Важные изменения в экономической, социальной и политической сферах российского общества предопределили необходимость проведения в России уголовно-правовой реформы. Уголовно-правовая политика требует совершенствования системы уголовной ответственности, которая должна стать более дифференцированной, гуманной и вместе с тем эффективной.
Значимым институтом в системе уголовного и уголовно-исполнительного права остается институт наказания. Под наказанием следует понимать меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда. Наказание применяется к лицу, которое признано виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Рассматриваемому институту посвящена глава 9 УК РФ, в которой содержится определение понятия «наказание», перечислены цели наказания, содержится информация о классификации наказаний.
Помимо наказаний, УК РФ предусматривает иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.
В общем смысле, мерами уголовно-правового характера следует считать меры, предусмотренные уголовным законом, применяемые безотносительно юридической природы поведения лица, совершившего преступление, с изменением его уголовно-правового статуса [3, с. 35].
Наказание и иные меры уголовно-правового характера представляют собой различные формы реакции государства на совершение преступления. Данные правовые институты применяются за совершение преступлений в отношении лиц, их совершивших, назначаются в соответствии с характером и степенью общественной опасности преступления для достижения уголовно-правовых целей восстановления (утверждения) социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений.
Иные меры уголовно-правового характера – это существенная новелла в российском законодательстве. Некоторые виды этих мер были введены в Уголовный Кодекс РФ сравнительно недавно и до сих пор корректируются законодателем.
Вопрос об иных мерах очень актуален, он имеет широкую аудиторию среди ученых-правоведов, которые в научных трудах делали его предметом своего анализа. Однако единого определения института «иные меры уголовно-правового характера» на сегодняшний день не выработано. Это в большей степени является существенным пробелом в науке уголовного права. Соответственно, не определены цели таких мер, не разработан и вопрос об особенностях их применения, не установлены и не систематизированы виды иных мер уголовно-правового характера, а также не раскрывается их содержание.
Главным критерием для многих авторов является тот факт, что иные меры подразумевают отсутствие карательного фактора. Карательный элемент направлен на исправление виновного лица и на ограничение его свободы, в то время как иные меры уголовно-правового характера скорее служат в качестве гуманного воздействия [1, с. 108].
Практика показывает, что не всегда карательные элементы воздействия на личность виновного достигают целей уголовной ответственности и наказания, особенно это касается лиц, которые виновны в преступлениях, не представляющих большой общественной опасности. Выходом является широкое применение в судебной практике условного осуждения и отсрочки от отбывания наказания.
Составляющими рассматриваемого института являются принудительные меры медицинского характера (гл. 15 УК РФ), конфискация имущества (гл. 15.1 УК РФ) и судебный штраф (гл. 15.2 УК РФ). В то же время в раздел VI УК РФ не включены принудительные меры воспитательного воздействия, которые традиционно рассматриваются в качестве структурного элемента института иных мер уголовно-правового характера, что может свидетельствовать о несовершенстве действующего уголовного закона в этой части [2, с. 113].
Реформа уголовного и уголовно-процессуального законодательства ставит перед правоприменительными органами новые задачи в реализации уголовно-правовых норм, выдвигает на первый план исследование проблем привлечения к уголовной ответственности, в том числе назначения наказания. Особую актуальность приобретают изучение, анализ и совершенствование уголовно-правовых норм, регулирующих институты условного осуждения и отсрочки от отбывания наказания.
Необходимо отметить, что на современном этапе развития российского общества, когда каждый второй приговор содержит условное осуждение, вопросы исправления условно осужденных, предупреждения преступлений с их стороны приобретают актуальный характер, становясь критерием оценки цивилизованности страны и эффективной реализации функции управления государством. Преимущество условного осуждения заключается в том, что оступившийся человек имеет реальную возможность реабилитировать себя без изоляции от общества.
Согласно данным, приведенным ФСИН России, из общего числа лиц, находящихся на учете во ФСИН России, 30% (почти каждый третий) осуждены к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Функции по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, возложены на уголовно-исполнительные инспекции (УИИ), которыми проводится работа, направленная, в первую очередь, на исправление осужденного и недопущение с его стороны повторного правонарушения путем проведения с ним воспитательных и профилактических бесед, в ходе которых подучётному разъясняются его права и обязанности, а также меры воздействия в случае нарушения им условий отбывания наказания. Кроме того, в ходе проводимой работы с осужденными упор делается на то, что суд предоставляет им возможность осознать степень причиненного вреда обществу в целом, не лишая их свободы. Как правило, это действует положительно на большинство лиц подучётного контингента.
В своей деятельности УИИ руководствуются Конституцией, УК РФ, УИК РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказаний и т.д.
Основными направлениями деятельности УИИ по контролю за условно осужденными являются следующие функции:
• персональный учет осужденных в течение испытательного срока;
• контроль за соблюдением осужденным правопорядка;
• контроль за исполнением возложенных судом на осужденного обязанностей;
• исполнение назначенного условно осужденному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
• взаимодействие с другими службами органов внутренних дел и командованием воинских частей по осуществлению контроля за осужденным;
• взаимодействие с судом в части исполнения приговора об условном осуждении.
Отсрочка отбывания наказания – это мера уголовно-правового характера, связанная с временным отказом государства от применения принудительных мер ввиду различного рода обстоятельств, делающих применение наказания в данный момент нецелесообразным. В зависимости от основания отсрочки и поведения осужденного по истечении ее действия наказание может быть обращено к реальному исполнению, либо осужденный может быть в полной мере освобожден от наказания.
Основными задачами инспекций являются:
• реальное, безусловное и эффективное исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества;
• обеспечение законности при их исполнении;
• контроль за выполнением плановых показателей деятельности УИИ;
• предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях;
• обеспечение и внедрение в деятельность УИИ телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и ведение электронных личных дел осужденных, создание актуальной единой базы учета осужденных без изоляции от общества;
• укрепление взаимодействия с органами внутренних дел по предупреждению преступлений и других правонарушений со стороны лиц, осужденных без изоляции от общества;
• привлечение органов местного самоуправления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных;
• придание социальной направленности работе УИИ, предусматривающей ресоциализацию, формирование правопослушного поведения осужденных без изоляции от общества и др.
По состоянию на 1 ноября 2021 в состав УИС также входят 81 федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция» и 1 348 их филиалов, на учете которых состоят 453 241 чел., осужденных к наказаниям, не связанных с изоляцией осужденных от общества, 42 301 освобожденных условно-досрочно, 7 821 чел. подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под домашним арестом, 4 194 – запретом определенных действий, 57 – залогом с обязанностью по соблюдению запретов, предусмотренных ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ [5].
Исполнение альтернативных лишению свободы наказаний и иных мер уголовно-правового характера невозможно без взаимодействия с правоохранительными органами, органами местного самоуправления, различными государственными и иными организациями правовой и социальной направленности, имеющими своей целью создание условий для отбывания наказаний, перевоспитание осужденных, оказание социальной помощи, ориентацию их на полноценную жизнь в обществе.
Особое внимание сотрудники УИИ уделяют работе с несовершеннолетними осужденными. Для улучшения работы по предупреждению преступности среди несовершеннолетних осужденных в инспекции ежемесячно анализируется состав осужденных с целью определения круга лиц, относящихся к так называемой «группе риска». Совместные мероприятия с органами внутренних дел в отношении этих лиц проводятся в более интенсивном режиме.
Следует отметить, что при исполнении отсрочки наказания осужденному контроль за преступниками сместится в сторону медицинских учреждений. Представляется, что нередким будет вопрос контроля лечения таких лиц в случае симуляции. На сегодняшний день отмечается нехватка соответствующих медицинских учреждений, дороговизна одного курса лечения и др. При этом указывается, что стойкой ремиссии не может быть после первого курса лечения, она может наступить после прохождения третьего или даже седьмого курса реабилитации.
Отметим, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.» в результате проводимой государственной политики, расширяющей возможности применения альтернативных уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества (ограничение свободы, принудительные работы), численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, продолжает последовательно снижаться. По состоянию на 1 января 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 482,9 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых, что на 381,1 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. – 864 тыс. человек) [4].
Таким образом, в современной уголовной политике проблема гуманизации уголовного законодательства является центральной. Законодательство должно быть жестким, но в то же время современным и гуманным в разумном смысле этого слова, а восстановление справедливости посредством правосудия и защита прав потерпевших не должны приводить к пополнению преступного мира большим количеством новых «кадров».
Одной из тенденций современного процесса гуманизации уголовного законодательства является совершенствование применения наказаний и мер пресечения, не связанных с лишением человека свободы, иных мер уголовно-правового характера.
Современная уголовно-правовая политика государства направлена на расширение применения наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Вносятся изменения и дополнения в уголовное законодательство РФ в части увеличения количества статей, предусматривающих санкции, не связанные с лишением свободы, а также в процесс их исполнения. В настоящее время в деятельности УИИ появилась социальная направленность, уделяется постоянное внимание вопросам социальной реабилитации.
Однако, несмотря на позитивные моменты, связанные с гуманизацией уголовной политики, введением альтернативных лишению свободы наказаний, в деятельности УИИ имеется ряд проблем, прежде всего, организационно-правового характера.
Они обусловлены:
• сложностью правового регулирования деятельности инспекций,
• проблемными вопросами в кадровом обеспечении,
• несовершенством организации труда сотрудников подразделений,
• неудовлетворительным материально-техническим обеспечением,
• несовершенством информационно-аналитического обеспечения,
• сложностью процесса подготовки и реализации управленческих решений в УИИ,
• проблемами организации взаимодействия УИИ с другими правоохранительными структурами и иными организациями [5].
Для решения данных проблем необходимо усовершенствование системы уголовно-исполнительных инспекций, внедрение современной научно-методической базы в целях подготовки квалифицированных кадров; использование новых информационных технологий в деятельность уголовно-исполнительных инспекций.