Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FEATURES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF KRASNODAR REGION

Zayarnaya I.A. 1 Novichkova A.V. 1
1 Novorossiysk branch of Federal State Budgetary Institution of Higher Education «Financial University affiliated to the Government of the Russian Federation»

The study of the features of socio-economic development becomes extremely important if a number of macroeconomic tasks are being solved, among which one can single out the development of a strategy for the development of the country’s constituent entities. The formation of indicators demonstrating the level of the socio-economic state of regional systems occurs under the influence of many factors, both internal and external environment. The standard of living of the population, the dynamics of employment and unemployment, the economic indicators of sectoral production are formed taking into account the peculiarities of the current state of the system of regions. Achievement of effective socio-economic development of the region is extremely difficult without research aimed at identifying the influence of regional features, the influence of which on the formation of the most important indicators is undeniable. The formation of priorities and strategic directions of the socio-economic development of the region depends on the uniqueness of the combination of demographic and natural conditions, technical and technological potential. Identification of priorities becomes a very urgent research problem, provided that the results of scientific research of a similar nature become the main ones in the development and decision-making process that contribute to strengthening positive trends and smoothing or eliminating negative factors in the development of the region’s economy and its competitive advantage. An important groundwork in the development and implementation of the strategy of socio-economic development is the conduct of research that will allow for effective government measures in the field of state regulation of the regional economy.

strategy
development
krasnodar territory
projects

Введение

Стратегия социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в настоящий момент, является очень важным направлением в деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации. При разработке эффективной стратегии регионального развития необходима информация, раскрывающая все стороны, изучаемого региона, и также важен анализ, позволяющий в дальнейшем построить план развития [4].

Социально-экономическая стратегия складывается из комплекса факторов, которые раскрывают в себе такие проблемы, как бедность, качество жизни населения, неравенство слоев населения и т.д. В связи с этим, формируются основные направления для развития, где ключевым моментом является социально-ориентировочный сценарий, который позволит положительным образом повлиять на уровень жизни граждан Краснодарского края, но при этом учитывать возможные риски и иные негативные стороны реализации действующих возможностей экономического и социального роста [5].

Существует различное мнение, что такое экономическое развитие в целом. Авторы данной работы склоняются к мнению американского экономиста Майкл Пола Торадо, который считает, что это процесс фундаментальной модернизации и переориентации всей экономики и социальной системы. Отсюда следует, что экономика и социальная сфера тесно связаны и имеют прямое влияние друг на друга [2]. «Рост» этих сфер напрямую влияет на улучшение и ухудшение общества в количественной и качественной степени. Для полноты раскрытия данной проблемы, современные подходы к моделированию этого развития должны опираться не только на базовые константы развития экономики субъектов, т.е. классические факторы производства, но также и экологические показатели в регионе, влияние коррупции и теневой экономики [6].

Целью данной работы является оценка показателей социально-экономического развития Краснодарского края и выявление проблем региона.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования использовались системный анализ, метод индукции и дедукции данных, синтез.

Результаты исследования и их обсуждение

Ориентируясь на мнения экспертов, можно сказать, что ближайшие 10 лет в мировой экономике установится эра развития агломераций. На данном этапе уже 50% мирового ВВП создают 380 городов, постоянно ротируемые в списке. Конкурентоспособность Краснодарского края, с высоким потенциалом неизменно должна вывести его на лидирующие позиции не только в стране, но и на мировую глобальную торговую арену.

Как показали исследования интеграционного рейтинга, Краснодарский край по итогам 2019 года занимает восьмое место среди всех субъектов Российской Федерации. Данный результат показывает, что относительно 2018 года наблюдается положительная динамика (таблица).

Интегральная оценка включает в себя как количественные, так и качественные показатели, которые, благодаря системному сочетанию, отображают наиболее точный и правдоподобный результат. В данном случае, эта оценка произведена на основе экономических и социальных цифровых данных, таких как индекс промышленного производства, инвестиции в основной капитал, индекс оборота розничной торговли, динамика реальных денежных доходов населения, уровень безработицы и др.

Интегральный рейтинг субъектов РФ (составлена авторами на основе данных РИА рейтинга) [11]

Регион

Место по итогам 2018 года

Интегральный рейтинг по итогам 2018 года, баллы

Место по итогам 2019 года

Интегральный рейтинг по итогам 2019 года, баллы

Москва

1

88,049

1

88,98

Санкт-Петербург

2

86,141

2

85,549

Московская область

4

75,922

4

77,595

Краснодарский край

9

64,066

8

67,971

Вследствие обширного массива различных данных, было сформировано большое количество ключевых результативных заключений, которые определяют основные позиции региона по уровню социально-экономического развития [1].

В экономической части рассматриваются категории масштаба экономики, эффективность экономики и бюджетная сфера. Условно эти группы разделили на подгруппы, чтобы более точно углубиться в каждую из них. Из этого следует, что по Краснодарскому краю по итогу 2019 года имеются следующие данные: объем производства товаров и услуг составил 2282,57 млрд руб., доходы консолидированного бюджета – 427,74 млрд руб., оборот розничной торговли 1461,63 млрд руб., доля прибыльных предприятий – 0,8%, инвестиции в основной капитал на одного жителя 77,63 тыс. руб., доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета составила 88,9%. Что касается социальной сферы, то важными подгруппами анализа был уровень безработицы по итогам 2019 года – 4,5%, ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 73,9 лет, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня минимум – 10,7% [10].

Учитывая социально-экономические показатели региона, его проблемные зоны, нельзя не затронуть состояние финансовой составляющей края. Нынешний финансовый рынок Краснодарского края представлен несколькими структурными слоями – страховые рынки, банковский сектор, рынки ценных бумаг и иных финансовых услуг.

Сырьевые ресурсы и экономическое состояние Южного Федерального округа положительно влияют на банковскую индустрию, однако есть проблемы, которые отрицательно воздействуют на этот сектор. Во-первых, это зависимость от внешнего финансирования, а именно столицы Российской Федерации, вследствие централизованного распределения средств оттуда. Во-вторых, банковская сфера мало эффективно выполняет функции привлечения, накопления и защиты сбережений и средств. На это указывает недостаточный уровень финансовой грамотности граждан и отсутствие уверенности в защите прав собственности. Данные проблемы банковской сферы решаемы, так как новые технологии позволяют внедрить инновации в эту индустрию. Благодаря созданию концепции удаленного банковского обслуживая клиентов можно решить вопрос мобильности и удобства финансовых услуг для потребителей, также это позволит сократить время на оформление документов, потому что данные будут появляться в базах банков сразу, как потребитель выгрузит ее на банковскую платформу. Внедрение новых услуг, продуктов и сервисов позволит заинтересовать многих потребителей [3].

По данным Министерства экономики Краснодарского края, субъектам малого и среднего предпринимательства в сумме было выдано 124 477 146 тыс. руб. на 01.01.2020, а общее число МСП составило 330,2 тыс. ед. Если обратиться к данным по количеству жилых ипотечных кредитований, то в итоге показатель равен 35 530 шт. на 01.01.2020, а темп прироста выданных ипотечных кредитов в 2019 г. в сравнении с 2018 г. составил 81% в итоге. В тройку лидеров вошли города Краснодар, Сочи и Новороссийск (рисунок).

Doc16.pdf

Количество ипотечных кредитов городов Краснодарского края с наибольшими показателями на 01.01.2020, шт (составлено автором на основе данных Министерства экономики Краснодарского края)

Это указывает на то, что особенно эти субъекты южной части России развивают свою инфраструктуру путем масштабного строительства многоэтажных жилых зданий и частных секторов. На примере города Новороссийск можно проследить тенденцию, что «глобальная застройка» имеет свои плюсы и минусы. Если рассматривать данную ситуацию в положительном ключе, то стоит заметить, что это ведет к увеличению численности населения, способствует рождаемости, но с другой стороны это ведет к исчерпанию водных ресурсов, перебои с электричеством, нехваткой общественного транспорта и критической неразвитостью инфраструктуры (поликлиники, детские сады, школы, спортивные площадки), постоянные автомобильные «пробки» в крупных городах региона. Так как города Краснодарского края расположены у Черного моря, то в летний сезон количество населения увеличивается с притоком отдыхающих и туристов, что значительно усугубляет данные проблемы. Жители вынуждены пользоваться водой по графику, работа электрических сетей осуществляется с частыми отключениями электроэнергии, что требует ее полной модернизации, потому как регион очень энергодефицитный [9].

Краснодарский край особенно в летний период принимает огромное количество въезжающего транспорта, как грузового, так и легкового, что неизменно ведет к скачку выбросов сжигаемого топлива в окружающую среду. На экологию края неблагоприятно сказывается наличие больших портов и быстрый рост АПК, агрессивные химикаты и нефтепродукты который убивают акваторию Черного моря. Развитие туристической отрасли и загрязнение морского бассейна взаимосвязаны и очень сильно влияют на экономику южного региона.

Учитывая реалии сегодняшнего времени невозможно не затронуть тему влияния пандемии на экономику Краснодарского края. Согласно результатам опроса, проведенного Торгово-промышленной палатой Краснодарского края, на Кубани более 58% респондентов полностью прекратили свою деятельность. Краснодарский край – основной курортный регион России. В связи с вынужденными мерами ограничения из-за пандемии, недополучил 20% доходов бюджета от туристической отрасли за летний период. Однако сельскому хозяйству края это относится меньше всего. Продукты питания всегда будут пользоваться спросом, значит отрасль будет непрерывно развиваться, решать проблему импортазамещения, автоматизации процессов производства, логистические риски и зависимость от заграничных поставщиков семян, витаминов и другого. Возросшая продовольственная инфляция в связи с сокращением доходов населения из-за пандемии, перераспределение спроса населения, все это неизбежно требует финансовой поддержки АПК со стороны государства. Тем не менее власти региона отчитались, что пандемия не повлияла на объемы экспорта сельхозпродукции и по сравнению с прошлым годом она выросла на 53 млн долларов.

Для решения социально-экономических проблем в 2021 году власти Краснодарского края выделили 2,6 млрд рублей в рамках инвестиций ряда проектов, представленных в первой главе данной работы. Большая часть инвестиций направлена на создание и реализацию промышленных проектов в Краснодаре и Анапе.

Губернатор Кубани ещё в 2020 году обратил внимание на необходимость поддержки малого и среднего бизнеса в крае. Учитывая тот факт, что доля по вкладу малого и среднего бизнеса в ВРП края составляет 35%, по сравнению с другими регионами страны. Для привлечения средств были созданы инвестиционные фонды и проведен Российский инвестиционный форум в 2020 году. Основной темой форума было развитие всех отраслей экономки, человеческого капитала и технологий и возможность их работы в совокупности и равномерно [8]. Так как в крае основные производственные мощности приходятся на аграрное и сельскохозяйственное производство, то это были и будут основные источники финансирования [7].

На основании проведенной оценки показателей социально-экономического развития выделен ряд актуальных проблем:

1. Транспортно-логистическая. Рассмотрим данную проблему в разрезе относительно автомобильных дорог. Не секрет, что автодороги крупных городов Кубани по-прежнему заполнены машинами, т.е. «пробками». Испытывает большие проблемы не только общественный транспорт, логистический (всех направлений деятельности), но и личный индивидуальный. Огромное значение имеет конечно же качество дорожного полотна, своевременные ремонты и строительство новых дорог. Многолетней проблемой городов юга России остается транспорт большегрузный и крупногабаритный, передвигающийся с многократным превышением норм по объемам перевозимых грузов. Это приводит не только к скоплению автотранспорта, но и износу, продавливанию дорожного полотна.

2. Инфраструктура. Эта наболевшая проблема всего Краснодарского края: строительство поликлиник, больниц, школ и детских садов, сооружение ливневых канализаций – всегда актуально и востребовано на фоне быстрорастущих многоэтажных микрорайонов в больших городах особенно.

3. Экология. Глобальной проблемой по-прежнему остается загрязнение бассейна Черного моря нефтепродуктами, скоплением твердых отходов и мусора, сточными водами предприятий, утечкой канализационных вод и другими отрицательными факторами жизнедеятельности человека.

Для решения вышеперечисленных проблем можно предложить:

1. Решение транспортно-логистической проблемы может занять годы, но для увеличение пропускной способности автодорог тяжелогрузного состава необходимо строить окружные дороги, минующие города и населенные пункты; ужесточать меры воздействия при прохождении весового контроля; для личных автомобилей и не только – возводить многоуровневые авторазвязки, выделять спецполосы для общественного транспорта; планировать строительство новых дорог с максимальным запасом на увеличение его количества; усилить мониторинг всех дорог и создавать максимально безопасную обстановку.

2. Решение строительства инфраструктуры населенных пунктов и городов Кубани напрямую зависит от финансирования данного аспекта, как из федеральной казны, так и региональной. Необходимо также обязать застройщиков многоэтажных микрорайонов городов возводить объекты социального назначения, ужесточать контроль проектирования данных построек на местном уровне и региональном, проводить соцопросы граждан, живущих в данном районе о необходимости строительства того или иного здания социального назначения, учитывать мнение независимых экологических объединений и общественности.

3. Решение экологического вопроса весьма многогранно. В частности в портах Черного моря необходимо усилить контроль и наказание за выбросы и микроразливы топлива судами.

Выводы

Делая выводы из всего выше перечисленного, можно сказать, что ведущая цель по обеспечению выполнения положений Стратегий Краснодарского края, будет связана с контролем реализации Плана мероприятий и государственных программ. При этом все направления должны быть скоординированы, взаимосвязаны и регулярно обновлены в зависимости от актуализации процесса.

Одним из важных факторов реализации Стратегии развития является формирование системы брендирования региона и продвижение брендов, как независимого края в целом, так и, отдельных территорий и флагманских проектов.

Для достижения положительных результатов Стратегии необходимо активизировать муниципальный уровень управления, грамотно выполнять разработку и обновление документооборота стратегического планирования муниципальных образований всех городов края, создавать системы органов публичной власти, осуществлять неукоснительный мониторинг, координацию и стимулирование действий всех ветвей исполнительной власти на местах.