Введение
В настоящее время существует несколько подходов к пониманию экономической безопасности государства, его институтов и учреждений. Не исключением здесь является и уголовно-исполнительная система.
И.В. Глянцева, Д.Г. Филиппова определяют экономическую безопасность учреждений и органов УИС как обеспечение «наиболее эффективного использования ресурсов подразделений пенитенциарной системы для предотвращения потенциальных угроз и создания условий для стабильного функционирования основных ее элементов» [1].
Е.А. Буранова, Н.Н. Кутаков характеризуют высшую форму экономической безопасности организации как «ее способность развиваться и работать в условиях постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды» [2].
Таким образом, комплексное понимание экономической безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы включает как статический аспект, то есть устойчивость и стабильность экономической системы, так и динамический, способность к развитию, повышению эффективности, оптимизации показателей в постоянно изменяющихся условиях.
Исправительные учреждения являются, с одной стороны, участниками финансовой системы государства, получают средства федерального бюджета для организации собственной деятельности, и должны обеспечить его рациональное, эффективное и своевременное исполнение. С другой стороны, производственная сфера уголовно-исполнительной системы, в рамках которой осуществляется привлечение осужденных к общественно-полезному труду, развитие и закрепление профессионально-значимых навыков, включает в себя внебюджетную (самостоятельную производственную) деятельность.
Представляется целесообразным рассмотрение производственной деятельности исправительного учреждения как самостоятельного объекта обеспечения экономической безопасности.
Оценка защищенности любого предприятия от угроз включает несколько направлений, в том числе анализ состояния производственного комплекса и динамики экономического развития, выявление реальных и потенциальных вредоносных факторов, моделирование их воздействия, а также выработка путей нейтрализации опасностей [3]. Эффективность политики экономической безопасности, в том числе и в учреждениях ФСИН России напрямую зависит от правильности, объективности оценки текущего состояния, ближайших и долгосрочных перспектив.
Очевидно, что для проведения анализа состояния экономической безопасности исправительного учреждения как производителя продукции необходимо определить ключевые показатели, которые бы характеризовали защищенность подразделения ФСИН России от потенциальных и реальных угроз, а также задать эталонные значения этим показателям.
С.С. Маилян обращает внимание, что при использовании количественных индикаторов оценки экономической безопасности предприятия следует учитывать количественную оценку его стратегических интересов [4]. Данное положение верно и для учреждений уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, для формулировки индикаторов экономической безопасности исправительных учреждений в сфере привлечения осужденных к труду следует определить стратегические интересы подразделений ФСИН России как производственных предприятий.
Целью настоящего исследования является оценка действующих показателей экономической эффективности исправительных учреждений с точки зрения их актуальности и репрезентативности, а также выработка рекомендаций по пересмотру системы оценочных показателей.
Материалы и методы исследования
Для проведения исследования рассматривались положения законодательства, использовались статистические данные, характеризующие производственную деятельность исправительных учреждений за 2018-2020 годы, применялись формально-логический и статистический методы, а также такие методы научного познания, как наблюдение, описание, анализ, индукция.
Результаты исследования и их обсуждение
Несмотря на отсутствие стратегического планирования в учреждениях УИС, что само по себе является угрозой экономической безопасности, поскольку ослабляет возможности хозяйственного субъекта по аккумулированию ресурсов для поддержания устойчивости в условиях меняющейся внутренней и внешней среды [5], определить стратегические интересы исправительных учреждений можно, проанализировав нормы действующего законодательства.
В частности, определено, что производственная деятельность подразделений ФСИН России не может подчиняться цели получения прибыли от труда осужденных [6]. Данное обстоятельство в значительной степени определяет характер индикаторов экономической безопасности пенитенциарных учреждений. Основное требование, предъявляемое к уровню прибыльности учреждений УИС – это «непречинение вреда» собственнику имущества, иными словами – недопущение убытков и наступления субсидиарной ответственности федерального бюджета по обязательствам учреждения. Вполне приемлемым в таких условиях является функционирование производственного комплекса в режиме простого воспроизводства.
Стратегический интерес исправительного учреждения как хозяйствующего субъекта заключается в обеспечении максимальной (а в идеале – полной) занятости лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы. Законом на осужденных возложена обязанность трудиться и возмещать из получаемого дохода вред, причиненный совершенным преступлением [7]. Этим обусловлена соответствующая обязанность исправительных учреждений по созданию на производстве рабочих мест в количестве, достаточном для привлечения к труду всех отбывающих наказание лиц, способных работать.
Решение этого вопроса в условиях острой нехватки финансовых ресурсов, человеческого и технологического капитала, высокого физического и морального износа оборудования является одной из основных трудностей современной уголовно-исполнительной системы [8].
По итогам работы ФСИН России в 2019-2020 годах доля осужденных, трудоустроенных на работах, связанных с внебюджетной деятельностью, в общем числе отбывающих наказание лиц, подлежащих обязательному привлечению к труду, составила 47,8% и 57,5 % соответственно. Несмотря на заметный рост этого показателя, его уровень остается достаточно далеким от рассмотренной выше стратегической цели.
В этих условиях экономический рост промышленного комплекса УИС идет экстенсивным путем, за счет привлечения в производство дополнительных факторов производства, в первую очередь – труда. Интенсификация использования капитала, повышение наукоемкости и технологичности производственного процесса являются второстепенными условиями, поощряемыми с точки зрения реализации стратегического интереса только в том случае, когда не приводят к снижению абсолютного количества работающих осужденных.
Таким образом, индикаторы, характеризующие экономическую безопасность производственного комплекса исправительного учреждения, с позиции стратегической цели, должны соответствовать ряду условий.
Во-первых, показатель должен характеризовать способность учреждения как поддерживать устойчивость в текущих условиях, так и обеспечивать экономический рост в перспективе с учетом прогнозируемых изменений.
Во-вторых, индикатор должен отвечать основной задаче исправительного учреждения в сфере трудового воспитания осужденных – обеспечению полной занятости, то есть привлечению к труду всех работоспособных лиц, отбывающих наказание.
В-третьих, результаты анализа экономической безопасности должны не только давать ответ в формате «да/нет», но и определять степень, величину защищенности в относительном, абсолютном или комбинированном формате [4].
Проанализировав теоретический аспект вопроса определения критериев оценки экономической безопасности исправительных учреждений, следует обратиться к действующей системе статистических показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности подразделений ФСИН России.
В настоящее время ведомственная статистическая отчетность включает обширный ряд индикаторов, характеризующих работу промышленной сферы уголовно-исполнительной системы, которые по предмету оценки можно классифицировать в четыре основные группы:
1. Показатели эффективности трудовой деятельности осужденных. В эту группу входит количество работающих в абсолютном и относительном выражении, индикаторы нормирования труда и выполнения норм выработки, уровень заработной платы и наличие трудовых ресурсов.
2. Показатели эффективности работы по погашению осужденными исполнительных документов. Выделение данной отдельной группы связано с особой социально-экономической важностью соответствующего направления работы. Сюда входят те же показатели, что и в первой группе, но рассчитываемые в отношении осужденных, в судебном порядке возмещающих вред, причиненный преступлением.
3. Показатели финансового благополучия производственного сектора, такие как кредиторская и дебиторская задолженность, рентабельность по видам деятельности и номенклатуре производимой продукции, объем оборотных средств, уровень издержек как в валовом, так и в относительном выражении.
4. Показатели производственного потенциала. В данную группу включается доходы от производства продукции и оказания услуг, а также от их реализации, рассматриваемые в ведомственном, отраслевом разрезе и по видам продукции, объем незавершенного производства и остатков готовой продукции.
Анализ первой и второй групп показателей позволяет в полной мере составить представление о степени реализации исправительным учреждением стратегической цели в области производственно-хозяйственной деятельности, поскольку дает возможность определить общее число работающих на производстве, отношение используемых трудовых ресурсов к их совокупному объему, оценить экономическую эффективность труда как фактора производства. Поэтому соответствующие характеристики должны являться основными при определении экономической безопасности исправительного учреждения путем оценки состояния производственного комплекса и динамики экономического развития.
Определение порогового уровня индикаторов эффективности использования трудовых ресурсов в значительной степени затруднено высоким уровнем субъективности при планировании производственно-хозяйственной деятельности. Каждое исправительное учреждение в ежегодном режиме самостоятельно определяет целевые значения ключевых показателей. Пороговое значение экономической безопасности по показателю удельного веса работающих осужденных в общей численности осужденных, которые должны трудиться, Е.А. Буранова считает целесообразным определить на уровне 35% [9].
Необходимо отметить, что данный показатель не является самодостаточным. Безусловно важным условием объективности оценки состояния работы по привлечению к труду осужденных является соблюдение эффекта синергии показателей эффективности трудовой деятельности. Уровень экономической безопасности зависит от количества работающих осужденных, уровня выполнения норм выработки и заработной платы. При этом говорить о грамотной организации данного направления работы можно только при условии достижения определенного порогового уровня сразу трех указанных индикаторов.
Таким образом, одновременно с показателем доли работающих осужденных представляется целесообразным установить пороговое значение индикатора выполнения норм выработки осужденными на уровне 60% и соответствующий размер заработной платы, рассчитанный пропорционально минимальному размеру оплаты труда.
Показатели финансового благополучия непосредственного отношения к реализации стратегической цели исправительного учреждения не имеют. Анализ состояния кредиторской и дебиторской задолженности осуществляется с целью оценки платежеспособности подразделения ФСИН России, оперативного принятия мер по упорядочению расчетов с контрагентами и активизации деятельности по обеспечению экономической безопасности путем взыскания долгов.
Специфика производственной деятельности исправительных учреждений влечёт неоднозначность использования показателя рентабельности для оценки экономической безопасности. Поскольку, в отличие от остальных субъектов предпринимательской деятельности, пенитенциарные учреждения не могут иметь своей целью получение прибыли от использования труда лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, необходимо оценить значение показателя рентабельности при определении экономической защищенности в данном случае.
Для этого было проведено исследование показателей эффективности использования трудовых ресурсов, рассчитанных как отношение количества работающих осужденных к общему числу отбывающих наказание лиц, которые должны трудиться по закону, и рентабельности исправительных учреждений Владимирской области, осуществляющих производственную деятельность, в динамике за 2018-2020 гг. (рис. 1,2).
Анализ приведенных индикаторов показывает отсутствие взаимосвязи и взаимозависимости между рассматриваемыми показателями.
Так, в 2018 году валовая рентабельность в ИК-1 и ИК-2 находилась на одном уровне, в то время как эффективность использования трудовых ресурсов в ИК-1 несравнимо выше, чем в ИК-2. Значительное увеличение эффективности использования трудовых ресурсов. в ИК-2 к 2020 году не сопровождалось сравнимым изменением показателя рентабельности. В ИК-3 и ИК-7 увеличение данного показателя в 2020 году произошло в условиях снижения эффективности использования трудовых ресурсов.
В исправительных учреждениях не прослеживается взаимосвязи динамики показателей привлечения осужденных к труду и колебаний уровня валовой рентабельности.
Целесообразность использования показателей, характеризующих уровень рентабельности производственной деятельности исправительных учреждений, для оценки экономической безопасности и эффективности хозяйственной деятельности, в значительной степени ограничена. Индикаторы получаемой учреждениями прибыли и рентабельности производства как по видам продукции, так и в отраслевом разрезе самостоятельно не характеризуют действенность мер по привлечению к труду осужденных, а также не имеют взаимосвязи с основными показателями эффективности использования трудовых ресурсов. Объем полученной прибыли как в абсолютном, так и относительном выражении не дает возможности определить ни текущее состояние, ни потенциал исправительного учреждения с точки зрения эффективности мер по достижению основной стратегической цели.
Рис. 1. Эффективность использования трудовых ресурсов исправительными учреждениями Владимирской области в 2018–2020 гг. (%)
Рис. 2. Валовая рентабельность производства исправительных учреждений Владимирской области в 2018–2020 гг. (%)
Рис. 3. Выработка на одного работающего осужденного в исправительных учреждениях УФСИН России по Владимирской области в 2018–2020 гг. (тыс. рублей)
Рассчитать универсальные эталонные величины рентабельности, сравнение с которыми однозначно бы характеризовало экономическую безопасность учреждения вряд ли возможно. Буранова Е.А. предлагает определять пороговые значений показателей рентабельности отдельно для каждого исправительного учреждения с учетом особенностей производственно-хозяйственной деятельности [9].
Представляется возможным использование индикаторов получаемой прибыли для оценки уровня экономической безопасности исправительных учреждений, анализируя их только с позиции наличия либо отсутствия рентабельности.
Аналогичной выглядит репрезентативность группы индикаторов производственного потенциала, основными из которых являются валовый доход от выпуска и от реализации продукции и услуг.
Проанализировать взаимосвязь валового дохода исправительного учреждения и эффективности достижения основной цели в сфере привлечения осужденных к труду можно с помощью величины выработки на одного работающего осужденного в год (рис. 3).
В зависимости от формата производственной деятельности исправительного учреждения себестоимость производимой продукции может в значительной степени отличаться по удельному весу материальных затрат (вплоть до полного отсутствия расходов на материалы и комплектующие изделия, если изготовление осуществляется из давальческих материалов). Выработка на одного работающего осужденного в таких условиях индивидуальна для каждого учреждения. При этом высокий результат по данному индикатору не обязательно сопровождается аналогичным уровнем эффективности использования трудовых ресурсов, а значит – не позволяет судить о достижении основной стратегической цели исправительного учреждения в сфере привлечения осужденных к труду.
Результаты анализа приведенных показателей, как отдельно каждого в динамике, так и комплекса индикаторов на предмет взаимосвязи и взаимозависимости позволяют сделать вывод о том, что используемые в настоящее время количественные индикаторы, характеризующие производственный потенциал пенитенциарных учреждений имеют в большей степени статистическую ценность, не позволяют определить универсальные пороговые значения и, таким образом, не являются эффективным средством в оценке экономической безопасности уголовно-исполнительной системы.
Заключение
В завершении необходимо отметить, что современное понимание экономической безопасности уголовно-исполнительной системы основывается на обширной системе данных, включающей индикаторы эффективности производственно-хозяйственной деятельности.
При этом специфика функционирования производственного сектора, отрицающая получение прибыли как основной цели, и, наоборот, поощряющая постоянное увеличение расходов на оплату труда работников из числа спецконтингента, накладывает отпечаток на совокупность критериев эффективности и безопасности.
Действующий порядок оценки результатов производственно-хозяйственной деятельности пенитенциарных учреждений имеет противоречивый характер, поскольку, с одной стороны поощряет повышение уровня рентабельности, а с другой – не допускает оптимизацию и сокращение расходов, влекущих сокращение количества рабочих мест (даже если это вызвано модернизацией производства, повышением уровня автоматизации и наукоемкости процессов).
Выработка стратегии экономической безопасности уголовно-исполнительной системы должна осуществляться на базе пересмотра системы индикаторов эффективности производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных. Система показателей в существующих социально-экономических условиях должна устанавливать «перевес» значимости оценки эффективности использования трудовых ресурсов, оставляя индикаторам производственного потенциала второстепенное, вспомогательное значение.
Это позволит сконцентрировать усилия персонала уголовно-исправительной системы на одном приоритетном направлении, исключить неоднозначность в оценке эффективности производственной деятельности, когда положительным результатом считается достижение выполнения большего числа плановых показателей, даже если среди них нет индикаторов эффективности использования трудовых ресурсов, а также снизит бюрократическую нагрузку на сотрудников производственной сферы за счет уменьшения собираемого, анализируемого и передаваемого объема статистических данных.
Экономическая безопасность исправительного учреждения и интенсивный экономический рост могут быть обеспечены только в условиях максимальной занятости осужденных при достижении пороговых значений по всем рассмотренным показателям эффективности использования трудовых ресурсов.