Введение
Сельский туризм в России получил импульс к развитию на фоне изменения структуры туристского спроса, вызванного закрытием границ из-за факторов пандемии. У этого вида туризма в нашей стране имеется хорошая перспектива для привлечения внутреннего, а при открытии границ и для зарубежного туриста. Россия располагает неисчерпаемыми возможностями продвигать сельский туризм, предлагая интересные места и сельские хозяйства, обладающие ресурсом и желанием развивать туризм.
Обращаясь к определению сельского туризма, следует указать, что 2 июля 2021 года был подписан в новой норме Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», согласно которому, рассматриваемая категория трактуется как туризм, осуществляемый с целью посещения малых городов с численностью населения до тридцати тысяч человек, а также сельской местности, для отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни, знакомства с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) участия в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды с возможностью оказания услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг. Закон вступит в силу с 1 января 2022 года. Таким образом, сельский туризм только сейчас начинает получать определенное правовое оформление и государственное признание, как объект продвижения в отраслевой структуре страны.
Целью настоящего исследования является: на основе рассмотрения современных тенденций и ролью отрасли сельского туризма для социально-экономического развития России, сформулировать возможные направления развития рассматриваемого сектора применительно к экономике нашей страны.
Внимание к вопросам развития сельского туризма объясняется его значимостью для прогресса экономики и социума страны и ее регионов. В частности следует выделить:
- предоставление услуг размещения, отдыха и питания сельским туристам способствует росту занятости (вторичной занятости в том числе) сельского населения, предотвращает его переезд в города;
- отрасль сельского туризма предлагает, как правило, недорогой отдых. Туристам организуется проживание в сельских домах, знакомство с хозяйствами фермеров (содержанием птиц, животных, выращиванием садовых и огородных растений), различные форматы организации отдыха на природе (охота, рыбалка, сбор грибов, ягод, конные прогулки, катание на санях и т.д.);
- сельский туризм приобщает отдыхающих к сельским работам, например, покос сена, участие в сборе урожая, кормлении животных, птиц, дойке коров, выездах на выпас скота и др.;
- сельский туризм напрямую содействует развитию отсталых непромышленных регионов, предоставляя возможность для извлечения дохода через интерес горожан к сельской местности и традиционным укладам жизни.
Материал и методы исследования
Россия обладает серьезными возможностями развивать сельский туризм, предлагая в качестве объектов интересные природные пейзажи и колоритные сельские хозяйства, предоставляя ресурсы и желание принять туристов.
Для таких направлений уже действующего бизнеса как крестьянское (фермерское) хозяйство, включающее в себя разведение домашних животных, растениеводство, земледелие, сельский туризм будет дополнительным источником дохода. Для государства сельский туризм будет формировать дополнительную основу развития инвестиционной привлекательности [1]. В таблице 1 обозначена роль сельского туризма для населения, представителей бизнеса и государства в целом.
В настоящее время в России вступила в действие государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», предусматривающая период реализации 2020-2025 гг. В качестве одной из значимых идей программы предлагается поддержание удельного веса сельского населения в общей численности населения России на отметке не менее 25,3%. Также в качестве целевого ориентира в программе обозначено достижение соотношения ежемесячных средних располагаемых ресурсов сельского и городского домашнего хозяйства величины, равной 80% [2].
Таблица 1
Роль сельского туризма в современной экономике (составлено авторами)
Характер эффекта |
Для сельского населения |
Для бизнеса |
Для государства |
Занятость |
Рост занятости, в том числе вторичной |
Увеличение кадрового потенциала бизнеса в туризме через приобщение сельских жителей к занятости в отрасли туризма |
Сокращение бюджетных расходов на проведение политики в области занятости |
Экономические стимулы |
Получение дополнительных доходов |
Получение дополнительного дохода |
Увеличение налоговых поступлений в бюджет |
Инфраструктура |
Увеличение комфортности проживания на селе, в том числе за счет прогресса местной инфраструктуры |
Создание дополнительных условий для инвестирования |
Инфраструктурное развитие |
Неэкономические эффекты |
Моральное удовлетворение от реализации потребности личностного роста |
Информационная поддержка и содействие заинтересованных властей туристских регионов и государства |
Сбалансированная система расселения граждан |
Рыночное продвижение |
Развитие местных сообществ |
Продвижение экологически чистой продукции и услуг местных производителей |
Продвижение региональных брендов и рост инвестиционный привлекательности региона |
Сокращение социально-экономических рисков |
Сохранение традиционных для сельской местности поселений и привычного уклада |
Коммерциализация традиционных для сельской видов ремесла и промыслов, в том числе угасающих |
Сохранение культурно-историчского наследия |
Приобщение населения к деловым и культурным связям |
Сокращение влияния сезонных факторов на сельский бизнес |
Социально-экономическое развитие территорий |
Село исторически является кладезем традиционных национальных укладов и культуры. Однако, в отличие от городской социальной инфраструктуры, инфраструктура села представлена более узким перечнем объектов, а в ряде регионов даже находится в полуразрушенном состоянии, либо отсутствует. К примеру, согласно материалам заседания Президиума РАН от 22 декабря 2020 года, посвященного обсуждению основных направлений комплексного развития сельских территорий России и научного обеспечения их реализации, 30% сёл и деревень России находится в транспортной изоляции [3].
Кредиты для сельского бизнеса зачастую не поддерживаются кредитной системой, имеют непривлекательные условия и являются достаточно дорогими. Кроме того на селе намного скромнее рынок труда, ниже доходы. Эти факторы ускоряют миграцию населения из российского села и последующую деградацию сёл [4].
Для достижения целей необходимо всесторонне диверсифицировать сельскую экономику, поддерживать крестьянско-фермерские хозяйства, развивать ремесло и традиционные формы активности сельского населения, искать альтернативные формы занятости и самозанятости на селе. Одним из перспективных средств решения этих задач представляется сельский туризм.
На протяжении последних шести лет наблюдается тенденция к развитию сельского туризма. Разработаны и реализованы государственные региональные и муниципальные программы.
По итогам исследования Агентства стратегических инициатив, проведенного в 2019 году, в РФ осуществляют свою деятельность около 4,5 тысяч объектов размещения туристов на селе, среди которых 3,5 тысячи – гостевые дома и около 1 тысячи агротуристических ферм [5]. Таким образом, доля объектов размещения агротуризма составляет 22% от совокупного предложения услуг размещения в отрасли сельского туризма. В таблице 2 приводятся данные статистики агротуризма в России на 2019 год.
Таблица 2
Показатели сельского туризма в РФ по состоянию на 2019 год [5]
Из каких регионов направляются туристы |
Доля от общего количества сельских туристов(%) |
В абсолютном выражении (чел.) |
Средний чек с туриста за одни сутки (руб.) |
Совокупный доход объектов сельского туризма, среднее значение (млн руб.) |
из регионального центра |
39 |
3 120 000 |
1500 |
4680 |
из ближайших городов региона |
20 |
1 600 000 |
1500 |
2400 |
из других регионов |
14 |
1 120 000 |
2000 |
2240 |
из Москвы и Санкт Петербурга |
20 |
1 600 000 |
2500 |
4000 |
иностранные туристы |
7 |
560 000 |
3500 |
1960 |
Всего: |
100 |
8 000 000 |
15 280 |
Стоит отметить, что возникновение в конце 2019 года очага новой коронавирусной инфекции Covid-19 в Китае с последующим распространением ее на другие страны и объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии переломило в 2020 году тенденцию устойчивого развития туристской отрасли. Очевидно, что в постпандемийных реалиях требуется поиск новых драйверов отраслевого развития.
Ситуация с внутренним туризмом на фоне общего спада международных туристских прибытий выглядит как более оптимистичная. Установление карантинных ограничений и локдауны по причине распространения эпидемии серьезным образом отразились и продолжают отражаться на отрасли туризма России.
Данные Аналитического центра при правительстве РФ свидетельствуют, что число ночевок в коллективных средствах размещения в январе-сентябре 2020 г. составило 122,5 млн, продемонстрировав падение на 43,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Количество постояльцев коллективных средств размещения тоже снизилось по сравнению с январем-сентябрем 2019 г. на 43,7% и в 2020 году составило 30,5 млн человек [6].
На этом фоне значительной привлекательностью, в том числе и инвестиционной, обладает внутренний туризм, в частности сельский (называемый также «аграрным», мы рассматриваем эти категории как тождественные).
В экономике пандемии сельский внутренний туризм обладает тем несомненным преимуществом, которое позволяет сохранять социальное дистанцирование, что делает возможным его развитие даже в условиях довольно жестких противоэпидемических ограничений. Сельский туризм осуществляется в дестинациях, обладающих заведомо меньшей плотностью населения и находящихся под воздействием естественных оздоравливающих факторов» [7].
Результаты исследования и их обсуждение
Сельский туризм имеет хорошие перспективы для того, чтобы стать одним из драйверов постпандемийного восстановления все отрасли туризма.
К сожалению, до настоящего времени развитию сельского туризма в нашей стране не уделялось должного внимания. Как отмечено в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, отрасль сельского туризма в совокупной статистике отрасли составляет 1,5-2,0%, что крайне мало и не соответствует имеющемуся потенциалу.
Развитие сельского туризма на территории России и ее регионах требует решения ряда серьезных проблем.
Прежде всего, это формирование инфраструктуры. Сельская инфраструктура туризма включает: сеть дорог и коммуникаций; связь; электросети; водо- и газоснабжение; совокупность туристических маршрутов; территории для отдыха и развлечений; транспортная сеть туризма; информационная сеть. Одним из шагов могло бы стать включение строительства и реконструкции сельских дорог, особенно подъездов к сельским населенным пунктам, в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и в государственную программу «Развитие транспортной системы».
Также развитию сельского туризма будет способствовать обеспечение уровня качества услуг в соответствии с лучшими российскими и международными практиками. Без роста качества услуг сельский туризм будет вынужден довольствоваться отдельными узкими нишами клиентов и самой недорогой ценовой категорией. Поэтому назрела потребность обратить внимание на проблему повышения общего качества подготовки персонала, занятого в сфере сельского туризма и, особенно значимо – обмен лучшим опытом и проведение стажировок в успешных центрах сельского туризма. Только в этом случае можно рассчитывать на прогресс и устойчивое развитие сельского туризма как отрасли, и не превращение его в одноразовый продукт с декларируемыми, но реально отсутствующими характеристиками.
Содействие на уровне регионов формированию услуги сельского туризма как комплексного предложения. При этом комплексность услуги сельского туризма предполагает:
1) Обеспечение туристов информацией об объекте рекреации на селе;
2) Возможность организации трансфера до места рекреации на селе, либо обеспечение туриста информацией о том, какими видами транспорта можно добраться до места самостоятельно;
3) Предоставление туристу необходимой информации на месте по прибытии (в частности о возможных видах отдыха, объектах, развлечениях, мероприятиях, событиях рекреационной направленности и т.п.);
4) Обеспечение услугами размещения и питания в сельской дестинации;
5) Досуговые мероприятия: развлечения, анимация, общение, походы, мастер-классы по приобщению к ремеслам, активный отдых и др.;
6) Организацию выезда и обратного трансфера туристов с места рекреации;
7) Обеспечение работы каналов обратной связи по итогам сельского тура и целевой рекламы, направленной на повторные посещения [8].
Рассмотренная последовательность услуг может реализовываться как одним фермером (предпринимателем), так и быть возложена на несколько сельских хозяйств, либо заинтересованных жителей всего сельского поселения, поэтому следует рассматривать вопросы содействия самоорганизации и кооперации фермерских хозяйств в организации услуг сельского туризма
Выводы
Следует отметить, что особенность зарождающегося российского сельского туризма заключается в том, что он формировался «снизу» – без постоянного значимого участия центральных управляющих госструктур, соответственно, без наличия действующей общегосударственной программы и финансовой поддержки. В связи с текущей пандемией и повышением интереса туристов к сельскому туризму федеральные органы и местные власти должны использовать открывающиеся возможности и предпринять меры для его поддержки и развития.
Развитие данного сегмента туротрасли положительно скажется на прогрессе сельской экономики и повышении качества жизни населения села, будет дополнительной поддержкой фермерства и сформирует возможности альтернативных форм занятости и самозанятости на селе, поможет дополнить инфраструктуру, повысить уровень сервиса, обеспечить село дополнительными источниками дохода.