Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

TOPICAL ISSUES OF DEVELOPMENT OF CHILDREN’S RECREATION AND RECREATION OF THE KRASNODAR REGION AND THE REPUBLIC OF CRIMEA

Ginkul E.S. 1 Leyba I.V. 1 Nikolaeva E.A. 1 Korotko T.V. 1
1 Kuban State Technological University
The subject of the article issues related of the development of the sphere of children’s tourist recreation and health improvement in the Krasnodar Territory and the Republic of Crimea. The relevance of the topic presented is due to the fact that measures for the organization of health improvement and recreation for children of the Krasnodar Territory and The Republic of Crimea are an important tool for social support for children, families with children. Thanks to these events, children with disabilities, in difficult life situations (orphans and children left without parental care; disabled children; children from low-income families), as well as children from large families, have the opportunity to get high-quality rest and health improvement. families. The subject of the research is measures of state support for the sphere of children’s recreation and health improvement in the Krasnodar Territory and The Republic of Crimea. The object of the research is the sphere of children’s recreation and health improvement. The purpose of this work is to analyze the current state of the sphere of children’s recreation and health improvement in the Krasnodar Territory and The Republic of Crimea. The article examines the main regulatory and legal acts that regulate the sphere of children’s recreation and health improvement in the Russian Federation. The current state of the infrastructure in the sphere of children’s recreation and health improvement of The Krasnodar Territory and The Republic of Crimea has been analyzed. The main problems that hinder the development of the sphere of children’s recreation in The Krasnodar Territory and The Republic of Crimea but also the list of state measures for the development of this sphere are also indicated. The authors analyzed similar activities for the development of children’s recreation and health improvement in the regions, considered a number of pressing problems and suggested ways of improvement for the development of youth tourism and recovery.
children
children’s recreation and tourism
children’s health campaign
legislative acts

Дети – приоритет по Конституции. В поправках к Конституции РФ подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему, духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения» [1]. В законодательстве Российской Федерации определено, что каждый ребенок имеет право на отдых и оздоровление [2]. Развитие и поддержка сферы детского отдыха и оздоровления на территории страны является неотъемлемой частью социальной политики государства. Целью данной работы является анализ современного состояния сферы детского отдыха и оздоровления Краснодарского края и Республики Крым.

Сегодня вопросы отдыха и оздоровления детей находят отражение в стратегических документах Российской Федерации, к числу которых относятся постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [3], распоряжениях Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [4] и от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [5], а также в законодательных актах и иных документах субъектов Российской Федерации.

В целях поэтапного принятия мер по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, созданию условий для качественного и безопасного отдыха и оздоровления детей, сохранению и развитию инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 978-р утверждены основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей, которые определяют систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих организацию отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации [6].

Краснодарский край и Республика Крым по праву остаются основными детскими здравницами России. Учитывая уникальный природно-климатический потенциал, способствующий профилактике и эффективному лечению различных заболеваний, комплексной реабилитации граждан, Краснодарский край и Республика Крым сохраняют привлекательность для организованного отдыха и оздоровления детей из других субъектов Российской Федерации.

Организация мероприятий детского отдыха и оздоровления в Краснодарском крае и Республике Крым носит круглогодичный характер. Наибольший охват детей отдыхом и оздоровлением происходит в период летней оздоровительной кампании.

В Краснодарском крае общее количество организаций отдыха детей и их оздоровления составляет 1 579 организацию: 108 (35 круглогодичных и 73 сезонных) стационарных организаций отдыха детей и их оздоровления, 1001 пришкольных лагерей с дневным пребыванием, 425 детских лагеря труда и отдыха, 45 детских лагерей палаточного типа. Ежегодно за период летней оздоровительной компании всеми формами организованного отдыха, оздоровления и детско-юношеского туризма охвачено 650 тысяч детей, из них около 150 тысяч детей из иных регионов страны и государств. В 2020 году из-за пандемии коронавируса летняя оздоровительная кампания стартовала на месяц позже – 1 июля и закончилась в сентябре. Отдыхом за этот период было охвачено 27 тысяч детей, в том числе 21 тысяча ребят из Краснодарского края и 6 тысяч детей из других регионов и Арктической зоны. На данный момент в 78 стационарных организациях круглогодичного действия края находится 28 644 ребенка: 7 347 – из Краснодарского края, 21 297 – из иных субъектов РФ [9].

В Республике Крым общее количество организации отдыха детей и их оздоровления составляет – 290 единиц, в числе которых 52 загородных и 238 лагерей дневного пребывания. По итогам летней оздоровительной кампании, в 2019 году было оздоровлено более 240 тысяч детей, из них около 77 тысяч детей из иных регионов страны и государства. В 2020 году из-за пандемии коронавируса детские здравницы были заполнены детьми лишь на 50 процентов, на отдых и оздоровление было направлено 180 тысяч детей из Республики Крым. В международном детском центре «Артек», который с марта был закрыт для детей из других регионов РФ, отдохнули почти 7000 крымских школьников. Всего в республике в 2020 году работали 97 лагерей дневного пребывания и 27 детских оздоровительных лагерей [10].

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация с новой коронавирусной инфекцией, позволила туристической отрасли Краснодарского края и Республики Крым значительно увеличить спрос на санаторно-курортные услуги среди всего населения страны. Организация летнего отдыха и оздоровление детей выросла почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом.

В регионах наблюдается рост государственного заказа на организацию летнего отдыха детей, особой популярностью становится детский отдых в период осенних, весенних и зимних каникул. Инфраструктура большинства объектов переходит на статус всесезонности, что в свою очередь, положительно сказывается на фондоотдачу этих объектов, а также как следствие, растет уровень сервиса оказываемых услуг в регионе, ориентированном на организацию отдыха детей и их оздоровления.

Хотелось бы отметить, что вопросы, связанные подготовкой и проведением детской оздоровительной кампании прежде всего находятся в компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ на протяжении всего периоды организации деткой оздоровительной кампании совершают мониторинг готовности и качества услуг, оказываемых стационарными круглогодичными и сезонными организациями отдыха детей и их оздоровления независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Следовательно, имеют четкую картину относительно уровня качества предоставляемых услуг, а именно материально-технической базы, опыта персонала, качества службы размещения, организации питания детей. В Краснодарском крае органом, курирующим сферу детского отдыха и оздоровления, а так же уполномоченным органом по формированию и ведению реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, является Министерство труда и социального развития Краснодарского края, в Республике Крым – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.

В рамках действующего законодательства органами исполнительной власти Краснодарского края и Республики Крым определен перечень мер для развития сферы детского отдыха, в котором имеются схожие мероприятия по развитию рынка услуг детского отдыха и оздоровления [7, 8]:

– повышение уровня межведомственного сотрудничества в развитии сферы детского отдыха и оздоровления в данных регионах;

– оказание методической и консультативной помощи частным учреждениям по вопросам организации детского отдыха и оздоровления, порядку предоставления субсидий и налоговых льгот;

– мониторинг готовности/качества оказания услуг организациями отдыха детей и их оздоровления;

– укрепление материально-технической базы организаций и учреждений, развивающих детский туризм;

– повышение уровня доступности инфраструктуры для развития сферы детского отдыха и оздоровления;

– формирование и ведение реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, и размещение его в открытом доступе;

– увеличение числа детей Краснодарского края и Республики Крым, вовлеченных в туристско-краеведческую деятельность;

– систематизацию туристических маршрутов, туров и программ для детей и молодежи;

– формирование позитивного имиджа Краснодарского края и Республики Крым на внутреннем туристском рынке Российской Федерации;

– обеспечение безопасных условий пребывания детей на территории данных регионов.

В настоящие время существует ряд общих проблем, которые препятствуют развитию сферы детского отдыха в Краснодарском крае и Республике Крым, прежде всего: немалая часть детских санаторно-курортных и оздоровительных организаций имеют неудовлетворительное состояние инфраструктуры, высокий уровень износа основных фондов и медицинской базы, кадровый дефицит, сезонность работы туристической отрасли.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Краснодарский край и Республика Крым обладают уникальными природными и климатическими условиями для развития детско-юношеского туризма и оздоровления. Совершенствование сферы детского отдыха должно проходить через усиленную поддержку и взаимодействия государства, предпринимательства и общества, что даст целый ряд положительных показателей: развитие транспортно-логистической сети, улучшение качества детского питания, появление новых рабочих мест.

Решение вопросов восстановления, сохранения и развития оздоровительных организаций всех форм собственности возможно исключительно с участием средств федерального, регионального и муниципальных бюджетов, в том числе через меры государственной поддержки.

Прежде всего, необходимо делать акцент на безопасность организаций отдыха и на создание для собственников санаториев и лагерей таких условий, при которых детские организации не перепрофилировались и не закрывались.