Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1
1
-

Введение

Некоммерческие организации являются субъектами гражданских правоотношений, наделенными специальной правосубъектностью, имеющими цель деятельности иную, чем получение прибыли, что выделяет их среди субъектом имущественного, гражданского оборота. При этом следует отметить, что реформирование гражданского законодательства существенно повлияло на нормы, регулирующие деятельность юридических лиц. Среди коммерческих юридических лиц общества с дополнительной ответственностью ушли в историю, поменялась классификация акционерных обществ, под угрозой было существование хозяйственных товариществ как наименее востребованной организационно-правовой формы юридических лиц. В настоящее время запущен процесс сокращения количества государственных и муниципальных предприятий и их переориентирования на сферу обороны и обеспечения безопасности страны. На фоне таких изменений в правом регулировании коммерческих юридических лиц происходит совершенствование правового регулирование, расширение сферы деятельности и нормативное закрепление новых форм некоммерческих организаций.

Цель исследования. Настоящее исследование направлено на выявление и анализ особенностей гражданско-правового статуса территориальных общественных самоуправлений.

Материал и методы исследования

В работе анализу подвергаются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [1], Федерального закона «О некоммерческих организациях» [2], положения ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» [3] и Проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации» [5]. Используется формально-юридический и содержательно нормативный методы исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Правовое регулирование гражданско-правового положения территориальных общественных самоуправлений (далее также ТОС) находится на стадии становления. Согласно ст. 50 ГК РФ ТОСы являются некоммерческими юридическими лицами, а именно видом общественных организаций. Действующая редакция ГК РФ не содержит дефиниции территориального общественного самоуправления, при этом ст. 65.1 ГК РФ, закрепляющая деление юридических лиц на корпоративные и некорпоративные, указывает на то, что общественные организации являются корпоративными юридическими лицами [1]. Следовательно ТОСы являются корпоративными некоммерческими юридическими лицами.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» специальных правовых норм о правовом статусе или особенностях деятельности ТОС не содержит, но нормы данного закона затрагивают вопросы статуса общественных организаций.

Дефиниция территориального общественного самоуправления содержится в ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» [3], где сказано, что ТОС представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района. Целью деятельность данной организации является самостоятельно осуществление и под свою ответственность собственных инициатив по вопросам местного значения.

В п. 3 указанной статьи говорится о том, что территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах отдельного подъезда многоквартирного жилого дома; целого многоквартирного жилого дома; группы жилых домов; микрорайона; сельского населенного пункта, не являющийся поселением; иных территорий проживания граждан.

Возможное объединение в ТОС собственников помещений в одном подъезде многоквартирного жилого дома не соотносится с тем, что в сфере жилищных правоотношений общее имущество в многоквартирном доме не делится по подъездам и принадлежит всем собственникам помещений в этом доме (ст. 36 ЖК РФ). Определение способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников жилых помещений в целом многоквартирном доме, а не в его отдельных подъездах [4], поэтому на общем собрании собственников помещений формируется общее волеизъявление.

Минюст РФ подготовил Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации», который не внесен в Государственную Думу РФ (далее – Проект) [5]. Данный проект предполагает, что ТОС может являться юридическим лицом (видом общественной организации), действующим на основании устава. Соответственно ТОС приобретает статус юридического лица с момента государственной регистрации, но проект допускает существование ТОС без статуса юридического лица.

Возможность деятельности ТОСа без регистрации в качестве юридического лица сближает его с общественными советами, образуемыми при органах государственной власти и органах местного самоуправления.

По нашему мнению, приоритетным видится учреждение ТОСов как вида корпоративной некоммерческой организации, так как государственная регистрация юридического лица не только является моментом возникновения его правосубъектности, но и предполагает его гражданско-правовую индивидуализацию и налоговую идентификацию.

Проект предусматривает, что ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 13.1, 23, 23.1 и 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», которые устанавливают особенности регистрации некоммерческих юридических лиц, в том числе связанные с осуществлением деятельности Минюста РФ по принятию решения о регистрации некоммерческих организаций не будет применяться к территориальным общественным самоуправлениям.

Полагаем, что такая лояльность к ТОСам ни к чему, так как без дополнительного контроля со стороны государства под видом ТОСа может возникнуть организация, преследующая противоправные цели.

Как отмечалось выше ТОС является видом общественной организации – корпоративной некоммерческой организацией. В свою очередь корпоративная организация должна пройти государственную регистрацию, иметь наименование, учредительные документы и конкретный круг учредителей – участников.

Согласно Проекту ФЗ территориальное общественное самоуправление может быть не зарегистрировано в качестве юридического лица. В таком случае возникает вопрос о правовом статусе такого объединения. Будет ли оно основано на договоре простого товарищества или нет, будет ли иметь какую-то форму представления общих интересов без государственной регистрации, возможно ли будет определить участников и сторонников такой организации и пресечь ее деятельность, если она будет преследовать противоправные цели?

По мнению Г.Н. Чеботарева «территориальное общественное самоуправление фактически является социально ориентированной некоммерческой организацией». Автор также отмечает, что ТОСы могут быть отнесены к социально ориентированных некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг [7, 35].

Е.Е. Никитина и Е.В. Оболонкова отмечают, нормативную неопределённость ТОСов как еще одного вида некоммерческих организаций и указывают на то, что необходимо четко определить систему некоммерческих организаций, которые нуждаются в особом статусе [6, 47].

По нашему мнению, необходимо закрепить в ФЗ «О некоммерческих организациях» дефиницию и характеристики территориального общественного самоуправления и указание на то, что ТОС является социально ориентированной некоммерческой организацией.

Заключение

По нашему мнению, излишним является создание ТОСов как незарегистрированной формы объединения. Граждане могут объединиться в силу заключенного между ними договора простого товарищества и решать больший спектр вопросов, чем в рамках ТОСа.

Полагаем, что ТОСы должны осуществлять свою деятельность как зарегистрированные юридические лица и подлежать контролю со стороны государства, как и другие некоммерческие организации.