Введение
В условиях цифровизации бизнес-процессов, внедрении и развитии новых концепций ведения бизнеса меняются подходы не только к методологии бухгалтерского учета, но и усиливается необходимость создания новой концепции бухгалтерского учета в цифровой экономике. Трансформации подверглись все элементы системы учета, в т.ч. и такой элемент как субъект учета.
В настоящее время сущностные характеристики субъекта учета изменяются; возникают различные подходы к развитию бухгалтерской профессии. Существует и подход, при котором трансформация представляется неизбежной, прогнозируется появление бухгалтера нового вида и новых профессий – бухгалтер-налоговый контролер; бухгалтер-аналитик, бухгалтер-программист, бухгалтер-маркетолог; методолог [1]; расширение сферы деятельности бухгалтера в сторону аналитики и методического обеспечения учета [2].
Также указывается, что происходит распределение ролей между человеком и технологическими решениями [3]; бухгалтерия будет занимать важное место в управлении деятельностью любого субъекта хозяйствования [4]; будет происходить сращивание управленческих и учетных функции и преобразование учетного работника в менеджера с функциями фиксации, оценки и интерпретации результатов деятельности [5].
Многие авторы подчеркивают, что велик спрос на грамотных, высококлассных специалистов [6]. Институт профессиональных бухгалтеров подчеркивает важность повышения квалификации современного бухгалтера (каждые три года бухгалтеры обязаны проходить повышение квалификации в объеме не менее 120 часов). Однако цель такого обучения – не приобретение или совершенствование цифровых навыков, а усиление информационной составляющей – постоянно меняющееся законодательство [7]. Важен не только практический опыт и навыки, но и постоянное повышение квалификации; отсутствие личной предвзятости и влияния заинтересованных сторон, что значимо в условиях внедрения цифровых технологий и концепций ведения бизнеса [8].
Целью статьи является исследование специфики функционирования субъекта учета в условиях автоматизации и цифровой трансформации, классификации и развития трудовых функций, командных ролей; и, с учетом полученных результатов, наметить пути дальнейшего исследования.
Изучение текущего и будущего состояния субъекта учета рассматривается авторами с разных позиций. Ряд авторов изучает будущее бухгалтерской профессии во взаимосвязи с текущем ее состоянием. Например, изучается численность бухгалтеров; количество организаций России, на которых потенциально может существовать бухгалтерская служба; гендерный состав работников и их заработная плата. Указывается, что потребность в таких кадрах подтверждается высоким уровнем заработной платы, наличием большого количества вакансий, а также рядом глобальных факторов, таких как международная стандартизация учета и признание профессии, усиление стратегической направленности деятельности и потребность в контроле разных видов [1]. Значимость профессии переоценивается в связи с новыми технологиями и концепциями [9; 10].
Необходимо исследовать состояние рынка труда в области потребности в специалистах бухгалтерского учета, выполняемых ими функций и провести анализ в текущем моменте цифровой трансформации на основе существующих требований к субъекту учета.
Материалы и методы исследования
Для исследования воспользуемся данными рынка труда; перечнем командных ролей в концепции Р.М. Белбина и модели коммуникативных связей «Колесо команды» Дж. Марджерисона и Д. МакКенна, организационно-кадровой модели Т.Ю. Базарова; функциональными обязанностями, предусмотренными профессиональным стандартом «Бухгалтер» и уровнем состоянием автоматизации и цифровизации области учетно-аналитического обеспечения в настоящее время [11, 12, 13].
Результаты исследования и их обсуждение
По данным портала HeadHunter на 01.11.2021 г. общее количество вакансий в бухгалтерском учете составляет 36449 шт. При этом в РФ зарегистрировано около 3,3 млн юридических лиц, из них 2,6 млн – коммерческие организации [11; 14], которые должны составлять бухгалтерскую финансовую отчетность и вести учет самостоятельно или с привлечением аутсорсинговых компаний.
Что касается трансформации деятельности субъекта учета в цифровой экономике, то анализ показывает, что структура большинства вакансий по должностям традиционна и не отражает каких-либо значительных новых подходов к должностям, присущих цифровизации. Это такие должности как главный бухгалтер, бухгалтер, бухгалтер-кассир и т.п. По запросу «Цифровой учет» система показывает 310 вакансий, однако при их просмотре понятно, что либо требуется бухгалтер в организацию IT-сектора, либо указываются уверенный пользователь компьютера и владение одной или несколькими учетно-аналитическими системами. Данные навыки необходимы и при автоматизации учета, поскольку с 90-х годов прошлого века персональные компьютеры стали повсеместно использоваться в бизнесе, в т.ч. и в бухгалтерском учете.
Бухгалтерия является организационной структурой, коллективом людей, к которым применимы характеристики команды [15]. Это: наличие цели (ведение учета и составление финансовой отчетности; формирование учетно-аналитической информации); общее видение цели и способов ее достижения (создание учетных стандартов хозяйствующего субъекта, правил и приемов учета); роли и взаимодополняющие командные навыки (распределение по должностям; права и обязанности).
В обобщенном виде в команде также присутствуют функциональные области и ряд принципиально различных функциональных обязанностей. Из профессионального стандарта «Бухгалтер» видно, что все функции бухгалтера хозяйствующего субъекта разделены на две большие группы: ведение бухгалтерского учета; составление и предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данное разделение коррелирует с определением учета, закрепленном в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» [16].
Разработчик профессионального стандарта «Бухгалтер» – Институт профессиональных бухгалтеров России позиционирует данный стандарт для работников четырех квалификационных уровней с разбивкой по функциональным обязанностям. Причем последние – седьмой и восьмой квалификационные уровни, позиционируются стандартом как требующие наибольшего профессионализма и повышенной ответственности от работников. Поэтому их предполагалось использовать в организациях, имеющих сложную организационную структуру, таких как холдинги и аутсорсинговые компании.
В 2016 году ИПБ РФ проводил опрос работодателей и 91 % опрошенных в тот момент времени подтвердили правильность описания трудовых функций [17]. Однако за шесть лет произошли значительные изменения, которые связаны с автоматизацией и цифровизацией всех уровней учета, управления и контроля [18].
По данным портала HeadHunter на 01 ноября 2021 г. [11] нами группированы основные направления учета (по классификации функций в профессиональном стандарте «Бухгалтер»), которые требуются работодателями (в привязке к количеству вакансий) (таблица).
Из таблицы видно, что ведение по объектам учета составляет набольшую долю (57,7 %) в требованиях работодателей к соискателям; а учет задолженности и заработной платы имеет высокую долю среди требуемых объектов учета. Ведение налогового учета, анализ и бюджетирование также высокотребуемые работодателями профессиональные области. В вакансиях практически не встречается требование – уметь составлять финансовую отчетность. Предположим, что это связано с другой категорией – должностью работников, поскольку специалисты низшей категории финансовую отчетность обычно не составляют.
Выполняемые функции бухгалтера в настоящее время справедливо связывают с автоматизацией учета, под которой в узком смысле понимают процесс подбора и подготовки оборудования и программного обеспечения [12] (в части учета – для эффективной организации его процесса). Проанализируем функциональные обязанности субъекта учета, зафиксированные в профессиональном стандарте «Бухгалтер», с учетом внедрения современных технологий.
Все функции, предусмотренные в стандарте, разделим на три группы. Функции, которые: можно осуществить в автоматизированной системе, смешанные и требующие участия субъекта вне автоматизированной системы. Для анализа данных функций воспользуемся перечнем возможностей автоматизированной системы «1С: Предприятие 8» (которая имеет также облачное решение) [19], являющейся наиболее распространенной системой для бухгалтерского учета в различных хозяйствующих субъектах.
Анализ вакансий «бухгалтер» по трудовым функциям
Функция |
Количество вакансий, шт |
% к итогу |
Ведение учета: |
||
- первичная документация |
10422 |
28,6 |
- ведение по объектам учета: |
21017 |
57,7 |
учет финансовых вложений |
65 |
0,3 |
учет денежных средств |
1370 |
6,5 |
учет основных средств |
2084 |
9,9 |
учет запасов |
3136 |
14,9 |
учет заработной платы |
6914 |
32,9 |
учет задолженности |
7448 |
35,4 |
Итого |
31439 |
х |
Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности: |
||
- ведение налогового учета |
2153 |
43,0 |
- анализ и бюджетирование |
2284 |
45,6 |
- расчет себестоимости |
573 |
11,4 |
Итого |
5010 |
13,7 |
Всего |
36449 |
х |
Анализ трудовых функций показал, что ряд функций бухгалтера (согласно профессионального стандарта) на данный момент времени полностью автоматизирован. Это касается оформления первичных документов, составления итоговых учетных регистров (таких как оборотные, оборотно-сальдовые ведомости, главная книга, сличительные ведомости). Ряд учетных функций, таких как пересчет стоимости объектов в валюте, начисление амортизации, списание косвенных расходов, подготовка калькуляции и т.п., также реализуется в системе автоматически.
К смешанным функциям бухгалтера отнесем: прием первичных документов, создание их копий; создание сводных учетных документов (для разных целей); подготовка документов для инвентаризации, проведения внутреннего и внешнего контроля; составление бухгалтерских записей. Такие функции являются смешанными, поскольку работник пользуется автоматизированной системой для получения документов, производит из распечатку, выборку и т.п.; осуществляет оприходование объектов с помощью функционала, предусмотренного в программе.
Функции, осуществляемые вне автоматизированной системы – это работа с поступающими в организацию первичными учетными документами (прием и проверка); сдача в архив первичных документов и регистров; контроль и информирование руководителей организации по движению документов; отражение расхождений по данным инвентаризации и проверок.
По функциональным обязанностям высшего уровня ведения учета (старшего и главного бухгалтера) функции распределены следующим образом: выполняемые автоматизированным способом (формирование финансовой отчетности, включая подсчет строк, контроль правильности ее составления и представления); смешанное выполнение (составление пояснений к отчетности, обеспечение документами внешних и внутренних пользователей). Отдельным блоком в смешанном выполнении выделим организацию, координацию и контроль учетной и финансовой деятельности, анализ рисков, подготовку пояснений разного вида. Для выполнения данных значимых функций для хозяйствующего субъекта требуется разнообразная учетно-аналитическая информация, которая аккумулируется в автоматизированной системе.
Командные роли в функциональных подразделениях (даже в условиях применения хотя бы одной учетно-информационной системы) меняются в сторону их укрупнения; также усиливаются роли координатора и снижается роль исполнителя.
Отметим, что, не даже не рассматривая развитие цифровой трансформации учетных процессов, при использовании автоматизированных учетных систем:
- функция вывода итоговых регистров реализована многообразием отчетных форм по множеству признаков. Пользователю не требуется проверка тождества данных синтетического и аналитического учета, подсчета итогов в регистрах;
- первичные документы и регистры создаются автоматически при совершении операции по форме, утвержденной организацией и в соответствии с требованиями законодательства, что требует от учетного работника их вывода из программы без ручного составления. Использование электронного документооборота (например, с использованием системы «1С: Документооборот 8») меняет трудовые функции по работе с первичными документами в сторону их полной автоматизации;
- при грамотном использовании и создании типовых операций, справочников и других подготовительных работ – формирование первичных документов, создание двойной записи, оценка объекта учета, аналитический учет и накопление информации автоматизировано;
- пообъектное ведение учета (основных средств и нематериальных активов, денежных средств, запасов и т.д.); подсчет итогов и регистров при электронном документообороте происходит автоматически;
функции анализа, бюджетирования и контроля могут эффективно реализовываться посредством ERP-систем, программ для этого вида деятельности.
Заключение
Серьезных исследований востребованности профессии, трансформации субъекта учета в РФ не производилось. В научной литературе субъект учета рассматривается в большей степени как элемент системы учета и довольно поверхностно, во взаимосвязи с другими элементами системы. На основании классификации функций субъекта учета, командных ролей и влияния автоматизации и цифровизации сделано обобщение, позволяющее определить текущее состояние субъектов учета, следить за развитием функционала и принимать управленческие решения в области текущего формирования учетно-аналитической информации и трудовых ресурсов.
По данным о зарегистрированных организациях на территории РФ, количество субъектов учета значительно. При этом, изучение рынка трудовых вакансий в участи учетных профессий показало, что вакансии, связанные с бухгалтерским учетом и требуемые в них работодателями функции в связи с автоматизацией учета трансформировались несущественно; углубленных цифровых навыков в связи с развитием цифровой экономики в массовом порядке не предусматривается; новые комплексные по функционалу профессии находятся в стадии формирования.
Анализ функций субъекта учета, закрепленных в профессиональным стандарте «Бухгалтер» отражает влияние существующих и массово внедренных технологических решений. Функции субъекта учета можно разделить на три вида в зависимости от степени участия субъекта в учетном процессе. Рутинные функции в бухгалтерском учете автоматизированы; операции, которые являются смешанными ´при массовом использовании специальных систем (уже сейчас предлагаемых пользователям для внедрения) станут автоматизированными, а среди функций, требующих участия человека выделим те, которые связаны с профессиональным суждением. Остальные функции, выполняемые субъектом, не требуют специального образования и навыков.
В настоящее время наиболее распространенные технологические решения не позволяют вести учетные работы, требующие логического мышления и интеллектуального развития – такие как формирование системы финансовых планов по организация налогового планирования, бюджетирования, расчетов; логический контроль результатов; и роль субъекта учета в данных функциях пока высока. Тем не менее, прогнозируем дальнейшую трансформацию функций субъекта учета и передачу их автоматизированным системам; минимизацию участия человека в учетном процессе; значительное изменение командных ролей. Это предполагает формирование новых концептуальных положений и законодательных инициатив.
В исследовании не затрагивались вопросы будущей трансформации функций субъекта учета в связи с развитием искусственного интеллекта, систем распределенного реестра, что требует дополнительных исследований в области функциональных обязанностей субъекта учета, их трансформации и изменения; сущностной характеристики субъекта учета с учетом формирования новой концепции бухгалтерского учета в цифровой экономике.