Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1 2
1
2
-

Введение

В развитии современной экономики государственные закупки являются одной из самых главных составляющих в связи с выполнением функции обеспечения потребностей общества и государственного регулирования экономики. Все процессы, происходящие в рамках госзакупок, осуществляются на основе главного принципа эффективности использования бюджетных средств, заключающегося в осуществлении закупок товаров, работ, услуг повышенного качества при минимуме затрат. При этом преследуются противоречивые цели:

- обеспечение полного и своевременного удовлетворения потребности бюджетных организаций в товарах и услугах;

- обеспечение эффективности закупок посредством максимальной экономии бюджетных средств;

- стимулирование использования инновационной и высокотехнологичной продукции в работе бюджетных учреждений;

- реализация новой промышленной политики, целеориентированной на реиндустриализацию экономики России [1].

Наличие противоречивых целей, одни из которых необходимо обратить в максимум, а другие – в минимум создаёт сложности при формировании целевой функции и применении методов экономико-математического моделирования.

Положениями Федерального закона от 5. 04. 2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2] предусмотрено проведение экспертизы на основе привлечения экспертов и экспертных организаций. В процессе экспертного оценивания альтернатив ключевым вопросом является обработка его результатов, от которой во многом зависит качество конечных результатов. Это актуализирует проблему применения вычислительной системы, которая оперирует знаниями специалистов-персоналов в заданной предметной области, способна к обучению и накоплению новых знаний и обладает способностью принятия решений на уровне этих специалистов.

Проблема качества государственных закупок является многофакторной и её решение требует применения экономико-математических методов и моделей. Построение экономико-математической модели, позволяющей в условиях взаимодействия многих факторов осуществлять оценку качества государственных закупок, как интегрального показателя, потребовала разработки системы влияющих на этот показатель характеристик. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к исследованиям, посвящённым разработке инструментария оценки экономической эффективности государственных закупок. Так, Патласовым О.Ю. проведён анализ оценки финансового состояния участников тендеров [3]. Автором построено уравнение линейной регрессии на основе анализируемых методик. Представляет научный интерес построенная нейросетевая модель с использованием различных видов функций активации. Исследованию экономической эффективности госсзакупок посвящены работы Крамина Т.В., Григорьева Р.А., Крамина М.В. [4], в которых предлагается использование бенчмаркетинга для российских регионов. Вопросы нечёткого моделирования в проведении электронных торгов рассматриваются в трудах Гипаева Р.В. [5]. Институциональная модернизация системы госзакупок предложена в работах Белокрыловой О.С. [6]. Способ моделирования процесса проведения тендера, начиная от постановки задачи и заканчивая принятием окончательного решения, предложен Колпаковой Т.А. [7]. Вопросам экономико-математического моделирования при решении проблем эффективности использования бюджетных средств посвящены труды Яковенко И.В. [8,9].Но проведённые авторами исследования не охватывают всего множества возникающих в этой области проблем. Это определило цель и постановку задачи разработки модельного инструментария экспертной системы для оценки качества государственных закупок.

Цель и постановка задачи исследования

Целью проведённых авторами исследований является построение экономико-математической модели, используемой в экспертной системе оценки качества государственных закупок. Многофакторный характер задачи оценки качества госзакупок потребовал разработки комплекса характеристик, влияющих на качество конечного результата. Математическая постановка задачи экспертного оценивания качества товаров и услуг, приобретаемых бюджетными организациями, состоит в реализации отображения missing image file, где missing image file – показатели экспертов; missing image file – оценка качества закупки. Вектор missing image file представлен следующими компонентами:

missing image file – начальная цена контракта;

missing image file – цена заключённого контракта;

missing image file – наличие (отсутствие) штрафов (пени);

missing image file – расторжение контракта на сумму.

Концептуальная модель экспертной системы, построенной на базе использования экономико-математической модели missing image file, приведена на рисунке 1.

Doc6.pdf

Рис.1. Концептуальная модель экспертной системы оценки качества закупок

Концептуальную модель оценки качества государственных закупок составляют следующие компоненты: интерфейс пользователя; ядро экспертной системы; интеллектуальный редактор базы знаний.

С помощью интерфейса пользователь вводит характеристики государственных закупок, поступающих в ядро экспертной системы. Ядро экспертной системы представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков: решатель; база знаний; подсистема пояснений. База знаний представляет собой формально выраженные сведения специалистов относительно зависимостей между характеристиками государственных закупок и результирующим показателем качества. Блок «Решатель» функционирует на основе алгоритма, осуществляющего отображение missing image file множества показателей экспертов в показатель качества. Компонента «Подсистема пояснений» визуализирует зависимости missing image file, missing image file, missing image file. Предлагаемая авторами экспертная система обладает свойством обучения за счёт накопления и редактирования базы знаний (блок «Интеллектуальный редактор базы знаний)».

Методы исследования

В соответствии с концептуальной моделью, представленной на рисунке 1, разрабатываемая экспертная система должна оперировать знаниями естественного интеллекта в процессе оценки качества государственных закупок. При этом в реализации отображения missing image file множество missing image fileсодержит как количественные, так и качественно выраженные показатели. В следствие этого поиск зависимости missing image file осуществлялся в классе логико-лингвистических исследований. При этом показатели missing image file формально описаны лингвистическими переменными missing image file, где missing image file– название лингвистической переменной;

missing image file– множество атомарных термов, элементы которого описывают вербальные значения лингвистической переменной в виде слов естественного языка «низкий», «средний», «высокий»;

missing image file – универсальное множество, на котором заданы значения лингвистической переменной;

missing image file – функции принадлежности missing image file, описывающие смысл атомарных лингвистических переменных.

Функции принадлежности missing image file отражают биективное соответствие между значениями универсума missing image file и действительными числами missing image file. Они определяют семантику нечёткого множества missing image file.

Элементы множества missing image file представляют собой названия нечётких множеств, характеризующих показатель missing image file.

Качество государственной закупки оценивается интегральным показателем missing image file, также представленным лингвистической переменной missing image file с множеством атомарных термов missing image file, универсальным множеством missing image file и набором missing image file функций принадлежностей missing image file. Для оценки качества государственных закупок построена логико-лингвистическая модель Quality, программно реализованная в системе MATLAB пакета Fuzzy Logic Toolbox (рис.2).

Приведём формальное описание лингвистических переменных missing image file, участвующих в отображении missing image file. В результате экспертного опроса определено, что лингвистическая переменная missing image file, представляющая собой характеристику начальной цены контракта, принимает значения в интервале от 0 до 20 миллионов рублей. В связи с этим она задана на универсальном множестве в виде отрезка missing image file [0, 20]. Характеристика начальной цены контракта «низкая» принята в пределах от 0 до 4 миллионов рублей, «средняя» – в пределах от 6 до 10 миллионов рублей и «высокая» – от 11 до 20 миллионов рублей. В связи с этим соответствующие качественным характеристикам нечёткие множества с названиями missing image file описываются трапецеидальными функциями принадлежности missing image file(0,0,5,20), missing image file(0,6,10,20), missing image file(0,11,20,20):

Doc7.pdf (1)

Doc7.pdf(2)

Doc7.pdf (3)

2.tif

Рис. 2. Модель Quality оценки качества государственных закупок

3.tif

Рис. 3. Графики функций принадлежности нечётких множеств missing image file лингвистической переменной missing image file

На рисунке 3 приведены графики функций принадлежности нечётких множеств missing image file, количественно оценивающих лингвистическую переменную missing image file.

Выраженные в качественном виде характеристики missing image file лингвистической переменной missing image file, представленной кортежем missing image file, также заданы на универсальном множестве missing image file [0,20] с набором семантик missing image file, missing image file, missing image file, missing image fileтрапецеидального вида. Функции missing image file, missing image file, missing image file описаны аналитическими выражениями, аналогичными выражениям (1),(2) и (3).

Значениями лингвистической переменной missing image file являются элементы терм-множества missing image file, количественно определённые на универсуме missing image file[0,10]. Эти значения задаются в процентах. В соответствии с результатами экспертного опроса показатель Low отвечает количественным значениям из интервала [0, 2], показатель Average – из интервала [3,5], а показатель High – из интервала [6,10]. Формальные выражения функций принадлежности missing image file(0,0,2,10), missing image file(0,3,5,10), missing image file(0,6,10,10) имеют следующий вид:

Doc8.pdf

Интегральный показатель missing image file качества государственных закупок задаётся на множестве атомарных термов missing image file и описывается лингвистической переменной missing image file. Значения этой переменной представляют собой нечёткие множества с семантикой в виде функций принадлежности missing image file(0,0,3,10), missing image file(0,4,7,10), missing image file(0,8,10,10) на универсуме missing image file [0,10]. Интегральный показатель качества государственных закупок missing image file оценивается по десяти-бальной шкале. Функции принадлежности составлены на базе результатов экспертного опроса и определены выражениями:

Doc9.pdf

Результаты исследования и их обсуждение

Отображение missing image file, реализующее решатель экспертной системы, программно воплощено с помощью системе MATLAB пакета Fuzzy Logic Toolbox. При этом зависимость между качественно выраженными показателямиmissing image file определялась, исходя из знаний специалистов по управлению государственными закупками, добытых в результате экспертного опроса и описана следующими представленными в вербальной форме продукционными правилами. В настоящей статье приведён пример одного правила вывода:

- если показатели missing image file и missing image file оценивается характеристикой «высокая», – характеристикой «высокая», missing image file и а missing image file оцениваются характеристикой «низкая», то интегральный показатель качества государственных закупок missing image file оценивается показателем «высокий».

Логическое представление продукционных правил в логико-лингвистической модели оценки качества государственных закупок приведено на рисунке 4.

На основе применения алгоритма Mamdani, на котором базируется отображение missing image file, в системе MATLAB пакета Fuzzy Logic Toolbox построена экономико-математическая модель, позволяющая при варьировании значениями вектора missing image file определять значения интегрального показателя качества государственных закупок missing image file. На рисунке 5 приведён интерфейс построенной логико-лингвистической модели Quality. Рисунок демонстрирует пределы изменения переменных missing image file [0,20], missing image file [0,20], missing image file [0,20], missing image file [0,20], missing image file [0,20]. На модели Quality проведены эксперименты в результате изменения значений показателей вектора входных характеристик missing image file.

Значения интегрального показателя качества государственных закупок missing image file, соответствующие экспериментальным изменениям, занесены в таблицу 1.

В таблице 1 приведены результаты экспериментов, проведённых на модели Quality.

Таблица 1

Результаты экспериментов на модели Quality.

Входные переменные

Выходная переменная

1

х1

х2

х3

х4

Y

2

1,36

2,62

1,74

2

5,1

3

7,42

4,77

1,74

2

5,78

4

15,9

15,5

2,05

2,92

6,14

5

17,4

18,9

1,14

3,85

6,55

Построенная модель позволяет спланировать эксперимент и определить оптимальные значения показателей качества государственных закупок.

4.tif

Рис. 4. Продукционные правила оценки качества государственных закупок

5.tif

Рис.5. Результат функционирования логико-лингвистической модели Quality

Заключение

Предложенная экспертная система с встроенной в неё логико-лингвистической моделью позволяет на основе формализации и использования знаний специалистов производить оценку качества государственных закупок на основе использования качественно выраженных входных характеристик. В результате проведённых исследований авторами получены следующие результаты, обладающие научной новизной.

1. Предложена структура интеллектуальной экспертной системы, функционирующая на основе формализации и использования знаний специалистов.

2. Построена логико-лингвистическая модель на основе математического аппарата нечёткой логики, позволяющая использовать в процессе принятия решений качественно выраженные показатели.

3. Предложена программная реализация построенной логико-лингвистической модели в системе MATLAB пакета Fuzzy Logic Toolbox.