Введение
Региональное развитие России за последнюю четверть века характеризуется растущим пространственным дисбалансом в экономике и социальной сфере, что влияет на замедление темпов экономического роста страны в целом. В современных условиях пандемии COVID-19 под удар попала экономическая сфера страны, в том числе ее отдельных субъектов.
Данное исследование направлено на то, чтобы оценить конкурентоспособность регионов России, а также выработать рекомендации по восстановлению экономики Краснодарского края в эпоху пандемии COVID-19.
Материал и методы исследования
Для оценки конкурентоспособности отдельных субъектов Российской Федерации использованы экономико-статистические методы и методы экономического анализа, с помощью которых исследовались статистические данные социально-экономического развития регионов, публикуемые Федеральной службой государственной статистики на официальном сайте и в различных сборниках.
Результаты исследования и их обсуждение
Неравенство регионов России по ключевым показателям социально-экономического развития составляет десятки раз (например, соотношение ВРП на душу населения по данным федеральной службы государственной статистики РФ между Ненецким автономным округом и Республикой Ингушетия в 2016 году составило более 40 раз), что затрудняет своевременное решение социально-экономических проблем отдельных административных единиц.
Также стоит отметить, что идея конкуренции регионов базируется на их конкурентоспособности и уровне финансовой устойчивости. В соответствии с Указом Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» финансовая устойчивость – это состояние экономики, характеризующееся низким уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности. Таким образом, факторов, влияющих на финансовую устойчивость регионов, много. Само понятие и механизм обеспечения финансовой устойчивости являются многоаспектными. Без роста экономики невозможно развитие региона за счет собственных ресурсов.
Краснодарский край является одним из ведущих регионов страны по своему экономическому потенциалу. Основу производственных сил региона составляют такие отрасли экономики как: промышленная, строительная, топливно-энергетическая, агропромышленная, транспортная и другие.
Основными направлениями, характеризующими особый статус Краснодарского края в экономике страны, являются агропромышленный, транспортный, рекреационный комплексы, которые соответствуют приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации [1].
При этом необходимо учитывать, что основным событием, повлиявшим на все сферы экономики и, в том числе на финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность регионов, стала пандемия. В Краснодарском крае из-за распространения пандемии коронавируса с марта 2020 года стали вводить многочисленные ограничения, а с апреля начался масштабный карантин. Закрылись магазины, рестораны, прекратили работу многие предприятия. В результате продолжить деятельность смогли только немногочисленные предприятия, вошедшие в число системообразующих. Это привело к колоссальным потерям бизнеса, которые оказывают влияние на экономику региона и в настоящее время.
Для оценки социально-экономического потенциала региона используют показатели, которые являются составляющими его экономической безопасности и определяющими его экономическое развитие. Сопоставим данные показатели Краснодарского края с показателями других субъектов Российской Федерации – Ростовской области и Ставропольского края, так как они имеют похожие климатические условия и социально-экономическую направленность (таблицы 1, 2, 3), что позволит выявить основные тенденции развития.
Статистические данные за 2019 год свидетельствуют об относительно стабильной социально-экономической ситуации в крае. Валовой региональный продукт Краснодарского края имеет наибольшее значение среди исследуемых субъектов РФ. Однако, относительное изменение ВРП по сравнению с предыдущим годом составило 5,3%, что меньше, чем у Ростовской области и Ставропольского края. Это связано именно с большими значениями данного показателя в Краснодарском крае.
Среднегодовая численность постоянного населения края в 2019 году составила 5661,8 тыс. чел. В течение 2017 г. и 2018 г. она постепенно увеличивалась на 0,7% и 0,6% соответственно. Увеличение численности происходило исключительно за счет миграционного прироста, который по статистическим данным в 2019 году достиг 36 тыс. чел., это на 11,6 тыс. человек, или на 24,4% меньше, чем годом ранее.
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели Краснодарского края за 2017-2019 гг.
Наименование показателя |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Относительное изменение 2019-2017 гг., % |
Относительное изменение 2019-2018 гг.,% |
Валовой региональный продукт (ВРП), млрд руб. |
2015,9 |
2225,9 |
2344,6 |
116,3 |
105,3 |
Среднегодовая численность населения, тыс. чел. |
5587,2 |
5625,8 |
5661,8 |
101,3 |
100,6 |
ВРП в расчете на 1 жителя, тыс. руб. |
360,8 |
395,7 |
414,1 |
114,8 |
104,6 |
Сальдированный финансовый результат в экономике, млрд руб. |
265,3 |
252,2 |
457,3 |
172,4 |
181,3 |
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. |
484,1 |
481,1 |
439,6 |
90,8 |
91,4 |
Среднедушевые доходы (в месяц), руб. |
34149 |
33846 |
35745 |
104,7 |
105,6 |
Таблица 2
Основные социально-экономические показатели Ростовской области за 2017-2019 гг.
Наименование показателя |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Относительное изменение 2019-2017 гг.,% |
Относительное изменение 2019-2018 гг.,% |
Валовой региональный продукт (ВРП), млрд руб. |
1270,9 |
1347,1 |
1446,2 |
113,8 |
107,4 |
Среднегодовая численность населения, тыс. чел. |
4220,5 |
4211,4 |
4200,1 |
99,5 |
99,7 |
ВРП в расчете на 1 жителя, тыс. руб. |
301,1 |
319,9 |
344,3 |
114,3 |
107,6 |
Сальдированный финансовый результат в экономике, млрд руб. |
77 |
73,9 |
-42,5 |
-55,2 |
-57,5 |
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. |
319,3 |
252,9 |
283 |
88,6 |
111,9 |
Среднедушевые доходы (в месяц), руб. |
27988 |
28868 |
30849 |
110,2 |
106,9 |
Таблица 3
Основные социально-экономические показатели Ставропольского края за 2017-2019 гг.
Наименование показателя |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Относительное изменение 2019-2017 гг.,% |
Относительное изменение 2019-2018 гг.,% |
Валовой региональный продукт (ВРП), млрд руб. |
651,9 |
665,4 |
715,5 |
109,8 |
107,5 |
Среднегодовая численность населения, тыс. чел. |
2752,1 |
2797,9 |
2799,4 |
101,7 |
100,1 |
ВРП в расчете на 1 жителя, тыс. руб. |
236,9 |
237,8 |
255,6 |
107,9 |
107,5 |
Сальдированный финансовый результат в экономике, млрд руб. |
50,4 |
75,8 |
65 |
129,0 |
85,8 |
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. |
140 |
158,2 |
180 |
128,6 |
113,8 |
Среднедушевые доходы (в месяц), руб. |
24575 |
23236 |
24359 |
99,1 |
104,8 |
В связи с вышеперечисленными факторами произошло увеличение ВРП в расчете на 1 жителя на 14,3% за анализируемый период.
В отношении Ростовской области можно сделать вывод о том, что в связи с увеличением величины ВРП и уменьшением среднегодовой численности населения, произошел закономерный рост валового регионального продукта в расчете на 1 жителя. За исследуемый период он вырос на 14,3%.
В Ставропольском крае рост данного показателя связан с тем, что увеличение величины валового регионального продукта происходило более быстрыми темпами, чем рост численности населения. Так ВРП в расчете на 1 жителя в рассматриваемом регионе за 2017-2019 гг. вырос на 7,9%, прочем больший рост наблюдается именно в течение 2019 года.
Также в 2019 году инвестиции в основной капитал в Краснодарском крае за счет всех источников финансирования составили 439,6 млрд руб., или 91,4% к уровню 2018 года. Основными причинами сокращения капитальных вложений являются завершение реализации крупных инвестпроектов: физкультурно-оздоровительного комплекса «Центр художественной гимнастики» в городе Сочи и многофункционального рекреационно-ландшафтного комплекса на территории, прилегающей к стадиону «Краснодар», а также основного объема работ по строительству магистрального газопровода «Турецкий поток».
Свою роль в сложившейся динамике инвестиций сыграло проведение со стороны хозяйствующих субъектов консервативной инвестиционной политики с переносом основных мероприятий долгосрочных программ развития на более отдаленную перспективу. Значительное влияние на складывающуюся тенденцию оказывает пересмотр на федеральном уровне приоритетов реализации государственной инвестиционной политики и подходов к расходам инвестиционного характера (перевод на режим финансирования по фактическому наличию свободных денежных средств). Однако, в Ростовской области и Ставропольском крае, наоборот, наращивают вложение средств в основной капитал, что демонстрируют представленные данные.
В 2019 году среднедушевые доходы населения оценены Краснодарстатом на уровне 104,8% по сравнению с 2018 годом (при 99,1% в сравнении с 2017 годом). В расчете на душу населения денежные доходы составили 35745 рублей в месяц, что больше, чем в Ростовской области (30849 рублей в месяц) и в Ставропольском крае (24359 рублей в месяц).
Инвестиции являются ключевым фактором экономического развития. Инвестируя в различные виды активов, регионы, отрасли, предприятия наращивают и изменяют структуру основного капитала, диверсифицируют производимую продукцию, повышают ее качество, разрабатывают и претворяют в жизнь самые амбициозные проекты и программы.
Актуальность решения проблемы повышения инвестиционной привлекательности для обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации и ее регионов обусловлена структурными преобразованиями в экономике, формированием современной инновационной инфраструктуры, реализацией эффективных инвестиционных проектов.
Одним из важнейших факторов развития региона и поддержания его финансовой устойчивости, помимо инвестиционной привлекательности является и состояние бюджета региона, а также необходимость его мониторинга особенно в условиях современной экономической ситуации в стране и мире. Бюджетная безопасность представляет собой состояние сбалансированности бюджета и эффективности использования бюджетных средств. Обеспечение бюджетной безопасности направлено на защищенность средств бюджетов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Так, консолидированный бюджет Краснодарского края в прошлом году недополучил более 17 млрд рублей с учетом налоговых «каникул», в связи с эпидемиологической обстановкой, что явилось, в свою очередь, одним из критериев снижения финансовой устойчивости региона.
В 2020 году, в связи с пандемией коронавирусной инфекции, впервые за 12 лет отменили Российский инвестиционный форум в Сочи. Так как около 500 из 4 000 зарегистрированных участников форума составляли иностранные граждане, первоначально даты проведения мероприятия 12.02.2020-14.02.2020 планировали сдвинуть.
Однако, в связи с дальнейшим распространением пандемии и запретом на проведение массовых деловых мероприятий, Российский инвестиционный форум был окончательно отменен.
Традиционно для Краснодарского края это очень важное и масштабное деловое событие, в рамках которого заключается большое количество инвестиционных соглашений. Власти региона в этот раз планировали представить на форуме свой экспортный потенциал – в первую очередь, инфраструктурные проекты в рамках развития Южного экспортно-импортного хаба [9].
Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества.
В соответствии с вышеизложенным, инвестиционную привлекательность региона в качестве одного из факторов его финансовой устойчивости можно определить, как возможности и перспективы развития региона, а также привлекательность вложений в его инфраструктуру, позволяющие обеспечить его безкризисное существование. Одним из способов достижения указанных целей является финансирование государственных программ, направленных на всестороннее развитие региона (таблица 4).
Таблица 4
Показатели финансового обеспечения государственных программ Краснодарского края на период их действия (млн рублей)
№ п/п |
Наименование государственной программы Краснодарского края |
Общий объем финансирования |
||||||
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
||
1 |
Развитие здравоохранения |
60368 |
63467 |
63467 |
63467 |
63467 |
63467 |
– |
2 |
Развитие образования |
57973 |
55967 |
55967 |
55967 |
– |
– |
– |
3 |
Социальная поддержка граждан |
55099 |
54933 |
54933 |
54933 |
– |
– |
– |
4 |
Доступная среда |
149 |
139 |
139 |
139 |
– |
– |
– |
5 |
Дети Кубани |
2915 |
2929 |
2929 |
2929 |
– |
– |
– |
6 |
Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры |
1472 |
522 |
522 |
522 |
– |
– |
– |
7 |
Содействие занятости населения |
2368 |
2392 |
2392 |
2392 |
– |
– |
– |
8 |
Обеспечение безопасности населения |
3498 |
3263 |
3263 |
3263 |
– |
– |
– |
9 |
Развитие культуры |
3537 |
4182 |
3138 |
3138 |
– |
– |
– |
10 |
Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства |
1568 |
1427 |
1119 |
1119 |
– |
– |
– |
11 |
Развитие физической культуры и спорта |
5463 |
4619 |
4619 |
4619 |
– |
– |
– |
12 |
Развитие жилищно-коммунального хозяйства |
4378 |
6262 |
6262 |
6262 |
– |
– |
– |
13 |
Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края |
7054 |
3367 |
3367 |
3367 |
3367 |
– |
– |
14 |
Региональная политика и развитие гражданского общества |
614 |
665 |
665 |
665 |
– |
– |
– |
15 |
Казачество Кубани |
1122 |
1122 |
1122 |
1122 |
1122 |
1122 |
1122 |
16 |
Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан |
41 |
16 |
– |
– |
– |
– |
– |
17 |
Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса |
610 |
1130 |
1130 |
1130 |
– |
– |
– |
18 |
Противодействие незаконному обороту наркотиков |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
19 |
Информационное общество Кубани |
1791 |
1791 |
1791 |
1791 |
– |
– |
– |
20 |
Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
7011 |
6699 |
6699 |
6699 |
6699 |
– |
– |
21 |
Развитие топливно-энергетического комплекса |
1475 |
1561 |
1561 |
1561 |
– |
– |
– |
22 |
Обеспечение участия Краснодарского края в подготовке и проведении Кубка конфедераций в 2017 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
23 |
Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности |
440 |
100 |
100 |
100 |
– |
– |
– |
24 |
Управление государственными финансами Краснодарского края |
13922 |
14359 |
14359 |
14359 |
– |
– |
– |
25 |
Медиасреда Кубани |
562 |
562 |
562 |
562 |
– |
– |
– |
26 |
Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края |
35352 |
38337 |
38337 |
38337 |
38337 |
– |
– |
27 |
Формирование современной городской среды |
1741 |
1815 |
1815 |
1815 |
– |
– |
– |
Всего |
270537 |
271640 |
270272 |
270272 |
113006 |
64603 |
1136 |
В настоящее время в Краснодарском крае осуществляется реализация 26 государственных программ Краснодарского края (далее также – государственная программа, ГП, госпрограмма).
В соответствии с Законом Краснодарского края от 20.12.2017 № 3722-КЗ «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годы» (в редакции от 28.11.2018 № 3898-КЗ, далее – Закон о краевом бюджете), с учетом уточненной бюджетной росписи, объем бюджетных ассигнований на реализацию всех госпрограмм по состоянию на 31.12.2018 был предусмотрен в сумме 230 934,5 млн рублей, что на 99,8% соответствует утвержденным паспортам. Средства федерального бюджета были привлечены в рамках 15 ГП РФ:
ГП РФ «Развитие здравоохранения»;
ГП РФ «Развитие образования»;
ГП РФ «Социальная поддержка граждан»;
ГП РФ «Доступная среда»;
ГП РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
ГП РФ «Содействие занятости населения»;
ГП РФ «Развитие транспортной системы»;
ГП РФ «Развитие культуры и туризма»;
ГП РФ «Развитие лесного хозяйства»;
ГП РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов», в т. ч. ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»;
ГП РФ «Развитие физической культуры и спорта»;
ГП РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика»;
«Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;
ГП РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»;
ГП РФ «Охрана окружающей среды» (в рамках единой субвенции, финансируемой по ГП РФ «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»).
Общий объем финансирования государственных программ на ближайший 2021 год согласно утвержденным паспортам предусмотрен в сумме 270 537 млн рублей, в т. ч. за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета, местного бюджета, внебюджетных источников. Это является наибольшим показателем среди рассматриваемых периодов реализации госпрограмм. Наименьший же объем финансирования государственных программ предусмотрен на последний год их реализации – 2027.
Приоритетными направлениями расходования бюджетных средств оставались государственные программы социальной направленности. Доля расходов на финансирование программных мероприятий в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения и семейной политики, культуры, физической культуры и спорта, развития объектов социальной инфраструктуры в программном бюджете составила более 71% [8].
Краснодарский край до сих пор пытается оправиться от потерь, понесенных бюджетом региона и экономикой в целом, в связи с ранением коронавирусной инфекции. Однако, несмотря на падение оборотов во многих сферах экономики, миллиардных убытков отдельных компаний и потерь бюджета региона, в Краснодарском крае началась реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. Например, стартовали работы по строительству нового аэровокзального комплекса в Краснодаре, что является первым этапом создания крупного логистического и транспортного узла, в составе которого запланированы логистический центр, вокзал и многое другое.
Выводы
Для оценки конкурентоспособности регионов Российской Федерации были выделены следующие основные социально-экономические показатели:
− Валовой региональный продукт (ВРП);
− Среднегодовая численность населения;
− ВРП в расчете на 1 жителя;
− Сальдированный финансовый результат в экономике;
− Инвестиции в основной капитал;
− Среднедушевые доходы (в месяц).
Сравнение данных показателей позволило оценить преимущества и недостатки экономики Краснодарского края в отношении Ростовской области и Ставропольского края, а также проследить их изменение в зависимости от рассматриваемых промежутков времени.
С учетом влияния пандемии коронавирусной инфекции на все стороны социально-экономического развития Краснодарского края, целесообразно уделить большее внимание перспективам малого и среднего бизнеса. Данные сферы предпринимательства уже показали себя, как востребованные не только среди туристов, но и среди постоянно проживающего на территории края населения. С каждым месяцем открываются все новые предприятия, нацеленные на развлечение и отдых людей. В достаточно трудных условиях современной реальности, с психологической точки зрения, люди стремятся снизить получаемые негативные эмоции и нахождение в стрессовых ситуациях. Именно поэтому так востребованы культурно-развлекательные центры, рестораны, курортно-туристические комплексы и аналогичное. Краснодарский край является наиболее благоприятным регионом для развития данной отрасли. Также в Краснодарском крае активно развивается событийный туризм [2, 3]. Многие фестивали стали ежегодными и привлекают туристов со всех регионов страны. Таким образом, в целях поддержки бизнеса необходимо ввести отсрочку уплаты страховых взносов, снижение налогооблагаемой базы на сумму, потраченную на инвестиционные цели (с учетом документальных доказательств), расширение кредитования малого и среднего бизнеса, а также привлечение большего количества спонсоров. Необходимо создать благоприятные условия, в которых экономика региона будет восстанавливаться более быстрыми темпами.