Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

IMPLEMENTATION OF STATE INNOVATION POLICY: ANALYSIS OF CONVERGENCE

Klimuk V.V. 1 Kuznetsova Yu.A. 2
1 Establishment of education “Baranovichi State University”
2 Branch of the Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev in Novokuznetsk
The article is devoted to the study of the question of the similarity of the level of development of individual organizations acting as partners within the functioning subjects of the scientific and innovative infrastructure and potential partners on the basis of the theory of convergence. The analysis made it possible to identify trends in the socio-economic, innovative development of Belarus and individual countries, including in the vector of the implementation of the cooperative resource model in order to improve (adapt) the state innovation policy. Analytical conclusions testify to the high importance and role of the scientific and innovative component in the comprehensive development program of the Republic of Belarus, Russia, China and a number of other countries. The tendency of the growing level of the Belarusian-Russian, Belarusian-Chinese collaboration in the scientific and innovative vector is noted, which serves as the foundation for the preparation and implementation of joint programs for innovative development, the development of joint innovative projects, and the development of intellectual potential.
innovation
state
innovation policy
republic of belarus
convergence

Введение

Развитие науки и техники стимулирует формирование совместных инновационно ориентированных кластеров, обеспечивающих создание конкурентоспособной продукции на основе коллективного использования ресурсного потенциала партнеров. Вопрос конечного эффекта имеет при этом приоритетное значение, ориентируясь на наращивание финансовых результатов и развивая инструменты социального обеспечения участников. Важным аспектом является выработка общей программы развития потенциального объединения (альянса), например, в форме политики инновационного развития организаций-участников, объединенных единой целью – кратко-, средне- или долгосрочной, временной (срочной) или бессрочной.

Формирование единой политики инновационного развития осуществляется на основе ретроспективного анализа деятельности потенциальных участников, наличия схожего и отличного в процессах управления. С точки зрения авторов, для реализации данной задачи можно прибегнуть к использованию теории конвергенции, характеризующей степень «сближения» векторов развития ряда участников (стран, регионов). Применение данной теории позволит определить возможность развития совместного, взаимовыгодного сотрудничества между одно- и разноуровневыми территориальными образованиями, спрогнозировать тренды развития. Для оценки данной степени «сближения» применяются количественные параметры, как правило, характеризующие экономическую и социальную стороны функционирования. Научные исследования по применению инструментария теории конвергенции для оценки и прогнозирования социально-экономического состояния стран с целью повышения эффективности стратегических направлений их развития представлены в публикациях отечественных и зарубежных ученых. Среди отечественных и зарубежных ученых, выполняющих исследования по изучению проблемных вопросов разработки государственной инновационной политики, страновой кооперации на основе конвергентного анализа, следует выделить работы Астратовой Г.В. [3], Климука В.В. [6], Терзиева В. [1], Черновой О.А. [7], Антоняна К.К. [2], Шулимовой А.А. [12], Диденко Д.В. [4], Челноковой О.Ю. [11] и других. Формирование эффективной инновационно ориентированной экосистемы разноуровневых территориальных образований, бизнеса обусловливается ресурсным потенциалом акторов. Важнейшим аспектом выступает разработка совместной (единой) политики инновационного развития экосистемы, что возможно при выявлении схожих условий и факторов, а также различий в реализации текущей политики ее потенциальными участниками.

В рамках данного исследования применена теория конвергенции для оценки «схожести» уровня развития отдельных организаций, выступающих в качестве партнеров в рамках функционирующих субъектов научно-инновационной инфраструктуры и потенциально возможных партнеров в рамках кооперационной ресурсной модели взаимодействия.

Материал и методы исследования

Для данного исследования авторами адаптирована теория конвергенции к инновационной экосистеме и представлена оценка отдельных субъектов хозяйствования, а также система оценочных показателей, характеризующих состояние инновационного развития участников экосистемы. В качестве основных показателей, характеризующих эффективность взаимодействия в рамках инновационной экосистемы, использованы следующие показатели:

1. Для разработки совместной политики в межстрановой кооперации: валовый внутренний продукт на душу населения; индекс человеческого развития; расходы на исследования и разработки (в % от ВВП).

2. Для разработки совместной политики в межрегиональной кооперации: валовый региональный продукт; удельный вес инновационной продукции в общем объеме произведенной продукции.

С целью выявления конвергенции (дивергенции) в социально-экономическом, инновационном развитии стран использованы статистические данные за 2001-2020 гг. информационного ресурса Всемирного банка (https://www.worldbank.org), Организации Объединенных Наций (Human Development Reports; http://hdr.undp.org/en/indicators/137506), Национального статистического комитета Республики Беларусь (https://www.belstat.gov.by).

Расчетные данные показателя сигма-конвергенции (стандартного отклонения) были выполнены:

а) в целом за весь анализируемый период по каждой стране отдельно;

б) по 5-тилетним анализируемым периодам по каждой стране отдельно;

в) по группам стран – партнеров Беларуси по каждому году.

Результаты исследования и их обсуждение

По показателю ВВП на душу населения за анализируемый период с 2001 года по 2020 год следует отметить тенденцию устойчивого экономического развития (по 5-тилетним отрезкам уровень ежегодного отклонения значений оцениваемого показателя колеблется в целом от 700 до 1000 дол.), что характеризуется конвергенцией программ социально-экономического развития страны (рис. 1). Конвергенция по времени отмечена и по ряду других стран, в частности Китаю, Казахстану. Волатильность исследуемого параметра характерна для стран ЕС, России, Узбекистана. Наибольший уровень ежегодного отклонения по ВВП на душу населения определен по блоку стран ЕС, что объясняется сложностью адаптации генеральной стратегии объединения для каждого участника союза. Однако следует отметить тенденцию конвергенции по данному показателю относительно 5-тилетних периодов развития ЕС, что можно определить как акцент на выстраивании единой экономической политики для всех участников-партнеров.

Основой повышения конкурентоспособности стран (регионов, отраслей, организаций) являются научно-инновационные разработки. Уровень конвергенции по периодам развития стран в разрезе показателя удельного веса расходов на исследования и разработки в ВВП, представлен на рисунке 2.

Doc13.tif

Рис. 1. Уровень конвергенции по показателю ВВП на душу населения по странам за 2001-2020 гг.

Источник: разработано автором на основе [8; 9]

Doc14.pdf

Рис. 2. Уровень конвергенции по удельному весу расходов на исследования и разработки в ВВП по странам за 2001-2018 гг.

Источник: разработано автором на основе [8; 9]

Конвергенция данного параметра по временным периодам на основе статистических данных по Республике Беларусь свидетельствует о поэтапном внедрении механизмов стимулирования научно-инновационной активности организаций, а также о комплексной инновационной политике, обеспечивающей генерирование новых идей и разработку инновационной продукции, способной конкурировать на мировом рынке (в частности, Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг., порядок создания субъектов инновационной инфраструктуры, инструменты финансирования инновационных проектов за счет средств республиканского централизованного инновационного фонда). Аналогичная ситуация проявляется по другим анализируемым странам.

При анализе уровня конвергенции по группе стран-партнеров можно сделать вывод о дивергенции по удельному весу на исследования и разработки в ВВП по Беларуси и Китаю и о конвергенции по данному параметру по Беларуси и России (рис. 3).

Данная ситуация обусловливает необходимость дальнейшей активизации научно-технического, инновационно индустриального сотрудничества Беларуси с Россией и Китаем как надежными, сильными партнерами. В этом направлении создаются необходимые условия в институциональной, финансовой, научно-образовательной областях (в частности, программы научно-технического сотрудничества Беларуси и Китая, научно-технические программы Союзного государства).

Doc15.pdf

Рис. 3. Конвергенция по удельному весу расходов на исследования и разработки в ВВП в сопоставлении блока стран за 2001-2018 гг.

Источник: разработано автором на основе [8]

Doc16.pdf

Рис. 4. Уровень конвергенции по индексу человеческого развития (ИРЧП) по странам за 2001-2019 гг.

Источник: разработано автором на основе [5]

По индексу развития человеческого потенциала при анализе динамики стран по временным периодам следует отметитьконвергенцию по всем анализируемым странам, что свидетельствует о приоритетности в рамках государственной инновационной политики, социально-экономической политики вопроса о развитии интеллектуального потенциала, усиления эффективности от экономики знаний (рис. 4).

Заключение

Таким образом, выполненные расчеты позволил провести анализ за 2001-2020 гг. и выявить тенденции социально-экономического, инновационного развития Беларуси и отдельных стран, в том числе в векторе реализации кооперационной ресурсной модели с целью совершенствования (адаптации) государственной инновационной политики. Аналитические выводы свидетельствуют о высокой значимости и роли научно-инновационной компоненты в комплексной программе развития Республики Беларусь, России, Китая и ряда других стран. Отмечена тенденция растущего уровня белорусско-российской, белорусско-китайской коллаборации в научно-инновационном векторе, что выступает фундаментом при подготовке и реализации совместных программ инновационного развития, разработке совместных инновационных проектов, развитии интеллектуального потенциала.