Целью исследования является проведение терминологического анализа понятия аутсорсинг в аспекте управления конкурентоспособности промышленного предприятия.
Материалы и методы исследования
В многочисленных диссертационных исследованиях [1, 4, 21] и в специальной литературе [3, 6] аутсорсинг рассматривается как HR-технология, нашедшая широкое использование в системе управления персоналом. Отдельными специалистами [20] аутсорсинг рассматривается как инструмент повышения конкурентоспособности промышленного предприятия. В научной литературе представлен широкий спектр понятий данного экономического явления. Аутсорсинг – понятие относительно молодое.
Так, Б. Аникин [2, 3], В. Воронов [5] проанализировали ряд работ и выделили три этапа формирования аутсорсинга в конце ХХ века (рисунок).
Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от англ. «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов. В экономических словарях понятие аутсорсинг встречается редко. А если и встречается, то его определение не является полным. Так, отдельные специалисты [12] рассматривают аутсорсинг как использование внешней организации (поставщика) для обработки банковских и других финансовых данных при осуществлении коммерческих операций.
Е.Л. Ермошкина [9] рассматривает аутсорсинг в качестве стратегии управления, которая позволяет оптимизировать функционирование организации за счет сосредоточения деятельности на главном направлении.
М. Елашкин [8] понимает аутсорсинг как бизнес –схему, второстепенных для компании задач, функций, процессов или их частей.
В. Кремсер [14] указывает, что аутсорсинг состоит в том что часть неэффективных (или малоэффективных) процессов или видов деятельности, передается для выполнения из одной организации в другую, имеющую наилучшие показатели качества и эффективности по данному процессу. В отличие от обычного поставщика, аутсорсер (т. е. организация, осуществляющая аутсорсинг) полностью включен в общую конфигурацию системы менеджмента качества изготовителя по соответствующему виду деятельности. Таково требование стандарта ИСО 9001:2000.
Йооп Д. Сааке [11], ученый Тилбургского исследовательского центра по деловому управлению, рассматривает аутсорсинг с позиции развитых стран Европы в контексте международного разделения труда. Он указывает, что аутсорсинг – это перевод предприятиями индустриально развитых государств производства товаров и услуг в другие страны, где оно обходится дешевле. При этом, автор обращает особое внимание на то, что главным стимулом аутсорсинга является существенная экономия на затратах. В развитии международного аутсорсинга основными преградами являются государство и профсоюзы.
В том же контексте, что и Йооп Д. Сааке [11], И. Гладкова [7] и Е. Ольховская [7] рассматривают аутсорсинг в качестве использования услуг сторонних организаций для выполнения неосновных бизнес-процессов. И. Гладкова указывает, что аутсорсинг позволяет решать сразу несколько задач. Во-первых повышается прозрачность бизнес-процессов: акционерам и инвесторам становятся ясны затраты на подрядные работы, упрощается их учет. Во-вторых, за счет проведения тендеров среди организаций, оказывающих услуги, снижается стоимость и повышается качество этих услуг.
Этапы формирования аутсорсинга
Т. Кадыев [12] утверждает, что аутсорсинг является инструментом, позволяющим оптимизировать конфигурацию бизнес-системы исходя из компромисса между издержками, качеством продукции или (и) услуг компании и желанием собственников обладать производственными активами.
Кузнецов В.М. [15] определил аутсорсинг как новую стратегию управления: «Заниматься не тем, что можешь сделать лучше всего, а тем, что можешь купить выгоднее всего».
М.Г. Брилинг [5] рассматривает аутсорсинг (outsourcing) как передачу стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса. При этом в руки «экспертов» или «специалистов» передается часть бизнеса, часто критически важная часть, но не ключевая. К основным причинам неразвитости аутсорсинга в Росси автор относит слабое понимание его природы, степени необходимости и боязнь передать корпоративные ноу-хау конкурентам.
Иногда аутсорсинг рассматривается как способ оптимизации деятельности предприятий за счет сосредоточения на основном предмете и передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным компаниям [13].
Специалисты практики предлагают свои трактовки аутсорсинга. Так, А. Ивлев, специалист «Агентства профессионального сервиса» [10] указывает, что аутсорсинг это организационное решение, которое заключается в распределении функций бизнес – системы в соответствии с принципом: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».
Этот же автор рассматривает аутсорсинг как организационную форму взаимодействия между специалистом по организационному или стратегическому развитию и заказчиком на развитие.
Также А. Ивлев [10] считает аутсорсинг организационным решением, оптимизирующим конфигурацию бизнес – системы, исходя из трех параметров:
1. издержки производства продукции или услуг;
2. качество продукции и (или) услуг компании;
3. отношение собственников к делу и активам, и желание собственников обладать бизнесом.
При этом автор указывает, что аутсорсинг – это заимствование на стороне, причем заимствуются всегда вторичные функции относительно главной функции
Специалисты компании «Бизнес – Аналитика», оказывающей услуги по аутсорсингу бухгалтерского учета, финансового и юридического обслуживания компаний-клиентов, рассматривают аутсорсинг в качестве способа повышения эффективности функционирования предприятия за счет концентрации всех усилий на основной деятельности и передачи непрофильных бизнес-процессов на выполнение сторонней, специализирующейся на этих бизнес-процессах организации, способной более эффективно решать поставленные перед ней задачи.
В.В. Полякова и Р.К. Щенина [18] рассматривают аутсорсинг, как выполнение отдельных бизнес – функций внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения.
Практически во всех источниках происхождение термина outsourcing означает «на стороне», «за пределами». Это может быть:
1. Использование услуг сторонних компаний для выполнения своих задач.
2. Отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у других организаций.
3. Использование внешней организации для обработки банковских и других финансовых данных при осуществлении коммерческих операций.
4. Привлечение внешних ресурсов для решения собственных проблем (например, разработки проектов).
5. Перевод производства из региона с более дорогой рабочей силой в регион с менее дорогой с целью снижения себестоимости.
6. Извлечение данных из внешних источников (в отличие от получения данных собственными силами).
7. Заключение субдоговоров на выполнение работ с внешними фирмами, которые не имеют профсоюза.
8. Перенос компаниями части операций за рубеж с целью дистанционного использования труда программистов.
9. Использование временного работника без заключения с ним трудового договора (иногда при посредничестве специализированного агентства).
10. Обслуживание и ремонт техники компании специалистами внешней фирмы.
11. Кооперация.
12. Применение метода сужения собственной производственной деятельности, когда организация перестает сама заниматься каким-либо направлением (видом) деятельности и передает его внешним исполнителям.
13. Принятие организационного решения, которое заключается в распределении функций бизнес-системы в соответствии с принципом: «оставлю себе только то, что могу делать лучше других, передам внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».
14. Перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ним активов в организацию поставщика услуг, предлагающую оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене.
Из приведенных определений видно, что горизонт применения аутсорсинга не имеет границ: производство, сфера услуг, финансы, информационные технологии и системы, стратегии развития, трудовые ресурсы и т.д.
Многие авторы сравнивают понятие аутсорсинга с понятием кооперация и субконтрактинг.
При этом под кооперацией принято понимать форму взаимодействия, при которой предприятие приобретает у контрагентов готовые изделия (детали/ узлы/ агретаты [16, 17].
Под субконтрактингом понимается форма взаимодействия, при которой предприятие приобретает у контрагента услуги по выполнению технологических операций.
Следует также отметить, что в научной литературе встречается ряд терминов, аналогичных аутсорсингу:
shrinking – сокращение, сжатие организации;
downsizing – уменьшение организации;
deleyering – ограничение числа уровней управления;
spin off – выделение единиц бизнеса или «отстегивание» структуры;
экстернализация – передача контроля за выполнением какой-либо функции компании, специализирующейся в данной сфере.
Однако все они представляют собой лишь частный случай применения методологии аутсорсинга.
Благодаря использованию механизма аутсорсинга предприятие получает возможность максимально использовать свои конкурентные преимущества. Такой подход в западной практике называется «ключевая компетенция» (core competence). Идея «ключевой компетенции» проста – каждый должен уметь заниматься своим делом профессионально, делать то, что ты умеешь делать лучше других.
Наиболее удачным в рамках данного исследования является определение аутсорсинга, данное В. Кушнировым [16,17]. Он под аутсорсингом понимает вынесение бизнес-функций за пределы компании, передачу их для исполнения другим фирмам. Но, не просто передачу: – аутсорсинг есть форма взаимодействия, при которой «внешнее» предприятие (продавая заказчику свои товары/услуги) включается в «управленческие контуры» заказчика как функциональное подразделение, оставаясь при этом юридически и организационно независимым. При этом под управленческими контурами заказчика понимается функциональная и/или продуктовая подчиненность:
- объединенное планирование, учет и контроль;
- соблюдение «внешней» фирмой внутренних стандартов / процедур / правил;
- объединение по «смежным» функциям: логистика / снабжение / обеспечение качества / участие в разработке и совершенствовании продукции и т.п.
Приемлемость данного определения объясняется тем, что оно рассматривая аутсорсинг указывает на «управленческие контуры». Таким образом речь идет не только о самом промышленном предприятии, но и о кластере.
Следует обратить внимание на то, что об аутсорсинге целесообразно вести разговор только в том случае, если на предприятии имеются процессы, осуществлять которые собственными силами неэффективно. И если отделение этих процессов в пользу других предприятий позволяет повысить эффективность оставшихся процессов данного предприятия.
Выводы
Мы под аутсорсингом будем понимать инструмент увеличения конкурентоспособности основного предприятия промышленного кластера, и по возможности всего кластера, за счет отделения от основного предприятия кластера части процессов и передачу их в ведение другого предприятия, включаемого в кластер.
Отличительной особенностью нашего определения является рассмотрение аутсорсинга на уровне промышленного кластера и в качестве инструмента повышения конкурентоспособности. Использование аутсорсинга может иметь и отрицательный эффект в виде понижения конкурентоспособности основного предприятия промышленного кластера. Однако в этом случае от аутсорсинга целесообразно отказаться, необходимо использовать механизм инсорсинга (процесс обратный аутсорсингу, предполагающий включение дополнительных процессов в число процессов основного предприятия кластера). Поэтому в определении понятия аутсорсинга мы не предусмотрели такую возможность.