Дети – приоритет по Конституции. В поправках к Конституции РФ подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему, духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения» [1]. В законодательстве Российской Федерации определено, что каждый ребенок имеет право на отдых и оздоровление [2]. Развитие и поддержка сферы детского отдыха и оздоровления на территории страны является неотъемлемой частью социальной политики государства. Целью данной работы является анализ современного состояния сферы детского отдыха и оздоровления Краснодарского края и Республики Крым.
Сегодня вопросы отдыха и оздоровления детей находят отражение в стратегических документах Российской Федерации, к числу которых относятся постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [3], распоряжениях Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [4] и от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [5], а также в законодательных актах и иных документах субъектов Российской Федерации.
В целях поэтапного принятия мер по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, созданию условий для качественного и безопасного отдыха и оздоровления детей, сохранению и развитию инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 978-р утверждены основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей, которые определяют систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих организацию отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации [6].
Краснодарский край и Республика Крым по праву остаются основными детскими здравницами России. Учитывая уникальный природно-климатический потенциал, способствующий профилактике и эффективному лечению различных заболеваний, комплексной реабилитации граждан, Краснодарский край и Республика Крым сохраняют привлекательность для организованного отдыха и оздоровления детей из других субъектов Российской Федерации.
Организация мероприятий детского отдыха и оздоровления в Краснодарском крае и Республике Крым носит круглогодичный характер. Наибольший охват детей отдыхом и оздоровлением происходит в период летней оздоровительной кампании.
В Краснодарском крае общее количество организаций отдыха детей и их оздоровления составляет 1 579 организацию: 108 (35 круглогодичных и 73 сезонных) стационарных организаций отдыха детей и их оздоровления, 1001 пришкольных лагерей с дневным пребыванием, 425 детских лагеря труда и отдыха, 45 детских лагерей палаточного типа. Ежегодно за период летней оздоровительной компании всеми формами организованного отдыха, оздоровления и детско-юношеского туризма охвачено 650 тысяч детей, из них около 150 тысяч детей из иных регионов страны и государств. В 2020 году из-за пандемии коронавируса летняя оздоровительная кампания стартовала на месяц позже – 1 июля и закончилась в сентябре. Отдыхом за этот период было охвачено 27 тысяч детей, в том числе 21 тысяча ребят из Краснодарского края и 6 тысяч детей из других регионов и Арктической зоны. На данный момент в 78 стационарных организациях круглогодичного действия края находится 28 644 ребенка: 7 347 – из Краснодарского края, 21 297 – из иных субъектов РФ [9].
В Республике Крым общее количество организации отдыха детей и их оздоровления составляет – 290 единиц, в числе которых 52 загородных и 238 лагерей дневного пребывания. По итогам летней оздоровительной кампании, в 2019 году было оздоровлено более 240 тысяч детей, из них около 77 тысяч детей из иных регионов страны и государства. В 2020 году из-за пандемии коронавируса детские здравницы были заполнены детьми лишь на 50 процентов, на отдых и оздоровление было направлено 180 тысяч детей из Республики Крым. В международном детском центре «Артек», который с марта был закрыт для детей из других регионов РФ, отдохнули почти 7000 крымских школьников. Всего в республике в 2020 году работали 97 лагерей дневного пребывания и 27 детских оздоровительных лагерей [10].
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация с новой коронавирусной инфекцией, позволила туристической отрасли Краснодарского края и Республики Крым значительно увеличить спрос на санаторно-курортные услуги среди всего населения страны. Организация летнего отдыха и оздоровление детей выросла почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом.
В регионах наблюдается рост государственного заказа на организацию летнего отдыха детей, особой популярностью становится детский отдых в период осенних, весенних и зимних каникул. Инфраструктура большинства объектов переходит на статус всесезонности, что в свою очередь, положительно сказывается на фондоотдачу этих объектов, а также как следствие, растет уровень сервиса оказываемых услуг в регионе, ориентированном на организацию отдыха детей и их оздоровления.
Хотелось бы отметить, что вопросы, связанные подготовкой и проведением детской оздоровительной кампании прежде всего находятся в компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ на протяжении всего периоды организации деткой оздоровительной кампании совершают мониторинг готовности и качества услуг, оказываемых стационарными круглогодичными и сезонными организациями отдыха детей и их оздоровления независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Следовательно, имеют четкую картину относительно уровня качества предоставляемых услуг, а именно материально-технической базы, опыта персонала, качества службы размещения, организации питания детей. В Краснодарском крае органом, курирующим сферу детского отдыха и оздоровления, а так же уполномоченным органом по формированию и ведению реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, является Министерство труда и социального развития Краснодарского края, в Республике Крым – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
В рамках действующего законодательства органами исполнительной власти Краснодарского края и Республики Крым определен перечень мер для развития сферы детского отдыха, в котором имеются схожие мероприятия по развитию рынка услуг детского отдыха и оздоровления [7, 8]:
– повышение уровня межведомственного сотрудничества в развитии сферы детского отдыха и оздоровления в данных регионах;
– оказание методической и консультативной помощи частным учреждениям по вопросам организации детского отдыха и оздоровления, порядку предоставления субсидий и налоговых льгот;
– мониторинг готовности/качества оказания услуг организациями отдыха детей и их оздоровления;
– укрепление материально-технической базы организаций и учреждений, развивающих детский туризм;
– повышение уровня доступности инфраструктуры для развития сферы детского отдыха и оздоровления;
– формирование и ведение реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, и размещение его в открытом доступе;
– увеличение числа детей Краснодарского края и Республики Крым, вовлеченных в туристско-краеведческую деятельность;
– систематизацию туристических маршрутов, туров и программ для детей и молодежи;
– формирование позитивного имиджа Краснодарского края и Республики Крым на внутреннем туристском рынке Российской Федерации;
– обеспечение безопасных условий пребывания детей на территории данных регионов.
В настоящие время существует ряд общих проблем, которые препятствуют развитию сферы детского отдыха в Краснодарском крае и Республике Крым, прежде всего: немалая часть детских санаторно-курортных и оздоровительных организаций имеют неудовлетворительное состояние инфраструктуры, высокий уровень износа основных фондов и медицинской базы, кадровый дефицит, сезонность работы туристической отрасли.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Краснодарский край и Республика Крым обладают уникальными природными и климатическими условиями для развития детско-юношеского туризма и оздоровления. Совершенствование сферы детского отдыха должно проходить через усиленную поддержку и взаимодействия государства, предпринимательства и общества, что даст целый ряд положительных показателей: развитие транспортно-логистической сети, улучшение качества детского питания, появление новых рабочих мест.
Решение вопросов восстановления, сохранения и развития оздоровительных организаций всех форм собственности возможно исключительно с участием средств федерального, регионального и муниципальных бюджетов, в том числе через меры государственной поддержки.
Прежде всего, необходимо делать акцент на безопасность организаций отдыха и на создание для собственников санаториев и лагерей таких условий, при которых детские организации не перепрофилировались и не закрывались.