Введение
В условиях современной экономики между хозяйствующими субъектами наблюдается жесткая конкуренция, которая заставляет компании не только не останавливаться на совершенствовании существующих методов, но и создавать абсолютно новые технологии, которые будут способствовать автоматизации процессов во всех сферах жизни общества.
Успешное проникновение финансовых технологий в сегменты финансового рынка заставляет задуматься, насколько широко возможно его развитие в будущем, поэтому возможная вследствие этого конкуренция между инновационными компаниями, предоставляющими финансовые услуги, является актуальной темой и требует подробного изучения.
ФинТех-компании – это коммерческие организации, которые используют инновационные технологии для оказания финансовых услуг и являются альтернативой традиционным финансовым организациям. В данный момент деятельность большинства таких компаний не лицензирована, поэтому в исследовании представлены организации за исключением кредитных и страховых организаций, а также государственных (муниципальных) учреждений и негосударственных пенсионных фондов, чья деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Различные услуги, предоставляемые в ФинТех-секторе, включают в себя Регтех, платежи, страхование, денежные переводы, ипотечное кредитование и многие другие (кредитование, рынок капитала и управление капиталом). Согласно отчету Global Fintech Market (2018-2023), среди этих сегментов платежные услуги будут основным драйвером роста на мировом рынке, что приведет к получению выручки в 207,11 млрд долл. США к 2023 году. Авторы данного исследования полагают, что этот рост объясняется использованием бесконтактных карт и появлением ФинТех-компаний, ориентированных на розничную торговлю. Популярность платежных приложений, таких как Cayan, Stripe и Amazon Pay, среди покупателей и розничных продавцов будет способствовать дальнейшему развитию рынка [1].
Конечная цель любой коммерческой организации – получение прибыли вследствие привлечения максимального числа потребителей товаров и услуг. В случае с ФинТех-компаниями также применимо данное утверждение, поэтому можно сделать вывод, что огромную роль в их развитии играет конкуренция. Наиболее обсуждаемые (и наиболее финансируемые) ФинТех-стартапы призваны конкурировать с традиционными поставщиками финансовых услуг.
В научной литературе представлены различные исследования, посвященные данной тематике. В работе Никитиной Т.В., Никитина М.А., Гальпер М. А. говорится, что в настоящее время ФинТех-компании не могут в полной мере конкурировать с представителями банковского сектора, более того, 95% инновационных финансовых разработок принадлежит профессиональным участникам финансового рынка [2].
Авторы Кох Л.В. и Кох Ю.В. считают, что банковский сектор в будущем будет представлен кооперацией ФинТех-компаний и банков [3].
В научной статье Копосова А.В. отмечается отличительная особенность ФинТех-сегмента в России, которая заключается в том, что зачастую традиционные участники финансового рынка самостоятельно модернизируют свои услуги, однако появление высокотехнологичных компаний способствует увеличению конкуренции [4].
Шхвалова С.Ю. в своем исследовании отмечает, что современные ФинТех-компании в России не несут реальной угрозы для традиционных банков в связи с их инвестиционными возможностями [5].
Современные банки уже начинают активно формировать в своей структуре экосистемы, которые включают в себя наиболее привлекательные, с их точки зрения, ФинТех-стартапы, поэтому на современном российском рынке финансовых технологий основными участниками, вероятнее всего, останутся традиционные учреждения, которые лучше остальных приспособятся к изменяющимся потребностям общества и условиям среды.
Объектом исследования является рынок ФинТех-компаний в России, предмет исследования – механизм развития конкуренции на рынке ФинТех-компаний в России.
Цель исследования – оценка уровня конкуренции на рынке ФинТех-услуг в России с использованием структурного подхода.
Научной новизной является проведение анализа рынка ФинТех-компаний в России с помощью структурного подохода. На основании полученных результатов определены дальнейшие перспективы развития, входные барьеры и рекомендации по их устранению.
Материал и методы исследования
В процессе исследовательской работы использовались такие научные методы познания, как наблюдение, описание, синтез, анализ, прогнозирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Существует несколько классификаций рынка ФинТех-услуг, представленные компаниями Rusbase, Business Insider Intelligence, а также в научных исследованиях [6,7,8].
Используя различные классификации, бывает сложно определить, к какому направлению отнести ту или иную компанию, поэтому в рамках исследовательской работы будет использована классификация, представленная в IFZ FinTech Study 2018. Она включает в себя следующие сегменты: аналитика, банковская инфраструктура, кредитование, разработка инновационных технологий, инвестиции, платежи [9].
В рамках научной работы авторами была исследована конкуренция на рынке ФинТех-услуг в России с помощью структурного подхода. для применения которого была исследована годовая финансовая отчетность ФинТех-компаний с 2014 г. по 2018 г., включающая бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. В выборку вошли компании, функционирующие с 2014 г. по 2018 г. и предоставившие финансовую отчетность в открытом доступе. Процентное соотношение удовлетворяющих условиям исследования компаний по сегментам представлено на рисунке.
Для определения рыночной структуры необходимо рассчитать коэффициенты концентрации и Херфиндаля-Хиршмана на основе величины выручки и активов [10]. Результаты расчета по величине выручки для рынка в целом и по отраслям представлены в таблице 1.
Индекс концентрации, рассчитанный для трех крупнейших компаний на рынке в целом, и индекс Херфиндаля-Хиршмана свидетельствуют о средней рыночной концентрации. Конкуренция близка к монополистической, однако присутствует ярко выраженный лидер – Лаборатория Касперского. При оценке ФинТех-компаний по отраслям значения индексов свидетельствуют о высокой концентрации, поэтому можно сделать вывод о наличии слабой конкуренции и монополизации каждого сегмента рынка.
В таблице 2 представлены результаты расчета индексов концентрации и Херфиндаля-Хиршмана по величине активов для рынка в целом и каждой отрасли.
Значение индексов концентрации и Херфиндаля-Хиршмана демонстрируют высокую концентрацию как по рынку в целом, так и по каждой из отраслей. Это свидетельствует о низком уровне конкуренции и высокой монополизации.
Расчеты в рамках структурного подхода показали высокую монополизацию рынка ФинТех-услуг и его сегментов, поэтому необходимо выделить ключевые входные барьеры и разработать рекомендации по их устранению.
Сегментация рынка ФинТех-услуг
Таблица 1
Определение рыночной концентрации по величине выручки
Направление ФинТеха |
Топ-4 крупнеших ФинТех-компании по величине активов |
Размер выручки (млн руб.) |
Структурные индексы конкурентоспособности |
|
В целом |
Kaspersky Lab |
23 536 |
Индекс концентрации (%) |
|
SKB Kontur |
12 776 |
68,81 |
среднеконцентрированный |
|
eKapusta |
8 102 |
Индекс Херфиндаля-Хиршмана |
||
Evotor |
5 259 |
1987 |
среднеконцентрированный |
|
Аналитика |
Kaspersky Lab |
23 536 |
Индекс концентрации (%) |
|
EverPoint |
100 |
99,07 |
высококонцентрированный |
|
Cindicator |
88 |
Индекс Херфиндаля-Хиршмана |
||
Scorista |
58 |
9659 |
высококонцентрированный |
|
Платежи |
Evotor |
5 259 |
Индекс концентрации (%) |
|
InPlat |
1 050 |
75,36 |
высококонцентрированный |
|
CyberPlat |
556 |
Индекс Херфиндаля-Хиршмана |
||
A3 |
459 |
3571 |
высококонцентрированный |
|
Инвестиции |
ArtQuant |
10 |
Индекс концентрации (%) |
|
Conomy |
3 |
100 |
высококонцентрированный |
|
My.Karma |
0,082 |
Индекс Херфиндаля-Хиршмана |
||
- |
- |
6253 |
высококонцентрированный |
|
Кредитование |
eKapusta |
8 102 |
Индекс концентрации (%) |
|
TaxCom (TVC) |
2 204 |
93,4 |
высококонцентрированный |
|
ElbrusCapital |
333 |
Индекс Херфиндаля-Хиршмана |
||
Direkt Kredit |
233 |
5447 |
высококонцентрированный |
|
Банковская инфраструктура |
SKB Kontur |
12 776 |
Индекс концентрации (%) |
|
Bars Group |
1 992 |
86,07 |
высококонцентрированный |
|
BSS |
1 655 |
Индекс Херфиндаля-Хиршмана |
||
Logika Biznesa |
1 559 |
4743 |
высококонцентрированный |
|
Разработчики инновационных технологий |
Webim |
66 |
Индекс концентрации (%) |
|
Graphene Lab |
1 |
100 |
высококонцентрированный |
|
- |
- |
Индекс Херфиндаля-Хиршмана |
||
- |
- |
9595 |
высококонцентрированный |
Таблица 2
Определение рыночной концентрации по величине активов
Направление ФинТеха |
Топ-4 крупнеших ФинТех-компании по величине активов |
Размер активов (млн руб.) |
Структурные индексы конкурентоспособности |
|
В целом |
Kaspersky Lab |
20 434 |
Индекс концентрации (%) |
|
SKB Kontur |
4 397 |
65,04 |
среднеконцентрированный |
|
iDVP |
3 548 |
Индекс Херфиндаля-Хиршмана |
||
eKapusta |
2654 |
2463 |
высококонцентрированный |
|
Аналитика |
Kaspersky Lab |
20 434 |
Индекс концентрации (%) |
|
iDVP |
3 548 |
99,39 |
высококонцентрированный |
|
Scorista |
120 |
Индекс Херфиндаля-Хиршмана |
||
Cindicator |
52 |
7314 |
высококонцентрированный |
|
Платежи |
Evotor |
1 855 |
Индекс концентрации (%) |
|
CyberPlat |
1 513 |
72,27 |
высококонцентрированный |
|
A3 |
696 |
Индекс Херфиндаля-Хиршмана |
||
Plazious |
326 |
2069 |
высококонцентрированный |
|
Инвестиции |
ArtQuant |
333 |
Индекс концентрации (%) |
|
Karma |
31 |
99,14 |
высококонцентрированный |
|
Conomy |
5 |
Индекс Херфиндаля-Хиршмана |
||
My.Karma |
2 |
8070 |
высококонцентрированный |
|
Кредитование |
eKapusta |
2 654 |
Индекс концентрации (%) |
|
TaxCom (TVC) |
1 152 |
78,5 |
высококонцентрированный |
|
Penenza |
221 |
Индекс Херфиндаля-Хиршмана |
||
ElbrusCapital |
220 |
3255 |
высококонцентрированный |
|
Банковская инфраструктура |
SKB Kontur |
4 397 |
Индекс концентрации (%) |
|
Logika Biznesa |
1 632 |
85,56 |
высококонцентрированный |
|
Bars Group |
1 026 |
Индекс Херфиндаля-Хиршмана |
||
BSS |
687 |
3467 |
высококонцентрированный |
|
Разработчики инновационных технологий |
Webim |
13 |
Индекс концентрации (%) |
|
Graphene Lab |
1 |
100 |
высококонцентрированный |
|
- |
- |
Индекс Херфиндаля-Хиршмана |
||
- |
- |
8816 |
высококонцентрированный |
Ключевыми входными барьерами являются несовершенство нормативно-правовой базы, проблемы финансирования и низкая покупательная способность населения. В качестве рекомендаций по устранению первого барьера авторами предлагается прописать специальные нормы, касающиеся компаний, предоставляющих ФинТех-услуги. Данные положения могут быть разработаны в ходе выполнения программы «Цифровая экономика» до 2024 года. Для преодоления оставшихся барьеров необходима стабилизация российской экономики и разработка организациями маркетинговой стратегии, направленной на повышение лояльности потенциальных клиентов.
Заключение
Новые финансовые технологии и бизнес-модели способны кардинальным образом изменить подходы к конкуренции между финансовыми институтами: от конкуренции брендов к конкуренции потребительских характеристик продуктов и сервисов, тем самым способствуя формированию благоприятной конкурентной среды.
Полученные результаты при использовании структурного метода для оценки конкуренции демонстрируют высокую рыночную концентрацию, которая характерна для монополии. Также существует высокая вероятность сделок слияния и поглощения.
В случае выполнения рекомендаций по устранению входных барьеров, предложенных в исследовании, уровень конкуренции на финансовом рынке вырастет, в противном случае ФинТех-компании, как отдельно функционирующие организации, могут исчезнуть и стать частью крупных традиционных участников финансового рынка.