Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INCREASE OF THE LEVEL OF THE MINIMUM WAGE AS AN INSTRUMENT OF OVERCOME OF THE HIGH LEVEL OF POPULATION’S INCOME DIFFERENTIATION IN THE REGIONAL ECONOMY

Shevyakin A.S. 1
1 South-West state university
The article considers possibilities of using of the minimum wage regulation tools as a method of managing the level of population income differentiation in the conditions of the regional economy. The concept of the minimum wage and the process of its evolution as a tool of state policy in the social sphere is studied. The role of the minimum wage as a mechanism for managing the least affluent segments of the population incomes is analyzed. Attention is paid to the importance of this tool from the perspective of potential growth of labor productivity and increasing the degree of automation and robotization of production processes. The article discusses the potential of increasing personal income tax revenues, fees to the pension fund, the mandatory medical insurance fund, as well as the social insurance fund by the changing of the level of the minimum wage and, this way, reducing the share of “grey payments”. In the article calculates potential options for increasing the minimum wage in the conditions of the regional economy in the Russian Federation, and also provides possible consequences of these measures from the perspective of the expenditure part of the budget. Potential positive and negative consequences of increasing the minimum wage in the short and medium term have been carried out.
minimum wage; labor resources; regional economy; income differentiation

Введение

Минимальный размер оплаты труда является категорией, которая определяет уровень дохода наименее обеспеченных слоев населения. Данная величина представляет собой уровень оплаты труда, который является минимально возможным и закрепленным на государственном уровне. Процессы формирования и использования трудового потенциала определяются потенциальным уровнем дохода, а также спросом на него. Именно минимальный размер оплаты труда может выступать инструментом регулирования производительности труда, стимулируя к использованию более производительных технологий и делая невыгодным применение низкоэффективного и дешевого человеческого труда. Уровень оплаты труда является важным фактором привлекательности региона для трудовых ресурсов и может определять направление и объем потоков миграции как на национальном, так и мировом уровне. Это определяет важность исследования минимального размера оплаты и труда и актуальность анализа потенциального роста данного показателя в будущем.

Цель исследования состоит в анализе текущего уровня минимального размера труда и особенностей его влияния на трудовой потенциал региональной экономики, а также перспективах его увеличения и потенциальном социально-экономическом эффекте.

Материал и методы исследования

Минимальный размер оплаты труда является одним из ключевых факторов, определяющих производительность труда в региональной экономике, а также ее привлекательность для трудовых ресурсов. Минимальный размер оплаты труда может использоваться в качестве инструмента влияния на социально-экономические процессы, в том числе на основе стимулирования перехода от ручного труда к более высокоавтоматизированному производству. Выглядит актуальным произвести анализ и расчет потенциальных вариантов увеличение уровня минимального размера оплаты труда, а также потенциальных последствий для социальной и производственной сфер. Изучением вопросов в сфере воспроизводства трудовых ресурсов и уровня доходов населения уделяли внимание Гутман С.С., Сафронов В.В., Токсанбаева М.С., Куксин И.Н., Заславская Т.И., Ткаченко А.А., Липатова Л.Н., Мархгейм М.В., Градусова В.Н. и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации закрепляется на законодательном уровне и представляет собой фиксированный минимум выплат работнику за его труда со стороны работодателя. В ряде случаев именно уровень минимального размера оплаты труда является определяющим фактором при установлении заработной платы. Ориентируясь на данную величину работодателя осуществляют расчет целесообразности внедрения новых технологий и средств автоматизации. В ряде случаев возможность найма дешевой рабочей силы устраняет стимулы к росту производительности труда за счет возможности массового использования человеческого труда. Это позволяет считать минимальный размер оплаты труда важным регулирующим инструментом в сфере увеличения производительности труда в региональной экономике. При этом рост расходов в краткосрочной перспективе будет способствовать росту уровня конкурентоспособности производства в долгосрочном периоде [2].

Уровень минимального размера оплаты труда, в первую очередь, оказывает влияние на доходы наименее обеспеченных слоев населения. В ряде случаев увеличение минимального размера оплаты труда рассматривается сугубо с позиции увеличения фонда оплаты труда, в том числе государственных расходов. Важно учитывать и обратную составляющую, которая позволяет за счет роста доходов беднейших групп населения сократить бюджетные расходы на социальную помощь. Кроме того, рост доходов будет иметь и мультипликативный экономический эффект, связанный с ростом потребления и основанным на этом стимулированием экономической активности в региональной и национальной экономике. Несмотря на то, что в последние годы государство несколько раз увеличила минимальный размер оплаты труда, он по-прежнему остается достаточно низким [5].

В 2018 году было принято решение о приравнивании величины минимального размера оплаты труда к уровню прожиточного минимума, но даже эта мера не позволяет в полной мере решать проблему низкого уровня доходов и бедности. Существуют и иные последствия низкого уровня оплаты труда, которые состоят в недостаточном уровне мотивации, низкой эффективности труда, потере общественного интереса к низкооплачиваемым профессиям, формированию негативных образов успешности в молодежной среде.

С позиции бизнеса потенциальное увеличение минимального размера оплаты труда рассматривается сугубо как рост расходов, но в долгосрочном периоде данный тренд будет способствовать увеличению уровня производительности труда посредством использования более совершенных оборудования и технологий, что в конечном итоге повысит конкурентоспособность предприятий и национальной экономики в целом. Еще одним аспектом повышения минимального размера оплаты труда может стать вывод из тени части доходов «в конверте», с которых не уплачиваются налоги и взносы в фонды.

В коммерческом секторе, особенно в малом бизнесе, в ряде случаев распространена практика установления заработной платы на уровне минимальной, что не только сокращает выплаты, но и нарушает права работающих. Сократить масштаб данного явления позволит увеличение минимального размера оплаты труда, приблизив его к реальному уровню доходов. Это же, увеличив доходы бюджета за счет более эффективной фискальной составляющей, позволит компенсировать потенциальный рост его расходной части.

Мультипликативная эффективность увеличения минимального размера оплаты труда состоит в дополнительных стимулах к экономическому росту за счет увеличения доходов населения с их наименьшим уровнем. Данная группа населения традиционно имеет высокий уровень склонности к потреблению, что трансформирует их доход в платежеспособный спрос. Реализация специальных программ государственной поддержки может способствовать распределению дополнительного объема совокупного спроса по актуальным секторам и направлениям. Например, программы льготного кредитования на покупку недвижимости или автомобиля, произведенного на территории Российской Федерации, могут стать драйверами экономического роста в различных отраслях национальной экономики [10].

Рассмотрим в качестве примера вариант повышения уровня минимального размера оплаты труда до 22936 рублей. Эти изменения будут способствовать изменению уровня бюджетной нагрузки в зависимости от соотношения количества работников в частной и бюджетной сферах. Автоматически в качестве налога на доходы физических лиц вернется в бюджет 13% от выплат в бюджетной сфере, а также дополнительный объем от увеличения оплаты труда в коммерческом секторе. Именно большее количество работников внебюджетного сектора может способствовать формированию дополнительных объемов налоговых бюджетных поступлений.

Соответствующим образом произойдет и рост объемов отчислений во внебюджетные фонды, что позволит повысить уровень и качество реализации государством своих социальных функций. Коэффициент Джинни является одним из наиболее популярных показателей характеристики степень дифференциации доходов населения. Анализ потенциального увеличения уровня оплаты труда по 20% группам работников при соответствующим росте минимального размера оплаты труда позволяет предполагать возможность уменьшения коэффициента Джинни на величину до 0,05.

Важно учитывать, что процесс увеличения минимального размера оплаты труда приведет к увеличению заработной платы не только для работников с меньшей заработной платой, но и для тех, кто имел более высокий доход. При этом увеличение доходов в относительном выражении будет тем меньше, чем выше заработная платы была изначально. Это будет обусловлено тенденциями дифференциации уровня оплаты различных категорий работников, хотя и сократит ее в абсолютном выражении [11].

Увеличение уровня минимального размера оплаты труда может быть использовано в качестве механизма сокращения показателей социальной напряженности в обществе посредством уменьшения индикаторов дифференциации доходов различных групп населения. Данные меры, способствуя росту доходов населения, могут быть рассмотрены в качестве факторов повышения эффективности воспроизводственных процессов в сфере трудового потенциала.

Процесс увеличения минимального размера оплаты труда сопровождается рядом тенденций, которые, с одной стороны, увеличивают расходы бюджета и нагрузку на него, а с другой, обеспечивают прирост его доходных статей. Это реализуется не только за счет дополнительных поступлений от налога на доходы физических лиц, но и посредством экономического роста в экономике в целом.

Заключение

В конечном итоге увеличение минимального размера оплаты труда будет являться фактором развития и повышения эффективности региональной экономики на основе постепенного перехода от дешевого низкоэффективного труда к автоматизированному производству. Рост производительности труда, в свою очередь, позволит преодолеть назревающий дефицит трудовых ресурсов за счет роста эффективности их использования.

Имеющийся в ряде отраслей и специальностей дефицит кадров, основанный на их непрестижности и низкой заработной плате, может быть преодолен за счет увеличение уровня оплаты труда. Эти же сферы, в свою очередь, будут способны трудоустроить дополнительное количество работников. Таким образом, увеличение минимального размера оплаты труда можно рассматривать в качестве мультипликативного механизма повышения производительности труда и преодоления высокой дифференциации доходов населения, что будет способствовать сокращению социальной напряженности.