Введение
В условиях рыночной экономики важнейшей целью деятельности хозяйствующего субъекта является достижение эффективности, то есть создания таких условий при которых имеющиеся ресурсы будут использованы с максимальной отдачей. При этом с учетом того, что в настоящее время значительная часть предприятий управляется наемным управленческим персоналом, возникает необходимость обеспечения прозрачности деятельности по достижению целей хозяйствующего субъекта. В основе изменений в подходах к управлению функционированием и развитием хозяйствующего субъекта в современных условиях лежит переосмысление имеющихся методов и разработка новых. Использование процессного подхода, предусматривает рассмотрение управление деятельностью предприятия, как совокупность бизнес-процессов, представляющих собой последовательности действий, направленных на достижение конкретного и измеримого конечного результата. Такой подход создает условия для взаимодействия подразделений предприятия. Все более широкое внедрение процессного управления является объективной реакцией на динамические экономические и технологические изменения в условиях конкуренции, что требует фундаментального перепроектирования деловых процессов на предприятиях.
Целью исследования является определение причин перехода к процессному подходу управления в современных условиях функционирования экономических субъектов, выявление особенностей проектного подхода к управлению и использования бизнес-процессов, как технологии формирования ценности, оценка значимости использования процессного подхода с точки зрения повышения эффективности деятельности предприятия.
Материалы и методы исследования
В процессе исследования проведено изучение отечественных и зарубежных работ в области процессного управления и использования технологии бизнес-процессов. Основными методами исследования являются формально-логический метод, изучение сведений, анализ литературы по теме исследования, методы описания и синтеза.
Результаты исследования и их обсуждение
В современных условиях развития рыночной экономики перед хозяйствующими субъектами, стоит сложная задача по обеспечению эффективности своей деятельности. Для достижения определенного уровня эффективности, что будет выражаться в максимизации отдачи от используемых ресурсов при минимизации затрат, необходимо обеспечение вовлеченности и заинтересованности в достижении этой цели всех субъектов хозяйственного процесса предприятия. При этом значимым трендом для достижения этой цели в современных условиях является реинжиниринг бизнес-процессов как элемент процессного подхода к управлению предприятием.
Большинство современных предприятий и компаний создавались и функционируют в рамках применения функционального или иерархического подхода. Это объясняется в первую очередь тем, что люди, стоявшие у истоков создания предприятий, знали принципы и особенности функционирования производственных и коммерческих процессов, что придавало надежность и устойчивость этим хозяйствующим субъектам.
Однако в настоящее время, функциональные структуры построения предприятия, как показывает опыт их применения, являются довольно негибкими, что в современных условиях представляет собой существенный недостаток, так как не позволяет осуществлять своевременную адаптацию к изменяющимся условиям хозяйствования в условиях высокой турбулентности внешней среды. Как показывает практический опыт у функционального подхода к управлению имеется узкое место в виде слабых горизонтальных связей между подразделениями [1]. Результатом слабости горизонтальных связей является рост затрат, в первую очередь времени и труда, на преодоление барьеров и ограничений, связанных со слабостью горизонтальных связей, а также оппортунистического поведения представителей подразделений, которое проявляется в перекладывание ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений предприятия, медленного реагирование на изменения во внешней среде, слабую мотивацию персонала. Таким образом, при использовании функционального подхода к управлению, внимание концентрируется на выполнение отдельных функций, а не достижение общей цели. Критерии эффективности и качества работы подразделений и предприятия в целом при функциональном подходе довольно часто являются взаимоисключающими.
Особенно остро проблемы функционального подхода стали проявляться в процессе укрупнения предприятий и формирования корпораций и холдингов. Результатом стало переосмысление процесса управления хозяйственно-финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов и выработка нового подхода к управлению на основе процессного подхода и использовании «бизнес-процессов». Основываясь на разработках ряда авторов, под «бизнес-процессом» будем рассматривать совокупность взаимосвязанных операций (работ) по изготовлению готовой продукции или выполнению услуг в результате потребления совокупности ресурсов [2]. Содержание понятия «бизнес-процесс» предусматривает четко спланированный алгоритм (последовательность) взаимосогласованных и взаимосвязанных действий или операций, в результате которых из всех задействованных видов ресурсов создается определенная продукция (товар или услуга), что подвергается систематическому воздействию факторов внешней и внутренней среды и направлена на удовлетворение основных требований и потребностей будущих клиентов [3]. В качестве ресурсов, привлекаемых для реализации любого бизнес-процесса, могут выступать материалы, технология, финансы, персонал, информация, программное обеспечение и другое.
В противоположность, рассмотренному ранее, функциональному подходу использование процессного подхода предполагает наличие отлаженной системы горизонтального взаимодействия, поскольку все процессные этапы выполняются последовательно, а результат процесса или качество работ внутри него проверяются следующим звеном процессной цепочки, которое является потребителем продукта, изготовленного на предшествующем этапе [2].
Применение процессного подхода к организации управления хозяйствующим субъектом позволяет наделять исполнителей более широкими полномочиями, дает возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за полученный результат, что создает условия для быстрого и оперативного реагирования на изменение условий ведения хозяйственной деятельности [4]. Таким образом, процессный подход предполагает согласованность и координированность критериев эффективности и качества работы предприятия и его структурных элементов. В результате эффективность использования ресурсов, а также общая эффективность предприятия увеличивается.
Впервые процессный подход упоминается в работах Н. Хаммера, который исследуя проблему повышения эффективности деятельности крупных предпринимательских структур, предложил идею радикальной трансформации схемы операций современной корпорации. В совместном труде М. Хаммера и Дж. Чампи «Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе» описана методология реинжиниринга, рассмотрен опыт ведущих компаний по организационной перестройке бизнеса [5]. В рамках этой работы были предложены инструменты, по мнению авторов, гарантирующие существенную экономию производственных и временных затрат, а также формированием компании нового типа, ориентированную на достижение высоких конкурентных позиций.
В настоящее время термин «процессный подход» подтвержден стандартом ISO 9000:2008 [6], в котором указано, что для результативного функционирования организации должны управлять многочисленными связями и взаимодействующими процессами. Систематическая идентификация процессов, управление ими и их постоянное взаимодействие считаются процессным подходом. В стандарте указано: преимущество процессного подхода заключается в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках единой системы, а также за их комбинации и взаимодействия.
В результате применения процессного подхода вектором деятельности предприятия является постоянное улучшение качества конечного продукта для удовлетворения потребителя или клиента. Специалистами в области управления [1, 3, 4] определен ряд основных преимуществ использования процессного подхода:
– заинтересованность персонала в повышении уровня качества конечного продукта в результате качественного выполнения должностных обязанностей и операций для получения дохода от конкретного бизнес-процесса, в котором задействован персонал, в отличие от заинтересованности в выполнении только своих непосредственных функций; появление возможностей для проявления деловой инициативы и активности работников;
– горизонтальное распределение функций и ответственности между собственниками (руководителями) процессов и уменьшение уровня влияния менеджеров высшего уровня в вертикальной структуре и снижение управленческой нагрузки на них;
– учет динамического характера развития предприятия;
– выполнение владельцами бизнес-процессов различных функций, владение высшим уровнем знаний и способностей к решению проблемных ситуаций, творческий подход к решению проблем в отличие от жесткой регламентации труда:
– высшие уровни оперативности принятия управленческих решений, саморегулирования, динамичности, гибкости реагирования на изменения во внешней среде и адаптивности системы управления и ее внутренних процессов, обусловленные ориентацией на создание ценности для конечного потребителя и удовлетворение его запросов и интересов и интеграцией ресурсных и информационных потоков:
– снижение уровня бюрократии и регламентирование и, как следствие, экономия ресурсов - финансовых. материальных, трудовых, временных и др., а также управленческих расходов за счет исключения дублирования функций и сокращения лишних управленческих звеньев:
– упрощение организационных, согласовательных. контрольных процедур управления, уход от фрагментарной ответственности.
Указанные преимущества необходимы и для ведения эффективной конкурентной борьбы.
В рамках процессного подхода как основы управления деятельностью хозяйствующего субъекта, бизнес-процесс красной нитью проходит через все уровни управления и отвечает за выполнение конкретных управленческих функции (учет, анализ, контроль, корректировка и т. п). Бизнес-процессы, основанные на определенных целях и задачах управленческой деятельности, формируют взаимосвязь всех внутренних аспектов (проявлений) функционирования предприятия. Можно согласиться с У.Э. Демингом, что применение процессного подхода к управлению формирует системный подход к мышлению, так как «функционирование любого подпроцесса, составляющего систему, должно оцениваться в терминах вклада в цели всей системы, а не по индивидуальной производительности, прибыли или по какому другому соревновательному критерию» [7]. Как следствие, процессное управление предполагает холистический или «цельный» подход, направленный на гармонизацию всех аспектов организации и существующих или назревающих потребностей клиентов в цепочках создания ценностей.
Результатом процессного подхода как управления бизнес-процессами является согласованная деятельность (управляющее воздействие) субъекта управления на основе определенной методики и средств на объекты управления с целью достижения поставленных стратегических целей, то есть, процессный подход предусматривает создание на выходе бизнес-процесса конкурентоспособной продукции и обеспечения стабильного развития предприятия [8].
В рамках процессного подхода, сотрудничество всех структурных подразделений в целом и управленческого персонала является взаимосогласованным: в частности, их деятельность ориентирована на создание необходимого продукта для внутреннего или внешнего будущего потребителя (клиента).
Обладателем любого бизнес-процесса считается лицо, которое контролирует все виды ресурсов и порядок выполнения соответствующего бизнес-процесса, несет полную ответственность за результаты и эффективность процесса.
Стоит отметить, что внешними поставщиками или клиентами бизнес-процессов могут выступать: поставщики сырья, материалов, оборудования; покупатели / потребители исходной продукции и услуг; государственные органы власти, финансово-кредитные учреждения и тому подобное. В качестве внутренних поставщиков или клиентов бизнес-процессов обычно выступают отдельные подразделения, работники или другие структурные единицы предприятия
Любые бизнес-процессы в ходе их реализации необходимо постоянно измерять, совершенствовать (улучшать), адаптировать отдельные элементы процесса под переменные требования и ожидания будущих клиентов. Главное сократить величину расходов, улучшить определенные критерии качества, оперативность процесса; также можно внедрить новые организационные изменения на предприятии, корпоративную культуру, поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе, разработать гибкую систему мотивации (стимулирования) труда и прочее.
Процессный подход дает возможность отразить главный процесс производства продукции или услуги в виде четкой последовательности отдельных операций. Он, в свою очередь, дает возможность сосредоточить усилия на основных процессах («Сбыт» – «Производство» – «Снабжение») и возможностях их улучшения: отобразить последовательные и предсказуемые результаты, благодаря целенаправленному управлению процессами, эффективному использованию ресурсов. В результате формируются условия для определения процессов, установления полномочий, обязанностей и подотчетность управления процессами; устанавливаются ресурсные ограничения, позволяющие гибко минимизировать риски; формируется информационная база, позволяющая отразить информацию, необходимую для анализа, мониторинга, оценки и улучшения функционирования отдельных бизнес-процессов и системы в целом.
Заключение
При использовании процессного подхода, система управления хозяйствующего субъекта направлена на формирование системы бизнес-процессов, результатом реализации которых является формирование добавленной стоимости (прибыли) хозяйствующего субъекта и достижения эффективности. При этом такая система для предприятия представляет собой сквозную цепочку действий и работ, которые пронизывают всю его организационную структуру. В рамках процессного подхода, сотрудничество всех структурных подразделений в целом и управленческого персонала является взаимосогласованным: в частности, их деятельность ориентирована на создание необходимого продукта для внутреннего или внешнего будущего потребителя (клиента). Таким образом, применение процессного подхода на основе выделения бизнес-процессов позволяет создать условия для роста эффективности деятельности предприятия.