Продукты питания и их промышленное производство можно отнести к жизненно необходимым задачам, которые должны выполняться с целью реализации продовольственной безопасности как целой страны, так и ее отдельных регионов. Как известно, задача обеспечения населения продовольствием может быть реализована несколькими методами – с помощью импорта необходимых категорий продуктов питания, в результате развития внутреннего производства продуктов питания, а также нахождение баланса между производством сельскохозяйственной продукции и её потреблением [1].
В развитых странах для обеспечения продовольственной безопасности реализуются следующие стандартные методы:
- обеспечение равновесия между уровнем сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителями продовольствия;
- максимальное самообеспечение населения необходимыми для него продуктами питания и поддержка местного сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Для нашей страны оба представленных метода вполне подойдут. Сегодня решить проблему продовольственной безопасности в России можно только комплексным путем, т.е. важно и заниматься поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей и учитывать интересы потребителя.
Схематично структура продовольственной безопасности России представлена на рис. 1.
Говорить о высоком уровне продовольственной независимости нашей страны можно будет в том случае, если годовое производство важнейших продуктов питания на территории РФ будет более 80%, т.е. если импортных продуктов питания первой необходимости будет завезено в течение года не более 20% [5].
Обеспечение продовольственной безопасности подразумевает:
- высокое качество пищевых продуктов и их безопасность, включая продукты питания, которые были импортированы на территорию страны;
- рациональное использование сельскохозяйственных угодий;
- формирование эффективного законодательства и устранение имеющихся в нем пробелов в части правовых актов, регламентирующих основы обеспечения продовольственной безопасности.
Улучшение продовольственной обеспеченности граждан нашей страны станет возможным только при наличии действенных мер поддержки со стороны государства производителей продуктов питания и сельхозпроизводителей. Эта поддержка подразумевает оказание субсидий, возмещения капитальных затрат, наличие льготного кредитования, оказание точечных мер финансовой поддержки и пр.
Указом В.В. Путина 21.01.2020 г. № 20 была принята Новая Доктрина продовольственной безопасности. В целом хочется сказать, что документ весьма противоречивый и явно недоработанный [6].
Во-первых, чтобы задачи, поставленные в этом документе, получили реальное практическое исполнение, необходимо обеспечить эффективный контроль со стороны чиновников.
На основании данного документа должна быть создана «дорожная карта» развития сельского хозяйства и отдельных секторов, относящихся к промышленному производству продуктов питания.
Рис. 1. Структура и элементы продовольственной безопасности РФ
Рис. 2. Разница в планах самообеспечения страны продовольствием в новой и старой доктрине продовольственной безопасности РФ
В новой Доктрине продовольственной безопасности РФ указана необходимость «формирования для всех групп населения принципов здорового питания, ведения здорового образа жизни». Вместе с тем, какие именно государственные структуры и ведомства должны заниматься этим вопросом и нести ответственность – не уточняется. Поэтому недоработки разработчиков настоящей Доктрины продовольственной безопасности РФ налицо.
Итак, уровень подготовки рассматриваемого документа, откровенно, низкий. При его подробном изучении становится очевидно, что очень много пунктов и положений было позаимствовано из старой Доктрины и прежних Стратегий. Отталкиваясь от этого, приходится констатировать тот факт, что новая Доктрина продовольственной безопасности РФ, к сожалению, вряд ли поспособствует улучшению ситуации, связанной с продовольственной самообеспеченностью нашей страны и ее отдельных регионов [2].
Новая Доктрина продовольственной безопасности, в точности как ее предшественница, делает акцент на необходимости обеспечения продовольственной независимости нашей страны. Вместе с тем, о продовольственной безопасности, как ни странно, почти не говорится. Сделать такой вывод нам удалось после подробного рассмотрения основных показателей, которые активно используются в Доктрине. Это пороговые значения самообеспеченности по 11 позициям. При этом одной из них являются «семена агрокультур». Разумеется, отнести их к самостоятельному продукту питания, было бы некорретным. Эти показатели в большей степени нужны производителям, представителям власти, профессиональная деятельность которых связана с контролем состояния сельского хозяйства и т.д.
Среди важнейших направлений развития национальной продовольственной системы современной России, отметим:
- привлечение инвестиций в сельское хозяйство и продовольственную промышленность;
- усиление поддержки национальных сельхоз производителей (может быть обеспечено, например, посредством повышения расходов федерального и регионального бюджета на эти нужды, стимулирования научных исследований, внедрения современных технологий;
- улучшение материально-технической базы сельского хозяйства и производителей продовольствия, рост интенсификации с/х производства;
- повышение уровня и объемов переработки и реализации с/х продукции оптимизация, улучшение логистики;
- сокращение импорта мясного сырья в условиях роста поголовья крупного рогатого скота;
- наращивание мощностей производственной инфраструктуры растениеводства, строительство современных элеваторов;
- стимулирование роста потребления среди граждан продовольствия местных производителей;
- проведение антимонопольной политики и пр. [4].
В эпоху СССР общая численность совхозов и колхозов была почти в 3 раза больше, чем в современной России.
Для восстановления прежней картины и уровня сельского хозяйства в нашей стране необходимо предпринимать экстренные меры, направленные на устойчивое развитие экономики. Для развития сельского хозяйства и продовольственной промышленности требуется выделять из средств бюджета не менее 2 трлн. на ежегодной основе. Только так может быть восстановлено сельхозмашиностроение; земли с/х назначения; мощности по переработке и хранению продукции, произведена реконструкция сельскохозяйственных производств и пр.
Продовольственная безопасность нашей России еще можно возродить, но для этого необходимо много сил, финансов и кропотливая работа.
В рамках настоящего исследования нами будет оценено состояние продовольственной безопасности на примере такого региона страны как Свердловская область.
Спецификой экономики рассматриваемого региона является сильно выраженный индустриальный характер. Кроме того, плотность городского населения имеет высокий уровень, а сельское население всего субъекта РФ не более 16%.
Свердловская область по площади занимает примерно 19430 тыс. гектаров, из них 8,1% – пашня, 13% – сельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственная сфера в регионе представлена почти 324 сельскохозяйственными предприятиями, 711 крестьянским (фермерским) хозяйством.
В таблице 1 можно ознакомиться с важнейшими показатели производства продукции сельского хозяйства в Свердловской области.
Представленные выше цифры наталкивают на мысль о том, что в регионе наблюдается прирост производства с/х продукции.
Так, к примеру, объем соответствующей продукции в январе–декабре 2018 г. в действующих ценах достиг отметки в 82,5 млрд руб., что равняется почти 105,3% к 2019 г. С 2000 г. имеет место прирост с/х продукции до 2013 г., а в 2014 году, напротив, наблюдается приостановление темпов роста по причине сокращения производства на 9,2%.
В таблице 2 можно ознакомиться с динамикой производства основных продуктов животноводства.
В хозяйствах Свердловской области в январе – декабре 2019 г. наблюдается рост производства молока. Прибавка достигла почти + 6,1% , если сравнивать с тем же периодом 2018 г.
Производство яиц выросло на 4,2%, производство мяса скота и птицы (в живом весе), предназначенное на убой увеличилось почти на 1,5%. Валовой сбор зерна также показал плюсовую динамику.
В 2019 г. показатель был максимальным – 754 тыс. тонн. Прибавка, по сравнению с 2018 г., составила почти 26,3%.
Прямо противоположная ситуация наблюдается со сбором картофеля и овощей. Валовой сбор картофеля в 2019 г. достиг минимальных значений – 595 тыс. тонн. Это меньше 2018 г. почти на 13,8%, а по сравнению с 2000 г. меньше на 29,3%. Валовой сбор овощей демонстрирует отрицательную динамику.
В регионе производятся все жизненно важные продукты питания (с/х) (табл. 3). Остальная продукция импортируется в Свердловскую область из-за границы и других регионов РФ.
Таблица 1
Динамика производства с/х продукции в Свердловской области по состоянию за 2000–2019 гг., млрд руб. [5]
Показатели / Годы |
2000 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Продукция сельского хозяйства |
15,5 |
56,6 |
51,4 |
58,6 |
65,7 |
75,6 |
76,5 |
77,7 |
Темп роста, % |
100 |
365,1 |
90,8 |
114,0 |
112,1 |
114,2 |
102,0 |
104,7 |
Темп прироста, % |
- |
265,1 |
-9,2 |
14 |
12,1 |
14,2 |
2 |
4,7 |
Таблица 2
Динамика производства основных продуктов животноводства в Свердловской области, тыс. тонн [5]
Показатели |
2000 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Темп прироста 2019 г. к 2000 г., % |
Выращено скота и птицы в живом весе |
172 |
225 |
240 |
256 |
266 |
266 |
265 |
269 |
56,4 |
Произведено на убой скота и птицы в живом весе |
177 |
225 |
229 |
252 |
261 |
269 |
271 |
270 |
52,5 |
в убойном весе |
117 |
160 |
161 |
179 |
186 |
191 |
195 |
194 |
65,8 |
Молоко |
700 |
570 |
606 |
614 |
652 |
654 |
676 |
717 |
2,4 |
Яйца, млн шт. |
1377 |
1293 |
1321 |
1388 |
1397 |
1443 |
1463 |
1524 |
10,7 |
Таблица 3
Динамика производства основных видов продукции в Свердловской области [5]
Показатели / Годы |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2019 г. к 2014 г. |
|
Темп роста |
Темп прироста |
|||||||
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы, тыс. тонн |
88,7 |
94,6 |
96,3 |
98,8 |
103 |
98,0 |
110,5 |
10,5 |
Изделия колбасные, тыс. тонн |
38,5 |
32,8 |
31,3 |
29,2 |
27,1 |
26,1 |
67,8 |
-32,2 |
Полуфабрикаты мясные (мясо- содержащие) подмороженные и замороженные, тыс. тонн |
30,8 |
27,5 |
22,9 |
18,7 |
16,3 |
32,7 |
106,2 |
6,2 |
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. тонн |
485 |
446 |
462 |
423 |
441 |
463 |
95,4 |
-4,5 |
Мука пшеничная и пшенично- ржаная, тыс. тонн |
101 |
59,2 |
67,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. тонн |
162 |
154 |
150 |
158 |
143 |
125 |
77,2 |
-22,8 |
Кондитерские изделия, тыс. тонн |
67,0 |
75,5 |
89,5 |
99,5 |
101 |
104 |
155,2 |
55,2 |
Любопытно ознакомиться с динамикой цен на продовольственные товары в Свердловской области в разные года.
Сегодня наблюдается стремительное ухудшение индекса потребительских цен. Он снизился почти на 13%, на основе чего мы можем констатировать факт изменения стоимости жизни, снижения стоимости минимальной потребительской корзины.
Снижение цены открывает большие возможности с точки зрения доступности продовольственных товаров для населения, минимизирует риск недостаточного потребления продуктов среди населения региона.
Снижение индекса цен на сельскохозяйственную продукцию местных с/х производителей произошло почти на 3%. Незначительное снижение объясняется доминированием низкой эластичности спроса на такую продукцию и высоким уровнем расходов, необходимых для ее производства. По этой причине, собственно, государство регулярно вмешивается в ценовой вопрос и регулирует цены на сельскохозяйственную продукцию.
Расчёты коэффициента самообеспеченности (Кс) Свердловской области с/х продуктами даны в таблице 4. Этот коэффициент был посчитан с учетом того, что население региона по состоянию на 2019 г. – 4 329 341 чел.
Если сравнить получившиеся результаты с нормами потребления данных продуктов питания, то получается, что в Свердловской области всех указанных продуктов питания, не считая картофеля и куриных яиц, произведено мало. Среднее значение коэффициента варьируется в пределах 0,5, что говорит о явно недостаточном уровне самообеспечения.
Таблица 4
Динамика продовольственной самообеспеченности Свердловской области по состоянию на 2019 год [5]
Продукция |
Фактические объемы производства, тыс. тонн, Q |
Норма потребления для региона, тыс. тонн, Qp |
Уровень продовольственной самообеспеченности, Kc |
Параметры значений |
Скот и птица (в живом весе) |
270,0 |
329 |
0,82 |
допустимый |
Молоко |
717 |
1471 |
0,49 |
низкий |
Яйца |
1524,0 |
1168 |
1,30 |
высокий |
Зерно |
754,0 |
995 |
0,76 |
допустимый |
Хлебные продукты |
229 |
416 |
0,55 |
низкий |
Картофель |
595,0 |
389 |
1,52 |
высокий |
Овощи |
180,0 |
606 |
0,30 |
недопустимо низкий |
Фрукты |
- |
432 |
0 |
недопустимо низкий |
Сахар |
- |
103 |
0 |
недопустимо низкий |
Рыбопродукты |
- |
95,3 |
0 |
недопустимо низкий |
Масло растительное |
- |
51,9 |
0 |
недопустимо низкий |
Соль |
- |
17,3 |
0 |
недопустимо низкий |
Среднее значение |
0,5 |
Рис. 3. Структура импорта и экспорта продовольственных товаров в Свердловской области, %
Еще один любопытный для изучения коэффициент – коэффициент покрытия импорта продовольствия. На основе его уровня можно судить о том, в какой мере Свердловская область (любой другой регион РФ) зависит от импортных поставок продовольствия.
На рис. 3 можно ознакомиться со структурой импорта и экспорта. В связи с введением продовольственного эмбарго в 2016 г. наблюдается переход на производство собственной продукции и сокращение импортных поставок.
Как видим, коэффициент покрытия импорта по состоянию на 2019 г. варьировался в пределах 0,59. Так, мы можем делать вывод о наличии низкого уровня покрытия.
В рассматриваемом субъекте РФ имеет место недостаточное потребление продовольственных продуктов. Вместе с тем, это отклонение пока еще варьируется в пределах допустимого и, соответственно, не представляет угрозы для продовольственной безопасности и местного населения [3].
Уровень качества отечественного продовольствия по состоянию на 2019 г. ощутимо улучшился, а количество непригодной для питания населения продукции стало менее 10%.
Это вполне допустимо, но уже близко к критическому пороговому значению. Ввиду этого, необходима разработка мероприятий для повышения качества продовольственных продуктов. Что касается импортных продуктов, то коэффициент качества близок к низкому показателю, что, соответственно, представляет серьезную угрозу и здоровью населения, и продовольственной безопасности [3].
На основе всех представленных данных можно говорить, что показатели варьируются в пределах низкого или допустимого уровней.
Таким образом, в анализируемом регионе уровень продовольственной безопасности имеет низкий уровень, который нужно повышать.
В Законе Свердловской области «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» закреплены пороговые значения рассмотренных выше показателей. При их изучении, можно констатировать факт того, что пороговые значения, не считая мяса и мясопродуктов, соблюдается. Таким образом, угроза продовольственной безопасности миновала Свердловскую область.
Но все-таки один показатель ниже установленного значения. Это производство мясной продукции. На основе этого можно заявлять о факте отсутствия возможности удовлетворения потребностей жителей Свердловской области в мясной продукции. Вместе с тем, учитывая климатические условиях области, населению крайне важно употреблять в пищу достаточное количество мяса и мясных продуктов [6].
Производство мяса и мясных продуктов ниже порогового значения, установленного в регионе.
Ввиду этого, имеется необходимость роста производственных мощностей мясной промышленности, ведь мясные продукты – основа рациона питания населения Свердловской области. Развитие сельского хозяйства должна стать в ближайшие годы главной задачей местных властей. Местных производителей они должны обеспечить необходимой поддержкой, в том числе и финансовой, что поспособствует росту объемов производства.
Чтобы приблизиться к оптимальным значениям по производству мяса и мясных продуктов в регионе необходимо нарастить объемы производства почти на 24,5 тыс. тонн. Вместе с тем, себестоимость 1 кг мяса не должна превышать 300 руб. соответственно, необходимая сумма равна 7350 млн руб.
Рис. 4. Итоговое количество баллов оценки продовольственной безопасности в Свердловской области, балл
Если государство будет предоставлять мясным производителям льготные кредиты, компенсировать хотя бы 10% от ранее взятых кредитов на развитие производств, то бюджетных средств потребуется примерно 735 млн руб. [4]. В 2017 г. инвестиции, которые были потрачены на развитие сельского хозяйства Свердловской области, превысили 9 892,7 млн руб. Вместе с тем, львиная доля этих денег была реализована на цели развития молочного хозяйства и растениеводства. По итогам, мы видим, что Свердловская область на сегодняшний день по этим показателям показывает положительную динамику. Соответственно, эти сферы уже не испытывают нужду в таком объеме финансирования. Освободившиеся денежные средства как раз можно направить на цели развития мясного хозяйства.
Нейтрализация угроз продовольственной независимости Свердловской области видится в следующем: предлагается поддержка со стороны государства, расширения фермерских хозяйств, поддержка малого и среднего бизнеса, специализация которого связана с продовольствием.
В заключение отметим, что административные барьеры и надзорное давление на производителей продовольствия в сложившихся условиях просто недопустимы. Ввиду этого, в кратчайшие сроки должны быть разработаны мероприятия по оптимизации форм налогового регулирования для отдельных хозяйствующих субъектов.