Введение
Рассмотрение сельских территорий в современной экономической науке происходит через призму экономического, ресурсного, природного и трудового потенциалов, во взаимосвязи значения данной территории для развития страны. В «Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» закреплены основы устойчивого развития сельских территорий и его определение, включающее «стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения, повышение уровня его жизни, рациональное использование ресурсов» [1].
Труды отечественных ученых: О.Н. Кусакиной, А.В. Мерзлова, В.Н. Папело, П.М. Першукевича, А.В. Петрикова, И.Г. Ушачева и многих других – посвящены проблемам экономики и социальной сферы в контексте устойчивого развития сельских территорий.
Д. Блэндфорд, М. Драбенстот, Н. Кохрейн, У. Майерс, Р. Ридер – зарубежные ученые, чьи труды также посвящены обоснованию различных аспектов развития сельских территорий.
В своих исследованиях О.Н. Кусакина, Ю.Н. Кривокора рассматривают сельские территории как систему, включающую экологические, социальные и экономические элементы, объединенные в территориальную организацию. Ее развитие зависит от наличия и эффективности сельскохозяйственного производства на данной территории, которое взаимодействует и объединяет между собой все элементы [2, с. 351].
В исследованиях В.В. Леонтьевой сельские территории представлены в виде территориально ограниченных социально-экономических систем, которым присущи следующие характерные признаки: низкая плотность населения, специфическая организация жизнедеятельности сельского населения, наличие лесных, водных и земельных ресурсов, которые вовлечены в процессы сельскохозяйственного производства [3, с. 60–61].
«В обобщенном виде развитие сельских территорий характеризуется многоаспектностью проблем. Оно, прежде всего, предполагает стабильное развитие, обеспечивающее удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений, которое достижимо в результате выполнения сельскими территориями народно-хозяйственных функций, таких как обеспечение продовольствием, сельскохозяйственным сырьем, сохранение сельской культуры производства и быта, осуществление социального развития, сохранение исторически освоенного ландшафта, экологической безопасности и других функций, которые реализуются под воздействием следующих групп взаимоувязанных факторов: демографической, социальной, экологической, институциональной, качества и уровня жизни» [4].
В РФ на государственном уровне управление развитием сельских территорий происходит на основе региональных и федеральных программ, которые нацелены на активизацию производственных процессов, обеспечение необходимой инфраструктурой сельских поселений и способствуют созданию благоприятных условий для проживания жителей сельских территорий. Для оценки эффективности выполнения данных программ предусмотрено проведение мониторингов, которые включают показатели социально-экономического развития. Необходимость научной обоснованности управленческих процессов в части информационного обеспечения принятия управленческих решений по устойчивому развитию сельских территорий определяет актуальность данной темы исследования.
Цель исследования заключается в выработке наиболее оптимального подхода для оценки уровня развития сельских территорий арктического региона.
Материалы и методы исследования
Материалы и методы исследования включают отечественный и зарубежный опыт управления развитием сельских территорий на государственном уровне, теоретические и практические научные исследования отечественных и зарубежных специалистов в данной области и методов их оценки. Использованы общенаучные методы исследования: анализ, сравнение, экспертная оценка.
Результаты исследования и их обсуждение
В процессе исследования зарубежного опыта развития сельских территорий было определено, что многие страны применяют большой спектр мер поддержки и развития, имеют многофункциональную сеть институтов, помогающих сельским жителям в разработке и представлении новых проектов, а также адаптации к меняющимся условиям жизнедеятельности. Так, в странах Европейского союза (ЕС) в последние годы при разработке программ сельского развития усилен подход «снизу вверх», при котором программы развития разрабатываются с учетом мнения населения, акцентирована экологическая и институциональная составляющая проектов, а также доступность и понятность для более широкого круга разработчиков [5].
Приоритетами современной аграрной политики ЕС являются: внедрение и продвижение инноваций и технологий в сельском, лесном хозяйстве; создание цепочек добавленной стоимости и управление рисками в сельском хозяйстве; эколого-сбалансированный подход к ведению сельского и лесного хозяйства для сохранения вовлеченных в хозяйственную деятельность экосистем; рациональное природопользование и переход на экологизацию сельскохозяйственного производства; создание условий для экономического развития, социальной интеграции, сокращения бедности сельских территорий [5]. Бюджет европейской политики сельского развития на 2014–2020 гг. составил 161 млрд евро. Из них 30% на экологические цели, 5% на поддержку местных инициатив.
В США в 2017 г. была создана целевая группа по сельскому хозяйству и сельскому процветанию, деятельность которой направлена на создание единого информационного пространства с целью интеграции в него сельских территорий. Функции целевой группы также направлены на распространение инноваций на сельских территориях, способствующих экономическому развитию, обеспечению занятости населения, повышению качества жизни сельских жителей.
Развитие сельских территорий Канады основано на децентрализованной схеме, включающей 15 «региональных корпораций развития». Их деятельность в основном направлена на жителей малонаселённых и удалённых территорий, поддержка которых осуществляется по матричному критерию распределения средств в зависимости от расстояния и плотности населения на данных территориях. Развитие сельских территорий осуществляется с опорой на местные инициативы и сетевую структуру Canadian Rural Partnership, которая была создана в 1998 г.
В Китае развитие сельских территорий происходит в рамках действующих программ: «Омоложение села» (до 2020 г.), «Оживление села» (до 2022 г.), «Сельскохозяйственная модернизация» (до 2035 г.), «Создание сильного сельскохозяйственного сектора и достижение полной самореализации фермеров» (до 2050 г.) [6].
Для определения методологии анализа и оценки уровня социально-экономического развития сельских территорий для арктического региона необходимо обратиться к исследованиям в этой области отечественных и зарубежных ученых.
С начала 1990-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой появились предпосылки по систематизации данных, характеризующих ситуацию в социальной и экономической сферах сельских территорий. Так, Организация экономического сотрудничества и развития разработала и представила проект «Сельские индикаторы», представляющий собой региональную систему сбора и презентации субнациональных данных, включающую универсальную типологизацию, сопоставимую в международном аспекте.
В Европейских странах было проведено исследование Dynamics of Rural Area, в рамках которого был проведен анализ большого количества индикаторов, включающих экономические, демографические показатели, миграцию, экологическое состояние территории и показатели качества жизни населения, с целью оценки эффективности новой политики сельского развития [7].
В трудах целого ряда российских авторов рассматривается методология мониторинга уровня развития сельских территорий. Это обусловлено наличием в Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», Государственной программе РФ «Комплексное развитие сельских территорий» на период до 2025 года важнейших целевых индикаторов и показателей, которые характеризуют достижимость поставленных задач по вопросам социально-экономического развития сельских территорий [8, 9].
В монографии «Методы обоснования программ устойчивого развития сельских территорий» «сельская территория или населенный пункт рассматривается как объект, обладающий набором определенных физико-географических и историко-культурных характеристик в совокупности со сложившейся социально-экономической и экологической структурой» [10]. Авторами исследования предлагается учитывать природные характеристики территории и ее историко-культурные особенности для выбора оптимального направления развития. При этом социально-экономические показатели рассматриваются как переменные параметры состояния территории, которые должны достигать некоторого оптимального значения относительно главной функции развития обследуемой территории. Оценка состояния сельских территорий должна осуществляться по трем блокам показателей: природные условия, социально-экономические условия, экологическое состояние [10, c. 352].
Н.А. Зенкова в своих исследованиях подчеркивает, что некоторые социально-экономические процессы необходимо измерять с помощью качественных индикаторов, таких как наблюдение, опросы населения и т.д. С помощью информационно-аналитических данных, включающих качественные и количественные показатели, происходит формирование базовых индикаторов, на основе которых рассчитываются интегральные показатели. В общем виде предложенная в работе система индикаторов включает: основные показатели развития сельского хозяйства, социально-экономическую характеристику населения, жилищно-коммунальную сферу, сферу услуг, охрану порядка, и т.д. [11].
С учетом рассмотренных методических подходов авторами разработана схема мониторинга комплексного развития сельских территорий для Мурманской области (рисунок).
Схема мониторинга комплексного развития сельских территорий Мурманской области
Система показателей комплексного развития сельских территорий Мурманской области
Индикаторы |
|||
Экономические |
Социальные |
Демографические |
Экологические |
– Число сельскохозяйственных (с.-х.) организаций. – Прибыльность хозяйств. – Рентабельность с.-х. организаций (с учетом субсидий). – С.-х. угодия в общей площади земли. – Пашни в общей площади с.-х. угодий. – Размер посевных площадей, в том числе под кормовыми культурами. – Поголовье с.-х. животных. – Производство с.-х. продукции: яиц, молока, мяса. – Надой молока. – Производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий. – Племенное условное маточное поголовье с.-х. животных. – Поголовье северных оленей и маралов в с.-х. организациях, КФХ, включая ИП. – Доля самоходных транспортных средств со сроком эксплуатации более 10 лет в структуре парка сельхозтехники. – Господдержка с.-х. организаций всех форм собственности |
– Среднемесячная заработная плата работников с.-х. (без субъектов малого предпринимательства). – Удельный вес занятых в с.-х. – Задолженность по заработной плате. – Благоустройство жилого фонда в сельской местности: водопроводом, водоотведением, отоплением, горячим водоснабжением, сетевым сжиженным газом, электроплитами. – Ввод в действие автомобильных дорог (дорог с твердым покрытием). – Численность детей в дошкольных и школьных учреждениях. – Обеспечение сельских территорий учреждениями культурно-досугового типа. – Число фельдшерско- акушерских пунктов (ФАП) в сельских населенных пунктах. – Обеспеченность медперсоналом ФАП. – Оказание узкопрофильной медицинской помощи сельским жителям отдаленных сел. – Полученная грантовая поддержка местных инициатив |
– Оценка численности сельского населения. – Плотность населения. – Естественный прирост (убыль) населения. – Миграционный прирост (убыль) населения |
– Инновационные технологии в производстве и переработке продукции на с.-х. предприятиях. – Состояние водных ресурсов и почвы. – Внесение минеральных и органических удобрений. – Состав и статус земельных участков. – Площадь с.-х. угодий занятая под производством органической продукции |
Источник: составлено автором на основе нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней.
Мониторинг включает три этапа, на которых происходит сбор и интеграция информации, анализ и оценка исследуемого явления, процесс стратегического планирования. Все это в системе помогает выявить составляющие проблемной ситуации, сложившейся на сельских территориях региона.
Основу представленного мониторинга составляет система показателей комплексного развития сельских территорий региона, включающая базовые индикаторы, заложенные в Государственной программе РФ «Комплексное развитие сельских территорий» и региональной Государственной программе Мурманской области «Рыбное и сельское хозяйство» и учитывающие экономические, социальные, демографические и экологические аспекты развития сельских территорий (таблица) [9, 12].
Используемые группы индикаторов могут дополняться, при этом они должны отвечать таким критериям, как актуальность, измеримость, доступность информации, совместимость, пригодность, объективность [13, c. 91]. Предложенная схема является универсальной и может быть использована для межрегионального сопоставления уровней развития сельских территорий.
Заключение
Процесс устойчивого развития сельских территорий основан на долговременном развитии, ориентированном на качественный рост в экономической, экологической и социальной сферах жизнедеятельности села как в настоящем, так и в будущем. Значимость сельских территорий в региональном развитии обусловлена экономической, социальной, культурной, рекреационной, экологической составляющими. Необходимо учитывать, что в условиях неравномерности социально-экономических, природно-климатических, ресурсных особенностей территорий, которые формируют совокупность факторов, влияющих на социально-экономическое развитие региона, существует устойчивая взаимосвязь процессов развития региона и сельских территорий. Это необходимо учитывать при стратегическом планировании на уровне субъекта.
Предложенный комплексный подход, учитывающий экономические, социальные, демографические и экологические аспекты развития сельских территорий при оценке, позволит своевременно выявлять проблемы регионального развития и предпринимать необходимые меры по их решению.
Статья выполнена в рамках государственного задания Федерального исследовательского центра Кольского научного центра Российской академии наук по теме № 0226-2019-0024_ИЭП.