а также его комфортного проживания, была создана в качестве руководства для управления государством и улучшения показателей деятельности правительства. Разработкой данного документа на протяжении 2011 года занимались более тысячи экспертов в Высшей школе экономики и Российской академии народного хозяйства, а так же различные госслужбы [1].

Целью данной работы является исследование прогнозов и планов стратегии 2020, способов экономического развития страны до 2020 г на фоне индустриализации, а также на основании равно доступных ресурсов. Кроме того, в результате проведенного исследования и сопоставления полученных данных с результатами деятельности «стратегия-2020», были сделаны соответствующие выводы.

Материалы и методы исследования

«Стратегия 2020» представляет собой второй вариант концепции долгосрочного развития (КДР). Первый вариант разрабатывали в 2007 году с поручения В. Путина. Главной целью данной разработки являлось как определение путей развития, так и план повышения благосостояния граждан, рассчитанный на долгосрочную перспективу динамического развития экономики страны, национальной безопасности и укрепление позиций РФ [1, 2].

Потребность в исследовании и последующей разработке второго вида стратегии обрела смысл после выявления двух основополагающих факторов. Первый заключался в том, что концепция изначального варианта совпала со значительным усилением мирового финансово-экономического кризиса. Так как программа была утверждена до того, как экономический кризис коснулся России, концепция долгосрочного социально-экономического развития оказалась неактуальной уже на период принятия. Из-за кризиса в упадок пришли экономические показатели страны и оказалось невозможным выполнение большей части ориентиров первого варианта КДР, затрагивающего 2007 – 2012 годы.

К 2012 году планировалось достичь:

• Увеличения ВВП на 38%;

• Роста продолжительности жизни на 2,5 года;

• Уменьшения энергоемкости ВВП на 19%;

• Увеличения производительности труда на 40%;

• Увеличения инвестиций в основной капитал на 85%;

• Увеличения дохода населения на 54%.

Вторая причина заключалась в том, что процесс разработки базировался на количественных данных и основных целях проекта, но не включал в себя тщательный анализ проблем, с которыми сталкивается общество и экономика Российской Федерации. К этому пункту так же можно отнести тот факт, что методы достижения установленных целей были сформулированы неоднозначно [2].

Разработка данной стратегии началась в декабре 2010 года. Была сформирована 21 группа экспертов, проведено около сотни заседаний, дискуссий и обсуждений, также в работе принимали участие более 100 зарубежных экспертов. Работа экспертных групп получала широкую огласку в прессе.

Стратегия 2020 содержит в себе 6 разделов и 25 глав, так же предисловие и приложение, описывающее изменения в затратах бюджета РФ. Кроме того, в ней указаны меры согласно всем направлениям развития рассмотренных экспертами.

Структура разделов выглядит так [3]:

Раздел 1. Новая модель роста;

Раздел 2. Макроэкономика. Базовые условия роста;

Раздел 3. Новая социальная политика. Развитие человеческого капитала;

Раздел 4. Инфраструктура. Сбалансированное развитие, комфортная среда для жизни;

Раздел 5. Эффективное государство;

Раздел 6. Внешний контур развития.

В основе стратегии 2020 заложено две цели: новая социальная политика и новая модель экономического роста. Поскольку старая модель экономического роста потеряла актуальность в связи с ростом цен и спроса, то был поднят вопрос о необходимости создания новой, более совершенной и гибкой модели, без которой кроме прочего невозможно выстроить новую социальную политику.

Ключевая мысль стратегии 2020 подразумевает возможность использования ранее незатронутых факторов конкурентоспособности: научный и человеческий потенциал. Новейшая общественная стратегия подразумевала принять во внимание слои населения, способные реализовать инновационный потенциал развития страны.

Данная модель реализуется при помощи стабилизации затрат бюджета в зависимости от долгосрочной цены на нефтепродукты, а сопутствующее ей снижение инфляции позволит сбалансировать бюджет и сократить излишние расходы. Следующий этап действий заключается в снятии институциональных барьеров. Подобное стремление позволит внешней среде стать менее агрессивной для ведения бизнеса, что повлечёт за собой улучшение деловой атмосферы и развить конкурентную среду. Стратегия 2020 поможет государственным структурам устранить основные проблемы в спросе экономике на инновации, что и повлечёт за собой экономический рост.

В общественной сфере представленная стратегия стремится восстановить и зафиксировать преимущества страны в области культуры, образования и медицины. Это предполагает реструктуризацию бюджетной области, равноправие абсолютно всех учрежденных форм собственности при оказании бюджетных услуг, формирование сообществ с регулирующими функциями, а также конкурентоспособная плата в бюджетном секторе.

Такого рода аспект потребует неполной замены ценностей в расходах бюджета. К 2020 году предполагалось повысить финансирование инфраструктуры, а также человеческого капитала на 4% ВВП, с целью укрепления сбалансированности бюджета, урезав при этом прочие расходы на 4% ВВП.

Расценивая возможности формирования любого из направлений, затронутых в стратегии 2020, создатели анализировали ряд сценариев. В случае, если реформы никак не ведутся, то это инерционные сценарии. Если при её проведении проигравшим сторонам не возмещают их издержки, то это сценарий жесткой реформы. Так же сценарий оптимальной реформы, который предельно учитывает круг интересов разных причастных компаний. Тем самым у политических деятелей, рассматривающих стратегию, имеется возможность выбора.

После опубликования окончательного отчёта некоторые эксперты заявили, что надеяться на помощь со стороны представителей правительства РФ. Ключевым расхождением мнений между властями и экспертами стала пенсионная реформа. По мнению экспертов невозможно достичь макроэкономической устойчивости в ближайшей перспективе без более серьёзных мер по остановке безвозмездных вложений денежных средств из бюджета пенсионных обязательств.

Как говорилось ранее, критики делают акцент на том, что определённые проблемы в стратегии 2020 не проанализированы и не рассмотрены достаточно детально, приводя в пример реформу правоохранительной системы и политическая реформу. Неоднократно высказывалось суждение, что действующее правительство государства не сумеет воплотить в жизнь ключевые предложения указанные в документе. В главе о местном самоуправлении и федерализме разложен довольно кардинальный план возврата политической независимости на региональном уровне [4].

Можно выделить пять ключевых задач стратегии 2020 (рисунок 1).

Из предоставленной схемы можно понять, что средний темп роста экономики на данный момент в 7 раз ниже ожидаемого, а рост ВВП составил 5,8% от планируемых 64-66%. Такие же существенные отличия присутствуют в показателе уровня абсолютной бедности: 13,1% в отличии от ожидаемых 6-7%.

missing image file

Рис. 1. Ключевые задачи Стратегии-2020

Но самым важным пунктом является показатель роста дохода населения, по сравнению с 2012 годом он составил -5% вместо планируемых 64-72%. Отсюда можно сделать краткий вывод: пункты, на которых базировался документ, содержат в себе планируемые процентные показатели, которые так и не удалось воплотить в жизнь.

Результаты исследования и их обсуждения

Чтобы верно сопоставить реальную ситуацию с предложениями стратегии 2020 необходимо ознакомиться со следующими пунктами:

• Рост ВВП;

• Инфляция;

• Бюджет;

• Регионы;

• Население;

• Пенсии;

• Вопрос квартир;

• Здравоохранение, образование и силовые структуры.

Рост ВВП за 10 лет составил 1% вместо 6%. Мировая экономика за данный период выросла на 35%, что подчеркивает различия в темпах роста других развитых стран, таких, как США, а развивающаяся экономика Китая и Индии превосходит темп роста ВВП Российской Федерации в семь раз. По данным Росстата с 2014 года наблюдается непрерывная отрицательная динамика: по размеру ВВП и паритету покупательской способности Российская Федерация была в первой пятёрке, но утратила позицию в 2014 году, упав на шестую. За пределы первой десятки РФ вышла по номинальному ВВП, который характеризует значимость государства в мировой экономике. Для улучшения ситуации правительство предоставило новый прогноз к 2024 году (рисунок 2) [5].

Инфляция – характеристика макроэкономической устойчивости, важный показатель для реализации планов правительства по формированию в столице РФ финансового центра мирового масштаба. Но в процессе рейтинг Москвы уменьшился и к 2018 году занял 83 позицию [5].

В 2008 году планировалось, что инфляция снизится до 4% с 13% имеющихся к 2015 году и до 3% к 2020 (рисунок 3), но прогнозы не сбылись. Инфляция снова отклонилась от основных показателей из-за увеличения налога в 2019 году согласно прогнозу центрального банка. Рост цен на 5,5% даёт понять, что за 10 лет деньги обесценились на 58%.

Бюджет России по данным ЦБ к 2020 году по нефтегазовому комплексу в структуре ВВП должен был снизиться до 12% по сравнению с 2007 годом в 18,7%. На данный момент доля нефтегаза в валовом внутреннем продукте не прекращает увеличиваться следом за ценами на бирже. В 2021 году доля доход от нефти и газа в государственном бюджете составит более 42% (рисунок 4).

missing image file

Рис. 2. Сравнение прогнозов на будущее

missing image file

Рис. 3. Обещанное снижение инфляции

missing image file

Рис. 4. Показатели нефтегазового комплекса в структуре ВВП

Кроме того, в 2012 году специалисты стратегии акцентировали внимание, что для достижения повышенных доходов в бюджет страны, не допустим рост НДС. В действительности, власти подняли НДС до 20%, сообщив, что дополнительные доходы намерены реализовать в национальных проектах. Это привело к уходу экономики в теневой сектор, что отрицательно сказалось на экономическом развитии страны [4].

В регионах, за исключением 12 субъектов (г. Москва и Санкт-Петербург, а также следующих областей: Московская, Ростовская, Самарская, Свердловская и несколько округов с суммарной долей ВРП 56,3%) сохраняется стабильность в экономическом неравенстве, хотя стратегия 2020 подразумевала его смягчение и формирование инвестиционной привлекательности регионов.

Население, вследствие присоединения Крыма, возросло до 146 млн человек, что и обещали в стратегии 2020 (до 145 млн). Но только без учёта Крыма, по сравнению населения РФ в 2011 году с 2020 годом, оно увеличилось на 1,1 млн человек и составило 144 млн (рисунок 5) [6]. Также был зафиксирован высокий уровень рождаемости, но на данный момент смертность превышает рождаемость, так как в детородный возраст вступили малочисленные дети 90-х. Правительство заявило, что восстановить рождаемость удастся только к 2024 году, когда достигнут детородного возраста дети второй половины двухтысячных [5].

Пенсии, по планам правительства, к 2020 году должны были составлять в среднем три прожиточных минимума, но на данный момент план по устранению бедности среди пенсионеров не выполнен и составляет лишь полтора прожиточного минимума. По итогам исследования правительство заверяет, что средняя пенсия будет повышена до двух прожиточных минимумов. В стратегии 2020, из-за пессимистичного настроя к экономике РФ, было принято решение настаивать на одинаковом пенсионом возрасте для мужчин и для женщин, также было сказано, что 63 года – оптимальный возраст выхода на пенсию. Но на момент 2020г. По данным пенсионного фонда России пенсионный возраст в РФ составляет у мужчин 65 лет и 60 лет у женщин. Правительство планирует повышать пенсионный возраст на полгода дополнительно каждый год (рисунок 6).

Что касается вопроса квартир – стратегия 2008 года подразумевала рост средней обеспеченности жильём граждан России до 38 кв. м. на человека за 12 лет. На 2020 год данный показатель равен 26,9 кв. м. В настоящее время Российская Федерация отстает от стран Евросоюза (45кв. м.), также от, превышающего нас численностью в 10 раз, Китая с их 40 кв. м (рисунок 7) [5].

На 2020 г. было запланировано повышение объема жилищного строительства до 150 млн кв. м. (рисунок 2). Согласно стратегии 2020 каждый год планировалось выделение населению 2,7 млн ипотек. Средний размер квартир, начиная с 2010 г. и по 2020 снижается с 81 кв. м. до 73,3 кв. м. [7].

Здравоохранение, образование и силовые структуры. Затраты, направленные на здравоохранение, планировали поднять до 7% от ВВП, но на момент исследования данный показатель снизился с 3,6% до 3,4%. В 2020 году 841,852 млрд рублей было направлено на здравоохранение, в 2021 году уже меньше – 780,421 млрд рублей, в 2022 году – 785,76 млрд рублей [5].

Затраты, направленные на образование должны были составить 7% ВВП к 2020 году, но в 2019 году данный показатель составлял лишь 3,5%, когда к примеру в 2007 году он был равен 4,8% ВВП. Федеральные затраты с 2013 года по 2019 год на «высшее образование», «общее образование» и «дошкольное образование» значительно снизились (рисунок 8).

missing image file

Рис. 5. Динамика численности населения, млн чел.

missing image file

Рис. 6. Возраст выхода на пенсию при его повышении

missing image file

Рис. 7. Показатель средней обеспеченности жильём, кв. на человека

missing image file

Рис. 8. Сравнение федеральных затрат в образование, млрд руб.

Затраты на нужды силовых структур возросли до 5,7% ВВП. В следствии образования Росгвардии практически в 2 раза возросли затраты на «внутренние войска», а в раздел «национальная оборона» в 2021 г. будет затрачено 995 млрд руб. В 2021 г. сумма возрастёт до 1,024 трлн рублей.

Выводы

I. «Стратегия 2020» не была полностью исполнена правительством Российской Федерации, выборочно были реализованы некоторые пункты, более необходимые к исполнению по мнению правительства. Роль данной стратегии в развитии РФ не соответствовала производственным возможностям РФ, а в скором времени, поменялась и политическая и экономическая ситуация в мире.

Стоит добавить, что, на фоне неполного достижения целей стратегии 2020, правительство предложило к разработке проект стратегии на 2030 год, с новыми планами на развитие благосостояния граждан и экономической ситуации в стране. В новой стратегии не были учтены ошибки прошлой попытки, никто не ввёл в новый документ промежуточный анализ экономических показателей, также не предусмотрен контроль промежуточных данных для корректировки пути в реализации стратегии 2030. Новая стратегия, разработанная по указу президента РФ на повестке заседания министров была снята, так как, по их мнению, не соответствует нынешним реалиям и не учитывает существующие обстоятельства. В новой стратегии были предложены планы, которые могли бы повысить экономический уровень страны. По словам директора центра развития ВШЭ, чтобы в полной мере реализовать концепцию стратегии и правительственные программы развития необходим хороший экономический климат в стране, который поможет осуществить планы стратегии. Стоить отметить, что основной целью стратегии 2030 изначально было улучшение экономической ситуации в стране, но новая стратегия не сможет быть реализована без хорошего экономического климата, что вызывает вопросы о возможности реализации концепции подобных стратегий в целом. Критики заявляют, что данное противоречие обусловлено незаинтересованностью правительства в достижении всех целей стратегии, плохой проработкой документа.

II. Для решения вновь поставленных амбициозных задач развития государства в 2030г, 2035г и т д. необходимо заложить в программу развитие индустриализации РФ, на основе новых технологий и цифровизации, а так же сформировать правительство, способное провести индустриализацию в РФ. А свою очередь индустриализация страны позволит увеличить производственные мощности, увеличить выпуск промышленных товаров, товаров народного потребления, создать рабочие места и, соответственно, повысит значительно жизненный уровень населения и снизить уровень абсолютной бедности в стране.

III. Важным этапом, который должен быть отражен в последующих стратегиях экономического развития государства, должно стать изменение условия кредитования субъектов, подразумевающее пересмотр коэффициентов аллокации капитала (взвешивания кредитов), в том числе предоставляемых малым и средним предприятиям.

IV. Последующие программы экономического развития РФ необходимо разрабатывать с учётом анализа «Стратегия – 2020» и признания допущенных упущений и ошибок, а формирование нового правительства и руководства государственными корпорациями, под новые программы, должны состоять из числа лиц принимающих активное участие в их разработке, имели заинтересованность в их исполнении, а главное чтоб они обладали антикоррупционными качествами.

Кроме этого, необходимо использовать передовой опыт формирования руководителей различных уровней по мере необходимости, других государств с развитой рыночной экономикой [9].

V. Правительство должно ежегодно проводить отчет о принятых мерах в создании условий для развития малого и среднего бизнеса; отчитывается о количестве выпускаемой и проданной продукции на рынках РФ в процентном отношении текущего года к прошлому, а так же в физическом и денежном выражении.