Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ENSURING FOOD SECURITY IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Deeva O.S. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics
The article examines the national situation in Russia related to food security. Food security in every corner of our country can be viewed as a structural part of national food security. The level of the nation’s health and the well-being of its citizens depend on its state. The main definitions were revealed, a brief content, goals and objectives of such an important document of the country as the Food Security Doctrine were considered. To analyze the state of food security in the regions of Russia, the Sverdlovsk region was selected. The work analyzed the main indicators of food self-sufficiency of this constituent entity of the Russian Federation. In the subject of the Russian Federation under consideration, there is an insufficient consumption of food products. At the same time, this deviation still varies within the acceptable range and, accordingly, does not pose a threat to food security and the local population. The author of the article identified the existing threats and deficiencies in food security of this constituent entity of the Russian Federation and developed a list of recommendations. It is proposed to neutralize threats to food independence of the Sverdlovsk region through the provision of support from the state and representatives of regional authorities, the expansion of farms, and support for SMEs specializing in food.
food security
food products
agriculture
region
indicators
nutritional norms
doctrine
consumption

Продукты питания и их промышленное производство можно отнести к жизненно необходимым задачам, которые должны выполняться с целью реализации продовольственной безопасности как целой страны, так и ее отдельных регионов. Как известно, задача обеспечения населения продовольствием может быть реализована несколькими методами – с помощью импорта необходимых категорий продуктов питания, в результате развития внутреннего производства продуктов питания, а также нахождение баланса между производством сельскохозяйственной продукции и её потреблением [1].

В развитых странах для обеспечения продовольственной безопасности реализуются следующие стандартные методы:

- обеспечение равновесия между уровнем сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителями продовольствия;

- максимальное самообеспечение населения необходимыми для него продуктами питания и поддержка местного сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Для нашей страны оба представленных метода вполне подойдут. Сегодня решить проблему продовольственной безопасности в России можно только комплексным путем, т.е. важно и заниматься поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей и учитывать интересы потребителя.

Схематично структура продовольственной безопасности России представлена на рис. 1.

Говорить о высоком уровне продовольственной независимости нашей страны можно будет в том случае, если годовое производство важнейших продуктов питания на территории РФ будет более 80%, т.е. если импортных продуктов питания первой необходимости будет завезено в течение года не более 20% [5].

Обеспечение продовольственной безопасности подразумевает:

- высокое качество пищевых продуктов и их безопасность, включая продукты питания, которые были импортированы на территорию страны;

- рациональное использование сельскохозяйственных угодий;

- формирование эффективного законодательства и устранение имеющихся в нем пробелов в части правовых актов, регламентирующих основы обеспечения продовольственной безопасности.

Улучшение продовольственной обеспеченности граждан нашей страны станет возможным только при наличии действенных мер поддержки со стороны государства производителей продуктов питания и сельхозпроизводителей. Эта поддержка подразумевает оказание субсидий, возмещения капитальных затрат, наличие льготного кредитования, оказание точечных мер финансовой поддержки и пр.

Указом В.В. Путина 21.01.2020 г. № 20 была принята Новая Доктрина продовольственной безопасности. В целом хочется сказать, что документ весьма противоречивый и явно недоработанный [6].

Во-первых, чтобы задачи, поставленные в этом документе, получили реальное практическое исполнение, необходимо обеспечить эффективный контроль со стороны чиновников.

На основании данного документа должна быть создана «дорожная карта» развития сельского хозяйства и отдельных секторов, относящихся к промышленному производству продуктов питания.

Doc9.tif

Рис. 1. Структура и элементы продовольственной безопасности РФ

Doc10.pdf

Рис. 2. Разница в планах самообеспечения страны продовольствием в новой и старой доктрине продовольственной безопасности РФ

В новой Доктрине продовольственной безопасности РФ указана необходимость «формирования для всех групп населения принципов здорового питания, ведения здорового образа жизни». Вместе с тем, какие именно государственные структуры и ведомства должны заниматься этим вопросом и нести ответственность – не уточняется. Поэтому недоработки разработчиков настоящей Доктрины продовольственной безопасности РФ налицо.

Итак, уровень подготовки рассматриваемого документа, откровенно, низкий. При его подробном изучении становится очевидно, что очень много пунктов и положений было позаимствовано из старой Доктрины и прежних Стратегий. Отталкиваясь от этого, приходится констатировать тот факт, что новая Доктрина продовольственной безопасности РФ, к сожалению, вряд ли поспособствует улучшению ситуации, связанной с продовольственной самообеспеченностью нашей страны и ее отдельных регионов [2].

Новая Доктрина продовольственной безопасности, в точности как ее предшественница, делает акцент на необходимости обеспечения продовольственной независимости нашей страны. Вместе с тем, о продовольственной безопасности, как ни странно, почти не говорится. Сделать такой вывод нам удалось после подробного рассмотрения основных показателей, которые активно используются в Доктрине. Это пороговые значения самообеспеченности по 11 позициям. При этом одной из них являются «семена агрокультур». Разумеется, отнести их к самостоятельному продукту питания, было бы некорретным. Эти показатели в большей степени нужны производителям, представителям власти, профессиональная деятельность которых связана с контролем состояния сельского хозяйства и т.д.

Среди важнейших направлений развития национальной продовольственной системы современной России, отметим:

- привлечение инвестиций в сельское хозяйство и продовольственную промышленность;

- усиление поддержки национальных сельхоз производителей (может быть обеспечено, например, посредством повышения расходов федерального и регионального бюджета на эти нужды, стимулирования научных исследований, внедрения современных технологий;

- улучшение материально-технической базы сельского хозяйства и производителей продовольствия, рост интенсификации с/х производства;

- повышение уровня и объемов переработки и реализации с/х продукции оптимизация, улучшение логистики;

- сокращение импорта мясного сырья в условиях роста поголовья крупного рогатого скота;

- наращивание мощностей производственной инфраструктуры растениеводства, строительство современных элеваторов;

- стимулирование роста потребления среди граждан продовольствия местных производителей;

- проведение антимонопольной политики и пр. [4].

В эпоху СССР общая численность совхозов и колхозов была почти в 3 раза больше, чем в современной России.

Для восстановления прежней картины и уровня сельского хозяйства в нашей стране необходимо предпринимать экстренные меры, направленные на устойчивое развитие экономики. Для развития сельского хозяйства и продовольственной промышленности требуется выделять из средств бюджета не менее 2 трлн. на ежегодной основе. Только так может быть восстановлено сельхозмашиностроение; земли с/х назначения; мощности по переработке и хранению продукции, произведена реконструкция сельскохозяйственных производств и пр.

Продовольственная безопасность нашей России еще можно возродить, но для этого необходимо много сил, финансов и кропотливая работа.

В рамках настоящего исследования нами будет оценено состояние продовольственной безопасности на примере такого региона страны как Свердловская область.

Спецификой экономики рассматриваемого региона является сильно выраженный индустриальный характер. Кроме того, плотность городского населения имеет высокий уровень, а сельское население всего субъекта РФ не более 16%.

Свердловская область по площади занимает примерно 19430 тыс. гектаров, из них 8,1% – пашня, 13% – сельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственная сфера в регионе представлена почти 324 сельскохозяйственными предприятиями, 711 крестьянским (фермерским) хозяйством.

В таблице 1 можно ознакомиться с важнейшими показатели производства продукции сельского хозяйства в Свердловской области.

Представленные выше цифры наталкивают на мысль о том, что в регионе наблюдается прирост производства с/х продукции.

Так, к примеру, объем соответствующей продукции в январе–декабре 2018 г. в действующих ценах достиг отметки в 82,5 млрд руб., что равняется почти 105,3% к 2019 г. С 2000 г. имеет место прирост с/х продукции до 2013 г., а в 2014 году, напротив, наблюдается приостановление темпов роста по причине сокращения производства на 9,2%.

В таблице 2 можно ознакомиться с динамикой производства основных продуктов животноводства.

В хозяйствах Свердловской области в январе – декабре 2019 г. наблюдается рост производства молока. Прибавка достигла почти + 6,1% , если сравнивать с тем же периодом 2018 г.

Производство яиц выросло на 4,2%, производство мяса скота и птицы (в живом весе), предназначенное на убой увеличилось почти на 1,5%. Валовой сбор зерна также показал плюсовую динамику.

В 2019 г. показатель был максимальным – 754 тыс. тонн. Прибавка, по сравнению с 2018 г., составила почти 26,3%.

Прямо противоположная ситуация наблюдается со сбором картофеля и овощей. Валовой сбор картофеля в 2019 г. достиг минимальных значений – 595 тыс. тонн. Это меньше 2018 г. почти на 13,8%, а по сравнению с 2000 г. меньше на 29,3%. Валовой сбор овощей демонстрирует отрицательную динамику.

В регионе производятся все жизненно важные продукты питания (с/х) (табл. 3). Остальная продукция импортируется в Свердловскую область из-за границы и других регионов РФ.

Таблица 1

Динамика производства с/х продукции в Свердловской области по состоянию за 2000–2019 гг., млрд руб. [5]

Показатели / Годы

2000

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Продукция сельского хозяйства

15,5

56,6

51,4

58,6

65,7

75,6

76,5

77,7

Темп роста, %

100

365,1

90,8

114,0

112,1

114,2

102,0

104,7

Темп прироста, %

-

265,1

-9,2

14

12,1

14,2

2

4,7

Таблица 2

Динамика производства основных продуктов животноводства в Свердловской области, тыс. тонн [5]

Показатели

2000

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Темп прироста

2019 г.

к 2000 г., %

Выращено скота и птицы в живом весе

172

225

240

256

266

266

265

269

56,4

Произведено на убой скота и птицы в живом весе

177

225

229

252

261

269

271

270

52,5

в убойном весе

117

160

161

179

186

191

195

194

65,8

Молоко

700

570

606

614

652

654

676

717

2,4

Яйца, млн шт.

1377

1293

1321

1388

1397

1443

1463

1524

10,7

Таблица 3

Динамика производства основных видов продукции в Свердловской области [5]

Показатели / Годы

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2019 г. к 2014 г.

Темп

роста

Темп

прироста

Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы, тыс. тонн

88,7

94,6

96,3

98,8

103

98,0

110,5

10,5

Изделия колбасные, тыс. тонн

38,5

32,8

31,3

29,2

27,1

26,1

67,8

-32,2

Полуфабрикаты мясные (мясо- содержащие) подмороженные

и замороженные, тыс. тонн

30,8

27,5

22,9

18,7

16,3

32,7

106,2

6,2

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. тонн

485

446

462

423

441

463

95,4

-4,5

Мука пшеничная и пшенично- ржаная, тыс. тонн

101

59,2

67,5

-

-

-

-

-

Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. тонн

162

154

150

158

143

125

77,2

-22,8

Кондитерские изделия, тыс. тонн

67,0

75,5

89,5

99,5

101

104

155,2

55,2

Любопытно ознакомиться с динамикой цен на продовольственные товары в Свердловской области в разные года.

Сегодня наблюдается стремительное ухудшение индекса потребительских цен. Он снизился почти на 13%, на основе чего мы можем констатировать факт изменения стоимости жизни, снижения стоимости минимальной потребительской корзины.

Снижение цены открывает большие возможности с точки зрения доступности продовольственных товаров для населения, минимизирует риск недостаточного потребления продуктов среди населения региона.

Снижение индекса цен на сельскохозяйственную продукцию местных с/х производителей произошло почти на 3%. Незначительное снижение объясняется доминированием низкой эластичности спроса на такую продукцию и высоким уровнем расходов, необходимых для ее производства. По этой причине, собственно, государство регулярно вмешивается в ценовой вопрос и регулирует цены на сельскохозяйственную продукцию.

Расчёты коэффициента самообеспеченности (Кс) Свердловской области с/х продуктами даны в таблице 4. Этот коэффициент был посчитан с учетом того, что население региона по состоянию на 2019 г. – 4 329 341 чел.

Если сравнить получившиеся результаты с нормами потребления данных продуктов питания, то получается, что в Свердловской области всех указанных продуктов питания, не считая картофеля и куриных яиц, произведено мало. Среднее значение коэффициента варьируется в пределах 0,5, что говорит о явно недостаточном уровне самообеспечения.

Таблица 4

Динамика продовольственной самообеспеченности Свердловской области по состоянию на 2019 год [5]

Продукция

Фактические объемы производства, тыс. тонн, Q

Норма потребления для региона, тыс. тонн, Qp

Уровень продовольственной самообеспеченности, Kc

Параметры значений

Скот и птица (в живом весе)

270,0

329

0,82

допустимый

Молоко

717

1471

0,49

низкий

Яйца

1524,0

1168

1,30

высокий

Зерно

754,0

995

0,76

допустимый

Хлебные продукты

229

416

0,55

низкий

Картофель

595,0

389

1,52

высокий

Овощи

180,0

606

0,30

недопустимо низкий

Фрукты

-

432

0

недопустимо низкий

Сахар

-

103

0

недопустимо низкий

Рыбопродукты

-

95,3

0

недопустимо низкий

Масло растительное

-

51,9

0

недопустимо низкий

Соль

-

17,3

0

недопустимо низкий

Среднее значение

   

0,5

 

Doc11.pdf

Рис. 3. Структура импорта и экспорта продовольственных товаров в Свердловской области, %

Еще один любопытный для изучения коэффициент – коэффициент покрытия импорта продовольствия. На основе его уровня можно судить о том, в какой мере Свердловская область (любой другой регион РФ) зависит от импортных поставок продовольствия.

На рис. 3 можно ознакомиться со структурой импорта и экспорта. В связи с введением продовольственного эмбарго в 2016 г. наблюдается переход на производство собственной продукции и сокращение импортных поставок.

Как видим, коэффициент покрытия импорта по состоянию на 2019 г. варьировался в пределах 0,59. Так, мы можем делать вывод о наличии низкого уровня покрытия.

В рассматриваемом субъекте РФ имеет место недостаточное потребление продовольственных продуктов. Вместе с тем, это отклонение пока еще варьируется в пределах допустимого и, соответственно, не представляет угрозы для продовольственной безопасности и местного населения [3].

Уровень качества отечественного продовольствия по состоянию на 2019 г. ощутимо улучшился, а количество непригодной для питания населения продукции стало менее 10%.

Это вполне допустимо, но уже близко к критическому пороговому значению. Ввиду этого, необходима разработка мероприятий для повышения качества продовольственных продуктов. Что касается импортных продуктов, то коэффициент качества близок к низкому показателю, что, соответственно, представляет серьезную угрозу и здоровью населения, и продовольственной безопасности [3].

На основе всех представленных данных можно говорить, что показатели варьируются в пределах низкого или допустимого уровней.

Таким образом, в анализируемом регионе уровень продовольственной безопасности имеет низкий уровень, который нужно повышать.

В Законе Свердловской области «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» закреплены пороговые значения рассмотренных выше показателей. При их изучении, можно констатировать факт того, что пороговые значения, не считая мяса и мясопродуктов, соблюдается. Таким образом, угроза продовольственной безопасности миновала Свердловскую область.

Но все-таки один показатель ниже установленного значения. Это производство мясной продукции. На основе этого можно заявлять о факте отсутствия возможности удовлетворения потребностей жителей Свердловской области в мясной продукции. Вместе с тем, учитывая климатические условиях области, населению крайне важно употреблять в пищу достаточное количество мяса и мясных продуктов [6].

Производство мяса и мясных продуктов ниже порогового значения, установленного в регионе.

Ввиду этого, имеется необходимость роста производственных мощностей мясной промышленности, ведь мясные продукты – основа рациона питания населения Свердловской области. Развитие сельского хозяйства должна стать в ближайшие годы главной задачей местных властей. Местных производителей они должны обеспечить необходимой поддержкой, в том числе и финансовой, что поспособствует росту объемов производства.

Чтобы приблизиться к оптимальным значениям по производству мяса и мясных продуктов в регионе необходимо нарастить объемы производства почти на 24,5 тыс. тонн. Вместе с тем, себестоимость 1 кг мяса не должна превышать 300 руб. соответственно, необходимая сумма равна 7350 млн руб.

Doc12.pdf

Рис. 4. Итоговое количество баллов оценки продовольственной безопасности в Свердловской области, балл

Если государство будет предоставлять мясным производителям льготные кредиты, компенсировать хотя бы 10% от ранее взятых кредитов на развитие производств, то бюджетных средств потребуется примерно 735 млн руб. [4]. В 2017 г. инвестиции, которые были потрачены на развитие сельского хозяйства Свердловской области, превысили 9 892,7 млн руб. Вместе с тем, львиная доля этих денег была реализована на цели развития молочного хозяйства и растениеводства. По итогам, мы видим, что Свердловская область на сегодняшний день по этим показателям показывает положительную динамику. Соответственно, эти сферы уже не испытывают нужду в таком объеме финансирования. Освободившиеся денежные средства как раз можно направить на цели развития мясного хозяйства.

Нейтрализация угроз продовольственной независимости Свердловской области видится в следующем: предлагается поддержка со стороны государства, расширения фермерских хозяйств, поддержка малого и среднего бизнеса, специализация которого связана с продовольствием.

В заключение отметим, что административные барьеры и надзорное давление на производителей продовольствия в сложившихся условиях просто недопустимы. Ввиду этого, в кратчайшие сроки должны быть разработаны мероприятия по оптимизации форм налогового регулирования для отдельных хозяйствующих субъектов.