Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FORMATION OF NATIONAL INNOVATION SYSTEMS

Tretyakova G.V. 1 Lebedev K.A. 2
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
2 Plekhanov Russian University of Economics
It is established that the formation of an effective state policy taking into account the real needs of society and the economy is a necessary requirement for the development of national innovation systems. The importance of determining the priorities of innovation activity is due to the fact that the availability of an innovation strategy is determined as a prerequisite for obtaining funding from structural funds for the implementation of innovative projects. It is revealed that the identification of priority areas of innovation activity based on foreign experience will ensure compliance with the basic state strategy of economic development and the innovation strategy of the state, which will result in the full implementation of the country’s innovation potential. It is proved that, based on the priority of the industrial vector of innovative development for the Russian Federation, the creation of a national technology platform, following the example of the EU, is of key importance, which will represent differentiated sectoral associations of efforts (innovation and production networks) of industrial enterprises with universities, research organizations, international institutions, built on the principles of decentralization, bottom-up functioning, mutually beneficial partnership, support for the initiative of all interested parties. In this case, the importance of determining the priorities of innovation activity is due to the fact that the availability of an innovation strategy is determined as a prerequisite for obtaining funding from structural funds for the implementation of innovative projects.
innovation
potential
integration
cooperation
technology
economic system
effect
restructuring
market
commercialization

В условиях глобальной конкурентной борьбы на первое место выходит ориентированность страны на инновационную деятельность, что обуславливает необходимость эффективного использования имеющегося потенциала инновационных систем в процессе интеграции в международное инновационное сотрудничество с целью получения эффекта от коммерциализации и реализации новейших технологий на рынке. Как демонстрирует мировой опыт, инновации являются наиболее действенным катализатором оживления экономики, всесторонне способствуя экономической реструктуризации и росту производительности экономической системы, и выступая одним из важнейших источников экономического роста.

Соответственно, Российской Федерации необходимо осуществить качественный технологический прорыв: на первом этапе – путем привлечения и освоения новых технологий, на следующем – благодаря развитому потенциала усвоения, генерировать и распространять собственные инновации, для чего необходимо развивать собственный сектор перерабатывающей промышленности и вести активную промышленную политику, тесно интегрированную с инновационной, научно-технической и образовательной политикой.

Для успешного развития инновационной системы предлагается опираться на опыт зарубежных стран, адаптируя его к российским реалиям. При этом необходимо понимать, что инновационная сфера зависит от экономических возможностей и эффективных инструментов государственного стимулирования. В то же время создание действенного механизма инновационной системыпозволит обеспечить стране высокий процент коммерциализации конкурентоспособных инновационных продуктов и войти в число инновационно развитых государств, которые используют потенциал возможностей пятого технологического уклада.

Различным проблемам построения национальных инновационных систем посвящены труды Е.С. Гаврилюка [1], В.С. Горбунова [2], Е.В. Капраловой [3], Д.В. Карпова [4], Е.Е. Коноваловой [5], Н.В. Косаревой [7], З.Л. Муратовой [10], В.В. Смирнова [11], М.С. Соколова [13] и др. Однако, анализ научных исследований свидетельствует о важности формирования национальных инновационных систем с учетом зарубежного опыта.

Исследования позволили выделить особенности инновационного развития в некоторых странах, а также выделить факторы их успешного развития (таблица).

Для определения возможностей имплементации зарубежного опыта построения национальных инновационных систем можно выделить группу скандинавских стран (Дания, Финляндия, Швеция), немецкоязычных стран (Германия, Австрия, Швейцария). Выбор стран обусловлен тем, что их технологический уровень существенно выше по большинству показателей по сравнению с Российской Федерацией [6, 9, 14].

Указанные страны мира лидерских позиций в инновационном развитии достигли по-разному. Так, США сделали ставку на высокие затраты в высокотехнологических отраслях промышленности.Дания и Финляндия – через внедрение мер по росту секторов с высокой добавленной стоимостью и относительно низкими затратами на инновации.

В Швеции на государственном уровне поддерживается инновационная деятельность крупных компаний, в Германии – сектор малых и средних предприятий, которые имеют ограниченные возможности создания и внедрения инноваций по сравнению с крупными компаниями.

В рамках международного сотрудничества ряд стран предоставляют преференции, как составляющую государственной политики, исключительно своим предприятиям (Тайвань, Израиль), а другие (в частности, Финляндия) на государственном уровне способствуют экспорту, инвестициям национальных компаний за рубеж и международному научно-техническому сотрудничеству.При этом Тайвань на государственном уровне не только разработал стратегию развития инновационной деятельности, но и осуществляет государственное финансирование исследовательской сферы, уделяя значительное внимание коммерциализации разработок.

Государство осуществляет финансирование инновационных проектов и создание фондов венчурного капитала в таких странах, как Финляндия и Израиль. Кроме того, в Финляндии и Дании при финансировании инноваций интенсивно используется инструмент государственно-частного партнерства.

Особенности инновационного развития ряда стран

Страна

Особенности инновационного развития

Фактор успешного развития инновационной системы

Швейцария

Сетевые компетенции в составе прикладных унивреситетов. Повышение ценности знаний. Поощрение взаимодействия между наукой и обществом, которые выступают как основа развития науки и экономики. Прямые государственные инвестиции не требуют коммерциализации инновационных разработок. Инструменты инновационной политики ориентированы на научные исследования

Последовательностьинновационной политики и международная направленность предприятий.

Швеция

Стабильная экономическая система, которая способствует становлению инновационной деятельности. Хорошо организованная работа государственных институтов при внедрении инновационных процессов. Высокий уровень квалификации и постоянное обновление персонала в сфере инновационных технологий и процессов. Значительное количество университетов и студентов, которые предлагают и внедряют инновации. Инновационная идеяпринадлежит исследователю. Университеты ориентированы на внедрение исследований и реализацию их продуктов на рынок, то есть имеют предпринимательский характер

Долговременные масштабные вложения в развитие науки и совершенная система университетского образования, что дает возможность стране оказаться в рейтинге самых инновационных стран мира

Нидерланды

Преобладающее место в развитии инновационных процессов принадлежит региональному уровню. Активное участие в международных программах инновационного сотрудничества, которые координируются министерствами и агентствами. Привлечение предприятий к участию в международных инновационных проектах. Развернутая система трансфера технологий и научных университетов

Поддержка ключевых инновационных регионов, сформированный научно-образовательный комплекс, включающий систему поддержки студентов и исследователей

США

Тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Особое внимание уделяется передаче федеральных технологий. С помощью крупномасштабных целевых проектов осуществляется государственное регулирование инноваций в направлении стимулирования создания венчурных фирм и исследовательских центров

Целенаправленное создание условий по поддержке предпринимательства

Великобритания

Существование значительного количества инновационных центров. Поощрение регионального развития инвестиционных процессов

Ориентация на самостоятельную инициативу

Источник: составлено авторами.

В Швейцарии государство почти не вмешивается непосредственно в регулирование инновационной деятельности, поскольку государственные усилия направлены, прежде всего, на создание условий по повышению уровня конкурентоспособности и активизацию предпринимательства как инновационного фундамента развития экономки страны.Такие страны, как Германия, Австрия, Швейцария, опираясь на высокий уровень образования и культуры труда, встраивают инновационную деятельность компаний в конкретную социально-экономическую модель страны, основанную на консенсусе и высоких общечеловеческих ценностях, а собственно инновации понимаются как новый способ решения социальных задач и проблем [8, 12].

Так, в США интенсивно привлекают из-за рубежа ведущих ученых для осуществления инновационной деятельности в научных учреждениях. Тайвань и Израиль обеспечивают государственную поддержку исследований в промышленности, в том числе в направлении международного сотрудничества со странами, которые продуцируют инновации.Эстония и Словения на основе диагностики своих возможностей сосредоточились на тех направлениях инновационного развития, в которых они имеют преимущества (в случае Эстонии – это развитие информационного общества, биотехнологии и медицинские технологии, в случае Словении – развитие промышленных кластеров).

Действенную систему государственной поддержки в сфере науки и инноваций демонстрирует Германия, обеспечивая благоприятный инвестиционный климат для негосударственных инвестиций, и таким образом способствуя росту национальной экономики и развитию инновационной системы. Кроме того, быстрый экономический рост за короткий период продемонстрировала Япония, которая в результате эффективной реализации инновационной политики и способности эффективно внедрять данную политику достаточно быстро стала инновационным лидером среди стран мира.

Приоритетной особенность инновационной политики Японии является обеспечение долгосрочной перспективы роста доходности при поддержке исследователей, модернизация научно-технической базы, увеличениефинансирования научной сферы, поддержка научно-технического сотрудничества на международном уровне, повышение качества образования, поощрение сотрудничества между университетами и частным сектором.

В то же время Инновационная политика ЕС направлена на создание Инновационного союза с целью достижения таких целей: создание Европейского научного пространства, разработка программстратегических исследований;улучшение рамочных условий для инновационного бизнеса;внедрение партнерства в инновационной сфере между ЕС и национальнымиуровнями для технологического развития [15, 16].

Исходя из приоритетности для Российской Федерации промышленного вектора инновационного развития ключевое значение для развития инновационной деятельности имеет создание национальной технологической платформы по примеру ЕС, которая будет представлять собой дифференцированные секторальные объединения усилий (инновационно-производственные сети) промышленных предприятий с университетами, научно-исследовательскими организациями, международными институтами, построенные на принципах децентрализации, функционирование «снизу вверх», взаимовыгодного партнерства, поддержки инициативы всех заинтересованных сторон.

Поэтому формирование действенной государственной политики с учетом реальных потребностей общества и экономики является необходимым требованием развития инновационной деятельности. Важность определения приоритетов инновационной деятельности обусловлено тем, что наличие стратегии инновационной деятельности определено обязательным условием получения финансирования из структурных фондов ЕС на реализацию инновационных проектов, иопределение на основе зарубежного опыта приоритетных направлений инновационной деятельности позволит обеспечить соответствие базовой государственной стратегии экономического развития и инновационной стратегии государства, результатом чего станет полноценная реализация инновационного потенциала страны.