Введение
Несмотря на то что, государства, входящие в альянс БРИКС (кроме России), географически не относятся непосредственно к арктическому региону, они признают Арктику «полюсом притяжения» своих интересов. Соответственно, заявляя свои права на изучение и освоение данного региона, они призывают признать Арктику территорией, являющейся «всеобщим достоянием», где имеют законные основания не только арктические, но и внерегиональные государства. Более того, страны БРИКС претендуют на совершенствование режима управления, в т.ч. введение новых международных правил поведения в Арктике, которые гарантировали бы права всех заинтересованных стран. Некоторые из стран-участниц альянса (например, Китай и Индия) уже открыто декларировали свои политические амбиции в национальных арктических политиках. Важными шагами по укреплению позиций этих двух стран в Арктике стало их вхождение в Арктический совет на правах постоянных наблюдателей. Это стало правовым основанием для лоббирования своих интересов и участия в принятии решений по ключевым законодательным инициативам арктического региона.
Однако страны БРИКС уже сейчас столкнулись с рядом проблем при расширении своего влияния в арктическом регионе. Так, достаточно агрессивная политика КНР в Арктике вызывает настороженность среди ее партнеров – арктических государств. Представители КНР настаивают на интернационализации Арктики как «объекта международного права» и равенстве прав арктических и неарктических государств. Наряду с этим, содержание «Белой книги» Китая породило неоднозначные трактовки, иногда идущие в разрез с уже принятыми нормами международного права, что вызвало определенную тревогу среди арктических государств, которые не хотели бы допустить значительной экспансии китайского влияния в арктическом регионе.
Другое неарктическое государство-член блока БРИКС, претендующее на освоение арктического региона, – Индия. Однако в настоящий момент она не располагает достаточным потенциалом (финансовыми и техническими ресурсами) для интенсивного наращивания своего присутствия в Арктике. Пока это происходит поступательно, прежде всего, через участие в двухсторонних проектах с арктическими государствами (в первую очередь, с Россией).
Бразилия также могла бы стать одним из главных партнеров для России по арктическому направлению. Но сегодня можно говорить преимущественно о перспективах этой страны в Арктике, нежели о конкретных проектах.
Участие ЮАР в арктических проектах тоже пока незначительно. Однако рост ее интереса к Арктике неизбежен в связи с необходимостью получения доступа к инновационным технологиям геологоразведки и нефтедобычи, апробированным в Арктике. В перспективе они будут критично важны для освоения нефтегазовых месторождений в Антарктике, которая географически и стратегически важна для ЮАР и Бразилии как потенциальный источник энергоресурсов. Для достижения данной цели обеим странам придется в ближайшее время принять участие в арктических проектах по изучению и освоению данного региона.
Кроме того, приоритетные направления научно-технического развития стран БРИКС вполне коррелируют с критически важными направлениями изучения и освоения Арктики: энергетическая безопасность, космические системы и технологии, биотехнологии, новые материалы и пр. Важным приоритетом является поиск инновационных научных и технологических решений.
Целью исследования стала разработка модели международного научно-технического сотрудничества стран БРИКС в сфере комплексного изучения Арктики.
Материал и методы исследования
На базе проведенного теоретического и практического исследования авторами представлена правовая модель международного научно-технического сотрудничества стран БРИКС в сфере комплексного изучения Арктики (рисунок), позволяющая обеспечивать способность стран эффективно отвечать на большие вызовы. Данная модель базируется на концептуальной теоретической основе, позволяющей рассматривать модель с точки зрения учета экономических, правовых, политических аспектов в рамках единой правовой системы. Важным элементом модели является анализ системы управления международным сотрудничеством и нормативно-правовых норм, регламентирующих научно-техническое сотрудничество России в Арктике, а также практика их реализации.
Модель международного научно-технического сотрудничества России со странами БРИКС
Разработка правовой модели международного научно-технического сотрудничества в сфере комплексного изучения Арктики предполагает анализ совокупности проблем, угроз и возможностей в странах БРИКС на базе проведения SWOT-анализа, а также установление взаимосвязей и взаимодействия данной групп стран с Россией в сфере научно-технического сотрудничества в Арктике, что позволит выработать приоритетные направления правового регулирования международного сотрудничества для Российской Федерации в сфере комплексного изучения Арктики с целью обеспечения способности эффективно отвечать на большие вызовы.
Результаты исследования и их обсуждение
Сотрудничество России и Китая в Арктике имеет большой потенциал.
Спектр перспективных направлений российско-китайского сотрудничества достаточно широк: проекты в сфере разведки месторождений природных ресурсов, развития грузового судоходства на СМП, метеорологии, гидрологии, изучение морского льда, промышленного инжиниринга (например, развитие аддитивных технологий) и судостроения (в частности, технологии модульного судостроения и пр.), геологии, геофизики, биологии, экологии, морской химии, арктической политики и права, истории и культуры коренных народов Севера [1] и др. На перспективу следует ожидать расширения сотрудничества Китая и России в сфере энергетических проектов и освоения СМП.
Согласно «Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года», поставлена задача по «диверсификации экспортных потоков с наращиванием доли присутствия на новых рынках сбыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки» [2]. Однако вопрос о расширении участия китайских инвесторов в российских энергетических проектах остается под вопросом. Ограничивающим фактором являются, в частности, требования к рентабельности проектов, которая напрямую зависит от цены на нефть.
Для обеспечения привлекательности СМП для организации регулярного контейнерного трафика КНР по данному маршруту в перспективе предстоит решить ряд вопросов. Во-первых, разработка достаточно надежных долгосрочных (на 7–9 суток) метеопрогнозов, которые бы позволили учитывать изменение природно-климатических особенностей Арктики и обеспечивали ритмичность навигации. Во-вторых, для китайских партнеров необходимы точные навигационные карты и расширение опыта судовождения в ледовых условиях. Критичной станет и потребность в пополнении флота COSCO контейнеровозами ледового класса. В-третьих, тарифное регулирование перевозок по СМП должно стать предметом для двусторонних переговоров. Об этом свидетельствует акцент на необходимости обеспечения принципа свободы судоходства применительно к Арктике в соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. [3].
Развитие российского и китайского ледокольного и транспортного флотов, модернизация северных портов, контейнерных перевозок, обеспечение безопасности мореплавания по СМП должны обеспечить полноценную эксплуатацию. По мнению китайских экспертов в области логистических перевозок, увеличение доли СМП в мировых морских транзитных евразийских перевозках обеспечит снижение себестоимости мирового морского фрахта в пределах 50‒120 млрд долл.
Интересным направлением для китайских инвесторов является добыча редкоземельных металлов в арктическом регионе. Перспективным направлением российско-китайского сотрудничества может стать и развитие биотехнологий, в частности, биопроизводства для глубокой переработки растительного и животного сырья Арктики.
Важным направлением сотрудничества могут стать и совместные арктические научные исследования. Хотя в настоящее время Китай больше внимания уделяет изысканиям в Антарктике, куда в экспедицию отправился первый китайский ледокол. В то же время на освоение СМП и арктических природных ресурсов потребуются колоссальные финансовые средства. Для этого необходимо развитие инфраструктурных проектов.
Перспективным направлением российско-китайского сотрудничества в этой связи является сфера судостроения, в первую очередь, развития ледокольного флота. Перспективным может стать развитие судоходства на сжиженном природном газе [4]. Участие китайских партнеров в инвестиционных проектах в сфере ледокольного строительства станет одним из перспективных направлений сотрудничества. Пока преждевременно предлагать КНР участие в акционерном капитале и создании совместных предприятий. Однако привлечение китайских займов (с возможным погашением в товарной форме – газ и нефть) может быть весьма перспективным вариантом сотрудничества.
Важным направлением сотрудничества может стать развитие критических технологий, необходимых для освоения арктического региона. Россия является признанным лидером в сфере ядерных силовых установок большой мощности и накопила значительный опыт их использования на ледоколах. Учитывая стремление Пекина создать свой собственный ледокольный флот, российские технологии представляют большой интерес для Китая [5].
На текущий момент сохраняющаяся конфронтация и санкционная политика создают благоприятную почву для расширения и укрепления российско-китайского сотрудничества. Следует также отметить, что Россия подходит к развитию отношений с Китаем осторожно, стремясь оградить свой суверенитет, развивая собственный потенциал, чтобы избежать излишней зависимости от сильных партнеров.
Финансовые и технологические возможности пока не позволяют Индии стать равным игроком на «арктической арене». Россия является стратегически важным партнером для Индии в освоении арктического региона. Совместные проекты по разработке нефтегазовых месторождений в Арктике отвечают растущим потребностям в энергоресурсах. Более того, «очевидно, что отношения с Россией стали более тесными в энергетической сфере из-за приверженности Индии диверсифицировать свой импорт энергоносителей в контексте американских санкций в отношении иранской энергетической отрасли» [6].
Согласно статистике Международного энергетического агентства (МЭА), к 2035 г. потребность Индии в энергоресурсах увеличится на 17% (с 75% до 92%) [7]. Поэтому индийская сторона стремится к активному развитию нефтегазового сотрудничества с Россией. В соответствии с Санкт-Петербургской декларацией, «экономики Индии и России дополняют друг друга в энергетическом секторе. Мы будем стремиться построить «Энергетический мост» между нашими государствами и расширить двусторонние отношения во всех областях энергетического сотрудничества, включая ядерную, углеводородную, гидридную и возобновляемые источники энергии, а также в повышении энергоэффективности. Мы заинтересованы в запуске совместных проектов по разведке и разработке углеводородов на арктическом шельфе Российской Федерации» [8]. В этой связи интересным для Индии было бы инвестирование в арктический проект СПГ-2.
В ответ на инвестиции индийские партнеры ожидают определенных компромиссных решений от российской стороны: в частности, признания Арктики как особой экономической зоны для индийских инвесторов и снижения тарифов на экспорт / импорт, поощрение сотрудничества в корпоративной сфере [6; 9].
В то же время Индия проявляет интерес к развитию СМП для сотрудничества в сфере перевозок. От российской стороны поступали предложения по поводу партнерства в продвижении данного проекта Индии и Китаю [10]. Интересным направлением сотрудничества может стать и разработка электронных карт для СМП с целью снижения рисков мореплавания.
В сфере естественных наук ключевыми направлениями сотрудничества являются:
– «Изучение гипотетических связей между арктическим климатом и индийским муссоном на основе анализа данных об осадках и ледяных кернах из арктических ледников и Ледовитого океана.
– Характеристика морского льда в Арктике с использованием спутниковых данных для оценки эффекта глобального потепления в северной полярной области.
– Проведение исследований динамики и массового бюджета арктических ледников с уделением особого внимания влиянию ледников на изменение уровня моря.
– Проведение комплексной оценки флоры и фауны Арктики на предмет их реакции на антропогенную деятельность» [11].
Актуальными остаются и направления российско-индийского арктического сотрудничества в области энергетики и биоэкономики. Перспективными являются и инфраструктурные проекты в области развития портовой инфраструктуры, судостроения, разведке и добыче природных ископаемых, «зеленых» технологий. У Индии также наблюдается высокий интерес и к добыче меди, фосфора, редкоземельных металлов, платины [12].
Проведение совместных российско-индийских научных исследований в области изменения климата и охране водных ресурсов, в частности, изучения процессов таяния ледников в Арктике, поможет Индии в перспективе решить проблемы, связанные с аналогичными процессами в Гималаях. От таяния льдов Арктики зависит состояние льдов на Тибетском плато, откуда берут начало основные индийские реки. Соответственно, из-за глобального потепления арктические ледники оказывают негативное влияние на воды Индии [13]. Глобальные климатические изменения в Арктике также влияют и на муссоны в стране. Санкт-Петербургская декларация апеллирует к актуальности сотрудничества в области изучения вопросов глобального изменения климата в Арктике: «Индия и Россия, отмечая более широкое использование природного газа, экономически эффективного и экологически чистого топлива, которое стало неотъемлемой частью мирового энергетического рынка, и имеющего большое значение для сокращения выбросов парниковых газов, будут содействовать выполнению положений Парижского соглашения об изменении климата, а также достижению устойчивого экономического роста» [8].
Сотрудничество Бразилии с Россией по арктическим проектам относится пока больше к перспективным направлениям. Первые шаги уже сделаны в отношении использования латиноамериканскими партнерами полезных ископаемых, добытых в российской Арктике (фосфаты – в Мурманской области, калий – на Урале). В 2019 году заключен меморандум Советом предпринимателей Россия–Бразилия и Агентством по продвижению экспорта и инвестиций Бразилии касательно взаимной поддержки экспортной деятельности и привлечении инвестиций [14]. Это может стать еще одним стимулом к развитию стратегического партнерства двух стран.
14 октября 2020 г. Россия пригласила страны БРИКС принять участие в реализации совместных нефтегазовых проектов в Арктике [15]. Это приглашение своевременно для Бразилии, т.к. участие в энергетических проектах является стратегически важным направлением сотрудничества для обеих стран.
Участие в арктических проектах относится пока к перспективным направлениям сотрудничества ЮАР и России. В сентябре 2017 года Росгеология и государственная нефтегазовая компания ЮАР PetroSA в ходе саммита БРИКС в Китае подписали соглашение на освоение и разработку блоков 9 и 11а южного континентального шельфа ЮАР [16].
В 2018 году глава Минприроды России С. Донской на встрече с министром энергетики Южно-Африканской Республики Д. Махлобо в Кейптауне заявил о готовности осуществлять поставки российского СПГ в ЮАР и подчеркнул приоритетность расширения двусторонних связей в энергетическом секторе [17]. Российский министр высказал намерения интенсифицировать сотрудничество обеих стран и развивать совместные инфраструктурные проекты в Арктике.
В перспективе интерес к арктическому региону у южноафриканского партнера будет расти, что обусловлено потребностью в получении доступа к инновационным технологиям геологоразведки и нефтедобычи, применяемым в Арктике. Этот опыт является ценным для последующей его имплементации в Антарктике для разработки нефтегазовых месторождений. Следовательно, нельзя исключать в будущем приток инвестиций ЮАР в научно-исследовательские и инфраструктурные проекты по освоению Арктики.
Выводы
Таким образом, сотрудничество России со странами БРИКС строится в настоящее время на разных уровнях сотрудничества в арктическом регионе:
– на уровне двусторонних связей России, Китая и Индии и их совместного участия в различных арктических проектах;
– на уровне многостороннего сотрудничества страны БРИКС активно участвуют в проектах ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), направленных на переход к «зеленой экономике» и возобновляемой энергетике, а также на продвижение «зеленых технологий». Интересной и важной представляется Финансовая инициатива ЮНЕП (United Nations Environment Programme Finance Initiative), участие в которой подтверждает приверженность стран БРИКС принципам устойчивого развития и ответственного финансирования своей деятельности. Кроме того, три из пяти членов БРИКС представлены в Арктическом совете.
Среди перспективных направлений сотрудничества России, Китая, Индии, Бразилии и ЮАР ключевое место занимают инновационные научно-технические проекты в области геологоразведки и освоения нефтегазовых месторождений, развития безопасного круглогодичного судоходства по СМП и связанные с этим инфраструктурные промышленные проекты по инвестированию в создание и модернизацию портовой инфраструктуры и судостроение.
Другими направлениями сотрудничества, вызывающими высокий интерес у партнеров России по альянсу БРИКС, являются: добыча редкоземельных металлов, вопросы изменения климата, охраны окружающей среды, устойчивого использования водных ресурсов и развития «зеленых технологий».
В настоящее время арктическое партнерство стран БРИКС реализуется, прежде всего, в рамках двустороннего сотрудничества. Однако арктические мега-проекты требуют поиска многосторонних форматов. Перспективными направлениями изучения и освоения Арктики может стать «разработка природно-ресурсного потенциала Арктики, в частности, реализация энергетических проектов и освоение биоресурсов Арктики; развитие логистического потенциала арктического региона (СМП); экологическая безопасность и изучение климата; расширение образовательного пространства и академического научного сотрудничества» [18].
С целью активизации участия в арктических проектах в качестве полноправных участников странам БРИКС потребуется постоянно наращивать научно-технический потенциал и уровень применения арктических технологий, укреплять деятельность, в первую очередь, в сфере технологических инноваций, расширять свое участие в формате двух- и многостороннего сотрудничества, а также увеличить объемы инвестиций в арктические проекты.
Пандемия COVID-19 стала своеобразной проверкой на прочность не только национальных систем здравоохранения, устойчивости региональных систем и системы управления «глобальным здоровьем» человечества, но и эффективности международного сотрудничества в арктическом регионе. В этом ключе значимым является активизация сотрудничества в сфере науки и образования. В этом направлении альянс может опираться на опыт сетевого Университета Арктики и инициации многосторонних научно-исследовательских проектов. Это потребует проработки институциональных основ для развития арктического направления сотрудничества стран БРИКС.
Исследование проведено при поддержке гранта РФФИ № 18-29-15055.