Введение
Во всех странах малый и средний бизнес является важным институтом, обеспечивающим экономическое развитие и решение проблемы занятости населения. Специфика финансов рассматриваемого сегмента экономики, уязвимость, рисковый характер бизнеса, особенно в условиях финансовых кризисов и экономических спадов, говорят о том, что институт малого и среднего предпринимательства нуждается в соответствующей государственной поддержке. Причем поддержка эта должна быть своевременной, адекватной состоянию экономики. Однако государство не может быстро реагировать на проблемы данного сегмента экономики, потому необходимо совершенствовать инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Цель исследования – разработать мероприятия по совершенствованию инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе.
Материал и методы исследования
Теоретическую и методологическую основу исследования составили нормативно-правовые документы по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
В качестве инструментария исследования использовались методы системного анализа, обобщения, научной абстракции, сравнительного анализа, индукции и дедукции и ряд других методов.
Результаты исследования и их обсуждение
На территории Красноярского края применяется большое количество инструментов, направленных на поддержку МСП, однако их недостаточно, и они имеют низкую эффективность, поскольку количество субъектов МСП снижается [3,4,5]. С 2016 по 2019 годы в крае сократилось количество субъектов МСП на 8,2%. Такая поддержка особенно актуальна в настоящее время в условиях кризиса, пандемии и ограничений, связанных с распространением Covid-19.
В статье предложены следующие мероприятия по совершенствованию инструментов поддержки МСП региона: соответствие показателей результативности региональных проектов их целям, упрощение условий получения субсидий в рамках ГП [6], внедрение и разработка комплексных программ обучения предпринимателей.
Результативность региональных проектов предлагаем оценивать в показателях исходя из поставленных целей проектов, так как применяемые текущие показатели не позволяют объективно и комплексно оценить эффективность данных проектов.
Такой подход имеет отношение и к Государственным программам. В рамках ГП «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства» в подпрограмме 2 – «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» целевые индикаторы существуют, в том числе в относительном выражении, но по ним текущая отчетность отсутствует. Предлагаем ввести ежегодную отчетность по данным индикаторам, чтобы отслеживать результативность программы в постоянном режиме, а не один раз в пять лет.
Из пяти региональных проектов, действующих на территории Красноярского края оценить фактическую результативность регионального проекта «Создание системы поддержки фермерства и развитие сельской кооперации в Красноярском крае» не представляется возможным, поскольку изначально цель проекта ставилась в следующих показателях: количество вновь вовлеченных в субъекты МСП в сельском хозяйстве; количество работников зарегистрированных в ПФ РФ, ФСС РФ, принятых фермерскими хозяйствами в году получения грантов Агростартап; количество принятых членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов; количество вновь созданных субъектов МСП в сельском хозяйстве. В то же время результативность проекта отражается в таких показателях: количество грантополучателей, полученные субсидии и выделенные на них финансовые средства и т.д. [7].
Также невозможно оценить фактическую результативность проекта «Популяризация предпринимательства в Красноярском крае», [8], так как изначально цель проекта ставилась в показателях как: количество физических лиц, связанных в сфере МСП, количество вновь созданных субъектов МСП участниками проекта, количество обученных основам ведения бизнеса и иным навыкам. Текущие показатели оценки результативности региональных проектов отражаются в подготовленных распоряжениях и постановлениях Красноярского края, в проведенных обучениях и конкурсах (табл. 1).
Таблица 1
Критерии показателей результативности региональных проектов Красноярского края
Проект |
Цель проекта |
Запланированные показатели оценки результативности региональных проектов |
Текущие показатели оценки результативности региональных проектов |
Региональный проект «Создание системы поддержки фермерства и развитие сельской кооперации в Красноярском крае» |
– обеспечение количества вновь вовлеченных в субъекты МСП в сельском хозяйстве к концу 2024 года не менее 445 человек; – создание и развитие субъектов МСП в АПК. |
– количество вовлеченных в субъекты МСП, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, чел; – количество работников, зарегистрированных в ПФ РФ, ФСС РФ, принятых фермерскими хозяйствами в году получения грантов Агростартап, чел; – количество принятых членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, ед.; – количество вновь созданных субъектов МСП в сельском хозяйстве, ед. |
– разработаны нормативно-правовые акты Красноярского края, регламентирующие предоставление государственной поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам; – создан центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации на базе ООО «Информационно-консультационный центр «Енисей»; – 16 грантополучателей по итогам конкурса «Агростартап»; – 3 сельскохозяйственных потребительских кооператива получили субсидии на возмещение части затрат; – в размере 4,7 млн рублей перечислена субсидия на возмещение затрат, связанных с закупкой сельскохозяйственной продукции; – субсидии в общей сумме 5,2 млн рублей перечислены на возмещение, связанных с закупкой сельскохозяйственной продукции; – 3,8 млн рублей перечислено центру компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержке фермеров края в качестве субсидии на возмещение расходов. |
Региональный проект «Популяризация предпринимательства в Красноярском крае» |
– формирование положительного образа предпринимательства среди населения Красноярского края. |
– количество физических лиц, занятых в сфере МСП (нарастающим итогом), тыс. чел; – количество вновь созданных субъектов МСП участниками проекта (нарастающим итогом), тыс. чел; |
– начал функционировать аккаунт «Мой бизнес» в «Инстаграм»; – проведены региональные этапы всероссийских конкурсов «Молодой предприниматель России» и «Лучший социальный проект года»; – 211 человек стали участниками деловой игры «Бизнес Прорыв»; – проведен конкурс по предпринимательству для молодежи 14–17 лет по развитию бизнес-проектов Startup Case Cup; |
– вовлечение различных категорий граждан, включая самозанятых, в сектор МСП, в том числе создание новых субъектов МСП |
– количество обученных основам ведения бизнеса и иным навыкам (нарастающим итогом), тыс. чел – количество физических лиц (нарастающим итогом), тыс. чел |
– 8 предпринимателей из г. Красноярска стали обладателями «Золотого домкрата» национальной премии «Бизнес-Успех»; – более 10000 человек прошли онлайн-тестирование по выявлению предпринимательских способностей; – разработаны нормативно-правовые акты Красноярского края в рамках программы «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства» |
Таблица 2
Предложения по совершенствования процесса получения субсидии в рамках Государственной программы «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства»
Этапы получения поддержки |
Действующий процесс получения субсидии |
Предложения по процессу получения субсидии |
Требования и условия к получателю субсидий |
Субсидии предоставляются на софинансирование расходов бюджетам муниципальных образований края |
Субсидии предоставляются непосредственно субъекту МСП |
Порядок предоставления документов |
Заявка и документы применяются к муниципальным образованиям края: – заявление на участие в конкурсном отборе; – копию муниципального правового акта об утверждении муниципальной программы; – копии муниципальных правовых актов, устанавливающих механизм реализации (на условиях софинансирования) программных мероприятий; – документ, определяющий уполномоченное лицо, действующее от имени муниципального образования края; – выписку из решения о местном бюджете с указанием сумм расходов; – справку о фактическом и планируемом исполнении местного бюджета муниципального образования края по мероприятиям муниципальной поддержки МСП; – справку о степени достижения заявленных показателей эффективности реализации муниципальных программ развития МСП за предшествующий год. |
Заявка и документы применяются к субъектам МСП: – копия паспорта гражданина РФ для ИП; – копия устава и изменения к нему для юридических лиц; – форма сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год; – выписка из ЕГРЮЛ; – справка об отсутствии просроченной задолженности по налоговым платежам; – справка об отсутствии задолженности в Фонд социального страхования; – справка-подтверждение основного вида экономической деятельности; – копии документов, подтверждающих постановку на учет приобретенного оборудования; – документы, подтверждающие осуществление затрат, связанных с обеспечением |
Критерии оценки заявок |
Критерии оценки заявок применяются к муниципальным образованиям края |
Ранжировать заявки по критериям, относящимся к субъектам МСП: – налоговая нагрузка; – участие субъекта МСП в реализации проектов; – среднегодовой темп прироста выручки (доходов за два года) |
Порядок предоставления субсидий |
Представитель МСП подает заявку и документы в муниципальное образование. Муниципальное образование подает заявку на участие в конкурсе в министерство. Министерство проводит ранжирование заявок по установленным критериям. Министерство представляет в министерство финансов Красноярского края реестры получателей субсидии, прошедших конкурсный отбор. Министерство финансов производит перечисление бюджетных средств на лицевой счет Министерства, далее министерство перечисляет субсидию на счет получателя субсидии в течение 10 рабочих дней. Субсидии расходуются получателями субсидии на реализацию мероприятий муниципальных программ. |
Представитель МСП подает заявку и документы в Министерство. Министерство проводит ранжирование заявок по установленным критериям. Министерство с помощью внедрения автоматизированного механизма проводит ранжирование заявок по установленным критериям. Министерство представляет в министерство финансов Красноярского края реестры получателей субсидии, прошедших конкурсный отбор. В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии на возмещение Министерство информирует об этом получателя субсидии в письменном виде в течение 5 рабочих дней со дня заседания Комиссии. Министерство финансов производит перечисление бюджетных средств на лицевой счет Министерства, далее министерство перечисляет субсидию на счет получателя. |
Результативность предоставления субсидий |
Показателями результативности использования субсидий: – количество субъектов МСП, получивших финансовую поддержку (ед.); |
Показатели результативности использования субсидий: – доля обратившихся субъектов МСП за финансовой поддержкой от общего числа МСП (%); – доля получивших субъектов МСП субсидию за счет средств краевого бюджета (%). |
В связи с этим предлагается разработать такие критерии результативности данных региональных проектов, которые будут соответствовать целям проектов.
Таким образом, после актуализации показателей результативности региональных проектов, имеется возможность объективно оценить фактический результат оказываемой поддержки со стороны государства в развитие МСП и понять, насколько эффективна данная поддержка.
На текущий момент менее половины субъектов МСП знают о программах поддержки малого бизнеса и только 5% пользовались ею в 2019 году, следует из свежего опроса для расчетов индекса RSBI настроений МСП (исследования ежеквартально проводятся ПАО Промсвязьбанком совместно с «Опорой России» и агентством MAGRAM) [9].
По данным опроса, только 9% осведомленных о наличии для них льгот представителей МСП считают господдержку доступной. Еще треть представителей МСП говорят, что получить ее практически невозможно, а более половины уверены, что для этого требуются серьезные усилия. Чаще всего бизнес жалуется на сложность процедур подготовки документов (29% предпринимателей), отчетности при использовании бюджетных средств (16%) и несоответствие критериям для получения поддержки (14%). При этом четверть предпринимателей указали, что в господдержке не нуждаются.
Наиболее эффективной поддержкой предприниматели считают субсидии. Рассмотрим условия предоставления субсидий в рамках ГП «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства». Получение субсидии в рамках данной программы достаточно сложный и время затратный процесс. В таблице 2 рассмотрен действующий процесс получения субсидии в рамках Государственной программы и внесены предложения по совершенствованию процесса получения субсидии.
Для начинающих предпринимателей и имеющих свой бизнес в регионе предлагаем разработать и внедрить две комплексные программы обучения «Стартап-школа» и «Онлайн-академия МБМ», бесплатные курсы для начинающих предпринимателей Красноярского края и опытных предпринимателей.
«Стартап-школа» – специальный образовательный курс для начинающих предпринимателей. В рамках данной программы слушатели получат знания по основам маркетинга и законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, информацию о мерах поддержки МСП в Красноярском крае. «Онлайн-академия МБМ» – специальный образовательный проект, который будет полезен как начинающим предпринимателям, так и уже имеющим свой бизнес.
«Онлайн-академия МБМ» предлагает 3 обучающих программы – Start (для начинающих бизнесменов), Progress (для опытных предпринимателей), а также PRO-курсы. Удаленный формат обучения по программам позволит охватить слушателей не только г. Красноярска, но и отдаленных от центра территорий региона.
Заключение
Предложенные мероприятия по совершенствованию инструментов поддержки будут способствовать успешному развитию малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае: росту числа малых и средних предприятий, повышению качества оказываемых услуг, увеличению числа занятых в малом и среднем бизнесе увели и налоговых поступлений в бюджет региона.