Введение
Сложившиеся реалии в экономике и социальной сфере привели к необходимости перемен и совершенствованию пенсионной системы, которая была введена в действие с 2002 года. Так, по данным Natixis Global Asset Management Россия на протяжении нескольких лет входила в топ-5 худших в мире стран для жизни людей пенсионного возраста. Ниже России в рейтинге располагались только Бразилия, Греция и Индия [1]. К 2018 году стали видны все достоинства и недостатки существующей системы пенсионного обеспечения. Очевидным стал вопрос о внесении изменений в формирование пенсионных прав будущих пенсионеров на условиях сбалансированности и справедливого отношения ко всем [2]. Приведенная выше информация позволяла убедиться в несовершенстве отечественной системы пенсионного обеспечения. Таким образом, в 2018 г. в Государственной Думе был реализован проект пенсионной реформы в России, подразумевающий постепенное повышение пенсионного возраста для граждан с 1 января 2019 года. Первоначально планировалось увеличить пенсионный возраст на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин. Однако, оттягивание реформы привело к тому, что население России не было готово к такому быстрому увеличению возраста выхода на пенсию по старости, что вызвало негативную реакцию подавляющего большинства населения [3].
Таким образом, цель исследования состояла в изучении динамики общественного мнения по вопросам реализации пенсионной реформы и ее влиянии на социально-экономическую ситуацию регионов, в том числе системе социально-трудовых отношений и изменениям структуры рынка труда.
Материалы и методы исследования
Методологической основой нашего исследования был определен институциональный подход, поскольку пенсионное обеспечение является одним основных социальных институтов и проблемы развития пенсионной системы остаются актуальным направлением научных исследований в сфере экономической социологии. С момента законодательного повышения пенсионного возраста в Российской Федерации прошло чуть более двух лет. Это слишком малый срок для формирования базы экономической, статистической научной информации, позволяющей сделать аргументированные заключения об уровне успешности реализации этой реформы. В основном, это результаты прикладных исследований, комментарии политиков, немногочисленные научные статьи экономистов [4-7].
На первом этапе (апрель-май 2019 года) проводились социологический и экспертный опросы, а также фокусированное интервью. В социологическом опросе приняли участие 1280 респондентов из 13 населенных пунктов Мурманской области. В качестве модельного региона была определена Мурманская область – типичный регион АЗРФ, полностью расположенный в Арктической зоне, обладающий диверсифицированной экономикой, высоким научным потенциалом, типичными социальными характеристиками с позиций демографических и трудовых процессов. В июле 2019 г. был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие предприниматели, депутаты, сотрудники Правительства Мурманской области и органов местного самоуправления. Целью опроса было уточнение основных результатов массового опроса с использованием авторитетных экспертных мнений и определение векторов дальнейших исследований.
На втором этапе (октябрь-ноябрь 2020 года) был проведен социологический опрос населения регионов АЗРФ. В связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой в стране, связанной с распространением COVID-19, опрос проводился в формате формализованного телефонного интервью. Расчетный размер выборки составил 1320 чел., фактически было опрошено 1403 чел. Конкретно в Мурманской области было опрошено 400 человек, что соответствует общепринятым требованиям к репрезентативности исследования, а именно: доверительная вероятность 95%, доверительный интервал ±5%.
Результаты исследования и их обсуждение
В 2020 г., в рамках второго этапа исследования, был проведен социологический опрос населения четырех регионов, полностью входящих в Арктическую зону РФ. Мы сочли целесообразным выполнить сопоставление уже имеющейся по Мурманской области социологической информации с результатами, полученными по этому региону в 2019 г. с целью определения изменчивости/устойчивости мнений и оценок населения региона по исследуемой проблеме повышения пенсионного возраста.
По результатам социологического опроса 2020 г., только 7,8% респондентов из Мурманской области ответили, что положительно относятся к увеличению возраста выхода на пенсию по старости для мужчин и только 9,8% для женщин, что превышает результаты опроса 2019 года, но все еще не позволяет говорить о том, что у населения сформировалось лояльное отношение к реформе. Стоит также отметить, что отрицательное отношение к увеличению пенсионного возраста, по результатам социологического опроса 2020 г., выросло до 90%. Таким образом можно заключить, что почти два года реализации реформы еще больше укрепили ее непринятие в обществе.
В Мурманской области по-прежнему наблюдалась зависимость между возрастом респондентов и отношением к пенсионной реформе. Наиболее лояльное отношение показали респонденты возрастной группы старше 65 лет – респонденты, которые уже достигли возраста выхода на пенсию по старости (рисунок 1).
В целом, отношение жителей Мурманской области к законодательному увеличению возраста выхода на пенсию по старости в 2020 году осталось на прежнем уровне. Значительные изменения наблюдались только среди жителей возрастной группы старше 65 лет, где отмечался значительный рост положительных оценок с 9,0% в 2019 г. до 16,2% 2020 г.). Очевидно, это можно объяснить частичной реализацией законодательных инициатив, связанных с ежегодной индексацией пенсии для неработающих пенсионеров, при том, людей данной возрастной группы в меньшей степени коснулись негативные факторы влияния реформы, Кроме того, по сравнению с 2019 годом, в опросе 2020 года значительно снизилась доля респондентов, которые не могли сформировать свое отношение к пенсионной реформе. В отношении того, сможет ли государство гарантировать гражданам достойный уровень жизни после выхода на пенсию, и в 2019 г, и в 2020 г. преобладали отрицательные оценки, в интервале от 73 % до 92% по разным возрастным категориям, при незначительном росте положительных по возрастным группам 65+ и молодежи (рисунок 2).
Для сравнения, по итогам всероссийского исследования АКСИО-8 «Состояние умов» [8], было выявлено, что возраст респондентов является одним из определяющих факторов, повлиявших на отношение к пенсионной реформе. В рамках того же исследования было выявлено, что плохо относились к реформе 83% респондентов. В рамках Мурманской области в 2019г. наблюдался более высокий уровень непринятия пенсионной реформы – 87,5%. На вопрос о том, какой возраст является оптимальным для выхода на пенсию в районах Крайнего Севера, медианное значение соответствуют дореформенному уровню – 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин. Что касается размера пенсии, который жители Мурманской области считали бы соответствующим их трудовому вкладу, в 2020 году медианный показатель составляет 35000 рублей, что полностью соответствует уровню, который был выявлен и на первом этапе исследования.
Рис. 1. Отношение населения Мурманской области к законодательному увеличению возраста выхода на пенсию по старости (по результатам социологического опроса населения Мурманской области, 2019–2020 гг.), %
Риc. 2. Отношение населения Мурманской области к обещанным гарантиям по обеспечению достойного уровня жизни после выхода на пенсию (по результатам социологического опроса населения Мурманской области, 2019–2020 гг.), %
Рис. 3. Мнение населения Мурманской области о влиянии повышения пенсионного возраста на социально-экономическое положение региона (по результатам социологического опроса населения Мурманской области, 2020 г.), %
Несмотря на такой высокий уровень непринятия пенсионной реформы, 21,1% населения Мурманской области считали, что увеличение числа трудоспособного населения за счет изменения пенсионного возраста окажет положительное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе. И вновь, наиболее лояльной по данному вопросу оказалась возрастные группы старше 65 лет – и молодежь (рисунок 3). Таким образом, наиболее лояльно к пенсионной реформе и ее последствиям относились люди старшего возраста, у которых уже оформлена трудовая пенсия по старости, и респонденты возрастной группы от 18 по 29 лет, которых, скорее всего, эта тема пока не слишком волнует.
Наибольший уровень непринятия пенсионной реформы наблюдался у граждан возрастной группы от 50 до 64 лет, что могло быть связанно с тем, что у многих из них в результате реформы сместился возраст выхода на трудовую пенсию по старости и им придется работать более продолжительное время. В 2020 г., на втором году реализации реформы, произошло значительное снижение доли респондентов, которые затруднялись ответить. Скорее всего, произошел переток «неопределившихся» респондентов в группу отрицательно ответивших, и считавших, что увеличение числа трудоспособного населения за счет изменения пенсионного возраста может произойти перенасыщение рынка труда и рост уровня безработицы в регионе.
В социологическом опросе, проведенном в 2019 году, были определены высокие ожидания населения Мурманской области о влиянии пенсионной реформы на рост безработицы и рост миграционных настроений, особенно среди молодежи и квалифицированных работников; возможность дискриминации по возрасту на рынке труда в группе предпенсионеров; малая эффективность механизмов защиты лиц предпенсионного возраста на рынке труда и др. (рисунок 4).
В 2020 г. более 54% респондентов ответили, что дискриминация на рынке труда встречается чаще как при приеме на работу, так и при увольнении с нее. Самый высокий процент здесь наблюдался у возрастной группы от 50 до 64 лет – в которую и входит большинство лиц предпенсионного возраста. В то же время, более 30% респондентов ответили, что ничего не изменилось. Зачастую, в рамках телефонного интервью, респонденты отвечали, что работодатель заинтересован, скорее, в высокой квалификации сотрудника и возраст не является определяющим фактором.
Результаты социологического опроса 2020 г. показали, что в Мурманской области трудовая пенсия по старости была оформлена у 35,3% опрошенных, среди которых 48,9% сохраняли за собой рабочие места после выхода на пенсию.
Рис. 4. Мнение населения Мурманской области в отношении дискриминации лиц пенсионного и предпенсионного возрастов на рынке труда (по результатам социологического опроса населения Мурманской области в 2019–2020 гг.), %
Рис. 5. Мнение населения о влиянии пандемии COVID-19 на реализацию пенсионной реформы (по результатам социологического опроса населения Мурманской области, 2020 г.), %
Основными причинами, по которым респонденты, достигшие возраста выхода на пенсию, продолжали трудовую деятельность, были названы: «не хочу терять заработок» – 50,7% и «моя работа мне нравится» – 57,6%.
Серьезным вызовом для россиян стала пандемия COVID-19, что повлияло на социально-экономическую ситуацию и, как следствие, на рынок труда. Учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуацию, в опросе 2020 года респондентам предлагалось ответить, какое влияние, по их мнению, оказала пандемия COVID-19 на реализацию пенсионной реформы. Среди наиболее распространенных вариантов ответов можно выделить, что многие пенсионеры и предпенсионеры, которым и так непросто трудоустроиться, потеряли работу и, что до пенсии еще нужно дожить. Только 25,9% респондентов ответили, что пандемия COVID-19 не оказала никакого влияния на реализацию реформы пенсионного обеспечения граждан в Мурманской области, 49,5% жителей региона ответили, что коронавирус поставил под сомнение целесообразность пенсионной реформы. Мнение о том, что многие пенсионеры и предпенсионеры потеряли работу, было наиболее распространено среди респондентов старшей возрастной группы – от 50 лет (рисунок 5).
Выводы
Таким образом, при анализе результатов комплексного исследования 2019 г., была выявлена высокая степень совпадения оценок социологического, экспертного опросов и фокус-группы по таким вопросам как: сохранение пенсионного возраста для северян в прежних параметрах (мужчины – 55 лет, женщины – 50 лет); опасение роста безработицы и соответствующий рост миграционных настроений, особенно среди молодежи и квалифицированных работников; возможность дискриминации по возрасту в группе предпенсионеров; необходимость повышения пенсионного обеспечения северян (медианное значение составило 35 тыс. руб.), малая эффективность прописанных льгот для лиц предпенсионного возраста и др. В целом, население Мурманской области демонстрировало высокий уровень непринятия реформы и высокой уровень протестной активности, связанный с ней.
Социологический опрос 2020 года показал, что спустя почти два года после начала реализации пенсионной реформы, уровень ее непринятия только вырос. Кроме того, подтвердились опасения населения жителей Мурманской области, связанные с ростом дискриминации людей предпенсионного и пенсионного возрастов на рынке труда. Предложенные меры, связанные с уголовной ответственностью за увольнение работников предпенсионного возраста, не представляются эффективными по причине того, что достаточно сложно обосновать – увольнение связано с возрастом или с профнепригодностью сотрудника. Более того, по мнению населения, на ситуацию с дискриминацией предпенсионеров на рынке труда значительное влияние оказала пандемия COVID-19. Респонденты выразили обеспокоенность тем, что многие пенсионеры и предпенсионеры, которым и так не просто трудоустроиться, потеряли работу. Учитывая вышесказанное, можно заключить, что существует необходимость в совершенствовании механизма защиты интересов предпенсионеров на рынке труда.
Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ №19-010-00022 «Влияние пенсионной реформы на экономическое развитие регионов Арктической зоны Российской Федерации».