Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

TOOLS FOR STIMULATING THE PRODUCTION OF THE FINAL PRODUCT IN THE TIMBER INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Romushkina D.D. 1 Likhter A.V. 2
1 «RUSAL Accounting Center LLC»
2 Reshetnev Siberian State University of Science and Technology
The article discusses the tools that affect the production of the final product in the timber industry of the Russian Federation. To stimulate such production, it is necessary to have a regulatory framework, high efficiency of state support and regulation of transport tariffs for the transportation of forest goods. Analysis of regulatory documents in this area shows that, firstly, there are no rules governing the requirements for construction technologies of buildings with a wooden frame, from glued wooden beams and houses made of solid wood (log cabins), secondly, the current rules do not include information about new construction technologies, and thirdly, the lack of fire safety requirements for the construction of multi-storey wooden houses and public buildings leads to the inability to accept such houses into operation during their construction. When analyzing the state program of preferential lending for the construction of a wooden house, it was revealed that small and medium-sized enterprises are being washed out of participation in this program, banks are not ready to implement such a program, the program provides for a very short period of subsidizing program participants, compared to other programs of lending to the population. The amount of tariffs for rail transport forces small and medium-sized enterprises to use road transport, while the transportation of timber and sawn timber by gondola cars and platforms from the railway becomes unprofitable. The identified problems allowed us to formulate reasonable proposals for changing the situation and to make a forecast of the volume of production of the final product of the timber industry for the future until 2030.
timber industry
final product
wooden house construction
transportation costs
deep processing of wood

Цель исследования: определить направления совершенствования инструментов стимулирования производства конечного продукта в лесопромышленном комплексе Российской Федерации

Материалы и методы исследования

В работе использовались методы, обусловленные задачами исследования – методы анализа и обобщения, метод информационного поиска, методы прогнозирования, основанные на функции Excel «Предсказ»

Результаты исследования и их обсуждение

Характеристика существующих инструментов стимулирования конечного продукта в лесопромышленном комплексе Российской Федерации, их недостатки и предложения по совершенствованию

В настоящий момент лесопромышленный комплекс России динамично развивается. Темпы роста целого ряда ее сегментов, в том числе производство древесно-стружечных плит и топливных гранул, в последние годы значительно превышали темпы роста российской экономики. Тем не менее, имеется значительный нереализованный потенциал для развития отрасли в области увеличения конечного продукта из древесины более глубокой степени переработки.

Потенциал развития производства конечного продукта в российском лесопромышленном комплексе в полной мере может быть реализован только с помощью инструментов государственной поддержки. Существуют следующие инструменты стимулирования производства конечного продукта:

− нормативно-правовое регулирование некоторых аспектов деревянного домостроения;

− государственная программа льготного кредитования на строительство деревянного дома;

− транспортные тарифы на перевозку продукции ЛПК.

В России действует большое количество законов и подзаконных актов в сфере строительства деревянных домов. До недавних пор деревянное строительство имело один СНиП II-25-80 «Деревянные конструкции», который устанавливал стандарты только на одноквартирные дома с деревянным каркасом.

В 2020 году были опубликованы документы, которые регламентируют проектирование многоквартирных деревянных домов и общественных зданий с применением деревянных конструкций высотой до 28 метров (7 этажей): Свод правил (СП) 452.13225800.2019 и 451.13225800.2019.

Данные нормативные документы разрешают строительство деревянных пунктов полиции, учреждений здравоохранения, школ, детских садов, вузов, объектов дорожной инфраструктуры, рекреационных объектов, объектов городской инфраструктуры.

На данный момент существует несколько проблем, которые касаются нормативной документации, связанной с деревянным домостроением:

− отсутствуют своды правил (СП), которые регламентируют требования к технологиям строительства зданий с деревянным каркасом, из клееного деревянного бруса и домов из цельной древесины (срубов);

− действующие СП на проектирование деревянных домов и общественных зданий не имеют информации о новых технологиях строительства [1];

− отсутствуют требования пожарной безопасности на строительство многоэтажных деревянных домов и общественных зданий.

Введение вышеупомянутых СП является определенным прорывом, так как преимуществами деревянного домостроения могут стать себестоимость, скорость строительства, возможность реализации строительства в удаленных районах, а также высокий показатель теплоизоляции. Новые СП позволят уменьшить количество случаев постройки домов ненадлежащего качества, помогут установить стандарты строительства, создадут необходимые ориентиры как у покупателей, так и для производителей.

На данный момент есть общие нормы и правила пожарной безопасности независимо от материала строительства. То есть к деревянным домам предъявляются почти такие же требования, что и для бетонных жилых зданий. Отличие заключается только в ограничении этажности – до 28 метров.

Существующие сегодня методики расчета огнестойкости и оценки пожарной опасности не касаются современных индустриальных материалов и конструкций из древесины. Разработка соответствующих пожарных норм – это очень долгий и дорогой процесс, который требует организованной работы целого ряда групп специалистов, в течение длительного времени. Поэтому, в этом вопросе обязательно нужна поддержка государства и его непосредственное участие [9].

Таким образом, можно сделать вывод, что введение в действие СП в 2020 году является преждевременным, поскольку отсутствуют важные нормативные документы, без которых невозможно массовое строительство многоэтажных деревянных домов и общественных зданий. Важно отметить, что строительство многоквартирных многоэтажных жилых домов на Западе стало возможным благодаря изменениям в строительных нормах (например, в Канаде и Финляндии) [14].

Вступившие в действие своды правил, регламентирующие строительство и эксплуатацию деревянных многоэтажек и общественных зданий, несомненно, являются шагом вперёд в плане развития деревянного домостроения. Однако на практике к этим документам требуется дополнительно разработать СП, регулирующий строительство по новым технологиям, а также провести глубокую доработку требований пожарной безопасности [13].

Деревянное домостроение в России в последние годы стало набирать популярность. Согласно опросу Общественного телевидения России, проведенному весной 2018 года, 86% населения хотели бы жить в деревянном доме.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 2018 года № 259 для стимулирования деревянного домостроения с апреля 2018 года применяется льготное кредитование на строительство деревянного дома [2, 3].

Программа заключается в предоставлении из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам в размере 5%, выданным российскими кредитными организациями физическим лицам на приобретение деревянных домов заводского назначения. Данное постановление затрагивает три субъекта экономики: потребители кредита, заводы-производители, кредитные организации (банки).

Условиями государственной поддержки для участия в данной программе являются:

Требования для завода-производителя (подрядчика):

− годовой оборот завода-производителя должен быть не менее 200 млн руб.;

− завод-производитель должен иметь специальную аккредитацию, которая подтверждает уровень и качество выполняемых работ;

− завод-производитель обязан заключить договор с банком об участии в программе;

− срок передачи заводом-производителем деревянного дома заемщику по договору купли-продажи составляет не более 4 месяцев с даты заключения договора.

Если анализировать каждый пункт требований, то появляется ряд вопросов. Так в России лишь 10-15 корпораций соответствуют данному критерию: GoodWood, «Сокольский ДОК», «Теремъ», МДК и ООО «Зодчий» и другие. Главные офисы всех пяти компаний находятся в Москве, но по стране расположены дилеры.

Из-за жестких требований к оборотному капиталу компании-застройщика малые и средние предприятия не могут участвовать в данной программе. Выручка предприятия должна составлять 200 млн руб., что означает, что каждый месяц оно должно производить и продавать, минимум, 7 каркасных домов. Их средняя стоимость, согласно подсчетам, составляет 2,5 млн руб., а это под силу не многим предприятиям. С одной стороны государство хочет оградить потребителей кредита от мелких предприятий, которые могут оказаться однодневками, а с другой – годовой оборот составляет такую сумму, что местные строительные компании, которые считаются крупными в своих регионах и имеют доверие со стороны населения, не подходят под данное условие. Специалисты в области ЛПК считают, что необходимо обеспечить поддержкой малый и средний бизнес, ведь строительством домов из дерева сейчас занимаются преимущественно небольшие бригады. Они строят недорого хорошие дома из срубов, но они не могут участвовать в программе, так как не производят готовые конструкции.

Аккредитация проводится ассоциацией деревянного домостроения, которая представляет собой профессиональное сообщество, объединяющее в себе более 100 компаний, работающих в сфере деревянного домостроения. Аккредитация проводится по определенной методике, заключающей в присвоении баллов, той компании, которая проходит аккредитацию за ответы на поставленные вопросы [4].

Так как завод-производитель обязан заключить договор с банком об участии в программе, первый должен найти банк самостоятельно. Так как список банков-участников пока не утвержден, завод-производитель оказывается в затруднительной ситуации, так как непонятно какой банк работает с данной программой, а какой – нет.

Установление срока передачи заводом-производителем деревянного дома заемщику по договору купли-продажи не более 4 месяцев с даты заключения договора позволяет заемщикам быть уверенными, что в течении конкретного периода он получит свою недвижимость.

Официальных требований, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 259, к потребителю кредита нет. Однако, требования могут выдвигать кредитные организации. Основным требованием является первоначальный взнос по кредиту – 10% от стоимости приобретаемого дома без учета стоимости монтажа, доставки, фундамента, окон и дополнительных услуг.

Требования для кредитных организации (банки) описаны ниже.

Во-первых, валютой кредитования являются российские рубли;

Во-вторых, залогом имуществом может быть недвижимость или залогом может быть иной ценный объект, принадлежащий ему. То есть, в момент оформления кредиты еще нет дома и права собственности на него, поэтому обременение именно на этот объект наложить нельзя. Но банк может попросить в залог другое имущество заемщика, или нужно будет предоставить поручительство. Таким образом, если у потребителя есть земельный участок, но нет другого жилья, то данная программа ему не подходит;

В-третьих, банк должен заключить договор с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, следуя порядку, установленному Постановлением Правительства № 259;

В-четвертых, банк обязан представить в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации отчет о достижении показателя результативности использования субсидии. В отчете должны быть сведения о плановом и фактическом количестве деревянных домов заводского изготовления, приобретенных за счет кредитов, на основе чего высчитывается показатель результативности. В случае недостижения кредитной организацией показателя результативности использования субсидии к ней применяются штрафные санкции;

В-пятых, максимальный срок кредита 3 года. Получая дынный кредит, потребитель обязан рассчитаться с банком за этот срок – это крайне мало. Некоторые банки идут навстречу заемщикам и увеличивают срок расчетов до 15 лет, однако данное послабление действует не во всех кредитных организациях.

Для оценки условий кредитования в рамках рассматриваемой государственной программы сравним условия кредитования по программам с государственной поддержкой, потребительского кредита и ипотечного кредита на строительство дома.

В таблице 1 представлен анализ ежемесячных платежей и переплаты по вышеназванным видам кредита. Данные по ставкам были взяты по усредненным значениям.

Кредит на 3 года позволяет получить экономию на уплаченных процентах, однако платеж около 60 тыс. рублей в месяц может быть непосильным для большинства заемщиков. Потребительский кредит или ипотека могут иметь большую привлекательность у заемщиков из-за ежемесячного платежа в 2 раза меньше кредита с субсидиями от государства, даже несмотря на большой срок. Таким образом, можно выделить первый недостаток программы, который заключается в очень коротком сроке субсидирования.

Таблица 1

Сравнение условий по кредитам

Наименование

Условия кредита

Кредит с государственной поддержкой

Потребительский кредит

Ипотека на строительство дома

Сумма кредита, руб.

2 000 000

2 000 000

2 000 000

Срок кредита, лет

3

10

10

Ставка, %

7

12

10,5

Ежемесячный платеж, руб.

61 800

28 700

27 000

Переплата по кредиту, руб.

223 150

1 443 300

1 238 440

В-шестых, максимальная сумма кредита 3,5 млн руб. Однако, оформление кредита на здания, стоимость которого выше 3,5 млн руб. возможно, но при условии, что 5% субсидия, выдаваемая государством, покроет лишь часть общего займа. Остальное потребителю придется погасить по полной кредитной ставке.

Необходимо отметить, что банки не были готовы технологически к реализации такой сложной программы и до сих пор считают, что деревянные дома являются рисковыми объектами инвестирования, хотя современные технологии давно превратили строения из дерева в долговечное и безопасное жилье.

В первый год действия программы в федеральном бюджете было заложено около 198 млн руб. Предполагалось, что плановое количество деревянных домов заводского изготовления составит 2500 единиц. Однако, фактическое количество деревянных домов заводского изготовления, приобретенных за счет кредитов составило 14 кредитных договоров. Следовательно, показатель результативности составил 0,0056, что подтверждает нерезультативность программы [5].

Предприятия могут закладывать в себестоимость товара расходы до четырех стадий транспортировки и хранения.

В таблице 2 представлена доля расходов на транспортировку продукции в себестоимости крупных предприятий ЛПК, металлургии и нефтяных компаний.

Согласно анализу затрат на транспортировку продукции доля транспортных расходов в себестоимости продукции крупных российских предприятий ЛПК составляет 10-22%. Сумма транспортных затрат крупных предприятий отличается от средних и мелких, у которых данные затраты могут составлять от 30% себестоимости. Доля транспортных затрат у предприятий металлургической отрасли составляет 1-6%, доля транспортных затрат для предприятий нефтяной отрасли ~ 8,45%, Такие различия связаны с разными тарифами на перевозку продукции ЛПК, металлургии и нефтяной отрасли. К перевозкам древесины применяются стандартные тарифы без послаблений, что негативно сказывается на конечной стоимости продукции, делая ее менее конкурентоспособной по сравнению с продукцией западных стран [6].

Экономика перевозки лесных грузов по железной дороге складывается из нескольких составляющих.

Во-первых, это аренда подвижного состава и расходы на услуги перевозки на путях.

Большая часть перевозок осуществляется через ОАО «РЖД», так как компания продолжает единично владеть и предоставлять услуги локомотивной тяги и инфраструктуры общего пользования (пути, ток из контактной сети), что сохраняет за компанией статус естественной монополии, подлежащей государственному регулированию.

Однако у ОАО «РЖД» осталось незначительное количество вагонов. Основным парком грузовых вагонов (95%) владеет частный бизнес. Операторы, которые владеют вагонами, сдают их в аренду грузоотправителям.

Таблица 2

Доля расходов на транспортировку продукции в себестоимости, 2019 г.

Предприятие

Себестоимость продукции, тыс. руб.

Расходы на транспортировку продукции, тыс. руб.

Удельный вес расходов на транспортировку продукции в себестоимости,%

Предприятия ЛПК

АО ««Группа «Илим»

75 069 517

8 234 987

10,97

SegezhaGroup

39 423 999

6 783 815

17,21

АО «МондиСыктывкарский ЛПК»

32 023 535

6 815 927

21,28

Предприятия металлургии

ОК «РУСАЛ»

502 235 265

27 114 390

5,40

ПАО «ГМК «Норильский Никель»»

279 129 645

5 447 640

1,95

Предприятия нефтяной отрасли

ПАО «НК «Роснефть»

8 676 000 000

733 000 000

8,45

За последние четыре года значительно повысилась ставка аренды подвижного состава – полувагонов. Например, в 2015 году ставка за сутки аренды вагона была 620 руб., а в феврале 2019 года – 2300 руб., то есть выросла более чем на 370%. Это может быть связано с ощутимой нехваткой вагонов. Большую конкуренцию за вагоны составляют перевозчики угля и исполнители контрактов федерального значения.

На сегодняшний день острый дефицит вагонов стал проблемой для перевозчиков всех грузов, не только лесных. Дефицит вагонов вызван, во-первых, их списанием из-за износа, достижения предельного срока службы и аварий, а во-вторых, искусственно создаваемой крупнейшими операторами нехваткой для получения сверхприбылей. Если раньше в таких случаях можно было осуществлять перевозки на вагонах ОАО «РЖД», то теперь это почти невозможно [7].

Эксперты ЛПК утверждают, что многие мелкие и средние компании стараются не пользоваться услугами ОАО «РЖД» для перевозки собственной продукции. Прежде всего, это относится к компаниям из регионов с хорошо развитой сетью автомобильных дорог.

Во-вторых, плата за провозной путь на территории страны (стран), по которой транспортируется груз. За каждый километр пути на территории России ОАО «РЖД» будет списывать определенную сумму, в зависимости от тарифного класса груза.

Все грузы, перевозимые ОАО «РЖД», делятся на три тарифных класса. К первому классу относятся сырьевые грузы, транспортная составляющая в цене которых превышает 15%: это «социально значимые», «низкодоходные» грузы – уголь, железная руда, необработанная древесина, цемент и другие стройматериалы. Их перевозка производится по заниженным расценкам. Ко второму классу относятся остальные грузы с долей транспортной составляющей от 10% до 15%, в том числе зерно и другая пищевая продукция, нефть и основные нефтепродукты, минеральные удобрения. Второй класс грузов РЖД перевозит по себестоимости. К третьему классу относится готовая продукция с транспортной составляющей менее 10% – ее перевозят по повышенному тарифу, чтобы компенсировать перевозки первого класса.

При средней доходной ставке ОАО «РЖД» в 432,5 коп/10 т-км видно, что ряд грузов едет по более высоким тарифам (рисунок1) [8]. Это связано не с географией грузопотоков, а именно из-за применяемой тарифной сетки. Цветные металлы, кокс, строительные грузы и каменный уголь перевозят более низкими тарифами, поэтому доходная ставка у них ниже средней.

В структуре грузовых перевозок ОАО «РЖД» за январь-февраль 2019 г. наибольшую долю занимают перевозки каменного угля (рисунок 2). Лесные грузы составляют 3,43% грузовых перевозок, что в натуральном выражении 7,05 млн тонн.

Doc24.pdf

Рис. 1. Доходная ставка ОАО «РЖД» при перевозке некоторых грузов в 2017-2019 гг., коп./10т-км

Doc25.pdf

Рис. 2. Структура грузовых перевозок ОАО «РЖД» за январь-февраль 2019 г.

Согласно данным о доходных ставках и объемах перевозок можно сделать вывод, что доходная ставка не зависит от объемов перевозок. Каменный уголь занимает 30,72% грузовых перевозок с доходной ставкой почти в 2 раза меньше, чем у лесных грузов, однако и те и другие имеют 1 тарифный класс.

Прежде всего, это связано с дополнительными коэффициентами на перевозку этих грузов. Так же на лесоматериалы и пиломатериалы применяется дополнительный коэффициент на перевозку в универсальных полувагонах и платформах.

В связи с этим перевозка лесоматериалов и пиломатериалов полувагонами и платформами становится невыгодной. Поэтому грузоотправители активно осуществляют переход на контейнерные перевозки. На такой переход влияет и переориентация с экспорта круглого леса на деревообработку внутри страны с последующим экспортом уже готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, что требует более бережной транспортировки.

Предложения, связанные с совершенствованием нормативно-правового регулирования деревянного строительства описаны ниже.

Во-первых, необходимо введение СП для строительства зданий с деревянным каркасом, из клееного деревянного бруса и домов из цельной древесины (срубов) с учетом новых технологий.

Новые СП позволят не только продвигать многоэтажное деревянное домостроение, но и позволят регулировать строительство частных домов. По статистике Минпромторга, в России ежегодно строится около 8 млн кв. м деревянных частных домов. Дома из срубов, клееного бруса и деревянного каркаса сейчас строят в лучшем случае по устаревшим правилам, заимствованным из канадских норм и технологий 1990-х годов. В худшем – без норм, кустарным образом, без проектов, договоров и гарантий.

Высотное деревянное домостроение должно соответствовать определенным критериям безопасности (надежности) и качества. Данные критерии должны учитываться при проектировании здания и при организации строительства.

Во-вторых, назрела необходимость создания норм пожарной безопасности на строительство и эксплуатацию многоэтажных деревянных домов и общественных зданий.

Так как при строительстве многоэтажных деревянных домов используются новые деревокомпозитные материалы и технологии, необходимо провести огневые испытания для оценки огнестойкости деревянных конструкций и выявить параметры пожарной безопасности. Необходимо определить параметры пожарной безопасности для разной этажности здания [9].

На сегодняшний день в России отсутствуют нормы и испытания пожарной безопасности на строительство многоэтажных деревянных домов и общественных зданий, что является следствием несистемного подхода к разрешению их строительства. Многоэтажный деревянный дом может быть построен согласно нормам строительства, но так как отсутствуют четкие нормы пожарной безопасности, массового строительства может и не быть, так как такой дом нельзя будет ввести в эксплуатацию.

Предложения по совершенствованию государственной программы льготного кредитования на строительство деревянного дома включают в себя четыре предложения, представленных ниже.

1. Увеличение срока действия программы до 2025 года. Изначально программа была рассчитана на один год. Далее каждый год срок программы продлевали на еще один год [12].

Старт данной программы был дан в 2018 году в рамках выполнения Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года [10], в которой большая роль отводится деревянному домостроению. На практике же получается, что рассматриваемая программа льготного кредитования не поддерживает решение задач, поставленных в Стратегии, так как может закончиться в любой момент. Такая неопределенность со сроками реализации программы приводит к ее нерезультативности и тому, что потенциальные кредиторы, заемщики и заводы-изготовители либо не знают о такой программе, либо игнорируют ее.

Необходимость увеличение срока программы так же обусловлена не полным освоением денежных средств выделенных в 2018 и 2019 годах (на выполнение программы ежегодно выделяются средства в размере 200 млн руб.).

По истечению срока программы, необходимо подвести ее результаты, и скорректировать их в соответствии со Стратегией.

2. Необходимо снизить требования к годовому обороту заводу-производителю. Чаще всего строительные компании, занимающиеся возведением деревянных домов, – это небольшие организации с ограниченным набором доступных для заказа проектов. Число возводимых ими за сезон объектов исчисляется десятками, но никак не сотнями, поэтому обороты деятельности таких компаний не дотягивают до требований государственной программы.

3. Увеличение срока кредита на 8 лет. На данный момент ежемесячный платеж в рамках кредита по данной программе составляет примерно 60 тыс. руб. при сроке кредита 3 года. Согласно допустимому уровню кредитной нагрузки, составляющей в среднем 30% от доходов, население страны в общей массе не может позволить себе данный платеж.

Известно, что уровень доходов населения РФ неравномерен. Исходя из среднемесячной номинальной заработной платы, характерной для разных федеральных округов РФ, определен подходящий срок по кредиту для населения каждого федерального округа (таблица 3) в рамках реализации рассматриваемой программы. Срок кредита определен исходя из средней кредитной нагрузки.

Несмотря на то, что данный расчет является грубым, он демонстрирует тот факт, что существующие условия программы неоптимальны. В целом по Российской Федерации оптимальным является увеличение срока кредита в рамках реализации программы до 8 лет. Либо необходимо конкретизировать условия программы на уровне каждого субъекта страны.

Увеличение срока кредита позволит населению более активно принимать участие в программе на выгодных для себя условиях.

Таблица 3

Анализ сроков кредита для разных округов Российской Федерации

Федеральный округ

Среднемесячная номинальная заработная плата (1 человек), руб.

Среднемесячная номинальная заработная плата

(2 человека), руб.

Допустимый уровень кредитной нагрузки, руб.

Оптимальный срок кредита при ставке 7%, лет

Переплата, руб.

Российская

Федерация

47 419,83

94 839,67

28 451,90

8

617 674,00

ЦФО

60 395,69

120 791,38

36 237,42

6

455 057,00

СЗФО

52 640,05

105 280,10

31 584,03

7

535 570,00

ЮФО

34 276,59

68 553,18

20 565,96

10

786 604,00

СКФО

29 201,08

58 402,15

17 520,65

10

786 604,00

ПФО

34 382,63

68 765,27

20 629,58

10

786 604,00

УФО

50 709,25

101 418,50

30 425,55

7

535 570,00

СФО

40 815,32

81 630,63

24 489,19

9

701 356,00

ДФО

55 995,65

111 991,30

33 597,39

6

455 057,00

4. Необходимо разработать единый реестр, в котором будет информация обо всех участниках данной программы для каждого региона страны. В данный реестр необходимо собрать информацию о банках, участвующих в программе и перечень заводов-изготовителей, с которыми они сотрудничают. Реестр может быть утвержден и расположен на сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, так как именно они предоставляют субсидии.

Совершенствование вышеперечисленных инструментов позволит увеличить спрос на строительство деревянных домов у населения и даст возможность малому и среднему бизнесу учувствовать в данной программе.

В рамках снижения затрат на транспортировку конечной продукции в лесопромышленном комплексе предлагается ряд мероприятий, описанных ниже.

1. Предоставление субсидии ОАО «РЖД» на перевозки по территории страны грузов в контейнерах. Субсидирование контейнерных перевозок по железнодорожной дороге повысит спрос на услуги ОАО «РЖД» и снизит затраты на транспортировку конечной продукции ЛПК.

2. Снижение тарифной ставки на железнодорожные перевозки продукции ЛПК. Проблема высоких тарифных ставок для перевозки лесных грузов 1 класса имеет место быть как на перевозки на короткие, так и на длинные расстояния.

При анализе состояния ЛПК в России было выявлено, что в субъектах СФО и ДФО в основном сосредоточены предприятия по лесозаготовке, а на Западе страны – по лесопереработке. Поэтому компании вынуждены закладывать в себестоимость своей продукции затраты на перевозку на дальние расстояния.

3. Смена 3-го тарифного класса для перевозки пеллет на 1-ый класс. Необходимо отметить, что уголь, как твердое биотопливо перевозится по 1 тарифному классу.

Смена тарифного класса повлечет за собой снижение тарифов на перевозку биотоплива, которое может послужить стимулом для создания цехов по выпуску пеллет на всех предприятиях лесопиления и деревообработки. Так же пеллеты могут поставляться в крупные города и населенные пункты, где в них есть потребность и в большей степени использовать экспортный потенциал по биотопливу.

Мероприятия, снижающих затраты на транспортировку конечной продукции ЛПК в конечном итоге, стимулирует развитие предприятий, ориентированных на создание конечного продукта внутри страны.

Прогноз развития производства конечного продукта в лесопромышленном комплексе Российской Федерации

Для определения эффективности предложенных корректировок программы был сделан прогноз количества кредитных договоров на постройку деревянного дома до 2025 года. Прогнозные значение были сформированы с использованием функции Excel «Предсказ», в соответствии с рисунком 3.

При внесении корректировок в государственную программу количество кредитных договоров на постройку деревянного дома увеличится на 331% по сравнению с современной ситуацией.

Для оценки результативности предложений на основе данных развития лесного комплекса на период до 2030 года и оценки экспертов в области ЛПК, был сделан обобщенный прогноз по росту конечных продуктов ЛПК с 2020 г. до 2030 г., в соответствии с рисунком 4.

По данным прогноза производство конечного продукта в ЛПК вырастет на 38% по сравнению с 2020 годом, в котором производство конечного продукта составило 223 млн куб. м.

Doc26.pdf

Рис. 3. Прогноз количества кредитных договоров в рамках реализации государственной программы

Doc27.pdf

Рис. 4. Прогноз объемов производства конечного продукта ЛПК, млн куб. м.

Заключение

Фактором развития конечного продукта ЛПК должна стать комплексность инструментов по стимулированию глубокой переработки древесины и соблюдения баланса интересов потребителей на внутреннем и внешнем рынках. При этом изменится структура экспорта в пользу повышения в нем доли конечных продуктов более глубокой переработки.