Введение
Экономическая безопасность в разные периоды в современной России не однозначно рассматривалась с позиции государства. В девяностых годах, в период разрушения экономических связей, затянувшегося экономического и социального кризиса, криминализации экономических и общественных отношений был утвержден первый документ, который в основных положениях излагал позицию государства по пониманию сущности и мерах обеспечения экономической безопасности. Достаточно долгое время этот документ являлся единственным, в котором обозначалась проблема экономической безопасности. Принятый документ во многом обусловил активизацию научного интереса и развитие теории экономической безопасности. Последующие концептуальные и документы в области национальной безопасности поддержали научные интерес и положительно отразились на полученных в ходе исследований результатах. Значимость стратегических документов для научного поиска подтверждается и Стратегией национальной безопасности, принятой в 2009 г., в которой область экономической безопасности была сведена к минимуму, а феномен экономической безопасности по сути был подвергнут сомнению. Таким образом, анализ стратегических документов в области национальной безопасности позволяет выявить направления исследований в области экономической безопасности и активность таких исследований.
В России одним из ключевых документов стратегического планирования в РФ является Стратегия национальной безопасности. 2 июля 2021 г. Президент РФ утвердил новую стратегию национальной безопасности страны, в которой экономическая безопасность закреплена как стратегический национальный приоритет. Стратегические документы существенным образом влияют на государственную политику и на процессы, происходящие в стране в целом. Поэтому анализ таких документов имеет практическое значение и способствует определению актуальных направлений научных исследований [1, 2, 7] не только в области национальной безопасности, но и в сфере экономической безопасности и других видов безопасности страны [3].
Принятый документ определил новые акценты в области экономической безопасности, которые должны будут найти отражения в иных нормативных правовых актах. Однако детализация принятой позиции в области обеспечения экономической безопасности должна быть научно обоснована, для чего необходим анализ содержания документа и определение вопросов, требующих проведение дополнительных исследований.
Цель исследования – на основе анализа положений Стратегии национальной безопасности уточнить понимание экономической безопасности, ее границ и роли в обеспечении устойчивого развития национальной экономики РФ.
Материалы и методы исследования
Основными материалами исследования выступили следующие стратегические документы РФ: Стратегия национальной безопасности РФ (2015), Стратегия экономической безопасности РФ до 2030 года (2017), Стратегия национальной безопасности РФ (2021). Основными методами исследования явились общенаучные анализ и синтез, а также моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Формирование новых политических, экономических, эпидемиологических, экологических и др. реалий изменяет мировые отношения и влияют на каждую из стран. Этот факт требует корректировки позиции государства в части обеспечения национальной безопасности.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» 2 июля 2021 г. указом Президента РФ № 400 [4] утверждена новая «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (далее – Стратегия НБ), которая отменила аналогичный документ, утвержденный Президентом РФ от 31.12.2015 г. указом № 683 [6].
В разделе «Общие положения» уточнена роль Стратегии НБ как базового документа стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РФ на долгосрочную перспективу. То есть границы действия документа обширны и распространяется на все сферы деятельности в стране, если они имеют отношения к обеспечению национальной безопасности или устойчивого развития РФ. Ранее действие Стратегии НБ ограничивалось внутренней и внешней политикой РФ в соответствующих областях. Это подтверждает дополненная трактовка понятия «обеспечения национальной безопасности», расширившая взаимодействие органов публичной власти не только институтами гражданского общества, как было в предыдущем документе, но и организациями.
Определения основных понятий не претерпели значительных изменений, вместе с тем они существенные. Так понимание «национальной безопасности РФ» дополнилось качественными критериями «гражданский мир и согласие в стране».
Конкретизированы национальные интересы, вместо не вполне корректно сформулированных: «…значимых потребностей … в обеспечении их защищённости и устойчивого развития» появились вполне корректные «значимые потребности в безопасности и устойчивом развитии».
Стратегические национальные приоритеты дополнились направлениями обеспечения устойчивого развития РФ.
Дополнилось название второго раздела, современная его редакция предполагает изложение тенденций и возможностей. Изменилась тональность содержания раздела. Если в Стратегии НБ (2015) демонстрировалось то, что страна справилась и может справляться с различными трудностями и ограничениями, то в Стратегии НБ (2021) по существу изложена миссия России как «одного из влиятельных центров современного мира» в повышении устойчивости системы мировых отношений на базе существующих и понятных «правил игры». Миссия страны в обеспечении мирового правопорядка нашла отражение в национальных интересах: «поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений». Вызывает тревогу и озабоченность обозначенная в Стратегии вероятность решения противоречий между странами с применением военной силы и обуславливает увеличение военной мощи РФ.
Если в Стратегии НБ (2015) «конкурентоспособность» рассматривалась в экономическом контексте, то в новой редакции она стала неотъемлемым элементом и фактором, определяющим положение России в мире. При этом критериями конкурентоспособности страны определены состояние науки и образования, инновационной сфере, промышленности, здравоохранения и культуры.
Существенным образом конкретизированы национальные интересы, которые увеличились количественно. К традиционному повышению качества жизни, добавилось благосостояние граждан; «обеспечение стабильного демографического развития» заменено на «сбережение народа России», таким образом, полагаем, декларируется отсутствие видимых успехов от реализации демографической государственной политики.
Укрепление законности, правовой защиты граждан и собственности, искоренение коррупции стали для РФ новыми национальными интересами.
«Устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе» заменил ранее закрепленный национальный интерес «повышение конкурентоспособности национальной экономики», что указывает на смену индикаторов оценивания экономики за счет снижения значимости внешнеэкономических сравнений и переход на внутрисистемные характеристики – постоянный позитивный рост и инновационную составляющую. Следует отметить, что анализ одноименного национальному интересу раздела Стратегии НБ позволяет сделать вывод о том, что в словосочетание «устойчивое развитие» предусматривает постоянный позитивные рост национальной экономики, нежели контекст, заложенный в концепции ООН «устойчивого развития» и изложенный комиссией под руководством Гру Брундтланда.
Совершенно новые интересы сформулированы в области обеспечения безопасности информационного пространства и экологической безопасности, что переводит проблемы в этих областях в разряд первостепенных. В части экологической безопасности и рационального природопользования в новой Стратегии был решен некоторый парадокс – стратегический национальный приоритет в этой сфере был продекларирован в документе (2015), а соответствующий национальный интерес не был закреплен. Абсолютно новый стратегический национальный приоритет, который предстоит реализовывать в целях обеспечения национальной безопасности – информационная безопасность, который соответствует добавленному в Стратегию национальному интересу.
Изменение национальных интересов соответствующим образом модифицировали стратегические национальные приоритеты. Помимо немного трансформированных приоритетов в области экологической безопасности и рационального природопользования без изменений остались оборона страны, государственная и общественная безопасность. Следует отметить, что в формулировании стратегических национальных приоритетов усматривается тенденция к их обобщению. Так, «повышение качества жизни российских граждан и здравоохранение» заменил в соответствии с национальным интересом более емкий приоритет «сбережение народа России и развитие человеческого потенциала». То же можно сказать про приоритет «научно-техническое развитие», которое безусловно включает в себя и науку, и технологии, и образование, составляющие национальные приоритеты в предыдущей редакции, а также иные элементы, факторы, механизмы и т.д., не учтенные ранее.
Представляет интерес, что национальный интерес «устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе» предполагается обеспечивать за счет реализации стратегического национального приоритета «экономическая безопасность». Усматривается трансформация понимания экономической безопасности. Напомним, что в стратегии экономической безопасности РФ до 2030 г. (2017) категория определена как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [5]. Полагаем, что именно конкретное состояние национальной экономики может позволить обеспечить что-либо, а не состояние защищённости. При этом суверенитет и единство экономического пространства могут быть обеспечены при крайне низких значениях экономических показателей, что будет способствовать возникновению на социальной напряженности и негативно отразится на уровне национальной безопасности. Таким образом, логично представление целевой функции и критерия уровня экономической безопасности через устойчивое развитие национальной экономики. Исходя из цели обеспечения экономической безопасности, представленной в соответствующем разделе можно предложить формулировку категории «экономическая безопасность» просматривающуюся в новой Стратегии, как такое состояние национальной экономики, при котором обеспечивается укрепление экономического суверенитета страны, повышение конкурентоспособности российской экономики и ее устойчивости в условиях воздействия внешних и внутренних угроз, а также создаются условия для экономического роста РФ.
Также, как и в предыдущей редакции экономические вопросы рассматриваются в контексте каждого стратегического национального приоритета.
Раздел, посвященный стратегическому национальному приоритету «экономическая безопасность» описывает новые реалии экономической деятельности и, пожалуй, впервые в нем сделан акцент на внутренний потенциал страны при сохранении открытости отечественной экономики. В Стратегии НБ закреплена цель обеспечения экономической безопасности РФ, которая по содержанию близка цели государственной политики в области обеспечения экономической безопасности, закрепленная в Стратегии экономической безопасности до 2030 г. (2017). Однако изложение раздела основано на принципиально новом подходе. Если в Стратегии НБ (2015) предполагалось противодействовать угрозам экономической безопасности, то есть реагировать на имеющиеся негативные воздействия, то в Стратегии НБ (2021) планируются действия на опережение и предлагаются для решения задачи по обеспечению экономической безопасности. Ряд задач в области обеспечения национальной безопасности соответствует задачам государственной политики, изложенным в Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 г. (2017). В частности, это касается задач в области государственного контроля, регионального развития и пространственного размещения производительных сил, теневого и криминального секторов экономики, создания благоприятного климата для инвестирования и ведения экономической деятельности.
Заметим, что задачи изменились качественно и количественно, и увеличились до тридцати пяти, то есть на двадцать задач. Несмотря на то, что частично содержание задач предыдущей Стратегии НБ (2015) сохранилось, отчетливо прослеживается произошедшая переоценка направлений деятельности в области обеспечения экономической безопасности РФ за счет их модернизации и расширения.
С нашей точки зрения, основополагающей является задача по обеспечению институциональной и структурной перестройки национальной экономики на современной технологической основе, которая потребует, как минимум переосмысления норм и правил, как с позиции их состоятельности в содействии развития экономической системы, так и с позиции создания условий по активизации внедрения инноваций в экономику страны. Второй элемент задачи касается структурных трансформаций, что требует проведение «инвентаризации» существующей структуры экономической системы и понимание того, какой она должна быть. В различных формулировках внедрение инноваций предусмотрено в двадцати процентах задач.
Ориентация на внутренний потенциал еще раз продемонстрирована в задачах в области обеспечения экономической безопасности, в частности за счет повышения платежеспособного внутреннего спроса, стимулирования использования внутренних источников для инвестирования в основной капитал, приоритетного использования отечественной продукции при решении задач модернизации экономики.
Выделены две задачи по преодолению критической зависимости российской экономики от импорта технологий, оборудования и комплектующих, а также в области племенного дела, селекции, семеноводства и аквакультуры. При этом в технологической части предусмотрены меры по преодолению зависимости, но в части животноводства, растениеводства и рыболовства таких мер не предусмотрено.
Отраслевой аспект изложен в задачах в области обеспечения экономической безопасности и затрагивает помимо указанных отраслей: авиационную, судостроительную отрасли, ракетно-космическую промышленность, двигателестроение, атомного энергопромышленного комплекса, сферу информационно-коммуникационных технологий, строительство, связь, энергетику, сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых, машиностроение в целом и приборо- и станкостроения в частности, обороно-промышленный комплекс, производство лекарственных средств и медицинских изделий. Отдельно выделены обобщенные задачи, касающиеся реального и финансового секторов экономики, а также задачи развития инфраструктур рыночной, энергетической, инженерной, инновационной, транспортной, социальной, инфраструктуры финансовых рынков, в том числе платежной инфраструктуры.
Принципиально новыми в стратегических документах являются задачи по дедоллоризации национальной экономики, установлению принципа приоритетности трудоустройства российских граждан, сохранение в собственности государства имущества предприятий и других организаций, имеющих стратегическое значение, в том числе пакетов акций.
Заключение
Таким образом, утверждённая Стратегия национальной безопасности РФ обозначила области, требующие научного обоснования и поиска в области теории и практики обеспечения экономической безопасности. Ключевым вопросом, полагаем, является уточнение границ и областей пересечения, если они есть, экономической безопасности и устойчивости национальной экономики, параметров и индикаторов экономической безопасности и устойчивости национальной экономики.
Несмотря на то, что устойчивое развитие в Стратегии не базируется на соответствующей концепции ООН, требуется систематизация направлений этого развития, а также его критериев. Не менее значимым является вопрос роли экономической безопасности в обеспечении такого развития. Его значимость определяется тем, что существует возможность дальнейшей подмены функций менеджмента по управлению экономикой и экономическими отношениями на любом уровне на функции по обеспечению экономической безопасности, что отрицательно отразится на развитии теории и методологии экономической безопасности и на эффективности решений, принимаемых на практике.