Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

CONCEPTUALIZATION OF ETHNIC ECONOMIES: INSTRUMENTAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS

Bizhoev B.M. 1
1 Lomonosov Moscow State University
The article presents the problems of conceptualizing ethnic economies. In order to determine the fundamental and applied nature of knowledge about the economic essence of the phenomenon of ethnic economies, an instrumental and methodological analysis was carried out. The author summarized the material on the topic under study, analyzed dissertation research and scientific schools of ethnic economies. The wavelike nature of interest in ethnic economies issues has been substantiated. In order to form a generalized category «ethnic economies» used in the social sciences, a content analysis of scientific articles exploring this phenomenon has been carried out. An analytical analysis of the number and frequency of words used by scientists in the text of scientific works, their relevance and proportion are carried out. The results of the application of the data analysis method made it possible to identify the mesoeconomic aspect of research traditions. In conclusion, on the basis of metadata, a tag cloud was formed, which constitutes the conceptual essence of ethnic economies.
ethnic economies
region
analysis
ethnos
economics
development

Введение

В процессе кристаллизации исследований о многообразных аспектах экономической деятельности, эмпирические знания путем анализа и синтеза трансформируются в теоретические. При этом, в целях выяснения сущности экономической действительности, определения фундаментального и прикладного характера знаний, используются различные средства, одним из которых является инструментарно-методический анализ. Методологические попытки формирования теории познания этнической экономики не раз предпринимались учеными, однако не привели к целостному формированию представления о данном экономическом явлении, что актуализирует данные исследования инструментарно-методического анализа.

Цель исследования – на основе инструментарно-методического анализа научных исследований, выявить векторы концептуализации этноэкономики, сформировать модельно-конструирующее знание, а также определить структурно-функциональные характеристики данного экономического явления.

Материалы и методы исследования

Для подготовки результатов научного исследования по концептуализации этноэкономики использованы онлайн-сервисы, позволяющие строить наукометрические графики частотности, также произведено извлечение, обобщение и классификация статей из электронной библиотеки научных публикаций. На основе подготовленных метаданных проведен их контент-анализ и визуализация в виде облака тегов.

Результаты исследования и их обсуждение

Под этноэкономикой, в самом широком смысле, подразумевают научную дисциплину, исследующую особенности экономической деятельности этносов [1]. Однако, для того чтобы определить, что подразумевают под смысловым значением феномена «этноэкономики», обратимся к его концептуальному содержанию. Само понятие концепта, представляющее смысловую нагрузку, заключается «в традиции представлений, получившей общественное признание во время их высказывания или позже…» [2].

Тематика этноэкономики – молода для российского научного дискурса. На протяжении XX века отдельно изучалась в рамках советского обществознания [3], наиболее полно в рамках этнографии [4, 5, 6], и экономической антропологии [7]. Советскими экономистами же – тематика игнорировалась в связи с приоритетом социально-классовой составляющей экономических исследований [8]. В современный экономический дискурс этноэкономику, назвав ее новой «старой» наукой ввели представители Института социально-экономических проблем народонаселения РАН [9].

Однако и сейчас, сам интерес к этнической проблематике и ее экономическим аспектам носит скорее волнообразный характер, что, как отмечает Андреев А.Л., зависит от социально-исторических процессов (от «возрождения» этничности к ее игнорированию) [10]. И действительно, эту конфигурацию можно проследить, используя сервис Ngram Viewer – поисковый онлайн-сервис, позволяющий строить графики частотности языковых единиц на основе огромного количества печатных источников, опубликованных с 16 века. Так, интерес к этноэкономической тематике начинается в 50-х гг. прошлого века, попеременно то увеличиваясь, то снижаясь. Точки пика исследований: 1982 г., 1993 г., 1999 г., 2004 г. и 2007 г. (рис. 1).

Аналогичные тренды можно обнаружить и в рамках защищаемых диссертационных работ на территории Российской Федерации. В экономических науках написаны всего 4 диссертационных исследования с последующим присуждением ученого звания или степени, в наименовании и ключевых словах которых содержится термин «этноэкономика». Как показывает анализ дат присуждения степеней, научный интерес к проблематике, связанный с подготовкой соответствующих квалифицированных работ, также имеет волнообразный характер (табл. 1).

Doc1.tif

Рис. 1. Частота исследований, посвященных этнической экономике в мире

Таблица 1

Перечень диссертационных исследований по этноэкономике

ФИО

Тема

Год защиты

Степень

1

Шандиров

Мурат

Олегович

Этноэкономика в системе регионального воспроизводства: на материалах Кабардино-Балкарской республики

2003

к.э.н.

2

Узденова

Людмила

Абдул-Хамидовна

Экономические механизмы развития предпринимательской деятельности в сфере этноэкономики региона

2005

к.э.н.

3

Паникарова

Светлана

Викторовна

Трансформация этноэкономики региона в современных условиях: на материалах регионов Южной Сибири

2013

д.э.н.

4

Хорольская

Татьяна

Евгеньевна

Развитие теории этноэкономики в условиях современных социально-экономических преобразований

2019

к.э.н.

Doc2.tif

Рис. 2. Частота исследований в России, имеющих ключевое слово «этноэкономика»

В деле изучения такого явления как этноэкономика, особое признание заслуживают научные школы этноэкономики, институционализированные на базе Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем ЮФУ в г. Ростов-на-Дону (т.н. «Ростовская школа» этноэкономики), и научно-аналитический центр «Этноэкономика» на базе Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН в г. Махачкале.

В целях формирования модельно-конструирующего знания об этноэкономике, можно также провести анализ крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций eLIBRARY.RU («Научная электронная библиотека»), созданной для обеспечения электронного доступа к ведущим научным изданиям, которая содержит более чем 30 млн научных статей и публикаций. Этноэкономике посвящены лишь 1578 таких публикаций. Анализ публикаций, имеющих ключевое слово «этноэкономика» гораздо шире, поскольку применяется не только в экономических науках, а имеет ярко выраженный междисциплинарный характер (используются совокупности различных научных макроподходов) [11]. И интерес к феномену этноэкономики в российском научном дискурсе постепенно увеличивается (рис. 2).

Для выявления обобщенного понятия, используемого в социальных науках (своего рода фрейм), проведем контент-анализ научных исследований, посвященных этноэкономике. Как указывают ученые, «анализ текстовых данных позволяет расширить круг релевантных вопросов для экономической теории» [12].

Таблица 2

Результаты контент-анализа научных исследований по этноэкономике

Слово

Количество

Релевантность

% в ядре

% в тексте

1

регион, региональный, территория, республика, область, Россия, сельский

11726

41,37

2,75%

1,70%

2

экономический, экономика

9036

28,91

2,05%

1,25%

3

развитие

4932

15,76

1,10%

0,70%

4

этнический, этнос, социальный

4294

13,44

0,95%

0,60%

5

условие, ресурс, уровень

4018

12,69

0,85%

0,50%

6

деятельность, производство, процесс

3976

12,52

0,85%

0,55%

7

хозяйство, хозяйственный

2748

8,60

0,55%

0,35%

8

этноэкономики, этноэкономика

2710

8,26

0,55%

0,35%

9

население

2308

7,15

0,50%

0,30%

10

традиционный

1726

5,465

0,35%

0,25%

Контент-анализ используется в том числе как метод качественно-количественного анализа социальной информации, это своеобразный подход к кодированию и категоризации больших объемов текстовой информации для определения тенденций и моделей используемых слов, их частоты, взаимоотношений и структуры [13]. Смоделируем упрощенную схему категоризации и взвешивания, используемую для контент-анализа литературных источников в экономических исследованиях [14]. С ее помощью проведем извлечение, обобщение, классификацию и сохранение больших данных научной литературы по этноэкономике (1578 статей из библиотеки). Результаты представим в виде таблицы, в которой отдельно выделим количество употреблений слова в тексте, релевантность слова (насколько оно отражает содержание текста), а также такие показатели как доля слова и его значимость в тексте, и доля среди всех слов (табл. 2).

Указание в таблице часто используемых слов в порядке убывания предопределяет описание явления в концептуальной форме [15]. Так, согласно проведенному контент-анализу, «территориальность», «регион» и таксономический уровень географического пространства выступают первой и важнейшей характеристикой этноэкономики. Релевантность этой группы слов (то, насколько оно отражает содержание текста) чуть выше 40%, что во многом и характеризует этноэкономические исследования.

И действительно, результаты, к примеру, диссертационных работ, соответствуют шифру специальности ВАК 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством» и области исследований «Региональная экономика». Именно региональный аспект дает адекватную «оптику» для изучения соответствующих субъектов управления экономических систем.

Следующей группой слов, образующих дискурс этноэкономических исследований (имеющих релевантность около 30%, и почти сопоставимо в отношении доли слова и его значимости в тексте с первой группой слов), выступают «экономика», «развитие». Употребление в научном обороте именно этих слов (связки слов) характеризует суть данных исследований. Проблематика рассматривается в первую очередь в рамках экономики, где основной задачей изысканий выступает поиск точек развития [16, 17]. Симптоматично в этом контексте статья профессоров Овчинникова В.Н., и Колесникова Ю.С. «Этноэкономика как фактор развития» [18].

Не менее часто используемыми выражениями (релевантность 15,76; % в ядре текста 1,10%) являются образующие категорию «этнический, этнос, социальный, традиционный». Сама этимология категории этноэкономика базируется на совмещении (как в русскоязычных, так и англоязычных источниках) двух слов «этнос» и «экономика». Собственно, и сам процесс исследований во многом опирается на этническую проблематику, оттого содержит социальные характеристики, рассматривается в рамках социальных наук, во многом на стыке социологии и экономики. Структурно, в контексте причинного детерминизма, этносы рассматриваются как ядро аналитических моделей этноэкономики.

Doc3.tif

Рис. 3. Облако тегов на основе метаданных контент-анализа этноэкономики

Вторая категория в словообразовании категории «этноэкономика» предопределяет исследования, рассматривающие ее как «деятельность, производство, процесс, хозяйство». Эта группа посвящена исключительно экономическим аспектам феномена этноэкономики, и соответственно относится к узкоспециализированным дисциплинам.

В то же время «условие, ресурс, уровень» (4018 упоминаний, 12,69 – релевантность и 0,85% доли слов и их значимость) являются результатами углубленного анализа и методологических особенностей исследований.

Результаты применения метода анализа данных, использованных при подготовке данной статьи, позволяют выделить ракурс исследовательских традиций, связанный с акцентом на мезоуровень исследований по этноэкономике. Эти закономерности подтверждаются теоретическими выкладками других исследователей этноэкономики. Действительно, этноэкономику часто рассматривают как «территориально-локализованный сегмент хозяйственной и трудовой деятельности этноса» [19]. Она попадает в ракурс региональных исследований [20]. Как указывает Разумовский В.М., структура регионов представляет собой «сочетание экономических, социальных, демографических, этнических, политических, технологических, биологических, экологических и др. связей, процессов и отношений» [21].

Таким образом, проведенный контент-анализ в основном формирует картину структурно-функциональных характеристик отечественного понимания феномена «этноэкономики», но не исключает влияния западных научных традиций. Так, в визуализации облака тегов на основе метаданных контент-анализа отчетливо видны англоязычные ключевые слова – ethnic, economy, development (рис. 3).

Заключение

Инструментарно-методический анализ, с одной стороны, позволяет выделить динамические тренды в деле изучения этноэкономики, характерные в том числе и для отечественной наукометрии, с другой – сформировать фрейм категории «этноэкономика», используемый в социальных науках. Интерес к этнической проблематике в экономическом ее выражении имеет устойчивый интерес в российских периодических изданиях. В то же время, целостной картины в отношении обобщенного понятия «этноэкономика» так и не сформировано, что в свою очередь, инициирует проведение контент-анализа, позволяющего определить структурно-функциональные характеристики этноэкономики, корреспондирующиеся с часто используемыми словами (связками слов), образующими описание явления в концептуальной форме. По сути – этноэкономика характеризуется доминантой социальной (этнической) компоненты, тестируется как сугубо региональное экономическое явление, рассматриваемое обычно в рамках мезоэкономического уровня, что предопределяет именно экономические исследования.