Предпринимательская наука является неотъемлемой составной частью сферы исследований и разработок страны, включающаяся в инновационный цикл на его завершающей стадии, используя результаты фундаментальных и прикладных исследований, полученных научными организациями и университетами, для создания и внедрения в производственный процесс передовых технологий, разработки и производства инновационной продукции. Для этих целей промышленные компании создают в своей структуре соответствующие подразделения, занимающиеся исследованиями и разработками (R&D, как принято называть в мировой практике).
Роль промышленных компаний в научно-технологическом развитии является ключевой и заключается в следующем:
- участие в определении приоритетных направлений научно-технологического развития;
- формирование спроса на результаты научных исследований университетов и научных организаций;
- проведение исследований и разработок силами своих подразделений R&D;
модернизация производства на базе созданных передовых производственных технологий;
- формирование заказа на подготовку специалистов и участие в образовательном процессе;
- разработка и производство инновационной продукции, что и является конечным результатом научно-технологического развития.
Мировой опыт убедительно доказывает, что именно бизнес играет определяющую роль в разработке и внедрении инноваций. Доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на НИР превышает 65%, а в среднем по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), приближается к 70%. Численность персонала, занятого в научно-исследовательских подразделениях корпораций, составляет более 60% всего кадрового научного потенциала развитых стран. Корпоративный сектор является не только крупнейшим, но и наиболее привлекательным работодателем для научных работников, устанавливая высокую планку в оплате научного труда. В частности, в США занятые в корпоративном секторе ученые и инженеры зарабатывают в среднем на 57% больше, чем их коллеги, работающие в университетах. Не редко крупные компании проводят не только прикладные, но и фундаментальные исследования. Так, в США частные инвестиции составляют более 25% общего объема затрат на фундаментальные исследования. В Японии затраты корпоративного сектора достигают почти 38% совокупных расходов на фундаментальные исследования, а в Южной Корее – порядка 45% [1].
Что касается России, отрицательную роль на внутрифирменную науку оказал переходный период 1990-2000-х гг., когда происходила массовая приватизация с разрушением отраслевой науки, конструкторских и технологических организаций. Если еще в 1990 году доля внутрифирменной науки в общем объеме затрат на исследования и разработки составляла в России 62% (что вполне сопоставимо с западными стандартами), то к 2003 году она снизилась до 6%. Частный собственник в тот период попросту отказался от науки [2, с. 3]. Несмотря на активизацию государственной политики в 2000-х гг. и существенное наращивание государственных расходов на гражданскую науку удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, сохранялся на уровне 9,3-9,4%, а доля инновационной продукции в общем объеме выпуска не превышала 4,6-5,5% [3, с. 19]. В 2010-х гг., как показало исследование, проведенное Российской венчурной компанией [4], у крупных российских компаний начал проявляться отчетливый интерес к исследованиям и разработкам. В наибольшей степени он был связан с исчерпанием конкурентоспособности уже существующих продуктов, завершением массовой модернизации производств и ростом конкуренции.
Главной задачей корпораций сегодня становится создание собственных R&D-центров. Так, среди крупных компаний успешный пример создания собственной системы исследований и разработок продемонстрировала крупнейшая нефтехимическая компания России и Восточной Европы «Сибур». Это один из редких случаев выращивания корпоративного R&D-центра в «чистых» условиях: по собственной инициативе руководства компании, без государственного принуждения, без присоединения какого-либо действующего научного института. В течение 6 лет в Сибуре путем последовательных действий была перестроена вся система организации инновационной деятельности: от изменения принципа формирования программы НИОКР через интересы бизнесов компании, реорганизации деятельности центральных заводских лабораторий с привлечением их к проведению плановых НИОКР, созданием собственного научно-исследовательского института – НИОСТ (научно-исследовательская организация Сибур Томскнефтехим), организацией в Сибуре проектного офиса «Сибур технологии». При этом Сибур продолжает активно взаимодействовать с академическими институтами, научными организациями и университетами. Сейчас в планах Сибура – превратить Сибур технологии в самостоятельный центр прибыли за счет продажи лицензий.
Для крупных российских компаний, прежде всего, важны инновации, связанные с совершенствованием уже существующих на рынке продуктов и технологий. Тем не менее, уже сегодня многие из них закладывают основы для будущего инновационного рывка. По данным исследования РВК большинство производственных компаний уже располагают собственными научно-исследовательскими институтами или центрами. В машиностроении и металлургии такие центры имеют 90% компаний, занятых в данной отрасли. Менее 50% компаний имеют собственный R&D-центр в секторе ТЭК. Активное создание корпоративных R&D-центров и быстрое наращивание их мощи является сегодня главной тенденцией в развитии крупного российского бизнеса. Вместе с тем собственные подразделения по ведению исследований и разработок не являются конкурентами внешним исследовательским центрам. Напротив, помимо выполнения собственных работ, они выполняют еще одну важную функцию – выступают в качестве заказчика по отношению к сторонним разработчикам. Без собственных R&D-подразделений компании способны закупать лишь готовые решения, но не могут выступать квалифицированными заказчиками и вести заказные НИОКР. Среди проблем, с которыми сталкиваются крупные компании во взаимодействии с разработчиками: неготовность разработчиков подстроиться под требования компании-заказчика, а также чисто физическая нехватка внешних разработчиков требуемой квалификации, готовых заниматься созданием инновационных решений [4, с. 8-10].
Проблема отсутствия квалифицированных отраслевых научно-исследовательских институтов, сдерживающая инновационное развитие промышленных компаний, поднималась руководителями предприятий на заседании Совета Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики «Сотрудничество научных и промышленных организаций в целях создания высокотехнологичной продукции» 16.06.2021 г. [5]. Так, председатель Совета директоров компании «Ростсельмаш» К.А. Бабкин, отметил, что «в советский период на сельхозмашиностроение работало 14 отраслевых институтов, которые имели региональную и отраслевую специфику. В каждом институте работало примерно по 700 человек. Сегодня они объединены в одну структуру – Всероссийский институт механизации. Но эта структура живет отдельно, она не спрашивает у предприятий, чем ей заниматься, какие разработки вести, и предприятия не потребляют результаты работы этой структуры». Аналогичная ситуация, как было отмечено и другими руководителями предприятий, наблюдается в станкостроении, текстильной и легкой промышленности и целом ряде других отраслей.
В мире основной объем инвестиций в НИОКР в бизнес-секторе формируется крупными технологическими компаниями. Так, во многих развитых странах доля крупнейших компаний (более 1000 человек) превышает 70%, а в Японии достигает 85%. При этом основная часть инвестиций на НИОКР сосредоточена не просто в крупных компаниях, а в относительно небольшой группе компаний – технологических лидеров [6, с. 9-10].
Если рассматривать структуру высокотехнологичных секторов экономики, то Россия сопоставима с другими европейскими странами и США по числу предприятий и занятости в высокотехнологичных секторах экономики. Однако при расчете добавленной стоимости в высокотехнологичных секторах на одно предприятие и одного занятого в России – одни из самых низких показателей. Для того чтобы достичь средних показателей по рассматриваемым странам, необходимо создавать и поддерживать точки роста в высокотехнологичных отраслях, в первую очередь за счет стимулирования к быстрому росту частных высокотехнологичных компаний, обладающих наибольшим потенциалом, на всех этапах их развития – от компаний-газелей до национальных чемпионов и компаний-единорогов. Именно эта группа компаний уже сейчас показывает уровень производительности труда на человека, сопоставимый или даже превосходящий среднемировые показатели: в 2019 году выручка достигла 5,7 млн руб. в год на одного занятого. Этот показатель в 4 раза превосходит средние показатели выручки высокотехнологичных компаний на одного работника в России и превосходит средние показатели выручки на одного занятого в высокотехнологичных секторах любой страны Европы (например, Чехии – в 3,5 раза, Великобритании и Италии – более чем в 2 раза). Ключевым фактором успеха высокотехнологичных компаний является эффективность их расходов на НИОКР. Успешная инновационная деятельность создает особые конкурентные преимущества, и, как результат, эти компании показывают темпы роста выручки, добавленной стоимости и других финансовых параметров, значительно превосходящие средние по своей отрасли [7].
Помимо крупных компаний работу по исследованиям и разработкам выполняют малые и средние инновационные предприятия. Частные малые и средние инновационные предприятия являются ключевым драйвером экономики во всех развитых странах мира и традиционно являются одной из основных целевых групп, на развитие которых направлены значительные меры государственной поддержки. Надо сказать, что зарубежные корпорации рассматривают их работу как возможный дополнительный источник новых оригинальных идей и выстраивают коммуникацию по взаимодействию с ними. В России же доля таких коопераций, к сожалению, пока мала. Наиболее активна работа крупных корпораций с малыми и средними инновационными предприятиями наблюдается в отраслях фармацевтики и биотехнологии, телекоммуникации, вычислительной техники и программных продуктах [4].
Главная задача государственной политики – стимулирование инновационной активности высокотехнологичных компаний и наращивание доли НИОКР в экономике. В настоящее время объемы расходов на НИОКР в России остаются на крайне низком уровне, ниже среднемировых показателей, и сопоставимы с показателями ЮАР, Бразилии и Польши (0,99% от ВВП и 287,7 долл. на душу населения) [7]. Если в большинстве стран НИОКР финансируется за счет собственных средств предприятий, то в России доля предприятий в общих расходах на НИОКР составляет лишь 29,5%, а большая часть финансируется за счет средств федерального и региональных бюджетов (67% всех расходов) (таблица 1).
Усугубляет положение тот факт, что в 2020 году Россия сократила расходы федерального бюджета на гражданские исследования и разработки. Так в 2021 году на научные исследования и разработки гражданского назначения на ближайшие три года направлено 486,1 млрд руб., что на 6,3% (или 32,8 млрд руб.) меньше по сравнению с докризисным планом. На 2022 год запланировано сокращение ассигнований на гражданские исследования и разработки на 4,8% относительно докризисных проектировок, до 514,4 млрд руб. Государство экономит на науке и исследованиях на фоне общего роста бюджетных расходов на 1,6% в 2021 году относительно прошлогоднего закона о бюджете и сокращения на 2,5% в 2022-м. Мера эта вызвана рекордными затратами 2020 года на борьбу с коронавирусом и его экономическими последствиями [8].
В результате того, что собственных средств у компаний недостаточно для проведения НИОКР, а заемное финансирование и средства, предусмотренные государственным бюджетом, недоступны, в России доля компаний, осуществляющих исследования и разработки, существенно ниже, чем в других странах [7].
Таблица 1
Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования и странам, 2018 (%)* [7]
Страна |
Внутренние затраты на исследования и разработки |
Средства государства |
Средства предпринимательского сектора |
Иностранные источники |
Другие национальные источники |
Россия |
100 |
67,0** |
29,5 |
2,3 |
1,1 |
Бразилия |
100 |
33,6 |
45,0 |
… |
2,6 |
Великобритания |
100 |
26,3 |
51,8 |
15,6 |
6,4 |
Германия |
100 |
27,7 |
66,2 |
5,8 |
0,3 |
Италия |
100 |
35,2 |
52,1 |
9,8 |
2,9 |
Канада |
100 |
31,7 |
41,2 |
10,9 |
16,2 |
Китай |
100 |
19,8 |
76,5 |
0,6 |
… |
Республика Корея |
100 |
21,6 |
76,2 |
1,3 |
0,9 |
США |
100 |
22,8 |
63,6 |
6,2 |
7,5 |
Тайвань |
100 |
20,0 |
79,0 |
0,1 |
0,9 |
Франция |
100 |
32,8 |
55,6 |
7,7 |
3,9 |
Япония |
100 |
15,0 |
78,3 |
0,6 |
6,1 |
* Или ближайшие годы, по которым имеются данные.
** Включая средства бюджета, бюджетные ассигнования на содержание образовательных организаций высшего образования, средства организаций государственного сектора (в том числе собственные).
Меры государственной поддержки и стимулирования научно-технологической деятельности в промышленных предприятиях.
В ведущих индустриальных странах в настоящее время сформирована развитая система государственной поддержки и стимулирования научно-технологической деятельности промышленных компаний. Одними из важнейших направлений государственной поддержки сферы исследований и разработок в предпринимательском секторе являются: финансирование исследований и разработок; стимулирование исследовательской активности в частном секторе.
К настоящему времени в развитых странах сложилось своеобразное разделение задач в финансировании исследований и разработок между государством и предпринимательским сектором: дорогостоящие и ориентированные на длительную перспективу фундаментальные и прикладные исследования берет на себя государство, а исследования и разработки с большей определенностью и меньшим риском финансируют компании. Бюджетное финансирование фундаментальных исследований дает компаниям возможность проводить прикладные исследования и разработки на прочной теоретической основе, экономя время и средства [9].
Большое внимание правительства развитых стран уделяют развитию экономических методов стимулирования исследовательской активности в частном секторе [10, 11]. Большинство западных правительств используют для этих целей следующие универсальные экономические механизмы:
- освобождение от таможенных пошлин на импортируемое научное оборудование;
- ускоренная амортизация научного оборудования;
- оказание услуг государственных центров коллективного пользования или передача государственного имущества во временное пользование (на платной или безвозмездной основе) компаниям частного сектора для проведения исследований и разработок;
- привлечение частных компаний к проведению совместных исследований с государственными научными организациями на условиях долевого финансирования;
- предоставление кредитов на льготных условиях для проведения совместных исследований университетов и частных компаний;
- предоставление субсидий или грантов на проведение исследований компаниями частного сектора.
Наиболее разнообразными и широко применяемыми являются механизмы налогового стимулирования исследовательской активности частных компаний, которые выступают как механизмы косвенного финансирования исследований и разработок. Среди основных видов налогового стимулирования исследовательской активности компаний частного сектора можно выделить:
- налоговые скидки;
- налоговый кредит;
- перенос затрат на НИОКР на расходы будущих периодов.
В ряде стран предоставляются особые налоговые льготы (экстраконцессии), позволяющие вычитать из налогооблагаемой базы более 100% средств, израсходованных на НИОКР. В Австралии, например, допускается вычитать из базы налога на прибыль 125% от суммы произведенных в течение года текущих затрат на НИОКР, а в Сингапуре эта льгота доходит до 200%. Кроме того, в некоторых странах налоговые льготы действуют лишь в отношении компаний, проводящих исследования и разработки собственными силами. В последнее время все в большем числе стран эта льгота распространяется на компании, привлекающие к проведению исследований и разработок внешних подрядчиков.
С 1980-х годов развитые страны начали использовать новый вид налоговых льгот – налоговый кредит на НИОКР. Налоговый кредит для компаний, выполняющих исследования и разработки, представляет собой налоговую льготу, позволяющую в течение определенного срока и в определенных пределах снижать налогооблагаемую базу на сумму расходов на исследования и разработки с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Правительства этих стран постоянно оценивают эффективность налоговых кредитов, уточняя (зачастую ужесточая) нормативные ограничения на НИОКР, удовлетворяющие критериям на получение налогового кредита.
В некоторых развитых странах предусмотрен возможный перенос налоговых льгот на будущий период (от года до 10 лет). Этот вид налоговых льгот предназначен для разрешения проблем, возникающих у предприятий, расходующих средства на проведение НИОКР и приобретение необходимого для этого оборудования, но не получающих пока прибыли, достаточной для использования «причитающихся» им налоговых льгот в полном объеме. Законодательство ряда стран предусматривает в подобных ситуациях возможность переноса права использования налоговых льгот на будущее (с горизонтом до 10 лет в зависимости от характеристик осуществляемых инвестиций) [12, с. 83].
Таким образом, можно отметить, что развитые страны стремятся использовать продуманную комплексную систему финансирования и государственной поддержки сферы исследований и разработок, позволяющей эффективно решать сложные задачи научно-технологического развития.
В последнее время вопросам государственной поддержки и стимулирования научно-технологического развития особое внимание стало уделяться в России. До 2005 года в условиях бюджетных ограничений стимулирование инновационной деятельности не относилось к числу приоритетных задач. Практиковались относительно малобюджетные формы поддержки. В 2006-2008 гг. государством была поставлена задача перехода на инновационный путь развития, что привело к активизации господдержки, расширению спектра форм и инструментов реализации. Введен ряд мер налогового характера (амортизационная премия, сокращение сроков списания расходов на исследования и разработки и др.), созданы крупные финансовые институты развития (Внешэкономбанк, Российская венчурная компания и др.). В период кризиса 2008-2009 гг. поддержка инновационной деятельности временно отошла на второй план. Соответствующие расходы в рамках федеральных целевых программ научно-технологического профиля подверглись секвестру, а отдельные направления и инструменты были отчасти перенаправлены на борьбу с проявлениями кризиса. Со второй половины 2009 г. активизировались ранее действовавшие механизмы (налоговые льготы, достраивание системы финансовых институтов развития), а также были инициированы новые [3].
В предшествовшее десятилетие (2010-2020 гг.) Правительство РФ последовательно расширяло систему мер, направленных на активизацию исследовательской и инновационной активности промышленных предприятий. С этой целью принят ряд нормативных документов, регламентирующих предоставление субсидий и льгот организациям, осуществляющих научно-технологическую деятельность. Эти меры сгруппированы и представлены в таблице 2.
Таблица 2
Меры государственной поддержки в России [13]
Нормативны й акт |
Организатор |
Вид поддержки |
Порядок финансирования |
Постановлен ие Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 г. № 1388 |
Фонд развития промышленности |
Предоставление льготных займов по программе «Проекты развития» |
Сумма займа – от 50 до 500 млн рублей. Проекты должны быть направлены на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию Импортозамещающих производств. Софинансирование проекта со стороны Заявителя, частных инвесторов или за счет банковских кредитов в объеме не менее 50% общего бюджета проекта. Срок возврата предоставленной поддержки: не более 5 лет Процентная ставка предоставления поддержки: 5%. |
Фонд развития промышленности |
Предоставление льготных займов по программе «Лизинг» |
Сумма займа – от 5 млн рублей до 500 млн рублей. Проекты должны быть направлены на поддержку технологического перевооружения и/или модернизацию основных производственных фондов российских субъектов деятельности. Заем предоставляется для финансирования от 10% до 90% (включительно) от обязательного для Заявителя платежа первоначального взноса (аванса), который составляет не менее 10% и не более 50% от стоимости промышленного оборудования, указанного в договоре между лизингодателем и Заявителем. При этом максимальный размер займа Фонда не может превышать 27% стоимости промышленного оборудования. Минимальный общий бюджет проекта – 20 млн рублей. Срок возврата предоставленной поддержки: не более 5 лет Процентная ставка предоставления поддержки: 1%. |
|
Фонд развития промышленности |
Предоставление льготных займов по программе «Совместные займы» |
Сумма займа – от 20 до 100 млн рублей. Проекты должны быть направлены на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств. Софинансирование проекта со стороны Заявителя, частных инвесторов или за счет банковских кредитов в объеме не менее 50% общего бюджета проекта. Общий бюджет проекта – не менее 40 млн руб. Срок возврата предоставленной поддержки: не более 5 лет Процентная ставка предоставления поддержки: 5%. |
|
Постановлен ие Правительства Российской Федерации от 17.02.2016 г. № 109 |
Минпромторг России |
Субсидии российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технологического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры |
Не более 2 раз в год |
Постановлен ие Правительства Российской Федерации от 17.02.2016 г. № 110 |
Минпромторг России |
Субсидия направлена на компенсацию части Затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на создание, расширение и модернизацию технологической и производственной базы в рамках реализации комплексного проекта государственной программы РФ «Развитие электронной промышленности на 2013-2025 годы» |
Субсидии предоставляются 2 раза в год (во 2 и 4 квартале) в размере 0,7 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации в случае, если процентная ставка по кредиту, полученному в валюте Российской Федерации, больше или равна ключевой ставке Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день последней уплаты процентов по кредиту |
Постановлен ие Правительства Российской Федерации от 15.03.2016 г. № 194 |
Минпромторг России |
Субсидии бюджетам субъектов на софинансирование расходов по возмещению части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий |
Размер субсидии определяется п.20 Постановления Правительства от 15.03.2016 г. №194 |
Постановлен ие Правительства РФ от 16.06.2016 г. № 548 |
Минпромторг России |
Субсидии российским организациям, оказывающим услуги в сфере патентования разработок российских Производителей и экспортеров за рубежом |
К затратам оператора на уплату патентных пошлин, на возмещение которых предоставляются субсидии, относятся расходы на уплату за пользователей международных пошлин, национальных пошлин, пошлин за поддержание патента в силе (не более чем за 3 первых года срока действия патента). |
Постановлен ие Правительства РФ от 17.12.2016 г. № 1394 |
Минпромторг России |
Субсидии на разработку международных, региональных и национальных документов в области стандартизации (Росстандарт) |
Субсидия предоставляется: а) в размере 75 процентов расходов, произведенных в связи с разработкой одного национального документа в области стандартизации или межгосударственного стандарта, но не более 500 тыс. рублей; б) в размере 75 процентов расходов, произведенных в связи с разработкой одного международного стандарта, но не более 750 тыс. рублей. |
Постановлен ие Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 г. № 634 |
Минпромторг России |
Субсидии российским организациям на производство и реализацию пилотных партий средств производства |
Субсидии предоставляются в размере не более 50 процентов общего объема следующих затрат: а) затраты на оплату сырья, материалов и комплектующих, необходимых для производства пилотной партии; б) затраты на оплату изготовления и (или) приобретения оснастки, средств тестирования, измерения и контроля (не более 20 процентов предоставляемой субсидии); в) затраты на оплату труда работников, занятых в производстве пилотной партии, в размере, не превышающем уровень средней заработной платы в регионе; г) затраты на инженерную разработку и проектирование пилотной партии (не более 10 процентов предоставляемой субсидии); д) затраты на приобретение расходного инструмента для производства пилотной партии (не более 10 процентов предоставляемой субсидии); е) логистические затраты на поставку пилотной партии (не более 10 процентов предоставляемой субсидии). |
Постановлен ие Правительст ва РФ от 23.02.2019 г. № 191 |
Минпромторг России |
Государственная поддержка организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности |
Поддержка оказывается в виде субсидирования процентной ставки кредитным организациям, которые финансируют организацию российских производств в иностранных государствах – в объеме не более 60 млрд руб. |
С 2016 г. осуществляется поддержка частных высокотехнологичных компаний-лидеров. С 2017 г. усилены налоговые льготы на НИОКР; с 2018 г. отменен налог на движимое имущество организаций. С 2020 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1649 от 12.12.2019 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», организации могут получать субсидии на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации инновационных проектов, включающих разработку современной технологии и выпуск на ее основе промышленной продукции.
Таблица 3
Субсидирование затрат на НИОКР в 2020 года
Отрасль промышленности |
Отраслевой лимит,% |
Отраслевой лимит, млн руб. |
Предельный размер субсидий, предоставляемой одной организации, млн руб. |
Автомобильная промышленность |
24 |
1882 |
450 |
Химическая промышленность |
21 |
1700 |
450 |
Тяжелое машиностроение |
11 |
882 |
200 |
Железнодорожная промышленность |
9 |
704 |
200 |
Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение |
7 |
530 |
120 |
Станкоинструментальная промышленность |
6 |
441 |
160 |
Черная металлургия, трубная промышленность и металлоконструкции |
5 |
405 |
200 |
Легкая промышленность |
4 |
300 |
100 |
Сельскохозяйственное машиностроение |
4 |
278 |
120 |
Цветная металлургия, промышленность редких и редкоземельных металлов |
3 |
240 |
100 |
Энергетическое машиностроение |
3 |
209 |
100 |
Промышленность строительных и нерудных материалов |
2 |
195 |
75 |
Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности |
1 |
97 |
45 |
Промышленность переработки отходов производства и потребления |
1 |
60 |
60 |
Нефтегазовое машиностроение |
0 |
0 |
300 |
Итого |
100 |
7923 |
- |
Установленный механизм государственной поддержки направлен на достижение национальной цели, определённой Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% их общего числа. Господдержка будет способствовать увеличению объёмов производства и продаж конкурентоспособной промышленной продукции, созданной в рамках реализации НИОКР предприятиями-производителями, дополнительной загрузке их производственных мощностей.
На эти цели в федеральном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 28,72 млрд руб., в том числе в 2020 году – 5,79 млрд руб., в 2021 году – 11,04 млрд руб. и в 2022 году – 11,89 млрд руб. [14].
В 2020 г. в целях субсидирования затрат на НИОКР в рамках Постановления Правительства РФ № 1649 для участия в конкурсе в перечень современных технологий было включено 119 предложений. Суммы субсидий варьировались в пределах от 7,35 млн руб. (отрасль машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности) до 350 млн руб. (отрасль химической промышленности). Наибольшее число конкурсов по технологиям в 2020 г. проведены в отраслях автомобильной промышленности – 20 и химической промышленности – 18 (табл. 3) [15].
С 1 января 2021 года вступили в силу новые нормы налогового законодательства, предусматривающие право организаций на получение инвестиционного налогового вычета на сумму произведенных расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (подп. 6 п. 2 ст. 286.1 Налогового кодекса). Водится этот вычет законами субъектов РФ. При применении налогового вычета, стоит учитывать, что принять можно не более 90% расходов на НИОКР. Применяется он к налогу, исчисленному за отчетный период, в котором завершены либо сами исследования (конструкторские работы) или их отдельные этапы, либо подписан акт сдачи-приемки. Кроме того, те расходы на НИОКР, для которых организация использовала право на применение налогового вычета, не могут учитываться при определении налоговой базы. А нематериальные активы, созданные в результате произведенных расходов на НИОКР, в отношении которых было использовано право на применение вычета, не подлежат амортизации [16].
Стоит отметить, что не все из инструментов государственной поддержки дали ожидаемый эффект. Российские предприятия в целом остаются недостаточно вовлечены в инновационные процессы. Наибольший уровень инновационной активности (порядка 30%, по данным Росстата) демонстрируют компании высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности [17]. Основной причиной этому является отсутствие у правительства четкой концепции построения системы налогообложения, определения ее приоритетов, а также несовершенство и нестабильность налогового законодательства.
В значительной степени отрицательный опыт различных инструментов государственной поддержки научно-технологического развития обусловлен следующими факторами:
- «перекосы» в структуре финансирования НТР, в частности крайне низкое участие бизнеса в финансировании;
- низкая эффективность механизмов концентрации ресурсов в рамках существующих механизмов выбора и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ;
- непродуманное реформирование сектора исследований и разработок без ясного видения желаемого образа науки в России [6, с. 9].
Оценка государственных мер необходима для определения направлений совершенствования научно-технологического развития. Необходимо учесть, что текущий уровень прямой государственной федеральной поддержки региональных инновационных и высокотехнологичных проектов крайне низок и не влияет существенным образом на развитие несырьевого сектора экономики. Так, в 2017 году 52 региона получили федеральную поддержку на сумму 4511,967 млн руб. Лидерами стали Калужская область – 1844,1 млн руб., затем Новосибирская область – 337,9 млн руб., Воронежская область – 261 млн руб. [18].
Как отмечают С.П. Земцов, В.А. Баринова и Р.И. Семенова, в условиях низких темпов роста экономики России и с учетом ограничений на импорт технологий и оборудования первоочередными задачами должны стать поддержка и стимулирование к развитию высокотехнологичных производств в регионах. Эти меры должны включать, в первую очередь, вопросы финансовой, информационно-консультационной поддержки, предоставление государственных и муниципальных преференций для отдельных групп организаций. Должны быть проработаны как на федеральном, так и на региональном уровнях вопросы введения специальных налоговых режимов и льгот, предоставления государственных гарантий, льготных кредитов, выделение займов через различные фонды [18].
Стоит подчеркнуть, что на государственном уровне должны быть четко выстроены ориентиры в том, что государство считает приоритетным и будет поддерживать и по каким условиям. Необходимо проработать вопросы изменения механизма формирования приоритетов, а также определения нового перечня приоритетных направлений развития науки и технологий.
Подводя итог можно сказать, что для развития сферы исследований и разработок в промышленных компаниях в первоочередном порядке необходимо предусмотреть следующие мероприятия [2, 5, 6, 18]:
- расширение механизмов поддержки спроса на исследования и разработки путем предоставления гарантий долгосрочной государственной политики в сфере регулирования рынка, расширения инструментов доступа к конкурентоспособным по стоимости финансовым ресурсам, обеспечения защиты от недобросовестной конкуренции, в том числе с использованием механизма государственного контроля;
- создание мер по повышению инвестиционной привлекательности;
- создание мер по стимулированию внедрению инноваций и импортозамещение в производство, путем внедрения механизмов предоставления льготных займов и создания центров технологического превосходства на базе как частных компаний, так и возрождения советской системы государственных научных и конструкторско-технологических центров по ключевым отраслям обрабатывающей промышленности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-010-00355.