Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FEASIBILITY OF CHANGING THE TAX REGIME OF AN OIL AND GAS PRODUCTION ENTERPRISE

Ziablitckaia N.V. 1 Kotyuk А.А. 1
1 Ural State University (NIU)
The purpose of the study is to identify drivers of increasing the efficiency of the AIT regime. The objectives of the study are to consider the drivers of increasing the efficiency of the NDT regime, namely: assess the impact of state tax policy on the financial activities of oil and gas companies, to give an economic assessment of the effectiveness of the transition to the new tax regime of personal income tax. As a result of the analysis, solutions and mechanisms for managing the tax burden are presented, and the main hypotheses for increasing the efficiency of the personal income tax regime are described. The results obtained in the article during the economic assessment of the transition to the new tax regime of AIT to stimulate companies to invest in deposits with the highest total value added with the maximum avoidance of manual regulation through targeted incentives, received a positive economic effect.
mineral extraction tax
additional income tax
investment asset
company of oil and gas business
oil deposit
efficiency
low-margin field

Введение

На текущий момент в Российской Федерации сложилась экономическая модель, в которой добыча углеводородов является основой государственного бюджета. Государственный аппарат крайне заинтересован в разработке новых месторождений и реализации новых крупных проектов нефтегазодобычи, которые сулят большие фискальные выплаты в долгосрочной перспективе.

Актуальность исследования. Налоговая нагрузка оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности компаний нефтяной отрасли. А значит, от уровня ее сбалансированности, стабильности и дифференциации для различных категорий проектов зависят дальнейшие перспективы развития отрасли. Режим НДД может рассматриваться в качестве целевого образа налоговой системы нефтяной отрасли, основанного на налогообложении прибыли. В рамках доработки налогового режима и его дальнейшего тиражирования отрасль и правительство придут к компромиссному решению, которое окажется эффективным как для бизнеса, так и для бюджета.

Цель исследования – заключается в определение драйверов повышение эффективности режима НДД.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на основе аналитическо-технической составляющей, действующих производственных процессов, которые лежал в основе промышленного предприятия по добычи углеводород.

Вопрос о методе управления налоговой нагрузкой рассматривался авторами: Зяблицкая Н.В., Котюк А.А. в научно-исследовательской статье «Целесообразность смены налогового режима нефтегазодобывающего предприятия».

Результаты исследования и их обсуждения

Инвестиции, понесенные при разработке актива должны быть рентабельными, то есть эффективными. Для определения рентабельности эффективности проводится оценка эффективности актива. На данном этапе прогнозируются инвестиции на строительство объектов добычи, объектов подготовки транспортировки, прогнозные профиля добычи нефти и газа, операционные издержки, экономические макропараметры.

Налоговая составляющая является частью оценки экономической эффективности инвестиционного актива и является неотъемлемым элементом системы управления инвестиционными активами в компании. Далее будет произведена оценка влияния налоговой составляющей на эффективность инвестиционного актива.

Учитывая, что с 2019 года для нефтегазодобывающих компаний был введен новый режим налогообложения – с уплатой налога на дополнительный доход (НДД), взамен уплаты налога на добычу полезных ископаемых, представляется целесообразным ввести в оценку эффективности использования инвестиционного актива с учетом экономического эффекта, получаемого в результате смены режима налогообложения.

Переход на новый налоговый режим, согласно законопроекту от 25 ноября 2017 года, вступивший в силу с 1 января 2019 года и предполагает частичную замену налогом на дополнительный доход. Налоговая ставка составляет 50% и будет взиматься от расходов на транспортировку и добычу нефти, с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ.

Исчисление налога с учётом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период – особенность установления этого налога. Уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности в отдельности каждого участка недр, включая содержащиеся трудноизвлекаемые запасы.

В таблице 1 представлены макроэкономические параметры, которые относительно налоговому режиму не изменяются. Расчеты экономической эффективности вариантов рассчитаны с учетом цены нефти марки Urals – 43,92 долл./бар., экспортной пошлины – 42 дол./т., налоговый тариф в размере в 919 рублей за тонну, курса доллара США – 73 руб./долл. и ставки дисконтирования 14%.

Ниже в таблицах будут представлены рассчитанный накопленный дисконтированный денежный поток по годам, доходная часть и затраты капитальные и эксплуатационные, НДПИ и расчетный дисконтированный денежный поток.

Таблица 1

Макроэкономические показатели

Показатели

Единица измерения

Значение

Цена нефти

Доллар за баррель

43,92

Экспортная пошлина

Доллар за тонну

42

НДПИ (налоговый тариф)

Рубль за тонну

919

Курс доллара

Рубль на доллар

72,95

Ставка дисконтирования

%

14,00

Коэффициент перевода баррель на тонну

 

7,18

Таблица 2

Потоки денежных средств с учетом действующего налогового режима, млн руб.

Год

Доходы (без НДС, акциза)

Капитальные затраты (CAPEX) + эксплуатационные затраты (OPEX)

НДПИ

Накопленный дисконтированный CF

2017

7 588

6 712

1 943

-8 805

2018

34 943

29 203

15 714

-4 797

2019

18 734

12 739

5 137

-1 485

2020

19 281

12 275

5 506

3 416

2021

15 744

10 704

4 296

7 181

2022

13 085

9 297

3 595

10 300

2023

10 983

8 543

3 100

12 536

2024

9 539

7 891

2 748

14 180

2025

8 611

6 969

2 484

15 476

2026

7 672

6 234

2 260

16 412

2027

6 898

5 531

2 052

17 104

2028

6 358

4 905

1 912

17 655

2029

5 896

4 563

1 757

18 091

2030

3 974

3 466

1 633

18 287

2031

3 653

3 175

1 637

18 437

2032

3 420

3 212

1 604

18 543

2033

3 145

3 135

1 479

18 622

2034

2 918

2 891

1 486

18 680

2035

2 685

2 660

1 376

18 728

2036

2 489

2 632

1 285

18 760

2037

2 194

2 215

1 131

18 789

2038

1 917

1 993

985

18 809

2040

1 706

1 850

883

18 833

2041

1 629

1 679

843

18 845

2042

1 518

1 542

789

18 855

2043

1 096

1 054

579

18 862

2044

604

573

321

18 865

2045

159

182

82

18 866

ИТОГО

68 617

18 866

В таблице 2 приведен расчет по действующей налоговой системе. На отрезке до 2045 г. расчет дисконтированных денежных потоков, накопленных NPV составит 18 866 млн руб.

На рисунке 1 отражена кривая накопленного дисконтированного денежного потока варианта. Приведем расчет с учетом НДД в таблице 3. Доходная часть, а также CAPEX и OPEX неизменны, в сравнении с предыдущим вариантом расчета, но изменяются НДПИ, дисконтированный денежный поток и NPVсоответственно.

На отрезке, изображенного на рисунке 1, до 2045 года расчет дисконтированных денежных потоков, накопленных NPV составит 18 866 млн руб.

На отрезке до 2045 года расчет дисконтированных денежных потоков, накопленных NPV после изменения налогового режима составит 13 644 млн руб., что видно из рисунка 2.

На рисунке 3 приведены два графика отражающие размеры уплачиваемого НДПИ в разрезе лет на отрезке до 2045 года. Как можно заметить снижение размеров НДПИ происходит, начиная с 2019 года, что логично, если вспомнить, что закон вступил в силу с 1 января 2019 года.

Doc23.pdf

Рис. 1. Денежные потоки при действующей налоговой системе, млн руб.

Таблица 3

Потоки денежных средств с учетом изменения налогового режима, млн руб.

Год

Доходы (без НДС, акциза)

Капитальные затраты (CAPEX) + эксплуатационные затраты (OPEX)

НДПИ

Накопленный дисконтированный CF

2017

7 588

6 712

1 943

-7 995

2018

34 943

29 203

15 714

-3 987

2019

18 734

12 739

2 196

-2 180

2020

19 281

12 275

2 336

1 708

2021

15 744

10 704

1 874

4 675

2022

13 085

9 297

1 575

7 123

2023

10 983

8 543

1 364

8 807

2024

9 539

7 891

1 227

10 039

2025

8 611

6 969

1 107

10 974

2026

7 672

6 234

1 007

11 651

2027

6 898

5 531

918

12 151

2028

6 358

4 905

855

12 549

2029

5 896

4 563

779

12 865

2030

3 974

3 466

726

13 023

2031

3 653

3 175

676

13 156

2032

3 420

3 212

632

13 260

2033

3 145

3 135

585

13 341

2034

2 918

2 891

543

13 408

2035

2 685

2 660

508

13 464

2036

2 489

2 632

467

13 507

2037

2 194

2 215

409

13 541

2038

1 917

1 993

370

13 566

2040

1 706

1 850

336

13 603

2041

1 629

1 679

313

13 618

2042

1 518

1 542

290

13 631

2043

1 096

1 054

214

13 639

2044

604

573

120

13 644

2045

159

182

33

13 644

ИТОГО

39 117

13 644

Doc24.pdf

Рис. 2. Денежные потоки после изменения налогового режима, млн руб.

Doc25.pdf

Рис. 3. Размеры НДПИ при разных налоговых схемах по годам, млн руб.

На рисунке 4 отражены суммы до 2045 г. уплаченные в виде НДПИ. Наблюдается явное снижение на 30 066 млн руб., что в процентном соотношении составляет 41,6%, так как актив имеет высокую долю чистой прибыли от газового бизнеса.

Целесообразность перехода с действующей системы налогообложения на новый налоговый режим с уплатой НДД по ЛУ 3-й категории зависит в основном о текущих налоговых преференциях в виде льготных ставок НДПИ по трудноизвлекаемым запасам (ТРИЗ) и прочих понижающих коэффициентов. Проведя ряд расчетов эффективности, была выведена зависимость целесообразности перехода на НДД от уровня льготы и стоимости 1 тонны нефти, представленная в виде градиентной шкалы на рисунке 5.

Как видно на графике, чем тяжелее и затратнее метод добычи нефти, тем больше вектор ценности склоняется к режиму НДД. Но принятие решения о переходе на режим НДД необходимо принимать на основании объективной оценки эффективности двух налоговых режимов, с выделением инкрементального эффекта и с учетом возможных опций дополнительных инвестиционных программ в режиме НДД.

Doc26.pdf

Рис. 4. Значение суммы НДПИ в разных налоговых режимах, млн руб.

Doc27.pdf

Рис. 5. Зависимость распределения эффективности режима налогообложения от соотношения льготы и стоимости нефти

Заключение

Таким образом на основе выше всего изложенного нам удалось показать, что налоговая нагрузка оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности компаний нефтяной отрасли. А значит, от уровня ее сбалансированности, стабильности и дифференциации для различных категорий проектов зависят дальнейшие перспективы развития отрасли. Режим НДД может рассматриваться в качестве целевого образа налоговой системы нефтяной отрасли, основанного на налогообложении прибыли, что в свою очередь благотворно повлияет на финансовые результаты компании.