Введение
Современный этап развития общественных отношений характеризуется всё более глубоким проникновением цифровых технологий в экономическую, социальную, политическую и духовную сферы нашей жизни. Под цифровыми технологиями будем понимать такие технологии, которые помогают представлять информацию в универсальном цифровом виде и позволяют создавать, обрабатывать и распространять большие объёмы данных. При этом повсеместное внедрение высокотехнологичного оборудования, удешевление услуг, связанных с передачей данных, широкое распространение сети «Интернет» делает процесс цифровизации глобальным [1].
В рамках настоящего исследования авторами проведен тщательный анализ государственной политики в части цифровой трансформации общества в России и дана оценка уровня цифровизации образовательной деятельности как в нашей стране, так и в мире.
Цель работы состоит в изучении объема рынка образовательных услуг в мировой экономике, определении перспектив его роста и оценке степени модернизации таких услуг. Кроме этого поставлена задача выявить проблемы, препятствующие переходу сферы обучения на цифровые технологии. В ходе работы рассмотрена гипотеза о том, что степень цифровизации современной образовательной деятельности невысока, однако, учитывая текущие экономические условия, организации, осуществляющие учебный процесс, будут стремиться к внедрению инновационных инструментов обучения. Кроме этого в ходе подготовки статьи авторами изучена роль государства в развитии процесса модернизации образования в Российской Федерации.
Материалы и методы исследования
При проведении исследования использовались такие методы как изучение сведений, метод сравнительного и логического анализа, наблюдение, опрос.
Результаты исследования и их обсуждение
В нашей стране активизацию рассматриваемого процесса, особенно в социальной и политической сферах деятельности, принято связывать с принятием Указа от 09.05.2017 № 203 «Об утверждении стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», в котором представлен сценарий формирования национальной цифровой экономики, обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов.
С целью обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», срок ее реализации – с октября 2018 года по 2024 год (включительно). В соответствии с паспортом программы (утвержден 24.12.20218) внутренние затраты на развитие цифровой экономики (по доле в ВВП страны) должны быть увеличены с 1,7% в 2017 году до 5,1% в 2024 году, а доля домохозяйств, имеющих доступ к широкополосной сети «Интернет», должна составлять 97% (в 2017 году этот показатель – 72,6%).
Как следует из информации, размещенной на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, субъекты Российской Федерации разработали и утвердили региональные стратегии цифровой трансформации по 6 направлениям: здравоохранение, образование, транспорт, развитие городской среды, государственное управление и социальная сфера. Всего в рамках региональных стратегий представлено 4663 проекта, лидерами по количеству проектов стали Чувашская Республика и Татарстан (128 и 102 проекта соответственно).
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Нижегородской области, утвержденная 19.08.2021, предусматривает внедрение следующих технологий:
1. «Системы распределенного реестра»;
2. «Технологии беспроводной связи»;
3. «Компоненты робототехники и сенсорика»;
4. «Технологии виртуальной и дополненной реальности»;
5. «Нейротехнологии и искусственный интеллект»;
6. «Новые производственные технологии»;
7. «Большие данные».
Показатели обеспеченности образовательными организациями высокоскоростным Интернетом
Период, год |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Доля, проценты |
65 |
70 |
75 |
85 |
95 |
100 |
Такие технологии будут применены в сферах государственного управления, образования и науки, здравоохранения, экологии и природопользования, транспорта и логистики, развития городской среды, а также в социальной сфере и промышленности. В образовательной и научной деятельности предусматривается внедрение 20 проектов, связанных с цифровизацией данной отрасли, и одним из показателей эффективности является, к примеру, формирование в 100% организаций высшего образования команды цифровой трансформации и разработка соответствующих стратегий.
Анализ представленных программ в сфере образования позволяет сделать вывод, что первым шагом на пути внедрения инновационных технологий обучения является обеспечение образовательных организаций необходимой материально-технической базой и высокоскоростным широкополосным доступом к сети «Интернет», ведь именно эта проблема чаще всего препятствует качественному взаимодействию между учеником и преподавателем в режиме «онлайн». Выполнение данной задачи проходит в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда», который предусматривает в период с 01.01.2019 по 31.12.2024 обновление материально-технической базы для цифровизации сферы образования за счет средств федерального бюджета в общем размере 77 млрд рублей.
В соответствии с паспортом федерального проекта «Цифровая образовательная среда» доля образовательных организаций, обеспеченных Интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/c (для городских образовательных организаций), 50 Мб/c (для сельских и поселковых образовательных организаций) а также гарантированным Интернет-трафиком, должна достичь показателей, приведенных в таблице.
Проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает внедрение современных цифровых технологий в основные общеобразовательные программы: к концу 2024 года этот процесс должен затронуть 25% школ в 75 регионах. Данный проект предусматривает такие инновационные технологии как библиотека верифицированного учебного контента, платформа с учебными заданиями, социальная сеть, система видео-конференц-связи.
Необходимо отметить, что государственные национальные проекты предусматривают проведение мероприятий, направленных на внедрение цифровых решений, и их финансирование только в области общего и профессионального образования. Организации, осуществляющие деятельность в дополнительном образовании, самостоятельно принимают решения об использовании инновационных инструментов в обучении и изыскивают источники финансирования таких нововведений. Государственная политика, направленная на цифровизацию дополнительного общего и дополнительного профессионального образования, не проводится.
Неожиданно нагрянувшая пандемия коронавируса скорректировала планы по темпам цифровизации рассматриваемой отрасли деятельности человека – образовательный процесс в спешном порядке пришлось переводить в режим он-лайн, при этом выяснилось, что ни преподаватели, ни учащиеся не готовы к обучению преимущественно в дистанционном формате, реализовать который можно только с помощью цифровых платформ. Причем с проблемой нехватки гаджетов у участников образовательного процесса, плохим доступом в «Интернет», слабым техническим обеспечением школ столкнулись все страны, в том числе лидеры по развитию IT-технологий.
Кроме слабой технической оснащенности препятствием для модернизации сферы образования может являться невысокий уровень цифровой грамотности населения. Как было установлено аналитическим центром НАФИ в ходе исследовательской работы, проводившейся в апреле 2020 года, только 27% россиян обладают высоким уровнем знаний и умений в области цифровых технологий. При этом на данный показатель оказывают влияние некоторые социально-демографические факторы:
- более высокий уровень показателя наблюдается в российских столицах, чем в целом по стране;
- женщины хуже владеют инструментами цифровой реальности, чем мужчины;
- работающие студенты показывают более высокий уровень цифровой грамотности, чем другие категории населения.
Международная проектная группа HolonIQ, занимающаяся исследованиями в сфере обучения, в январе 2021 года представила доклад «Education in 2030», в соответствии с которым объем мирового рынка образования значительно увеличился в период с 2010 по 2015 годы – прирост составил 1 трлн долларов. В последующие годы рост не показывал таких высоких темпов, и к концу прошлого года объём рынка составил 5,4 трлн долларов (примерно 6,5% мирового ВВП). Также в данном исследовании представлена прогнозная цифра в отношении объемов рынка в сфере образовательных услуг на 2025 год (данные приведены на рисунке.
По оценке HolonIQ, на образование приходится менее 4% мировых расходов на технологии, что свидетельствует о низком уровне цифровизации данной отрасли. При этом спрос на цифровые технологии в образовании в ближайшие годы будет увеличиваться, в том числе, из-за роста количества обучающихся: в период 1990–2020 годы их число увеличилось на 2,3 млрд человек, похожая динамика будет сохраняться в следующие 30 лет [2].
Международная информационная группа «Интерфакс» в марте 2020 года опубликовала результаты исследования рынка цифровых образовательных технологий в сегменте взрослой аудитории, при этом особое внимание уделено перспективам российского EdTech-сегмента рынка образовательных услуг в сегментах дополнительного профессионального образования взрослых. Понятие EdTech (букв. – образовательные технологии) будет включать цифровые образовательные технологии, объединяющие педагогику и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Целью внедрения EdTech в образовательный процесс является обеспечение современных способов обучения и оценки его результатов, а также повышение эффективности образования [3].
Лидерами по объемам и темпам развития EdTech-рынка являются страны Северной Америки (40%) и Азии (30%). Доля национального рынка цифровых образовательных технологий занимает около 1% глобального сегмента EdTech, однако российский рынок показывает очень высокие темпы роста по сравнению с лидерами цифровых технологий в обучении (20-25% в год): его емкость в 2019 году составила 45-50 млрд рублей, этот же показатель за 2020 год прогнозировался на уровне 55-60 млрд рублей. Следовательно, в рассматриваемом сегменте рынка в настоящий момент складываются благоприятные условия для внедрения инноваций, способных показать высокий потенциал [3, 4].
Показатели мирового рынка образовательных услуг
Заключение
Таким образом, в ходе проведенного исследования авторами подтверждена гипотеза о недостаточном уровне цифровизации образовательных процессов как в общемировом масштабе, так и в нашей стране. Факторами, препятствующими переходу от традиционных форм обучения к инновационным, являются слабая материально-техническая база и скептицизм участников образовательного процесса. В Российской Федерации на государственном уровне осуществляются мероприятия по внедрению цифровых технологий в образовании, однако, по большей части они проводятся в школах и высших учебных заведениях, финансируемых из бюджета. Коммерческие организации принимают решение о переходе на цифровые форматы работы исходя из собственных убеждений и источников финансирования.
Исследования, которые проведены различными международными проектными группами, показывают низкую долю расходов на IT-разработки в сфере обучения, тем не менее, основываясь на показателях темпа роста населения, можно сделать вывод, что в ближайшем будущем спрос на услуги образования увеличится, а, следовательно, увеличится потребность в цифровых обучающих технологиях. Ведь такие технологии делают образование доступнее (становится неважным географическое нахождение преподавателя и учащегося), дешевле (за счет сокращения издержек на аренду помещений, канцелярские расходы) и эффективнее.