Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ROLE OF RURAL TOURISM AND DIRECTIONS OF ITS DEVELOPMENT IN THE MODERN ECONOMY OF RUSSIA

Nikonova T.V. 1, 2 Vorontsova L.V. 3
1 Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism
2 Kazan Federal University
3 Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasova (IEUP)
The establishment of quarantine restrictions and lockdowns due to the spread of the epidemic have seriously affected and continue to affect the tourism industry in Russia. Rural tourism in Russia is a relatively new type of tourism, which has received an impetus for development against the background of border closures caused by the pandemic. This type of tourism in our country has a good prospect for attracting domestic, and with the opening of borders for foreign tourists. Russia has endless opportunities to promote rural tourism by offering interesting places and farms that have the resource and desire to receive tourists. The article examines the modern significance of the rural tourism industry for the socio-economic development of Russia, outlines the current trends. The authors emphasize that in the pandemic economy, rural domestic tourism has undoubted advantages, allowing to maintain social distancing, which makes it possible to develop it even in conditions of rather severe anti-epidemic restrictions. Emphasizing the importance of rural tourism and the lack of due attention to the promotion of the industry, the authors highlight possible directions for the development of the rural tourism sector in relation to the Russian economy. In particular, the article outlines the need for the formation of the infrastructure of rural tourism, improving the quality of training of personnel employed in the field of rural tourism, assistance at the regional level in the formation of rural tourism services as a comprehensive proposal.
rural tourism
agrarian tourism
agritourism
rural areas
tourism resources

Введение

Сельский туризм в России получил импульс к развитию на фоне изменения структуры туристского спроса, вызванного закрытием границ из-за факторов пандемии. У этого вида туризма в нашей стране имеется хорошая перспектива для привлечения внутреннего, а при открытии границ и для зарубежного туриста. Россия располагает неисчерпаемыми возможностями продвигать сельский туризм, предлагая интересные места и сельские хозяйства, обладающие ресурсом и желанием развивать туризм.

Обращаясь к определению сельского туризма, следует указать, что 2 июля 2021 года был подписан в новой норме Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», согласно которому, рассматриваемая категория трактуется как туризм, осуществляемый с целью посещения малых городов с численностью населения до тридцати тысяч человек, а также сельской местности, для отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни, знакомства с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) участия в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды с возможностью оказания услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг. Закон вступит в силу с 1 января 2022 года. Таким образом, сельский туризм только сейчас начинает получать определенное правовое оформление и государственное признание, как объект продвижения в отраслевой структуре страны.

Целью настоящего исследования является: на основе рассмотрения современных тенденций и ролью отрасли сельского туризма для социально-экономического развития России, сформулировать возможные направления развития рассматриваемого сектора применительно к экономике нашей страны.

Внимание к вопросам развития сельского туризма объясняется его значимостью для прогресса экономики и социума страны и ее регионов. В частности следует выделить:

- предоставление услуг размещения, отдыха и питания сельским туристам способствует росту занятости (вторичной занятости в том числе) сельского населения, предотвращает его переезд в города;

- отрасль сельского туризма предлагает, как правило, недорогой отдых. Туристам организуется проживание в сельских домах, знакомство с хозяйствами фермеров (содержанием птиц, животных, выращиванием садовых и огородных растений), различные форматы организации отдыха на природе (охота, рыбалка, сбор грибов, ягод, конные прогулки, катание на санях и т.д.);

- сельский туризм приобщает отдыхающих к сельским работам, например, покос сена, участие в сборе урожая, кормлении животных, птиц, дойке коров, выездах на выпас скота и др.;

- сельский туризм напрямую содействует развитию отсталых непромышленных регионов, предоставляя возможность для извлечения дохода через интерес горожан к сельской местности и традиционным укладам жизни.

Материал и методы исследования

Россия обладает серьезными возможностями развивать сельский туризм, предлагая в качестве объектов интересные природные пейзажи и колоритные сельские хозяйства, предоставляя ресурсы и желание принять туристов.

Для таких направлений уже действующего бизнеса как крестьянское (фермерское) хозяйство, включающее в себя разведение домашних животных, растениеводство, земледелие, сельский туризм будет дополнительным источником дохода. Для государства сельский туризм будет формировать дополнительную основу развития инвестиционной привлекательности [1]. В таблице 1 обозначена роль сельского туризма для населения, представителей бизнеса и государства в целом.

В настоящее время в России вступила в действие государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», предусматривающая период реализации 2020-2025 гг. В качестве одной из значимых идей программы предлагается поддержание удельного веса сельского населения в общей численности населения России на отметке не менее 25,3%. Также в качестве целевого ориентира в программе обозначено достижение соотношения ежемесячных средних располагаемых ресурсов сельского и городского домашнего хозяйства величины, равной 80% [2].

Таблица 1

Роль сельского туризма в современной экономике (составлено авторами)

Характер эффекта

Для сельского населения

Для бизнеса

Для государства

Занятость

Рост занятости, в том числе вторичной

Увеличение кадрового потенциала бизнеса в туризме через приобщение сельских жителей к занятости в отрасли туризма

Сокращение бюджетных расходов на проведение политики в области занятости

Экономические стимулы

Получение дополнительных доходов

Получение дополнительного дохода

Увеличение налоговых поступлений в бюджет

Инфраструктура

Увеличение комфортности проживания на селе, в том числе за счет прогресса местной инфраструктуры

Создание дополнительных условий для инвестирования

Инфраструктурное развитие

Неэкономические эффекты

Моральное удовлетворение от реализации потребности личностного роста

Информационная поддержка и содействие заинтересованных властей туристских регионов и государства

Сбалансированная система расселения граждан

Рыночное продвижение

Развитие местных сообществ

Продвижение экологически чистой продукции и услуг местных производителей

Продвижение региональных брендов и рост инвестиционный привлекательности региона

Сокращение социально-экономических рисков

Сохранение традиционных для сельской местности поселений и привычного уклада

Коммерциализация традиционных для сельской видов ремесла и промыслов, в том числе угасающих

Сохранение культурно-историчского наследия

Приобщение населения к деловым и культурным связям

Сокращение влияния сезонных факторов на сельский бизнес

Социально-экономическое развитие территорий

Село исторически является кладезем традиционных национальных укладов и культуры. Однако, в отличие от городской социальной инфраструктуры, инфраструктура села представлена более узким перечнем объектов, а в ряде регионов даже находится в полуразрушенном состоянии, либо отсутствует. К примеру, согласно материалам заседания Президиума РАН от 22 декабря 2020 года, посвященного обсуждению основных направлений комплексного развития сельских территорий России и научного обеспечения их реализации, 30% сёл и деревень России находится в транспортной изоляции [3].

Кредиты для сельского бизнеса зачастую не поддерживаются кредитной системой, имеют непривлекательные условия и являются достаточно дорогими. Кроме того на селе намного скромнее рынок труда, ниже доходы. Эти факторы ускоряют миграцию населения из российского села и последующую деградацию сёл [4].

Для достижения целей необходимо всесторонне диверсифицировать сельскую экономику, поддерживать крестьянско-фермерские хозяйства, развивать ремесло и традиционные формы активности сельского населения, искать альтернативные формы занятости и самозанятости на селе. Одним из перспективных средств решения этих задач представляется сельский туризм.

На протяжении последних шести лет наблюдается тенденция к развитию сельского туризма. Разработаны и реализованы государственные региональные и муниципальные программы.

По итогам исследования Агентства стратегических инициатив, проведенного в 2019 году, в РФ осуществляют свою деятельность около 4,5 тысяч объектов размещения туристов на селе, среди которых 3,5 тысячи – гостевые дома и около 1 тысячи агротуристических ферм [5]. Таким образом, доля объектов размещения агротуризма составляет 22% от совокупного предложения услуг размещения в отрасли сельского туризма. В таблице 2 приводятся данные статистики агротуризма в России на 2019 год.

Таблица 2

Показатели сельского туризма в РФ по состоянию на 2019 год [5]

Из каких регионов направляются туристы

Доля от общего количества сельских туристов(%)

В абсолютном выражении (чел.)

Средний чек с туриста за одни сутки (руб.)

Совокупный доход объектов сельского туризма, среднее значение (млн руб.)

из регионального центра

39

3 120 000

1500

4680

из ближайших городов региона

20

1 600 000

1500

2400

из других регионов

14

1 120 000

2000

2240

из Москвы и Санкт Петербурга

20

1 600 000

2500

4000

иностранные туристы

7

560 000

3500

1960

Всего:

100

8 000 000

 

15 280

Стоит отметить, что возникновение в конце 2019 года очага новой коронавирусной инфекции Covid-19 в Китае с последующим распространением ее на другие страны и объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии переломило в 2020 году тенденцию устойчивого развития туристской отрасли. Очевидно, что в постпандемийных реалиях требуется поиск новых драйверов отраслевого развития.

Ситуация с внутренним туризмом на фоне общего спада международных туристских прибытий выглядит как более оптимистичная. Установление карантинных ограничений и локдауны по причине распространения эпидемии серьезным образом отразились и продолжают отражаться на отрасли туризма России.

Данные Аналитического центра при правительстве РФ свидетельствуют, что число ночевок в коллективных средствах размещения в январе-сентябре 2020 г. составило 122,5 млн, продемонстрировав падение на 43,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Количество постояльцев коллективных средств размещения тоже снизилось по сравнению с январем-сентябрем 2019 г. на 43,7% и в 2020 году составило 30,5 млн человек [6].

На этом фоне значительной привлекательностью, в том числе и инвестиционной, обладает внутренний туризм, в частности сельский (называемый также «аграрным», мы рассматриваем эти категории как тождественные).

В экономике пандемии сельский внутренний туризм обладает тем несомненным преимуществом, которое позволяет сохранять социальное дистанцирование, что делает возможным его развитие даже в условиях довольно жестких противоэпидемических ограничений. Сельский туризм осуществляется в дестинациях, обладающих заведомо меньшей плотностью населения и находящихся под воздействием естественных оздоравливающих факторов» [7].

Результаты исследования и их обсуждение

Сельский туризм имеет хорошие перспективы для того, чтобы стать одним из драйверов постпандемийного восстановления все отрасли туризма.

К сожалению, до настоящего времени развитию сельского туризма в нашей стране не уделялось должного внимания. Как отмечено в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, отрасль сельского туризма в совокупной статистике отрасли составляет 1,5-2,0%, что крайне мало и не соответствует имеющемуся потенциалу.

Развитие сельского туризма на территории России и ее регионах требует решения ряда серьезных проблем.

Прежде всего, это формирование инфраструктуры. Сельская инфраструктура туризма включает: сеть дорог и коммуникаций; связь; электросети; водо- и газоснабжение; совокупность туристических маршрутов; территории для отдыха и развлечений; транспортная сеть туризма; информационная сеть. Одним из шагов могло бы стать включение строительства и реконструкции сельских дорог, особенно подъездов к сельским населенным пунктам, в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и в государственную программу «Развитие транспортной системы».

Также развитию сельского туризма будет способствовать обеспечение уровня качества услуг в соответствии с лучшими российскими и международными практиками. Без роста качества услуг сельский туризм будет вынужден довольствоваться отдельными узкими нишами клиентов и самой недорогой ценовой категорией. Поэтому назрела потребность обратить внимание на проблему повышения общего качества подготовки персонала, занятого в сфере сельского туризма и, особенно значимо – обмен лучшим опытом и проведение стажировок в успешных центрах сельского туризма. Только в этом случае можно рассчитывать на прогресс и устойчивое развитие сельского туризма как отрасли, и не превращение его в одноразовый продукт с декларируемыми, но реально отсутствующими характеристиками.

Содействие на уровне регионов формированию услуги сельского туризма как комплексного предложения. При этом комплексность услуги сельского туризма предполагает:

1) Обеспечение туристов информацией об объекте рекреации на селе;

2) Возможность организации трансфера до места рекреации на селе, либо обеспечение туриста информацией о том, какими видами транспорта можно добраться до места самостоятельно;

3) Предоставление туристу необходимой информации на месте по прибытии (в частности о возможных видах отдыха, объектах, развлечениях, мероприятиях, событиях рекреационной направленности и т.п.);

4) Обеспечение услугами размещения и питания в сельской дестинации;

5) Досуговые мероприятия: развлечения, анимация, общение, походы, мастер-классы по приобщению к ремеслам, активный отдых и др.;

6) Организацию выезда и обратного трансфера туристов с места рекреации;

7) Обеспечение работы каналов обратной связи по итогам сельского тура и целевой рекламы, направленной на повторные посещения [8].

Рассмотренная последовательность услуг может реализовываться как одним фермером (предпринимателем), так и быть возложена на несколько сельских хозяйств, либо заинтересованных жителей всего сельского поселения, поэтому следует рассматривать вопросы содействия самоорганизации и кооперации фермерских хозяйств в организации услуг сельского туризма

Выводы

Следует отметить, что особенность зарождающегося российского сельского туризма заключается в том, что он формировался «снизу» – без постоянного значимого участия центральных управляющих госструктур, соответственно, без наличия действующей общегосударственной программы и финансовой поддержки. В связи с текущей пандемией и повышением интереса туристов к сельскому туризму федеральные органы и местные власти должны использовать открывающиеся возможности и предпринять меры для его поддержки и развития.

Развитие данного сегмента туротрасли положительно скажется на прогрессе сельской экономики и повышении качества жизни населения села, будет дополнительной поддержкой фермерства и сформирует возможности альтернативных форм занятости и самозанятости на селе, поможет дополнить инфраструктуру, повысить уровень сервиса, обеспечить село дополнительными источниками дохода.