Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

TO THE QUESTION ABOUT THE PROBLEMS OF THE EXECUTION OF MEASURES OF A CRIMINAL LEGAL NATURE

Nikishin D.L. 1
1 Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.I. V.Ya. Kikotya
The criminal legislation of the Russian Federation establishes the types of measures of a criminal law nature. An essential place in the science of criminal law is occupied by the institution of other measures of a criminal-legal nature. This article is devoted to the analysis, legal nature, the system of measures of a criminal-legal nature, as well as problematic issues related to their implementation, in particular, special attention is paid to the institution of criminal executive inspections. Measures of a criminal law nature are means of influencing persons who have violated the criminal law. Other measures of a criminal-legal nature are novels of criminal law and have been developed relatively recently. The functions of executing punishments not related to isolation from society are entrusted to the criminal executive inspectorates. The object of the research was the relationship in the field of implementation of other measures of a criminal-legal nature, the mechanism of which is regulated by various regulatory documents, as well as the activities of Penitentiary Institutions. The purpose of the work is to provide a unified interpretation of the legal nature of other measures of a criminal-legal nature and in the analysis of the main functions of CII by appealing to scientific doctrines. The methodological basis is formed by general scientific research methods, a formal legal method, a method of systematic analysis of the theoretical aspects of the problem posed.
criminal executive inspectorate
punishments
other measures of a criminal-legal nature
criminal legislation of the russian federation; functions of the criminal executive inspectorate
deferral from serving a sentence
probation

Важные изменения в экономической, социальной и политической сферах российского общества предопределили необходимость проведения в России уголовно-правовой реформы. Уголовно-правовая политика требует совершенствования системы уголовной ответственности, которая должна стать более дифференцированной, гуманной и вместе с тем эффективной.

Значимым институтом в системе уголовного и уголовно-исполнительного права остается институт наказания. Под наказанием следует понимать меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда. Наказание применяется к лицу, которое признано виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Рассматриваемому институту посвящена глава 9 УК РФ, в которой содержится определение понятия «наказание», перечислены цели наказания, содержится информация о классификации наказаний.

Помимо наказаний, УК РФ предусматривает иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

В общем смысле, мерами уголовно-правового характера следует считать меры, предусмотренные уголовным законом, применяемые безотносительно юридической природы поведения лица, совершившего преступление, с изменением его уголовно-правового статуса [3, с. 35].

Наказание и иные меры уголовно-правового характера представляют собой различные формы реакции государства на совершение преступления. Данные правовые институты применяются за совершение преступлений в отношении лиц, их совершивших, назначаются в соответствии с характером и степенью общественной опасности преступления для достижения уголовно-правовых целей восстановления (утверждения) социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений.

Иные меры уголовно-правового характера – это существенная новелла в российском законодательстве. Некоторые виды этих мер были введены в Уголовный Кодекс РФ сравнительно недавно и до сих пор корректируются законодателем.

Вопрос об иных мерах очень актуален, он имеет широкую аудиторию среди ученых-правоведов, которые в научных трудах делали его предметом своего анализа. Однако единого определения института «иные меры уголовно-правового характера» на сегодняшний день не выработано. Это в большей степени является существенным пробелом в науке уголовного права. Соответственно, не определены цели таких мер, не разработан и вопрос об особенностях их применения, не установлены и не систематизированы виды иных мер уголовно-правового характера, а также не раскрывается их содержание.

Главным критерием для многих авторов является тот факт, что иные меры подразумевают отсутствие карательного фактора. Карательный элемент направлен на исправление виновного лица и на ограничение его свободы, в то время как иные меры уголовно-правового характера скорее служат в качестве гуманного воздействия [1, с. 108].

Практика показывает, что не всегда карательные элементы воздействия на личность виновного достигают целей уголовной ответственности и наказания, особенно это касается лиц, которые виновны в преступлениях, не представляющих большой общественной опасности. Выходом является широкое применение в судебной практике условного осуждения и отсрочки от отбывания наказания.

Составляющими рассматриваемого института являются принудительные меры медицинского характера (гл. 15 УК РФ), конфискация имущества (гл. 15.1 УК РФ) и судебный штраф (гл. 15.2 УК РФ). В то же время в раздел VI УК РФ не включены принудительные меры воспитательного воздействия, которые традиционно рассматриваются в качестве структурного элемента института иных мер уголовно-правового характера, что может свидетельствовать о несовершенстве действующего уголовного закона в этой части [2, с. 113].

Реформа уголовного и уголовно-процессуального законодательства ставит перед правоприменительными органами новые задачи в реализации уголовно-правовых норм, выдвигает на первый план исследование проблем привлечения к уголовной ответственности, в том числе назначения наказания. Особую актуальность приобретают изучение, анализ и совершенствование уголовно-правовых норм, регулирующих институты условного осуждения и отсрочки от отбывания наказания.

Необходимо отметить, что на современном этапе развития российского общества, когда каждый второй приговор содержит условное осуждение, вопросы исправления условно осужденных, предупреждения преступлений с их стороны приобретают актуальный характер, становясь критерием оценки цивилизованности страны и эффективной реализации функции управления государством. Преимущество условного осуждения заключается в том, что оступившийся человек имеет реальную возможность реабилитировать себя без изоляции от общества.

Согласно данным, приведенным ФСИН России, из общего числа лиц, находящихся на учете во ФСИН России, 30% (почти каждый третий) осуждены к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Функции по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, возложены на уголовно-исполнительные инспекции (УИИ), которыми проводится работа, направленная, в первую очередь, на исправление осужденного и недопущение с его стороны повторного правонарушения путем проведения с ним воспитательных и профилактических бесед, в ходе которых подучётному разъясняются его права и обязанности, а также меры воздействия в случае нарушения им условий отбывания наказания. Кроме того, в ходе проводимой работы с осужденными упор делается на то, что суд предоставляет им возможность осознать степень причиненного вреда обществу в целом, не лишая их свободы. Как правило, это действует положительно на большинство лиц подучётного контингента.

В своей деятельности УИИ руководствуются Конституцией, УК РФ, УИК РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказаний и т.д.

Основными направлениями деятельности УИИ по контролю за условно осужденными являются следующие функции:

• персональный учет осужденных в течение испытательного срока;

• контроль за соблюдением осужденным правопорядка;

• контроль за исполнением возложенных судом на осужденного обязанностей;

• исполнение назначенного условно осужденному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

• взаимодействие с другими службами органов внутренних дел и командованием воинских частей по осуществлению контроля за осужденным;

• взаимодействие с судом в части исполнения приговора об условном осуждении.

Отсрочка отбывания наказания – это мера уголовно-правового характера, связанная с временным отказом государства от применения принудительных мер ввиду различного рода обстоятельств, делающих применение наказания в данный момент нецелесообразным. В зависимости от основания отсрочки и поведения осужденного по истечении ее действия наказание может быть обращено к реальному исполнению, либо осужденный может быть в полной мере освобожден от наказания.

Основными задачами инспекций являются:

• реальное, безусловное и эффективное исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества;

• обеспечение законности при их исполнении;

• контроль за выполнением плановых показателей деятельности УИИ;

• предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях;

• обеспечение и внедрение в деятельность УИИ телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и ведение электронных личных дел осужденных, создание актуальной единой базы учета осужденных без изоляции от общества;

• укрепление взаимодействия с органами внутренних дел по предупреждению преступлений и других правонарушений со стороны лиц, осужденных без изоляции от общества;

• привлечение органов местного самоуправления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных;

• придание социальной направленности работе УИИ, предусматривающей ресоциализацию, формирование правопослушного поведения осужденных без изоляции от общества и др.

По состоянию на 1 ноября 2021 в состав УИС также входят 81 федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция» и 1 348 их филиалов, на учете которых состоят 453 241 чел., осужденных к наказаниям, не связанных с изоляцией осужденных от общества, 42 301 освобожденных условно-досрочно, 7 821 чел. подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под домашним арестом, 4 194 – запретом определенных действий, 57 – залогом с обязанностью по соблюдению запретов, предусмотренных ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ [5].

Исполнение альтернативных лишению свободы наказаний и иных мер уголовно-правового характера невозможно без взаимодействия с правоохранительными органами, органами местного самоуправления, различными государственными и иными организациями правовой и социальной направленности, имеющими своей целью создание условий для отбывания наказаний, перевоспитание осужденных, оказание социальной помощи, ориентацию их на полноценную жизнь в обществе.

Особое внимание сотрудники УИИ уделяют работе с несовершеннолетними осужденными. Для улучшения работы по предупреждению преступности среди несовершеннолетних осужденных в инспекции ежемесячно анализируется состав осужденных с целью определения круга лиц, относящихся к так называемой «группе риска». Совместные мероприятия с органами внутренних дел в отношении этих лиц проводятся в более интенсивном режиме.

Следует отметить, что при исполнении отсрочки наказания осужденному контроль за преступниками сместится в сторону медицинских учреждений. Представляется, что нередким будет вопрос контроля лечения таких лиц в случае симуляции. На сегодняшний день отмечается нехватка соответствующих медицинских учреждений, дороговизна одного курса лечения и др. При этом указывается, что стойкой ремиссии не может быть после первого курса лечения, она может наступить после прохождения третьего или даже седьмого курса реабилитации.

Отметим, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.» в результате проводимой государственной политики, расширяющей возможности применения альтернативных уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества (ограничение свободы, принудительные работы), численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, продолжает последовательно снижаться. По состоянию на 1 января 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 482,9 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых, что на 381,1 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. – 864 тыс. человек) [4].

Таким образом, в современной уголовной политике проблема гуманизации уголовного законодательства является центральной. Законодательство должно быть жестким, но в то же время современным и гуманным в разумном смысле этого слова, а восстановление справедливости посредством правосудия и защита прав потерпевших не должны приводить к пополнению преступного мира большим количеством новых «кадров».

Одной из тенденций современного процесса гуманизации уголовного законодательства является совершенствование применения наказаний и мер пресечения, не связанных с лишением человека свободы, иных мер уголовно-правового характера.

Современная уголовно-правовая политика государства направлена на расширение применения наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Вносятся изменения и дополнения в уголовное законодательство РФ в части увеличения количества статей, предусматривающих санкции, не связанные с лишением свободы, а также в процесс их исполнения. В настоящее время в деятельности УИИ появилась социальная направленность, уделяется постоянное внимание вопросам социальной реабилитации.

Однако, несмотря на позитивные моменты, связанные с гуманизацией уголовной политики, введением альтернативных лишению свободы наказаний, в деятельности УИИ имеется ряд проблем, прежде всего, организационно-правового характера.

Они обусловлены:

• сложностью правового регулирования деятельности инспекций,

• проблемными вопросами в кадровом обеспечении,

• несовершенством организации труда сотрудников подразделений,

• неудовлетворительным материально-техническим обеспечением,

• несовершенством информационно-аналитического обеспечения,

• сложностью процесса подготовки и реализации управленческих решений в УИИ,

• проблемами организации взаимодействия УИИ с другими правоохранительными структурами и иными организациями [5].

Для решения данных проблем необходимо усовершенствование системы уголовно-исполнительных инспекций, внедрение современной научно-методической базы в целях подготовки квалифицированных кадров; использование новых информационных технологий в деятельность уголовно-исполнительных инспекций.