Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DEVELOPMENT OF A COMPETENCY MODEL BASED ON PROFESSIONAL STANDARDS

Kichigin О.Е. 1 Akimova Yu.N. 2
1 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
2 LLC “Bureau of vocational guidance”
Currently, the issue of the breadth of application of professional standards in the human resource management system is relevant for many business entities. The use of professional standards in organizations of various forms of ownership is due to the amendments to the Labor Code of the Russian Federation in 2016. The system of human resource management in organizations is currently unified and professional standards have not yet entered the practice of extensive use of this system. In order to comply with the requirements of labor legislation, the personnel services of enterprises and organizations have focused on the implementation of professional standards in personnel records management. However, professional standards may have a broader spectrum of usefulness. This is what this article is about.
human resource management
competency model
competency profile
professional standards

Для осуществления практики внедрения профессиональных стандартов в деятельность организаций и предприятий на сегодняшний день разработано достаточное количество нормативных документов. С 01.07.2016 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [12], Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 определяет правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов [5], а также другие документы, детерминирующие правовые и организационные основы применения профессиональных стандартов в организациях различных форм собственности [3-9, 12, 13]. Однако спектр практического использования профстандартов организациями не столь широк, насколько мог бы быть. Чаще всего, профессиональные стандарты используются для формулировки и утверждения обязательных критериев отбора на вакантную должность. Безусловно, такой поход целесообразен, т.к. в случае отказа в приеме на работу неподходящим претендентам, мотивируется отказ по деловым качествам. Таким образом, работодатель получает неоспоримое преимущество не принимать на работу претендента, ссылаясь на недостаточный уровень его квалификационных характеристик, требования к которым определены профстандартом. Однако необходимо учесть, что это становится возможным, если в локально-нормативных актах организации (к примеру, в Приказе руководителя, в Правилах внутреннего трудового распорядка и т.д.) будет зафиксировано, что в компании применяются профессиональные стандарты в качестве основы для определения требований к квалификации. В этом случае суд признает такой отказ законным. Также довольно часто предприятия учитывают профстандарты в планировании и реализации обучения, повышении квалификации, профессиональной переподготовки своих сотрудников, опираясь на зафиксированные в документе требования к образованию, т.к. эти требования носят обязательный характер. Предприятия также опираются на описание в профстандарте видов профессиональной деятельности, трудовых функций и действий при разработке и утверждении должностных инструкций. Кроме того, на сайте Минтруда предложены макеты должностных инструкций, разработанных на основе профессиональных стандартов [16], которые могут быть взяты за основу и доработаны с учетом специфики деятельности организации. Здесь необходимо учесть, что профстандарт не должен цитироваться при определении работодателем должностных обязанностей работников, так как документ обязателен только в части требований к квалификации, а в части определения трудовых функций и действий носит рекомендательный характер. Гораздо реже области практического применения профессиональных стандартов связаны с процедурой аттестации работников, т.к. существующие устоявшиеся правила, разработанные ранее локально-нормативные документы и организационные элементы проведения аттестационных процедур используются на предприятиях в течение длительного времени, и временные затраты и трудоемкость их пересмотра не входят в приоритет процессов организации. Кроме того, профессиональный стандарт характеризует описываемую в нем профессиональную деятельность, а не стандартизирует должностные обязанности при ее выполнении. Еще реже пересматриваются устоявшиеся принципы систем оплаты труда на предприятии.

Весьма нечастой практикой применения профстандартов является область разработки модели компетенций в организациях. Прежде всего, это связано с тем, что на многих предприятиях имеются специфические корпоративные компетенции, которые, по мнению специалистов-практиков, являются центральным элементом в развитии персонала в соответствии со стратегией организации, а компетенции, декларируемые в профессиональном стандарте, носят обобщенный характер. Кроме того, само создание модели компетенций часто недооценивается как практиками, так и представителями науки. Чаще всего в компаниях ограничиваются описанием ключевых компетенций, равно как и предлагаемые учеными методики оценки компетенций на соответствие профстандартам. К примеру, Т.А. Ветошкина и О.В. Полянок разработали методику оценки квалификации персонала организации на основе составления матрицы соответствия оценки уровня компетенции персонала профессиональному стандарту [1]. При всех неоспоримых плюсах данной методики, на наш взгляд, недооценен авторами количественный критерий оценки сформированности выделенных компетенций. А сотрудники, выполняющие одни и те же функции в организации, как известно, отличаются разной степенью развитости ее квалификационных компонентов. А этот фактор учитывается при разработке модели компетенций.

Модель компетенций может стать ведущим фактором повышения эффективности организации в условиях быстро меняющейся внешней среды. Модель в организации необходимо разрабатывать в русле компетентностного подхода, где ключевой единицей является компетенция. Компетенция в контексте нашего исследования понимается как социально-трудовая характеристика субъекта труда, включающая в себя совокупность его знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств и мотивационных характеристик, необходимых работнику для успешного выполнения деятельности и отвечающих стратегическим целям компании [14]. Для эффективного управления организацией руководству необходимо ориентировать сотрудников на формирование эталонных компетенций и эталонный уровень их сформированности, побуждая работника к саморазвитию. Модель, разработанная на основе профессиональных стандартов, позволяет учитывать и важные сквозные (надпрофессиональные) компетенции, относящиеся к сферам охраны труда, промышленной и информационной безопасности, профессиональному общению и другим. Сформулированная модель компетенций сравнивается с профилем компетенций работника, и принимается решение о соответствии кандидата должности. Правильно разработанная и внедренная в практику работы модель компетенций стимулирует повышение профессионального уровня кадрового состава предприятий и организаций, существенно снижает издержки работодателя на трудовую адаптацию работников, содействует повышению производительности труда, что, в свою очередь, несомненно влияет на общую экономическую и социальную эффективность деятельности организаций.

В качестве примера эталонной компетентностной модели мы предлагаем рассмотреть профиль директора Центра занятости населения, разработанного на основании профессионального стандарта «Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения» [10].

Основная цель вида профессиональной деятельности, указанной в данном профессиональном стандарте: «Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, снижение напряженности на рынке труда, оказание услуг в сфере занятости населения» [10]. Профстандарт предусматривает 3 уровня квалификации (6,7,8 уровни), с повышением уровня меняются наименования и статус должностей, соответственно – требования к образованию, опыту работы. Профстандарт включает описание пяти обобщенных трудовых функций: содействие гражданам в поиске подходящей работы, работодателям в подборе необходимых работников и осуществление социальных выплат и финансовой поддержки; организация профессиональной ориентации, психологической поддержки и социальной адаптации безработных граждан на рынке труда; организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан по направлению органов службы занятости; организация работы подразделения ЦЗН и руководство им; управление деятельностью ЦЗН, планирование и контроль деятельности ЦЗН [10].

Должности директора Центра занятости населения (ЦЗН) соответствует заявленная в профстандарте обобщенная трудовая функция 3.5. «Управление деятельностью ЦЗН, планирование и контроль деятельности ЦЗН» [10] восьмого уровня квалификации. Среди обязательных требований к выполнению указанной функции – наличие высшего образования, соответствующего профилю Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО): психология, социальная работа, социология, педагогика. Профстандарт также устанавливает обязательные требования к опыту практической работы: не менее двух лет на руководящих должностях в органах службы занятости населения или других социально-трудовых сферах, или не менее четырех лет на руководящих должностях в других сферах деятельности, или не менее пяти лет в должности специалиста в области занятости населения или социальной сфере [10]. Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации. Для непрофильного образования (несоответствующего перечисленному выше перечню специальностей по ОКСО) рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности. Особых условий допуска к работе не предусмотрено [10].

Профстандарт раскрывает обобщенную трудовую функцию через описание пяти трудовых функций для осуществления деятельности директора ЦЗН: планирование и контроль деятельности ЦЗН; мониторинг рынка труда и организация работы по информированию граждан о положении на рынке труда; организация совместных мероприятий с органами исполнительной власти, местного самоуправления, внебюджетными фондами, учреждениями (МСЭ) и социальными партнерами по вопросам занятости населения; управление персоналом ЦЗН; организация ведения финансово-хозяйственной деятельности ЦЗН [10].

При составлении эталонной модели компетенций директора Центра занятости населения необходимо учесть как обязательные, так и рекомендательные вышеперечисленные критерии, указанные в профессиональном стандарте, что мы и представили на рисунке.

Doc6.pdf

Модель компетенций директора Центра занятости населения

Обоснование и интерпретацию выделенных в модели количественных критериев мы приводим следующее. Обязательные критерии, предусмотренные профстандартом: требования к образованию и опыту работы – по 8 баллов. К примеру, если соискатель имеет высшее образование уровня бакалавриата, то в его профиле отражается 8 баллов, уровень специалитета, магистратуры – 9 баллов, уровень аспирантуры, наличие ученой степени – 10 баллов. В случае, если кандидат имеет высшее непрофильное образование (к примеру, высшее техническое) – 7 баллов, среднее профессиональное по профилю ОКСО – 6 баллов, непрофильное – 5 баллов. В отношении опыта работы: при полном соответствии опыта работы соискателя критериям, установленным профстандартом – 8 баллов, при большем или меньшем опыте – соответственно увеличение или уменьшение количества баллов. В рекомендательной части (трудовые функции) балльную оценку мы выставляли, исходя из логики стоящих перед директором ЦЗН стратегических и операционных задач при осуществлении деятельности, поэтому баллы в эталонной модели достаточно высокие.

Существенным моментом является подбор диагностических методик для выявления сформированности компетенций. Для выявления набора знаний, обозначенных в модели, мы рекомендуем разрабатывать профильные тесты. Данные тесты должны определять уровень знаний по каждому выделенному в модели критерию отдельно. Для определения уровня ответственности, коммуникабельности, организаторских способностей необходимо подобрать тесты на выявление социально-психологических характеристик личности.

Таким образом, применение модели компетенций со стороны организации позволяет эффективно управлять количественными и качественными характеристиками кадрового состава в соответствии с целями компании, выявлять соответствие представленности имеющихся у работника компетенций эталонному уровню, планировать направления развития сотрудника, а также проследить эффективность применения кадровых технологий и проводимых кадровых мероприятий. В свою очередь, со стороны работников модель компетенций поможет сотрудникам провести ревизию своих профессиональных навыков, соотнести свой актуальный профессиональный уровень с эталоном и развивать собственные конкурентные преимущества для карьерного роста.