Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ECONOMIC FACTOR IN THE CURRENT RUSSIAN-UKRAINIAN RELATIONS

Abramova E.N. 1 Anikin V.I. 1
1 Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
The article researches the economic factor in the Russian-Ukrainian relations after 2014 as an instrument to get along with Ukraine. The Russian-Ukrainian relations worsened sharply after the West powers-backed coup in Kiev in 2014. The article analyzes the Ukrainian economic indicators and compares them for each region of the country. It is showed that the Eastern and Southern Ukrainian regions are main industry drivers of the country. Their output was aimed at the Russian market. Today various sectors of heavy industry in Ukraine are going through tough times. There is a decrease of volume of trade with Russia and this market has not been changed to the European one despite economic association with the EU signed in 2014. At the same time, Kiev has huge debts to the West creditors and the West powers put forward demands to Ukraine in economic as well as political spheres. The Ukrainian authorities provides the escalation of rhetoric towards Moscow inspite of their evident interest to Russia as an economic partner. Russia is interested in mending ties and the development of relations with Ukraine in various sectors. Under appropriate conditions, the potential of economic interaction between the two counties can be considered as a factor to build a political dialog on the difficult issues of the current relations. The development of economic interaction with the Ukrainian regional industry can be a potentially promising path to mend gradually the interaction in other spheres at the regional level, including humanitarian sphere and trans-regional political interaction. First of all the Eastern and Southern Ukrainian regions can be considered from this point of view as their inhabitants have close cultural patterns with many Russians, based on the common Russian language, history and religion.
russia
ukraine
the russian-ukrainian relations
economic factor

Введение

В Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 г. сказано, что Россия «заинтересована в развитии всего многообразия политических, экономических, культурных и духовных связей с Украиной на основе взаимоуважения, выстраивании партнерских отношений при соблюдении своих национальных интересов» [1].

Сегодня существует ряд трудностей и разногласий в российско-украинских отношениях. Резкое ухудшение взаимодействия началось в 2014 г. после государственного переворота на Украине и провозглашения новой властью в Киеве полного разворота вектора развития страны на Запад.

Цель исследования состоит в определении места и роли экономического фактора в российско-украинских отношениях на современном этапе и его оценке как фактора налаживания политического диалога.

Материалы и методы исследования

Для исследования были использованы данные по общей экономической ситуации на Украине в целом по стране и по регионам, опубликованные Министерством финансов Украины, Государственной службой статистики Украины. Они были изучены с помощью методов статистического анализа и сравнения.

Результаты исследования и их обсуждение

Главный аспект выстраивания отношений Украины со странами Запада направлен на взаимодействие в сфере экономики. В 2014 г. была подписана экономическая часть документа об ассоциации Украины и ЕС.

Однако после событий 2014 г. на Украине наблюдается устойчивый тренд снижения экономических показателей во многих сферах промышленности, как тяжелой, так и легкой [2].

Для комплексного анализа и понимания этих процессов необходимо учитывать региональную неоднородность структуры экономики Украины. В таблицах 1, 2 приведены данные Государственной службы статистики Украины по объемам внешнего товарооборота по регионам страны за 2013 и 2020 гг. Они свидетельствуют о значительной неоднородности в объемах экспорта и импорта по областям. В 2013 г. лидерами по сальдо были Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Луганская, Полтавская, Николаевская области. Наиболее отрицательное сальдо было в Львовской, Одесской и Киевской областях, а также в г. Киев. Донбасс (под этим термином понимаются Донецкая и Луганская области) в 2013 г. суммарно обеспечил 25,2% экспорта и занял 7,7% импорта. Основной экспорт Донбасса включает уголь, каменноугольный кокс, продукцию цветной и черной металлургии, электроэнергию, продукцию тяжёлого машиностроения (горно-шахтное, подъёмно-транспортное, металлургическое и горнорудное оборудование, продукцию вагоностроения, цистерностроения, тепловозостроения), минеральные неорганические удобрения, соду, соль, продукты органического синтеза. Также в регионе развито сельское хозяйство благодаря наличию пахотных земель.

В 2020 г. зафиксирован общий для Украины спад экспорта на 14099120,8 тыс. долларов США и импорта на 22872697,61 тыс. долларов США по сравнению с 2013 г. В 2020 г. первое место по торговому сальдо показала Днепропетровская область, в то время как Донецкая область заняла второе место, несмотря на то, что Украина не контролирует ряд промышленных центров Донбасса: Донецк, Макеевку, Горловку, Енакиево, а также Луганск, Алачевск, где находятся предприятия черной и цветной металлургии, угольной, коксохимической и химической промышленности, предприятия по производству оборудования и машиностроения. Суммарный объем экспорта Донбасса сократился с 25,2% до 8,3% – на 11887606 тыс. долларов США, а импорта с 7,7% до 3,1% – на 4244665 тыс. долларов США соответственно.

Таблица 1

Объемы экспорта-импорта товаров по регионам Украины в 2013 г. по данным Государственной службы статистики Украины [3], [4]

 

Экспорт

Импорт

Сальдо

тыс. долларов США

% общего объема

тыс. долларов США

% общего объема

Всего

63312022,1

100

76963965,41

100

–13651943,3

в том числе

         

Автономная республика Крым

904896

1,4

1044489

1,4

–139592,8

Области

         

Донецкая

12408182,7

19,6

4053797,6

5,3

8354385,1

Днепропетровская

9795286,3

15,5

5346453,6

6,9

4448832,7

Запорожская

3678506,8

5,8

1759889,1

2,3

1918617,7

Луганская

3544014,9

5,6

1849914,2

2,4

1694100,7

Полтавская

2654641,1

4,2

1111626,5

1,4

1543014,6

Николаевская

2174097,7

3,4

927843,2

1,2

1246254,5

Кировоградская

857324,6

1,4

242605,6

0,3

614719,0

Сумская

924718,6

1,5

645422,3

0,8

279296,3

Черкасская

770714,0

1,2

497235,9

0,6

273478,1

Житомирская

606116,3

1

383772,5

0,5

222343,8

Винницкая

679307,9

1,1

496105,5

0,6

183202,4

Ровенская

482649,1

0,8

328056,9

0,4

154592,2

Херсонская

369051,4

0,6

274622,2

0,4

94429,2

Тернопольская

365085,6

0,6

349698,6

0,5

15387,0

Хмельницкая

488973,2

0,8

484254,1

0,6

4719,1

Черниговская

555096,50

0,9

585959,5

0,8

–30863,0

Черновицкая

125316,40

0,2

158104,9

0,2

–32788,5

Ивано-Франковская

471719,90

0,7

578268,7

0,8

–106548,8

Харьковская

1986810,9

3,1

2278960,0

3

–292149,1

Волынская

628811,20

1

1089007,1

1,4

–460195,9

Закарпатская

1299965,6

2,1

2062449,2

2,7

–762483,6

Львовская

1290873,7

2

2655042,5

3,4

–1364168,8

Одесская

1628431,2

2,6

3438643,8

4,5

–1810212,6

Киевская

1973749,9

3,1

4734789,3

6,2

–2761039,4

Города

         

Киев

12341528,0

19,5

26672875,3

34,7

–14331347,3

Севастополь

96244,4

0,2

106961,3

0,1

–10716,9

Примечание: таблица отсортирована c обозначением регионов по цветам в зависимости от сальдо, где зеленый: > 1000000 тыс. долларов; желтый: 0÷1000000 тыс. долларов США; розовый: -1000000÷0 тыс. долларов США; красный: >-1000000 тыс. долларов США.

Таблица 2

Объемы экспорта-импорта товаров по регионам Украины в 2020 г. по данным Государственной службы статистики Украины [3], [4]

 

Экспорт

Импорт

Сальдо

тыс. долларов США

% общего объема

тыс. долларов США

% общего объема

Всего

49212901,3

100,0

54091267,8

100,0

-4878366,5

в том числе

         

Области

         

Днепропетровская

7591991,4

15,4

4633961,9

8,6

2958029,5

Донецкая

3934992,5

8,0

1446292,3

2,7

2488700,2

Запорожская

2924263,0

5,9

1223265,1

2,3

1700997,9

Николаевская

2248663,9

4,6

791233,0

1,5

1457430,9

Полтавская

2317517,5

4,7

1168485,6

2,2

1149031,9

Винницкая

1377885,6

2,8

556973,1

1,0

820912,5

Кировоградская

912731,1

1,9

233669,4

0,4

679061,7

Черниговская

890946,0

1,8

343273,8

0,6

547672,2

Черкасская

810757,4

1,6

431591,7

0,8

379165,7

Хмельницкая

663464,5

1,3

508814,2

0,9

154650,3

Житомирская

681454,1

1,4

528495,7

1,0

152958,4

Сумская

974591,0

2,0

837424,4

1,5

137166,6

Ивано–Франковская

757803,4

1,5

641234,1

1,2

116569,3

Закарпатская

1349706,1

2,7

1256733,8

2,3

92972,3

Ровенская

469462,5

1,0

383742,7

0,7

85719,8

Тернопольская

448240,4

0,9

414725,8

0,8

33514,6

Черновицкая

168599,4

0,3

171759,1

0,3

-3159,7

Херсонская

281394,7

0,6

328379,5

0,6

-46984,8

Луганская

129599,4

0,3

212753,9

0,4

-83154,5

Харьковская

1471460,8

3,0

1801849,6

3,3

-330388,8

Волынская

643061,8

1,3

1316097,1

2,4

-673035,3

Одесская

1360570,0

2,8

2178904,7

4,0

-818334,7

Львовская

2323155,9

4,7

3445776,5

6,4

-1122620,6

Киевская

1967959,9

4,0

4162690,1

7,7

-2194730,2

Города

         

Киев

12447822,3

25,3

22973574,4

42,5

-10525752,1

Примечание: таблица отсортирована c обозначением регионов по цветам в зависимости от сальдо, где зеленый: > 1000000 тыс. долларов; желтый: 0÷1000000 тыс. долларов США; розовый: -1000000÷0 тыс. долларов США; красный: >-1000000 тыс. долларов США.

Doc1.tif

Доля валового регионального продукта в общем итоге (%) в 2013 и 2018 гг. по данным Государственной службы статистики Украины

Таким образом, в снижении общеукраинских показателей Донбасс стал одним из ключевых факторов. В списке регионов с высокими экономическими показателями более не фигурирует Луганская область, имевшая в 2020 г. отрицательное сальдо. При этом Львовская область, г. Киев и Киевская область, как и в 2013 г., стабильно демонстрируют наиболее отрицательные показатели торгового сальдо и являются регионами-рециентами.

Анализ показателей валового регионального продукта (ВРП) по регионам Украины за 2013 и 2018 гг., также свидетельствует о существенных различиях по областям (рисунок) [5].

Если в 2013 г. Донецкая область занимала второе место по доле ВРП в общеукраинской статистике, а суммарно с Луганской областью занимала 14,2%, то в 2018 г. ВРП Донбасса существенно снизился до 6,4%. При этом Донецкая область продемонстрировала 5 показатель из 25 субъектов (5,4%), уступив Киеву (23,4%), Днепропетровской (10,3%), Харьковской(6,6%), Киевской (5,6%) областям. Наименьший ВРП в 2018 г. показали Черновицкая (1%), Луганская (1%, в 2013 г. было 3,6% – 9 показатель по регионам), Тернопольская (1,4%), Закарпатская (1,5%), Херсонская (1,5%), Ровенская (1,6%), Волынская (1,7%) области.

Это свидетельствует о том, что целый ряд западных областей демонстрирует наименьшие экономические показатели, а Донбасс даже в сложной военно-политической обстановке остается одним из наиболее экономически развитых регионов Украины. При этом с начала вооруженного конфликта на юго-востоке Украина потеряла по различным оценкам от 50 [6] до 120 [7] млрд долларов США.

Кроме того, после смены государственной власти и всецелого разворота Украины на Запад в 2014 г. существенные убытки понесли металлургическая отрасль, угольная промышленность, железнодорожный и иные транспортные и инфраструктурные сектора. По данным на 2015 г. самые высокие темпы снижения уровня реального ВВП Украины наблюдались в строительстве (-25,6%), добывающей промышленности (-22,2%), перерабатывающей промышленности (-21,8%), оптовой и розничной торговле (-20,4%) [8].

В свою очередь украинская промышленность была в значительной степени ориентирована на Россию. После 2014 г. основные поставки украинской продукции в Россию сократились с 7,1 млрд долларов США (из суммарных 10,8 млрд долларов США) в 2013 г. до 1,2 млрд долларов США в 2019 г., при этом поставки украинской продукции на европейский рынок тоже сократились более чем на 1,2 млрд долларов США. Таким образом, замещения российского рынка на европейский рынок для украинских товаров не произошло, несмотря на заключение экономической части соглашения об ассоциации с ЕС [9].

При этом Украина имеет долги перед западными кредиторами. В 2020 г. они составляли 17,06 млрд долларов США, а совокупный внешний долг Украины достигает почти 80% ВВП страны [10]. На этом фоне Запад выдвигает Киеву не только экономические, но и политические требования [11], что ставит под сомнение государственный суверенитет Украины.

Несмотря на критическое сокращение экономического взаимодействия с Россией после 2014 г., по показателям 2020 г. РФ занимает 2 место после Китая в рейтинге основных внешнеэкономических партнеров Киева [12]. В первом полугодии 2018 г. Россия инвестировала в украинскую экономику 436 млн долларов США – 34% от общего объема иностранных вложений (1259 млн долларов США [13]). По данным Федеральной таможенной службы России, в середине 2018 г. наблюдался рост товарооборота между Россией и Украиной на 28,7% [14]. Это свидетельствует о важности внешнеэкономических связей друг с другом для двух стран. Значимость экономического фактора российско-украинских отношений обусловлена как необходимостью решения геополитических задач, так и социально-экономических проблем для обеих сторон.

Тем не менее, в украинском политическом дискурсе Россия обозначается как «страна-агрессор», что было официально закреплено Киевом в законе «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей» от 18 января 2018 г. №2268-VIII. В нем говорится о якобы оккупации РФ частей Донецкой и Луганской областей, присутствии там вооруженных формирований России.

Однако, экономическая политика России в отношении Украины на фоне русофобской риторики официального Киева не отвечает логике действий так называемого «агрессора». Этот факт иллюстрирует нарочитое искажение в украинском политическом дискурсе фактической ситуации.

Новый президент Украины В.А. Зеленский остался в фарватере внутриполитического националистического курса [15], доминирующего в Киеве с 2014 г., внешнеполитического курса дистанцирования от России и геополитического стратегического взаимодействия с Западом.

При этом существенное снижение доходов населения в связи с повышением стоимости коммунальных услуг, сокращением количества рабочих мест, задержек заработной платы провоцирует рост социальной напряженности и разочарование общества. Согласно данным мониторинга общественно-политических настроений на Украине в 2021 г., 69% населения полагают, что страна движется в «неправильном направлении». Более 50% опрошенных выразили недоверие политическим элитам в Киеве [16].

Заключение

Таким образом, при определенных условиях потенциал экономического взаимодействия России и Украины можно рассматривать как фактор установления политического диалога по существующим проблемным вопросам в двусторонних российско-украинских отношениях. При этом целесообразно учитывать региональную неоднородность украинской экономики вкупе с региональными культурными особенностями при выстраивании как взаимоотношений с руководством Украины в Киеве, так и при взаимодействии с конкретными экономическими партнерами на местах. На фоне сложной экономической обстановки на Украине происходит рост политического и экономического веса властей в регионах перед Киевом [17], что также способно стать импульсом развития российско-украинского диалога. Налаживание экономического взаимодействия с промышленным комплексом Украины в регионах, в первую очередь восточных и южных, является потенциально перспективным направлением для постепенного выстраивания взаимодействия в других сферах на региональном уровне, таких как гуманитарная область и межрегиональное политическое взаимодействие.

Для постепенного налаживания российско-украинских отношений актуальным является разработка комплекса многосторонних мер, объединенных общей целью установления диалога и постепенного разрешения существующих трудностей. При этом антироссийская официальная риторика Киева на фоне его серьезной заинтересованности в России в экономической сфере делает необходимой корректировку позиций России во взаимодействиях с Украиной для обеспечения более эффективной реализации российских интересов.