Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE ANALYSIS OF COMPETITION IN THE FINTECH SERVICES MARKET IN RUSSIA

Efimov E.A. 1 Koroleva E.V. 1 Sukhinina A.R. 1
1 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Competition in the financial sector is critical for several reasons. As in other industries, it can affect the efficiency of financial services production, the quality of financial products, and the degree of innovation in the industry. The results obtained using the structural method for assessing competition demonstrate a high market concentration, which is characteristic of a monopoly. The key barriers to entry the FinTech market are imperfect legal and regulatory frameworks, financing problems and low purchasing power of the population. As a recommendation to remove the first barrier, it was proposed to prescribe special rules for companies providing FinTech services. These provisions can be developed during the implementation of the Digital Economy program until 2024. To overcome the remaining barriers, it is necessary to stabilize the Russian economy and develop a marketing strategy by organizations aimed at increasing the loyalty of potential customers. If the recommendations for eliminating entry barriers proposed in the study are implemented, the level of competition in the financial market will increase, otherwise FinTech companies, as separately functioning organizations, may disappear and become a part of large traditional participants in the financial market.
fintech
market competition
concentration
structural approaches

Введение

В условиях современной экономики между хозяйствующими субъектами наблюдается жесткая конкуренция, которая заставляет компании не только не останавливаться на совершенствовании существующих методов, но и создавать абсолютно новые технологии, которые будут способствовать автоматизации процессов во всех сферах жизни общества.

Успешное проникновение финансовых технологий в сегменты финансового рынка заставляет задуматься, насколько широко возможно его развитие в будущем, поэтому возможная вследствие этого конкуренция между инновационными компаниями, предоставляющими финансовые услуги, является актуальной темой и требует подробного изучения.

ФинТех-компании – это коммерческие организации, которые используют инновационные технологии для оказания финансовых услуг и являются альтернативой традиционным финансовым организациям. В данный момент деятельность большинства таких компаний не лицензирована, поэтому в исследовании представлены организации за исключением кредитных и страховых организаций, а также государственных (муниципальных) учреждений и негосударственных пенсионных фондов, чья деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Различные услуги, предоставляемые в ФинТех-секторе, включают в себя Регтех, платежи, страхование, денежные переводы, ипотечное кредитование и многие другие (кредитование, рынок капитала и управление капиталом). Согласно отчету Global Fintech Market (2018-2023), среди этих сегментов платежные услуги будут основным драйвером роста на мировом рынке, что приведет к получению выручки в 207,11 млрд долл. США к 2023 году. Авторы данного исследования полагают, что этот рост объясняется использованием бесконтактных карт и появлением ФинТех-компаний, ориентированных на розничную торговлю. Популярность платежных приложений, таких как Cayan, Stripe и Amazon Pay, среди покупателей и розничных продавцов будет способствовать дальнейшему развитию рынка [1].

Конечная цель любой коммерческой организации – получение прибыли вследствие привлечения максимального числа потребителей товаров и услуг. В случае с ФинТех-компаниями также применимо данное утверждение, поэтому можно сделать вывод, что огромную роль в их развитии играет конкуренция. Наиболее обсуждаемые (и наиболее финансируемые) ФинТех-стартапы призваны конкурировать с традиционными поставщиками финансовых услуг.

В научной литературе представлены различные исследования, посвященные данной тематике. В работе Никитиной Т.В., Никитина М.А., Гальпер М. А. говорится, что в настоящее время ФинТех-компании не могут в полной мере конкурировать с представителями банковского сектора, более того, 95% инновационных финансовых разработок принадлежит профессиональным участникам финансового рынка [2].

Авторы Кох Л.В. и Кох Ю.В. считают, что банковский сектор в будущем будет представлен кооперацией ФинТех-компаний и банков [3].

В научной статье Копосова А.В. отмечается отличительная особенность ФинТех-сегмента в России, которая заключается в том, что зачастую традиционные участники финансового рынка самостоятельно модернизируют свои услуги, однако появление высокотехнологичных компаний способствует увеличению конкуренции [4].

Шхвалова С.Ю. в своем исследовании отмечает, что современные ФинТех-компании в России не несут реальной угрозы для традиционных банков в связи с их инвестиционными возможностями [5].

Современные банки уже начинают активно формировать в своей структуре экосистемы, которые включают в себя наиболее привлекательные, с их точки зрения, ФинТех-стартапы, поэтому на современном российском рынке финансовых технологий основными участниками, вероятнее всего, останутся традиционные учреждения, которые лучше остальных приспособятся к изменяющимся потребностям общества и условиям среды.

Объектом исследования является рынок ФинТех-компаний в России, предмет исследования – механизм развития конкуренции на рынке ФинТех-компаний в России.

Цель исследования – оценка уровня конкуренции на рынке ФинТех-услуг в России с использованием структурного подхода.

Научной новизной является проведение анализа рынка ФинТех-компаний в России с помощью структурного подохода. На основании полученных результатов определены дальнейшие перспективы развития, входные барьеры и рекомендации по их устранению.

Материал и методы исследования

В процессе исследовательской работы использовались такие научные методы познания, как наблюдение, описание, синтез, анализ, прогнозирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Существует несколько классификаций рынка ФинТех-услуг, представленные компаниями Rusbase, Business Insider Intelligence, а также в научных исследованиях [6,7,8].

Используя различные классификации, бывает сложно определить, к какому направлению отнести ту или иную компанию, поэтому в рамках исследовательской работы будет использована классификация, представленная в IFZ FinTech Study 2018. Она включает в себя следующие сегменты: аналитика, банковская инфраструктура, кредитование, разработка инновационных технологий, инвестиции, платежи [9].

В рамках научной работы авторами была исследована конкуренция на рынке ФинТех-услуг в России с помощью структурного подхода. для применения которого была исследована годовая финансовая отчетность ФинТех-компаний с 2014 г. по 2018 г., включающая бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. В выборку вошли компании, функционирующие с 2014 г. по 2018 г. и предоставившие финансовую отчетность в открытом доступе. Процентное соотношение удовлетворяющих условиям исследования компаний по сегментам представлено на рисунке.

Для определения рыночной структуры необходимо рассчитать коэффициенты концентрации и Херфиндаля-Хиршмана на основе величины выручки и активов [10]. Результаты расчета по величине выручки для рынка в целом и по отраслям представлены в таблице 1.

Индекс концентрации, рассчитанный для трех крупнейших компаний на рынке в целом, и индекс Херфиндаля-Хиршмана свидетельствуют о средней рыночной концентрации. Конкуренция близка к монополистической, однако присутствует ярко выраженный лидер – Лаборатория Касперского. При оценке ФинТех-компаний по отраслям значения индексов свидетельствуют о высокой концентрации, поэтому можно сделать вывод о наличии слабой конкуренции и монополизации каждого сегмента рынка.

В таблице 2 представлены результаты расчета индексов концентрации и Херфиндаля-Хиршмана по величине активов для рынка в целом и каждой отрасли.

Значение индексов концентрации и Херфиндаля-Хиршмана демонстрируют высокую концентрацию как по рынку в целом, так и по каждой из отраслей. Это свидетельствует о низком уровне конкуренции и высокой монополизации.

Расчеты в рамках структурного подхода показали высокую монополизацию рынка ФинТех-услуг и его сегментов, поэтому необходимо выделить ключевые входные барьеры и разработать рекомендации по их устранению.

Doc9.pdf

Сегментация рынка ФинТех-услуг

Таблица 1

Определение рыночной концентрации по величине выручки

Направление ФинТеха

Топ-4 крупнеших ФинТех-компании по величине активов

Размер выручки (млн руб.)

Структурные индексы конкурентоспособности

В целом

Kaspersky Lab

23 536

Индекс концентрации (%)

SKB Kontur

12 776

68,81

среднеконцентрированный

eKapusta

8 102

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Evotor

5 259

1987

среднеконцентрированный

Аналитика

Kaspersky Lab

23 536

Индекс концентрации (%)

EverPoint

100

99,07

высококонцентрированный

Cindicator

88

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Scorista

58

9659

высококонцентрированный

Платежи

Evotor

5 259

Индекс концентрации (%)

InPlat

1 050

75,36

высококонцентрированный

CyberPlat

556

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

A3

459

3571

высококонцентрированный

Инвестиции

ArtQuant

10

Индекс концентрации (%)

Conomy

3

100

высококонцентрированный

My.Karma

0,082

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

-

-

6253

высококонцентрированный

Кредитование

eKapusta

8 102

Индекс концентрации (%)

TaxCom (TVC)

2 204

93,4

высококонцентрированный

ElbrusCapital

333

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Direkt Kredit

233

5447

высококонцентрированный

Банковская инфраструктура

SKB Kontur

12 776

Индекс концентрации (%)

Bars Group

1 992

86,07

высококонцентрированный

BSS

1 655

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Logika Biznesa

1 559

4743

высококонцентрированный

Разработчики инновационных технологий

Webim

66

Индекс концентрации (%)

Graphene Lab

1

100

высококонцентрированный

-

-

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

-

-

9595

высококонцентрированный

Таблица 2

Определение рыночной концентрации по величине активов

Направление ФинТеха

Топ-4 крупнеших ФинТех-компании по величине активов

Размер активов (млн руб.)

Структурные индексы конкурентоспособности

В целом

Kaspersky Lab

20 434

Индекс концентрации (%)

SKB Kontur

4 397

65,04

среднеконцентрированный

iDVP

3 548

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

eKapusta

2654

2463

высококонцентрированный

Аналитика

Kaspersky Lab

20 434

Индекс концентрации (%)

iDVP

3 548

99,39

высококонцентрированный

Scorista

120

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Cindicator

52

7314

высококонцентрированный

Платежи

Evotor

1 855

Индекс концентрации (%)

CyberPlat

1 513

72,27

высококонцентрированный

A3

696

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Plazious

326

2069

высококонцентрированный

Инвестиции

ArtQuant

333

Индекс концентрации (%)

Karma

31

99,14

высококонцентрированный

Conomy

5

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

My.Karma

2

8070

высококонцентрированный

Кредитование

eKapusta

2 654

Индекс концентрации (%)

TaxCom (TVC)

1 152

78,5

высококонцентрированный

Penenza

221

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

ElbrusCapital

220

3255

высококонцентрированный

Банковская инфраструктура

SKB Kontur

4 397

Индекс концентрации (%)

Logika Biznesa

1 632

85,56

высококонцентрированный

Bars Group

1 026

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

BSS

687

3467

высококонцентрированный

Разработчики инновационных технологий

Webim

13

Индекс концентрации (%)

Graphene Lab

1

100

высококонцентрированный

-

-

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

-

-

8816

высококонцентрированный

Ключевыми входными барьерами являются несовершенство нормативно-правовой базы, проблемы финансирования и низкая покупательная способность населения. В качестве рекомендаций по устранению первого барьера авторами предлагается прописать специальные нормы, касающиеся компаний, предоставляющих ФинТех-услуги. Данные положения могут быть разработаны в ходе выполнения программы «Цифровая экономика» до 2024 года. Для преодоления оставшихся барьеров необходима стабилизация российской экономики и разработка организациями маркетинговой стратегии, направленной на повышение лояльности потенциальных клиентов.

Заключение

Новые финансовые технологии и бизнес-модели способны кардинальным образом изменить подходы к конкуренции между финансовыми институтами: от конкуренции брендов к конкуренции потребительских характеристик продуктов и сервисов, тем самым способствуя формированию благоприятной конкурентной среды.

Полученные результаты при использовании структурного метода для оценки конкуренции демонстрируют высокую рыночную концентрацию, которая характерна для монополии. Также существует высокая вероятность сделок слияния и поглощения.

В случае выполнения рекомендаций по устранению входных барьеров, предложенных в исследовании, уровень конкуренции на финансовом рынке вырастет, в противном случае ФинТех-компании, как отдельно функционирующие организации, могут исчезнуть и стать частью крупных традиционных участников финансового рынка.