Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1
1
-

Введение

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития общества является проблема безработицы, показатель которой является одним из ключевых составляющих оценки общего состояния экономики, для оценки его эффективности.

Изучение проблем на рынке труда, исследование его перспектив и направлений развития являются важными не только в теоретическом, но и в практическом аспекте, так как, проводимые в настоящее время в России преобразования направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики и отношения, складывающиеся на рынке труда затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Претерпевшие серьезные изменения структура экономики и система занятости, высокая безработица все больше выступают в качестве факторов социального риска, поскольку в отличие от других рынков рынок труда имеет социальную направленность: с одной стороны, доходы от трудовой деятельности являются основой благосостояния большей части населения, с другой – безработица, неполная занятость ведет к негативным последствиям, выражающимся в росте социальной напряженности, ухудшения социально-экономических показателей.

Цель исследования

Особую значимость процессы, происходящие в сфере социально-трудовых отношений, приобретают на региональном уровне, выступая чаще всего в качестве деструктивного фактора развития региона. Следует подчеркнуть, что каждый регион в силу своего своеобразия – уровня социально-экономического, культурного и политического развития, менталитета народов проживающих, на определенной территории, а также национальных традиций и обычаев, имеет свои региональные особенности формирования и развития рынка труда.

В условиях значительной дифференциации уровня развития рынков труда субъектов РФ реально выполнимыми являются задачи снижения уровня безработицы и повышения темпов создания рабочих мест до среднероссийских значений в наиболее кризисных регионах [1]. Понятно, что восприимчивость к регулирующим мерам и воздействиям на рынок труда в разных по уровню урбанизации регионов неодинаковая, что требует анализа ситуации в них, выявления наиболее острых проблем и возможностей их решения.

Материал и методы исследования

Существует ряд показателей, по которым может быть оценена ситуация на рынках труда регионов, которые могут быть использованы как основные показатели для межрегиональных сравнений:

– уровень безработицы;

– число безработных на одну заявленную вакансию;

– длительность поиска работы безработными.

Данные показатели являются наиболее быстро реагирующими на изменения положения на рынке труда, и существенное их превышение среднероссийских значений в регионах является показателем ухудшения ситуации на рынке труда[2].

Результаты исследования и их обсуждение

Наиболее устойчивое положение на рынке труда России занимает Центральный федеральный округ, где уровень безработицы держится на минимальном уровне; в явных аутсайдерах – слабоурбанизированные регионы Южного федерального округа. Самый высокий показатель уровня безработицы в 2016 г. наблюдался в Республике Ингушетия (30,5 %), что в 18,9 раза больше, чем в Санкт-Петербурге с наименьшим показателем 1,6 %. Число безработных на одну вакансию колебалось от 0,2 человека в Сахалинской и Еврейской автономной областях до 48,3 человек в Республике Ингушетия.

Особенности слабоурбанизированных регионов, отражающиеся на функционировании рынков труда, формируются под воздействием нескольких ключевых факторов: отставания начала урбанизационных процессов в отличии от других регионов, периферийного положения по отношению к наиболее освоенной части страны и отсутствия крупных промышленных центров.

Основными проблемами на рынках труда слабоурбанизированных регионов являются:

– сохранение высокого уровня безработицы, особенно сельской, которая имеет более длительный и устойчивый характер;

– значительное число безработных на одну заявленную вакансию.

Динамика ситуации на рынках труда слабоурбанизированных регионов за 2005–2016 гг. представлена в табл. 1.

Таблица 1

Показатели, характеризующие состояние рынка труда слабоурбанизированных регионов

 

Годы

Уровень безработицы, %

Среднее время поиска работы безработными, мес.

Уд. вес безработных, ищущих работу 12 мес. и более, %

Числ. незанятых граждан в расчете на одну заявленную вакансию

Российская Федерация

2005

7,2

8,6

38,5

2,5

2010

7,5

7,5

29,9

1,8

2016

5,5

7,6

29,6

0,9

Слабоурбанизированные регионы

Респ. Адыгея

2005

12,9

11,7

63,9

6,3

2010

9,2

8,7

38,4

1,6

2016

9,0

7,4

27,0

1,2

Краснодарский кр.

2005

7,5

7,9

32,6

0,7

2010

6,7

6,7

23,5

0,7

2016

5,8

6,9

22,0

0,9

Респ. Калмыкия

2005

18,0

11,4

65,0

11,9

2010

15,0

9,5

47,2

13,7

2016

10,6

11,0

58,9

1,6

Респ. Дагестан

2005

22,3

11,7

63,8

101,3

2010

14,8

8,5

36,9

94,8

2016

10,9

8,4

27,7

27,6

Респ. Ингушетия

2005

64,9

8,7

30,9

706,9

2010

49,7

9,9

33,2

723,7

2016

30,2

13,1

73,1

48,3

Кабардино-Балкарская респ.

2005

23,4

12,1

64,2

22,3

2010

12,7

8,7

42,4

4,6

2016

10,3

11,5

63,7

2,4

Карачаево-Черкесская респ.

2005

13,6

12,9

75,7

9,6

2010

10,3

12,6

74,7

6,3

2016

14,4

10,5

56,5

2,9

Чеченская респ.

2005

2687,8

2010

43,1

10,5

10,5

352,9

2016

15,8

9,6

38,7

30,2

Ставрополь-ский кр.

2005

6,9

9,6

44,8

2,6

2010

6,9

7,9

33,7

3,0

2016

5,7

7,6

26,0

0,7

Респ. Бурятия

2005

12,0

8,5

41,3

4,3

2010

10,4

9,1

44,7

1,9

2016

9,6

9,1

42,0

1,0

Алтайский кр.

2005

9,0

8,8

42,2

8,5

2010

8,8

8,3

38,1

4,5

2016

8,6

7,7

28,8

1,3

Респ. Алтай

2005

10,0

10,0

53,2

8,5

2010

12,3

8,2

36,1

4,5

2016

12,0

8,0

42,0

2,1

Респ. Тыва

2005

21,8

11,1

61,3

37,3

2010

22,0

10,5

59,5

12,4

2016

16,6

12,0

69,3

3,0

Примечание. Составлено по данным: Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. М.: Росстат, 2006. С. 137-138, 141-142; Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. М.: Росстат, 2011. С. 122-123, 126-127; Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. М.: Росстат, 2017. С. 212-213, 216-217.

Несмотря на сохраняющуюся неблагополучную ситуацию на рынках труда большинства слабоурбанизированных регионов, существуют возможности их развития при правильном расставлении приоритетов, целей и задач модернизации экономики, с учетом региональных особенностей социально-экономического развития, территориальной специализации, роли в системе национальной экономики. Сферами возможных направлений развития рынков труда слабоурбанизированных регионов являются туризм, сельское и лесное хозяйство, возобновляемые источники энергии, добыча сырья и его переработка.

Объемы финансирования направлений снижения безработицы в регионах определяются на основе изучения возможностей получения средств в рамках федеральных, региональных и ведомственных целевых программ, а также бизнес-проектов крупных фирм, работающих в регионе.

В отличие от урбанизированных регионов, где рынок труда регулируется за счет создания современной инфраструктуры, ускорения переливов рабочей силы между отраслями, в слабоурбанизированных регионах регулирование рынка труда связано с методами косвенного и прямого экономического воздействия на рынок труда, его государственной поддержки средствами инвестиционных программ содействия занятости, создания новых рабочих мест.

Следует отметить, что методы и подходы к регулированию рынков труда слабоурбанизированных регионов должны базироваться как на общих принципах регулирования рынка труда, основных направлениях политики занятости в стране на данном этапе ее развития, так и на региональных особенностях этой политики, специфике социально-экономического развития слабоурбанизированных регионов и особенностях функционирования рынков труда в них.

В настоящем исследовании с учетом основных инструментов и методов регулирования рынка труда нами предложена классификационная матрица методов снижения безработицы (табл. 2). В данной матрице методы снижения безработицы распределены по уровням управления и по сферам, позволяющим определить приоритеты в регулировании рынка труда: социальная (формирование благоприятных социальных условий для развития рынка труда), инновационная (создание благоприятных экономических условий для инновационной деятельности), финансово-кредитная и инвестиционная (финансовые ресурсы и инструменты, инвестиционная активность, кредитная политика), организационно-техническое обеспечение (благоприятные условия для развития крупных инвестиционных проектов, бизнеса, условия в техническом обеспечении), нормативно-правовое обеспечение (система федерального законодательства, охватывающая все аспекты отношений в трудовой сфере, проецируемая на региональный уровень).

Таблица 2

Классификация методов снижения безработицы

Сферы

Уровни

Социальная сфера

Инновационная сфера

Финансово-кредитная и инвестиционная сферы

Организационно-техническое обеспечение

Нормативно-правовое обеспечение

Макроуровень

Страна

– реализация федеральных программ по развитию производств в регионах;

– разработка перспективных программ создания и сохранения новых рабочих мест;

– развертывание новых программ строительства жилья и создания социально-бытовой инфраструктуры

– эффективная координация государственных действий в сфере инноваций;

– создание стимулов к инновационной деятельности;

– развитие отраслей по приоритетным направлениям инноваций;

– развитие инновационной инфраструктуры;

– внедрение новых технологий

– расширение сферы и перечня инструментов кредитования экономических субъектов;

– введение отдельной статьи в федеральном бюджете, по финансированию программы создания и сохранения рабочих мест

– реализация крупных инвестиционных проектов;

– долгосрочный прогноз потребностей экономики в рабочей силе в разрезе отраслей, видов деятельности, профессий;

– развитие организационных форм, аккумулирующих инновационные разработки;

– создание институциональных структур на стыке интересов власти, бизнеса и населения

– стратегия социально-экономического развития РФ;

– стратегия национальной безопасности Российской Федерации;

– совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения;

– отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;

– стратегия пространственного развития Российской Федерации

Микроуровень

Регион

– развитие социальной инфраструктуры;

– содействие строительству социального и коммерческого жилья;

– развитие рынка доступного жилья;

– разработка документа (программы) содержащего мероприятия по созданию рабочих мест, предусматривающие конкретные меры по созданию экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики

– создание условий для инновационной деятельности;

– формирование системы бизнес структур;

– создание и развитие инфраструктуры поддержки инноваций: технопарков, центра трансфера технологий, инновационных центров

– установление льготных условий страхования рисков субъектами, реализующими инновационные проекты;

– формирование кластеров в сфере традиционных видов деятельности, в сфере туризма

– финансово-кредитная поддержка действующих предприятий, особенно в кризисных ситуациях;

– целевое финансирование создания новых предприятий;

– открытие новых предприятий на средства инвестиционного фонда для реализации крупных инфраструктурных проектов

– создание целевых экономических зон;

– решение проблемы эффективного использования выделенных ресурсов,

– налаживание механизма отбора наиболее перспективных экономических и социальных проектов;

– создание на принципиально новой основе перерабатывающего комплекса продукции традиционных отраслей;

– разработка системы мер по поддержке градообразующих предприятий;

– стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

– региональные целевые программы снижения безработицы;

– формирование политики активной целенаправленной поддержки развития новых производств по переработке сельскохозяйственной продукции;

– региональные нормативные акты, способствующие созданию рабочих мест в перспективных отраслях экономики, поддержке малого предпринимательства

Предприятие

– создание (восстановление) рабочих мест, дающих наибольший экономический эффект;

– сохранение квалификационного потенциала;

– выполнение социальных обязательств

– разработка системы инструментов, повышающих экономическую мотивации к инновационной деятельности;

– стимулирование спроса на инновационную продукцию

– развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

– создание новых инструментов для стимулирования предприятий, создающих новые рабочие места

– внедрение системы перспективного планирования внедрения инноваций;

– внедрение новых технологий;

– применение методов деления и квотирования рабочих мест для молодежи и других социальных групп;

– целевая подготовка кадров при прогнозной диверсификации производства

– создание нормативной правовой основы стимулирования деятельности предприятий и организаций по целенаправленной подготовке кадров;

– создание эффективной системы правовой и социальной защищенности молодежи в трудовой сфере;

– внесение в договоры с работниками и коллективные договоры мер по установлению социальных льгот для молодежи

Представленные уровни регулирования: макроуровень (страна), микроуровень (регион, предприятие) отражают специфику каждого уровня, заключающуюся в том, что каждый из них имеет свою ресурсную базу, экономические интересы, сферы влияния.

Предлагаемые методы снижения безработицы применимы ко всем типам регионов, в том числе и к слабоурбанизированным регионам. Но в слабоурбанизированных регионах они имеют свои особенности, связанные с отставанием социально-экономического развития самих регионов, с необходимостью фискальных мер (финансовых и налоговых льгот для развития предпринимательства); с необходимостью специальных программ для закрепления рабочей силы; с повышенными затратами федерального бюджета для соблюдения социальных стандартов.

Большинство слабоурбанизированных регионов обладают значительными региональными ресурсами социально-экономического развития – это богатая минерально-сырьевая база; запасы лесного, водного фонда; туристско-рекреационный потенциал; большие резервы территорий, свободных для развития бизнеса. При этом недостаток готовых инвестиционных площадок, низкое качество дорог, логистики, телекоммуникаций, информационной поддержки проектов тормозят привлечение инвесторов в слабоурбанизированные регионы.

Для улучшения ситуации на рынке труда в слабоурбанизированных регионах наряду с традиционными методами регулирования рынка труда нами предлагается применение инновационных методов развития региона в целом и рынка труда в частности. Такими инновационные методами являются реализация крупных инфраструктурных проектов, создание целевых экономических зон – формирование кластеров в сфере традиционных видов деятельности (рисунок), которые являются одновременно методами диверсификации экономики, формирования многоукладной экономики и общеэкономического развития региона.

pic_kylgyd_1.wmf

Инновационные методы регулирования рынка труда слабоурбанизированного региона

Одним из успешных путей развития слабоурбанизированного региона мы считаем привлечение масштабных и долгосрочных инвестиций, реализация крупных инновационных проектов, результатом чего станет диверсификация экономики региона, создание новых рабочих мест, сокращения численности безработных, повышение уровня жизни населения региона.

Реализация крупных инвестиционных проектов вызовет развитие социальной, производственной, транспортной инфраструктуры в регионе, размещение производств, опирающихся на использование местных природно-сырьевых ресурсов, вовлечение в хозяйственный оборот разнообразных рекреационных ресурсов.

Так же, как один из эффективных инновационных методов в решении проблем на рынке труда слабоурбанизированных регионов, развития территорий нами предлагается формирование кластеров, с учетом территориальных условий, специализации хозяйства, традиционных видов занятости жителей, населенных пунктов, которые могут стать точками роста регионов и развития рынка труда в них.

В мировой практике формирование кластеров осуществляется на основе конкурентных преимуществ региона с учетом их экономической политики и ресурсного потенциала и общей стратегической линии развития территории[3]. Именно кластер как институциональная форма организации нового технопромышленного и социокультурного уклада увязывает в одно целое общеотраслевое и региональное развитие[4]. Создание специализированных кластеров в регионе создает условия для вовлечения в активную инновационную деятельность всех заинтересованных лиц, независимо от возраста и дает определенную свободу для более оперативного решения вопроса экономической деятельности.

Выводы

Таким образом, диверсификация экономики, формирование многоукладной, инновационной экономики в слабоурбанизированном регионе, будет способствовать развитию экономики региона, расширению сфер занятости, обеспечит наиболее рациональное использование трудовых ресурсов, снижению уровня безработицы, социальной напряженности и интенсивности внутренних миграционных потоков, а обеспечение высокого качества жизни при сохранении традиционного уклада жизни населения, существенно повысит социальную привлекательность региона в качестве места жительства, работы и отдыха.

Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 18-410-170001 р_а.


[1] Ефимова Е.А. Из истории развития региональных рынков труда в России // ЭКО. – 2011. – № 8. – С. 165–166.

[2] Гарсия-Исер М., Голодец О., Смирнов С. Критические ситуации на региональных рынках труда // Вопросы экономики. – 1997. – № 2. – С. 116.

[3] Асаул А.Н., Донгак Б.А. Приоритетные направления кластерной организации предпринимательской деятельности Республики Тыва // Экономические науки. – 2014. – № 11. – С. 378.

[4] Асаул А.Н. Кластерная форма организации экономики как альтернатива отраслевой // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2012. – Т. 165. – С. 312.