Введение
Мировая практика свидетельствует, что во многих странах, особенно в развитых странах Запада, некоммерческие организации составляют ядро гражданского общества, и они настолько сильны, оформлены организационно и законодательно, что значительно влияют на жизнь общества.
Выделим несколько функций, присущих некоммерческим организациям как участникам экономических отношений, что проиллюстрировано на рисунке 1.
Рис. 1. Группы функций некоммерческих организаций
Согласно рисунку 1, на котором представлены функции некоммерческих организаций, их можно сгруппировать по двум признакам: функции, через которые проявляется влияние данного сектора на социум, и функции, в которых реализуется участие некоммерческих организаций в экономических процессах. Развивающая функция нацелена на развитие общества в сфере науки, образования, культуры и поддержку гражданских и социальных инициатив. Благодаря качественной функции некоммерческие организации влияют на повышение качества жизни населения. Посредством инновационной функции проблемы в социальной сфере решаются некоммерческими организациями нестандартным путем. Информационная функция некоммерческих организаций направлена на просвещение общества через различные материалы, брошюры о существующих проблемах и их возможных решениях. Институциональная функция позволяет скоординировать усилия государства, бизнеса и населения для борьбы с социальными проблемами. Через производственную функцию реализуется потенциал некоммерческих организаций как производителей товаров и услуг. Перераспределительная функция заключается в направлении средств населения, коммерческих структур и государства на поддержку социально уязвимого населения и нуждающихся. Социально-ориентирующая функция отвечает за формирование институтов, ориентированных на продвижение социально-направленной экономики.
Для раскрытия экономических возможностей некоммерческих организаций важно определить их место в общей системе социально-экономических отношений и выделить тем самым их роль в экономике. В современной экономической науке и публицистике при систематизации и характеристике основных субъектов данной системы принято их деление на три сектора: государственный, коммерческий и некоммерческий [12, с. 86]. Взаимосвязи, существующие между данными секторами, изображены на рисунке 2.
На рисунке 2 показано, что каждый сектор экономики преследует смежные цели с другими секторами: организации коммерческого сектора преследуют получение прибыли от своей деятельности, что также отвечает целям государства – ведь благодаря прибыли бизнеса бюджет получает доход через уплачиваемые налоги; вместе с некоммерческим сектором коммерческий участвует в производстве различных благ – товаров, работ и услуг, необходимых населению; а цели некоммерческого сектора отвечают государственным – налаживание качественной жизни общества, решение социальных проблем. Так, некоммерческий сектор оказывает на экономику значительное влияние наряду с коммерческим и государственным секторами.
Рис. 2. Место некоммерческих организаций в экономической системе государства
Материал и методы исследования
Необходимость существования некоммерческих организаций обусловлена тем, что в современном мире между государством как создателем общественных благ и нуждающимися в этих благах должно существовать промежуточное звено, которое способно освободить первое от чрезмерного количества забот, удовлетворив притом потребности вторых. Таким звеном и выступают некоммерческие организации – являясь партнерами государства, по мнению многих авторов работ в исследуемой теме, в чем можно удостовериться, ознакомившись с авторскими позициями на этот счет, представленными в таблице 1.
Таблица 1
Позиции авторов относительно необходимости некоммерческих организаций
Авторы |
Позиции |
Грищенко А.В. |
«…участие организаций некоммерческого сектора в качестве эффективного поставщика социальных услуг населению коррелирует с обозначенными на государственном уровне направлениями развития рынка социальных услуг, а именно: некоммерческие организации являются важнейшим стратегическим ресурсом модернизации социальной сферы России» [4, с. 35]. |
Косыгина К.Е. |
«…существование НКО объясняется тем, что они покрывают неудовлетворенный государством и рынком спрос потребителей на общественные блага» [6, с. 109-110]. |
Горячева В. Р. |
«Некоммерческие организации становятся стратегическими партнерами государства и бизнеса, помогают повысить эффективность и качество инвестиций в любое направление социальной сферы» [3, с. 50]. |
Никовская Л.И., Якимец В.Н. |
«…полноценная социальная политика государства возможна тогда, когда государство совместно с другими субъектами гражданского общества вырабатывает стратегию и приоритеты социальной политики и организует их практическое воплощение совместными усилиями» [8, с. 127]. |
Вениченко К.Ю., Гелета И.В. |
«В гражданском обществе третий сектор формирует некий баланс интересов между государственным и частным секторами, которые не способны в полной мере удовлетворить общественные потребности» [2, с. 88]. |
Бабичев И.В., Демина С.В. |
«…некоммерческие организации служат уникальной цели, восполняя дисфункции в государственной социальной политике» [1, с. 26]. |
Скворцов В.Н. |
«Некоммерческие организации являются посредником между обществом и государством…» [11, с. 72]. |
Описанные в таблице 1 авторские позиции в отношении необходимости существования некоммерческих организаций обозначают их как партнера государства в решении социальных проблем, признают их стратегическую важность для развития рынка социальных услуг и реализации социальной политики внутри страны. Функционирование некоммерческих организаций является одним из ключевых элементов экономического и социального прогресса [10, с. 4]. И в современных условиях вклад организаций некоммерческого сектора в решение государственных задач как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях все более заметен. В «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» также уделено внимание некоммерческому сектору: в разделе 4.9 «Социальная активность» закреплена цель на повышение качества и доступности услуг в социальной сфере, что будет достигаться за счет использования потенциала общественных инициатив, а для этого будет обеспечиваться поддержка деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций, социального предпринимательства, благотворительной и добровольческой деятельности [9]. Поэтому важно выделять место, роль организаций некоммерческого сектора в системе экономики.
С практической точки зрения существует как минимум две причины, по которым необходимо анализировать экономическую составляющую работы некоммерческих организаций. Во-первых, только в случае понимания (оценки) «экономического веса» некоммерческий сектор может рассчитывать на признание и поддержку со стороны органов власти и бизнеса. Эти субъекты будут рассматривать такие организации в качестве равноправных участников экономического процесса и всерьез прислушиваться к их мнению, выбирая пути решения актуальных проблем. Во-вторых, оценка экономической значимости позволит самим некоммерческим организациям воспринимать себя в качестве субъектов экономической деятельности, субъектов рынка. На сегодняшний день подавляющее большинство организаций некоммерческого сектора анализируют свою деятельность только с точки зрения выполнения социальной миссии. Но необходимо в том числе взглянуть на общественные блага и социальные услуги, производимые ими, как на конкурентоспособный продукт [13, с. 10].
Несмотря на социальную направленность и неприбыльный характер деятельности организаций рассматриваемого сектора, он вносит свой вклад в экономику, о чем свидетельствуют доля доходов в ВВП и число занятых в организациях этого сектора в мире [7, с. 4]. И именно эти два показателя многие исследователи некоммерческих организаций берут за основу, рассматривая роль таких организаций в экономике страны (табл. 2).
При этом по данным таблицы 2 видно, что некоммерческий сектор в России уступает по показателям этому сектору в развитых странах (преимущественно в государствах Западной Европы и Северной Америки). В России доля доходов некоммерческих организаций в ВВП составляет лишь 0,6%, тогда как в развитых странах – 6,5%. В российских организациях третьего сектора занято около 1% общей численности экономически активного и трудоспособного населения, а в развитых странах – 7,1%. Доля социально-ориентированных некоммерческих организаций в России – 13,5%, в государствах Западной Европы и Северной Америки – 60–70%.
Таблица 2
Уровень развития некоммерческих организаций в России и развитых странах, % [5]
Показатель |
В России |
В развитых странах (средний показатель) |
Доля некоммерческих организаций в ВВП |
0,6 |
6,5 |
Доля занятых в некоммерческом секторе |
1,1 |
7,1 |
Доля социально-ориентированных некоммерческих организаций от общего числа некоммерческих организаций |
13,5 |
60-70 |
Рис. 3. Модели поведения по методике оценки экономической значимости некоммерческого сектора в регионе Шабуновой А.А. и Косыгиной К.Е.
Однако не все экономисты при оценке роли некоммерческих организаций приняли методику, основанную на ВВП. Ведь деятельность таких организаций в большей своей части не связана с денежным обращением [7, с. 5]. Поэтому авторами работ по данной проблематике предлагались новые методики оценки роли некоммерческих организаций в экономике – так же на основе ВВП, но с учетом специфических показателей некоммерческих организаций.
В этой связи наиболее точной представляется методика Шабуновой А.А. и Косыгиной К.Е. [13, с.13-17], посвященная разработке инструментария для определения значимости некоммерческого сектора в регионе. Данная методика подразумевает учет трех составляющих деятельности некоммерческих организаций и рассматривает, соответственно, три модели их поведения: как социальный предприниматель, как объединенный благотворитель, как добровольческий центр (рис. 3).
Так, согласно Шабуновой А.А. и Косыгиной К.Е., методический инструментарий представляет собой синтетический (интегральный) показатель, определяющий экономическую значимость некоммерческого сектора в регионе на основе трех моделей поведения. Индикаторы и формулы расчета для каждой модели представлены в таблице 3.
Так, по методике Шабуновой А.А. и Косыгиной К.Е., итоговый интегральный показатель, характеризующий экономическую роль НКО в регионе, предлагается рассчитывать суммированием показателей, полученных по трем моделям поведения НКО:
I = X1+ X2 + X3 . (1)
Однако, по нашему мнению, при определении значимости некоммерческого сектора для экономики следует учитывать не только вес продуктов некоммерческих организаций в структуре товаров и услуг, произведенных в стране за год, но также рассматривать иные показатели, характеризующие деятельность таких организаций с точки зрения социального эффекта, производимого ими на население и экономику страны. В этой связи представленная Шабуновой А.А. и Косыгиной К.Е. методика не учитывает следующие аспекты, влияющие на оценку роли некоммерческих организаций в экономике:
- при расчете доли выпуска бесплатных товаров и услуг НКО в ВРП авторы вышеописанной методики предлагают определять такой показатель путем вычитания из общего поступления денежных средств и иного имущества в НКО доходов (выручки) от реализованных платных товаров и услуг. Однако в сумме общего поступления денежных средств и иного имущества в НКО содержатся также доходы, которые не относятся к реализации платных товаров и услуг, но также не должны учитываться при расчете доли выпуска бесплатных товаров и услуг. Такими доходами являются, к примеру, доходы от операций с ценными бумагами НКО и прочее;
Таблица 3
Индикаторы и формулы расчета в методике Шабуновой А.А. и Косыгиной К.Е.
Критерии сопоставления |
Как социальный предприниматель |
Как объединенный благотворитель |
Как добровольческий центр |
Исследуемые показатели |
Доходы от реализации товаров, работ, услуг |
Безвозмездные поступления из бюджетов всех уровней, доходы от целевого капитала, гранты, пожертвования и прочие законные поступления |
Стоимостная оценка труда добровольцев по замещающим затратам |
Условные обозначения |
X1 – доля выпуска платных товаров и услуг НКО в ВРП, % за год расчета; X2 – доля выпуска бесплатных товаров и услуг НКО в ВРП, % за год расчета; X3 – вклад труда добровольцев в ВРП, % за год расчета; D – поступило денежных средств и иного имущества в НКО – всего; D1 – объем выпуска платных товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, бюджетных учреждений в текущих ценах за год расчета; D2 – объем выпуска платных товаров и услуг для юридических и физических лиц и населения (домохозяйств) в текущих ценах за год расчета V–величина валового регионального продукта в текущих ценах за год расчета; Zср – среднемесячная номинальная начисленная заработная плата социальных работников в регионе; 0,5к – понижающий коэффициент для учета более низкого уровня квалификации добровольцев по сравнению со средним по категории социальных работников; Н – численность добровольцев НКО в пересчете на полную занятость (40 час. в неделю) |
||
Формулы расчета |
- расчет вклада труда добровольцев в ВРП, на наш взгляд, не должен сопоставляться с заработными платами социальных работников, даже с учетом корректирующего коэффициента 0,5: деятельность некоммерческих организаций обширна и поэтому функционал добровольцев коррелирует не только с функционалом социальных работников, но и с функционалом работников множества других специальностей. К тому же добровольцы редко получают какое-либо вознаграждение за свой труд, поэтому оценивать их вклад в стоимостной оценке нецелесообразно;
- в методике не учитывается динамика результатов работы некоммерческих организаций с благополучателями;
- также данная методика не отражает динамику «разгосударствления» в отношении значимых сфер общественной жизни, тогда как в рамках этого процесса происходит передача некоммерческим организациям ряда функций государства. Чем выше показатель «освобождения» государства от некоторых забот в пользу некоммерческих организаций, тем более развита система третьего сектора экономики в такой стране. Поэтому включать такой фактор в анализ, изучающий значимость некоммерческого сектора, представляется целесообразным.
Результаты исследования и их обсуждение
В связи с этим нами разработана методика, позволяющая оценить роль некоммерческих организаций для экономики страны (или региона), применяя системный подход. При этом за основу нашей методики мы взяли методику, предложенную Шабуновой А.А. и Косыгиной К.Е.
Отметим, что при разработке данной методики были соблюдены требования, предъявляемые к определению исходных статистических данных: показатели содержат все важнейшие показатели исследуемой категории, они информационно доступны и достоверны. Рассмотрим подробнее структуру предлагаемой методики.
Так, на рисунке 4 схематично изображена структура предлагаемой методики – представлены аспекты анализа, на которых основывается предлагаемая методика оценки роли некоммерческих организаций в экономике. Посредством данной методики значимость исследуемого сектора в экономике будет определяться с учетом доли выпуска таких организаций в ВВП, а также благодаря исследованию изменения специфических показателей, которые свидетельствуют о развитии третьего сектора в экономике конкретной страны.
Рис. 4. Аспекты анализа, на которых основывается предлагаемая методика оценки роли некоммерческих организаций в экономике
Таблица 4
Методика оценки роли некоммерческих организаций в экономике
Методический инструментарий |
Анализ участия НКО в ВВП |
Анализ динамики специфических показателей |
Исследуемые показатели |
- доходы от реализации товаров, работ, услуг; - все виды целевого финансирования |
- количество сотрудников; - количество добровольцев, принимавших участие в деятельности НКО; - количество благополучателей; - объем средств бюджетов субъектов РФ, переданных НКО на оказание услуг |
Источники данных |
- данные Федеральной налоговой службы о целевом финансировании по формам статистической налоговой отчетности; - данные Федеральной службы государственной статистики по форме 1-СОНКО, а также данные о ВВП |
- данные Федеральной службы государственной статистики по форме 1-СОНКО; - данные докладов о деятельности и развитии социально-ориентированных некоммерческих организаций Минэкономразвития России |
Средства проведения анализа |
Применение формул, построенных по следующим индикаторам: I – доля выпуска НКО в ВВП, %; Y – величина ВВП, млн руб.; X1 – доля выпуска платных товаров и услуг НКО в ВВП, %; X2 – доля выпуска бесплатных товаров и услуг НКО в ВВП, %; D1 – объем выпуска платных товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, бюджетных учреждений, млн руб.; D2 – объем выпуска платных товаров и услуг для юридических и физических лиц и населения (домохозяйств), млнруб; N – объем целевого финансирования, млн руб. I = X1 + X2 ; |
- составление массива данных для проведения анализа; - построение графиков и диаграмм на основе исследуемого массива данных; - сопоставление динамических данных; - расчет прироста исследуемых показателей |
Результаты анализа |
Получение представления о весе некоммерческого сектора в экономике страны |
Получение представления о развитии некоммерческого сектора в стране |
Благодаря такому системному анализу мы получим более четкое представление о том, как реализуется некоммерческих сектор в экономике, используя динамические данные.
Основой методики, описанной в таблице 4, является изучение влияния некоммерческого сектора на экономику посредством двух подходов: через определение его веса в структуре реализованных товаров и услуг всех отраслей экономики, а также рассмотрение специфических показателей в динамике, свидетельствующих о производимых социальных эффектах.
Выводы
Таким образом, на нынешнем этапе формирования мировой экономики некоммерческие организации занимают важное место в построении многосторонних финансовых и общественных взаимоотношений. И наличие развитого некоммерческого сектора в экономике означает высокое развитие гражданского общества в стране, ведь организации этого сектора имеют, так называемые, положительные экстерналии – приносят блага не только конкретным индивидуумам, а всему населению в целом.
При этом в России становление данного сектора экономики происходило позже, чем в развитых странах, в связи с этим он позже институционализировался. Однако и в настоящее время существующие официальные статистические источники позволяют составить выборку данных, по которым можно выявить роль некоммерческих организаций в экономике России, основываясь на том или ином методическом инструментарии.
Для этого нами была предложена методика, составленная на основе уже существующей путем корректировки некоторых индикаторов и добавления динамического анализа специфических показателей, присущих деятельности некоммерческих организаций в России. Применение системного подхода к анализу вклада некоммерческого сектора в экономику страны позволит как определить вес данного сектора на момент времени, так и проследить его развитие в динамике, что способствует получению более достоверного представления о значимости некоммерческих организаций для экономики.