Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MEASURES TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES DURING THE PANDEMIC

Zinger O.A. 1 Ilyasova A.V. 1
1 Penza State Technological University
At the present stage of economic development, entrepreneurship occupies an important place in the economic system of society, playing a significant role in reducing unemployment, providing new jobs, producing new goods and introducing innovative services, research and production developments. The article examines the role and importance of entrepreneurship in the development of the socio-economic system on the example of the Penza region. Small and medium-sized businesses are also analyzed as a tool for the development of the regional economy. The authors present measures to support small and medium-sized businesses during the pandemic. It is noted that the support of small and medium-sized businesses by government agencies plays a significant role in ensuring the stability of the socio-economic development of the state, increasing the flexibility of its economy to changing conditions of the external and internal environment. The activities carried out as part of the implementation of these programs are quite effective. Further implementation of measures aimed at supporting and developing small and medium-sized businesses in the conditions of the pandemic, provided for by the program of the Government of the Russian Federation, will increase the efficiency of public administration in addressing issues of socio-economic development of the country, create favorable conditions for the growth of economic potential and improve the welfare of the population of the state.
small entrepreneurship
targeted programs
support for small and medium-sized businesses

На современном этапе развития экономики предпринимательство занимает важное место в экономической системе общества, играя значимую роль в сокращении уровня безработицы, производстве новых товаров и предоставлении инновационных услуг, научно-исследовательских и производственных разработках.

Создавая кооперацию и специализацию, предпринимательство является отправной точкой в развитии национального бизнеса, тем самым обеспечивая высокую конкурентоспособность в условиях рыночных отношений. Предприниматели способны быстро ориентироваться и реагировать на меняющиеся потребности общества, находить нужных инвесторов, занимать ниши, создавать атмосферу конкуренции.

Рассмотрим какое влияние оказывает предпринимательство на экономическую деятельность регионов:

1. Создавая новые рабочие места, снижают уровень безработицы в регионе.

В условиях неопределенности и риска, сопровождающихся нестабильностью функционирования рынка занятости населения, эта роль значима не только для региона, но и страны в целом, хотя имеет свои особенности.

Рассмотрим эти особенности на примере анализа занятости населения Пензенской области на малых предприятиях.

Средняя численность работников малого бизнеса по видам экономической деятельности (с учетом микропредприятий) по Пензенской области в период с 2018 года до 2020 года наглядно представлена в таблице 1.

Таблица 1

Средняя численность работников малого бизнеса по видам экономической деятельности (с учетом микропредприятий) по Пензенской области за 2018-2020 гг. [1]

 

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Темп роста, %

2020 г. к 2018 г.

Всего, в том числе:

112312

104837

99861

-88,9

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

7536

7517

6727

-89,3

Добыча полезных ископаемых

67

138

152

+226,9

Обрабатывающие производства

26385

27502

27115

+102,8

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

1025

1056

980

-95,6

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

1497

1173

1718

+114,8

Строительство

13888

12622

13098

-94,3

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

26384

21493

18618

-70,6

Транспортировка и хранение

5303

4203

4166

-78,5

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

3175

2715

2338

-73,6

Деятельность в области информации и связи

2609

2858

2803

+107,7

Деятельность финансовая и страховая

903

855

718

-79,5

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

10268

9957

9412

-91,7

Деятельность профессиональная, научная и техническая

4347

5152

4625

+106,4

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

4014

3361

3187

-79,4

Образование

147

94

61

-41,5

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

3628

3175

3170

-87,4

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

191

187

164

-85,8

Предоставление прочих видов услуг

945

779

809

-85,6

Таблица 2

Основные экономические показатели деятельности малого бизнеса Пензенской области (с учетом микропредприятий) за 2018-2020 гг. [2]

 

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Темп роста, 2020-2018 гг., %

Средняя численность работников всего, чел.

112312

104837

99861

-88,9

Среднесписочная численность работников, чел.

102960

95443

91671

-89,0

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС, акцизов и т.д.), млн руб.

141990,9

136818,5

151352,8

+106,6

Оборот (без НДС, акцизов и т.д.), млн руб.

285290,1

289832,0

296379,4

+103,9

Среднемесячная заработная плата, руб.

18730,5

20989,0

22573,9

+120,5

Как видно из представленного в таблице 1 анализа, средняя численность работников по Пензенской области за период с 2018-2020 гг. существенно сократилась, исключением являются лишь предприятия по добыче полезных ископаемых, обрабатывающие производства, предприятия оказывающие услуги жилищно-коммунальных хозяйств, связи и информации, а также организации, занимающиеся научно-технической деятельностью.

Основные экономические показатели деятельности малого бизнеса Пензенской области (с учетом микропредприятий) за 2018-2020 гг. представлены в таблице 2.

Из анализа, представленного в таблице 2, видно, что средняя численность работников малого бизнеса за период с 2018-2020 гг. сократилась на 88,9%, тогда как зарплата за тот же период увеличилась на 120,5%.

Зачастую, микрофирмы, имеющие в своем штате не более десяти человек, через два-три года сокращаются до 65% из числа созданных, остальные же закрываются с последующим увольнением работников.

Оставшиеся «на плову» микрофирмы, как правило, выбирают трудосберегающий режим работы, и объем работников, как правило, остается на прежнем уровне.

Исходя из анализа статистических данных в масштабах всей России, развитие малого бизнеса оперируют достаточно скромными фактами в сравнении со странами развитой рыночной экономикой, где удельный вес занятых предпринимательством может превышать 50%, а доля малых предприятий в количестве всех хозяйствующих субъектов – 90% [1].

2. Возможность экономически грамотным предпринимателям заниматься производственной, научной и другой деятельности, реализуя в ней свои способности.

По данным социологического опроса, число предпринимателей в РФ, имеющих, высшее образование, второе высшее образование или наличие ученой степени превышает 80%, при сопоставлении данных с уровнем образования предпринимателей из других стран.

По мнению социологов, главными качествами российского бизнесмена являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности.

3. Увеличение налоговых поступлений.

4. Рост доли ВВП, создаваемой малыми предприятиями.

5. Увеличение численности среднего класса, а, значит, социальной и политической стабильности.

6. Повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятий.

В крупных компаниях сосредоточен высокий научный потенциал. Но чтобы эти разработки дошли до потребителя, нужно достаточно много времени и финансовых ресурсов. Тогда как микробизнес быстрее начинает разработку и выпуск новых товаров, идет по более простому или рискованному пути, работает в неперспективных отраслях.

7. Взаимодействие малого и крупного бизнеса, способное помочь выжить в современных рыночных условиях предприятиям-гигантам, и встать на ноги вновь созданным частным предприятиям и малым предприятиям.

Многие крупные компании объединяются в кластеры. Внутри кластеров создаются мини кластеры или технологические альянсы, с привлечением малого и среднего бизнеса. Малые и средние компании кластера занимаются основной частью работы, то есть занимаются стартапом, а якорные предприятия уже берут на себя функцию серийного производства и продвижения продукции в национальных масштабах и за ее пределами.

8. Повышение инфраструктуры регионов.

9. Благотворительная деятельность.

В период пандемии, связанной с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, наиболее незащищенными категориями субъектов хозяйственной деятельности являются индивидуальные предприниматели. Правительство РФ осуществляло и продолжает осуществлять, данным субъектам предпринимательской деятельности, поддержку в форме снижения страховых взносов и компенсации банковских комиссий, освобождения от плановых проверок, предоставления скидок на использование российского программного обеспечения. Кроме того, в 2021 году, был разработан ряд других форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2020 году из-за введения ограничительных мер, направленных на борьбу с коронавирусной инфекцией, в большей степени пострадали субъекты малого и среднего бизнеса, реализующие свои предпринимательские способности в различных отраслях экономики. В целом это затронуло 6,7 млн человек, из них 5,3 млн человек в сфере малого и среднего предпринимательства.

В условиях пандемии в наибольшей степени, пострадали отрасли российской экономики, осуществляющие такие виды деятельности как:

− «транспортная;

− культура, организация досуга и развлечений;

− физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;

− деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;

− гостиничный бизнес;

− общественное питание;

− деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений;

− деятельность по организации конференций и выставок;

− деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты);

− деятельность в области здравоохранения; розничная торговля непродовольственными товарами;

− средства массовой информации и производство печатной продукции» [3].

Меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, действующие в 2020 году (рисунок 1).

Doc20.pdf

Рис. 1. Меры государственной поддержки в 2020 году

Doc21.tif

Рисунок 2. Меры государственной поддержки в 2021 году

Государство разработало для субъектов МСП рад федеральных льгот, с которыми можно ознакомиться на сайте Правительства РФ.

Кроме этого, не следует забывать, что некоторые меры поддержки могут быть предоставлены предпринимателям и на уровне муниципалитетов, в связи с чем, необходимо внимательно следить за региональным и муниципальным законодательством.

На какие преференции бизнес может рассчитывать сегодня (рисунок 2).

Рассмотрим подробно, какие меры поддержки действуют в 2021 году.

Субсидии бизнесу на трудоустройство безработных.

«Работодатель сможет получить господдержку при трудоустройстве граждан, которые были зарегистрированы в центрах занятости до 1 августа 2021 года. Субсидия будет равна трём МРОТ, увеличенным на районный коэффициент, сумму страховых взносов и количество трудоустроенных граждан. При этом первый платёж организация получит через месяц после трудоустройства безработного, второй – через три месяца, третий – через шесть месяцев. В федеральном бюджете на эти цели предусмотрено более 12 млрд рублей» [4].

Получить субсидию имеет право любой предприниматель, принявший в штат и зарегистрировавший в центре занятости на 1 августа 2021 года безработного гражданина, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, к нему также не должен применяться режим «Налог на профессиональный доход».

За трудоустройство следующих категорий граждан, вне зависимости от времени регистрации на бирже труда бизнесмен также имеет право на субсидию: дипломированные специалисты, окончившие учебное заведение в 2020 году, родители, имеющие трех и более детей, одинокие родители с детьми-инвалидами.

Работодатель может получить субсидию вне зависимости от даты их регистрации в центрах занятости: выпускники колледжей и вузов, завершившие обучение в 2020 году, инвалиды, многодетные родители, одинокие родители с детьми-инвалидами [5].

Субсидия на «президентские» нерабочие дни.

Субъекты малого и среднего бизнеса уже могут обращаться за новой коронавирусной субсидией (постановление Правительства от 07.09.2021 № 1513, в ред. постановления Правительства от 28.10.2021 № 1849).

Таких субсидий две – для частичной компенсации затрат в связи с:

1) «президентскими» нерабочими днями (субсидия за нерабочие дни);

2) нерабочими днями, которые могут вводить главы регионов (субсидия на карантин).

Субсидию могут получить те, кто не позднее 10 июля вошел в реестр малого и среднего бизнеса, а также вел на ту же дату основную деятельность в одной из пострадавших отраслей.

Заявление нужно подать в налоговую инспекцию по месту нахождения организации или месту жительства ИП с 1 ноября по 15 декабря.

Чтобы определить сумму субсидии, нужно умножить количество работников в июне (по данным расчета по страховым взносам за полугодие) на 12 792 руб.

Субсидии для малых предприятий и ИП, в чьих муниципалитетах введены антиковидные ограничения.

В тех муниципалитетах, где были приняты антиковидные ограничения после 01.08.2021 г., субъекты малого предпринимательства имеют право на дополнительную субсидию.

Размер выплаты определяется как произведение 1 МРОТ на 01.01.2021 г. на количество работников в июне 2021 г. и

• коэффициента 0,5 – если ограничения введены в муниципалитете на 2 недели,

• коэффициента 1 – если ограничения введены на 4 недели.

Получатели субсидии – субъекты МСП, работающие в наиболее пострадавших отраслях (Приложение № 3 к Постановлению Правительства от 07.09. 2021 г. № 1513) [6].

Компенсация банковских комиссий.

Субъекты МСП могут вернуть комиссии, уплаченные через систему быстрых платежей в период с 1 июля по 31 декабря при покупках физлиц.

Такая возможность есть у клиентов банков, которые вошли в список Минэкономразвития.

Мораторий на плановые проверки.

Правительство запретило включать субъектов малого предпринимательства в ежегодные планы проверок на 2021 и 2022 годы.

Предусмотрен ряд исключений. Например, от проверок не освобождается малый бизнес, отвечающий двум критериям:

- организация или ИП были привлечены к административной ответственности в виде приостановления деятельности;

- с момента окончания проверки, по итогам которой было применено наказание, прошло менее 3 лет.

Не избежать плановых проверок и тем, у кого есть объекты чрезвычайно высокого или высокого рисков.

Организации, чья деятельность связана с рисками причинения вреда окружающей среде или здоровью людей, под мораторий не попадают.

Однако в 2021 году ФНС возобновила проверку наличия онлайн-касс и правил соблюдения кассовой дисциплины.

Кредиты по сниженным ставкам.

Льготная кредитная программа «ФОТ 3.0» пришла на смену «ФОТ 2.0», действие которой закончилось 1 апреля 2021 года.

Первый этап: с 9 марта по 1 июля предприятия и организации из наиболее пострадавших отраслей могли получить льготные кредиты по ставке 3%, остальное субсидировало государство.

В течение первого полугодия заёмщик не выплачивает основной долг и проценты по кредиту. Во втором полугодии это можно будет делать равными долями ежемесячно.

Размер кредита зависит от количества сотрудников, занятых в организации. Она определяется исходя из МРОТ (12792), на каждого работника в расчете на 12 месяцев. Максимальная сумма – 500 млн рублей. Главное условие: заёмщик должен сохранить не менее 90% рабочих мест в период действия кредитного договора.

Второй этап программы стартовал в ноябре 2021 года и продлится до 30 декабря.

Заём можно будет получить на полтора года из расчёта один минимальный размер оплаты труда на каждого сотрудника на 12 месяцев. Срок погашения кредита увеличен вдвое – с 6 до 12 месяцев. При этом в течение первого полугодия заёмщик не выплачивает основной долг и проценты по кредиту.

Получить поддержку смогут представители 17 отраслей (в рамках первого этапа программы «ФОТ 3.0» их было 11). По просьбе бизнеса в список добавлены такие сферы деятельности, как дополнительное образование детей и взрослых, услуги по дневному уходу за детьми, бытовое обслуживание, услуги химчисток, стоматологий, парикмахерских и салонов красоты.

Ключевое условие участия в программе остаётся прежним: компаниям необходимо сохранить численность сотрудников на уровне не ниже 90%. Этот показатель будет контролироваться через данные ФНС.

Скидка 50% на российское облачное ПО.

Новый механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства сводится к тому, что компании смогут приобретать ПО вдвое дешевле за счет компенсации 50% стоимости лицензии производителям. Мера поддержки реализуется РФРИТ в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

«Новая мера поддержки направлена на повышение эффективности малых и средних компаний в результате цифровизации, внедрения отечественных облачных решений. Речь идет, например, о софте, автоматизирующем бизнес-процессы (ERP), взаимодействия с клиентами (CRM) и др. Идея простая: востребованные программные продукты будут для МСП в два раза дешевле (разница в цене компенсируется министерством разработчику за счет бюджета). От самого предпринимателя ничего дополнительно не будет требоваться, не нужно заполнять никакие формы, не будет никакой отчетности, единственное условие – находиться в реестре МСП, который ведет ФНС России [ofd.nalog.ru]. На реализацию этой меры поддержки до конца 2024 года выделено 7 млрд руб.» [7].

«Мера поддержки позволит тысячам МСП легально использовать качественное российское программное обеспечение. Всего мы сможем предложить компаниям более 400 тысяч лицензий на облачное ПО по сниженной стоимости. Это не только стимулирует компании к переходу на отечественные ИТ-продукты, но и благодаря цифровой трансформации расширит и масштабирует их бизнес» [7].

По льготной цене можно будет приобрести, например, софт для автоматизации бизнес-процессов [8].

Единственное условие: организация (ИП) должна быть включена в реестр МСП. Подавать заявление и представлять отчетность не нужно.

Поддержку обеспечат за счет компенсации половины стоимости лицензии правообладателям.

Кроме вышеперечисленных мер, субъекты МСП могут рассчитывать и на другие формы поддержки со стороны государства. К ним относятся «зонтичное» поручительство, субсидии на заработную плату сотрудникам, программы льготного налогообложения для ИП.

Новая форма поручительств для МСП.

В сентябре 2021 года Правительство дало старт новой программе господдержки – «зонтичное» поручительство. Это дополнительная помощь для малого и среднего предпринимательства. Теперь для получения кредита, можно будет воспользоваться поручительством от Корпорации МСП.

Кредит в банке будет выдаваться одномоментно, то есть обращаться в саму Корпорацию не надо. Есть и дополнительный бонус – комиссию за поручительство будет платить банк, а не предприниматель.

Благодаря «зонтичному» поручительству кредит смогут получить организации, для которых это было проблематично. К тому же ставка по кредиту будет ниже на 1-3%.

В программе участвуют: банк «Открытие», ПСБ, РНКБ, Сбербанк, ВТБ и МСП Банк.

В 2020 году индивидуальное предпринимательство получило дальнейшее развитие на территории Пензенской области.

За 6 месяцев текущего года в регионе зарегистрировалось 2096 новых предпринимателей и 135 глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

Привлекательными видами экономической деятельности для предпринимателей при регистрации продолжают оставаться торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – 29,6% (661 ед.), транспортировка и хранение – 20,1 (448), строительство – 11,3% (252 ед.). Производственной деятельностью планируют заниматься 142 бизнесмена. Из вновь созданных глав КФХ 63,7% (86 ед.) планируют деятельность в сфере животноводства, 25,9 (35 ед.) – в сфере растениеводства и 4,4% (6 ед.) займутся рыбоводством.

В заключении хотелось бы отметить, что многие экономические инструменты, применяемые в других странах, могли бы быть внедрены на практике в нашей стране, привело бы к увеличение малого бизнеса в регионах.

Резюмируя все вышеизложенное, можно прийти к выводу, что мероприятия, проводимые в рамках реализации данных программ достаточно эффективны.

Дальнейшая реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса в условиях пандемии, предусмотренных программой Правительства РФ, позволит повысить эффективность государственного управления в решении вопросов социально-экономического развития нашей страны, создать благоприятные условиях для роста экономического потенциала и улучшение благосостояния населения нашего государства.