Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1 2
1
2
-

Введение

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) созданы все предпосылки для того, чтобы регион стал узнаваемым не только в России, но и в мировом культурно-историческом пространстве, становился одним из инициативных центров мировой креативной индустрии, комфортным пространством для инновационной, творческой деятельности. Республика богата уникальными по содержанию и огромными по масштабам культурно-историческими, социально-экономическими, туристско-рекреационными ресурсами, не имеющими аналогов в мире. Освоение и использование данных ресурсов способствует развитию различных областей жизни региона, в том числе современной сферы услуг и сервисной деятельности.

Сервисная деятельность по определению, это сфера деятельности, целью и результатом которой является удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг. Однако в самом определении понятия «услуга» заключена дуальность и этого понятия, и сферы в целом. В словарях понятие услуга определяется как «действие, приносящее помощь, пользу другому», «результат взаимодействия исполнителя и потребителя», любая оплаченная выгода, неотделимая от своего источника. Таким образом, действие становится услугой только в случае появления того, на кого она направлена, что определяет ее социальную суть и делает ее социальным актом. В этой связи актуальную мысль выразил В.Ф. Буйленко [1], указав, что участие людей в сервисной деятельности позволяет не только организовать выгодное и прибыльное дело, но и укрепить собственную значимость и незаменимость, реализовать ту или иную социальную роль.

Цель исследования. В этой связи изучение истории сервисной деятельности позволяет проследить процесс формирования разных видов потребностей у различных групп населения, выяснить степень динамичности сферы сервиса в зависимости от региональных условий, влияние на процесс становления и развития сервисной деятельности различных социально-экономических, политических факторов.

Материал и методы исследования

Использованные в статье результаты исследований якутских историков, краеведов, архивные данные, позволили выявить факторы, влияющие на процесс становления сферы сервиса в Якутии во второй половине XIX–начале XX века. Основные положения и результаты проведенного исследования приведены ниже.

Результаты исследования
и их обсуждение

В Республике Саха (Якутия), как и в России в целом, сфера сервиса была и остается достаточно трудоемкой, так как наличие большой территории, неблагоприятный климат заставляли прилагать больше времени и сил на строительство и возведение объектов, дорог, чем в регионах с благоприятным климатом и развитой инфраструктурой. Поэтому и развивались вперед те сферы, которые обеспечивали и совершенствовали инфраструктуру. В Якутии таким исторически первым видом сервисной деятельности была ямщицкая и почтовая служба, обеспечивавшая со второй половины XVII века связь казачьих отрядов с центром и отправку ясака. По мнению А.Д. Соколова, по размаху и функциональной эффективности в неблагоприятном климате ямщицкая и почтовая служба являлась уникальным явлением в мире [2]. Также развивались и те сферы, которые обеспечивали ее деятельность, например, кузнечное дело.

В дальнейшем сервисная деятельность приобретает характер самообслуживания, так как потребности в одежде, предметах быта удовлетворялись на основе народных промыслов и народных традиций. Эта тенденция сохранялась вплоть до начала 19 века, когда с развитием городской культуры формируется слой мещан, занятых мелкой торговлей и ремеслом. В структуре городского населения этот слой был самым многочисленным, в середине XIX века в Якутске насчитывалось 298 ремесленников, среди которых хлебники, пекари, булочники, прянички, мясники, портные, сапожники, печники, медники, кузнецы и пр. [3]. Характер ремесленных хозяйств был полунатуральным, что не способствовало развитию ремесла, так как большинство предметов домашнего быта и производственные орудия изготавливались своими руками. Имелись в Якутске и небольшие заводики, производившие мыло, папиросы, свечи, кирпич. Они представляли собой маленькие деревянные постройки, в которых работало небольшое количество работников, и имели небольшие обороты. Мелким ремеслом занимались чаще ссыльнопоселенцы, крестьяне, внося в городскую казну в 30-х гг. XIX в. по 10 руб. По словам Г.А. Попова [4] труд ремесленника зависел и от количества жителей, и от природных условий. И все-таки даже при существующей малочисленности ремесленники являлись важным элементом в становлении городской культуры, наполняя городскую казну и помогая расти и развиваться городу.

По мнению А.И. Яковлева [5] в Якутске ремесло исчезало, если торговля не шла или представление какой-либо услуги не находило клиентов. Так, например, исчезли такие ремесла, как чулочники и перчаточники, шапочники (шляпники), свечники, переплетчики. Жизнеспособными оставались те ремесла, которые производили продукцию или услугу преимущественно по заказу, с разрешения властей и на ограниченный рынок, в основном, при посредстве ручного труда и при ограниченном участии лиц одного и того же общественного класса. Этот факт объясняется особенностью и статусом города Якутска, бывшим, как и другие города Сибири и Дальнего Востока, скорее пунктом сбыта «колониальных» товаров и местом сбора и отправки мяса, пушнины, мамонтовой кости, рыбы в другие регионы, чем городом, который оснащал товарами повседневного пользования свое население и Якутскую область в целом.

Подтверждение вышесказанному находим в документах Национального архива Республики Саха (Якутия). В материалах за 1886/1887 год содержится информация о мастерах, изготавливающих кустарными способами предметы для производства и быта. Так, например, в деле Кузьмы Ксенофонтовича Атласова указано, что он изготавливал на заказ мебель для типографии (столы, холостой реал, наборные доски, шкаф для материала, шест для сушки бумаги и др.) на средства из депозита якутского губернатора. В год он получал из казны примерно 950 руб. [6]. В деле о жалобе крестьянина Михаила Герасимовича о незаконном закрытии его бани в г. Якутске находим сведения о том, что постройка бани была ему разрешена по протоколу за № 997 от 12 декабря 1883 г. Им были получены деньги за место в 264 кв. см, записанные в статьи городских расходов. Баня работала, но, к сожалению, по итогам решения городского собрания через три года была закрыта. Решение было принято большинством голосов (21 голос против одного). Причиной закрытия было то, что при разливе реки спуск нечистот из бани загрязнял городские окрестности [7].

В архивных документах за 1886 г. мы нашли дело о выдаче разрешения на право заниматься фотографированием якутскому мещанину Никите Семеновичу Горохову. В деле содержится прошение Н.С. Горохова якутскому губернатору о выдаче ему «дозволительного свидетельства на занятие фотографией». Разрешение на занятие фотографией было получено после того, как Н.С.Горохов уплатил налог в размере 60 копеек, предоставил «удостоверение о гражданской правоспособности» и справку от исправника о своей благонадежности. Как видно, еще задолго до появления в г. Якутске знаменитого фотоателье В. Приютова услуги фотографа были востребованными [8].

Таким образом, экономической основой процесса становления сферы услуг в Якутии во второй половине 19 века являлось наличие ремесла и кустарного производства, а политической основой – контроль властей за целесообразностью предоставления той или иной услуги и благонадежностью работников.

Большую роль в становлении социального аспекта сервисной деятельности в Якутии сыграли ссыльные революционеры-народники, а позднее эсеры. Они привнесли в развитие этой сферы новый смысл – удовлетворить нужды населения и сформировать определенные социальные отношения, связанные с обеспечением человека жизненными средствами. Лучшая и мыслящая часть населения Якутска, правда, очень немногочисленная, близко соприкасавшаяся с лучшей частью политической ссылки, старалась жить по-иному, стремилась дать общественной жизни новое направление. В результате этого взаимодействия создавались бесплатные библиотеки-читальни, устраивались временные школы, организовывались лекции, концерты и т. д. Горожане пользовались книгами не только из библиотек, но могли приобретать их в книжном магазине Г.Г. Игумнова, который открылся в 1905 г. и существовал до начала 30-х гг. XX в. Это был единственный книжный магазин не только в городе, но и по всей Якутии.

Занимаясь активной политической работой, ссыльные социалисты-революционеры и народники внесли значительный вклад в научное изучение края, в книжное и библиотечное дело, в развитие фотографии и кино, проявляли себя в некоторых видах исполнительского искусства, в частности, музыкального. В. Рачинский, член Самарской организации ПСР одно время заведовал библиотекой ссыльных, эсер А.К. Кузнецов был заведующим Якутским музеем, А.Д. Добросмыслов, также эсер, читал лекции в библиотеках и клубе приказчиков, П.Л. Драверт совместно с библиотекой издавал журнал [9].
В.П. Приютов в 1913 г. открыл сначала фотоателье, а затем и первый полноценный кинотеатр со зрительным залом на 200 мест и собственным электроосвещением (так как в те годы Якутск еще не был полностью электрофицирован). Стоит отметить, что до «Кинематографа Приютова» в Якутске был кинотеатр, организованный отставным казаком Пантелеймоном Никулиным. Но у него был только аппарат для показа кино. У Приютова же был свой самостоятельный кинотеатр, в котором всегда играл оркестр, каждый день показывали по 2-3 киносеанса. Стоимость билета составляла от 25 копеек до 1 рубля, в зависимости от количества фильмов за сеанс [10].

Представители старой народнической ссылки, примкнувшие позже к эсерам, также внесли большую лепту в формирование социальной основы сервисной деятельности. Одним из таких был Николай Александрович Ожигов. В Национальном архиве РС(Я) находится личный фонд Николая Александровича Ожигова, свидетельствующий о многогранности и уникальности этой исторической личности. В верхоянской ссылке Н.А. Ожигов показал себя как хороший медицинский работник, был учителем церковно-приходской школы. В личном фонде отложились его доклады на съездах медицинских работников, воспоминания о быте медиков в Якутском крае с 1905 года, об истории профессионального движения в Якутской области. Его воспоминания о революционных событиях 1905-1907 гг. были напечатаны в журнале «Каторга и ссылка». В качестве вокалиста Н.А. Ожигов участвовал в музыкальных вечерах, вся выручка от которых шла на благотворительные цели, для поддержки будущей молодой якутской интеллигенции. К примеру, выделим вечера в пользу «недостаточных студентов – якутян Томского университета» или на сбор средств для бесплатной библиотеки – читальни в г. Якутске.

Таким образом, ссыльные социалисты-революционеры, теоретически и политически возглавляя движение местной интеллигенции, мелкой и средней буржуазии (союзы торговцев, чиновников, учителей, зажиточной части крестьянства и середняков), в рамках культурно-просветительской деятельности позиционировали благотворительность как механизм, разрешающий противоречие между социальными и экономическими мотивами предпринимательской деятельности.

Выводы

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что:

- сфера услуг в социально-экономической практике Якутии во второй половине XIX – начале XX вв. не являлась самостоятельной предпринимательской сферой, хотя и обладала определенным разнообразием; это обстоятельство объяснялось наличием традиционного хозяйства, неразвитостью рыночных отношений, ограничивавшей спрос; особым статусом сибирских городов;

- наиболее интенсивно сервисная деятельность развивалась в г. Якутске, где горожане формировали основной спрос на товары и услуги и были созданы условия для реализации этого спроса (наличие работников, выполнявших разнообразную работу, инфраструктура: комплекс сооружений для проведения ярмарок, гостиный двор и пр.);

- на развитие сервисной деятельности в этот период влияние оказывали государственные структуры, формирующие спрос на тот вид услуг, который реализовывал цели и задачи, прежде всего, местной администрации;

- развитие сферы сервиса и предпринимательства происходило под большим влиянием политических ссыльных (народников, позже революционеров), которые трансформировали определенную часть сервисной деятельности в культурно-просветительскую, благотворительную, что, с одной стороны, тормозило процесс развития частной инициативы со стороны местного населения, с другой, развивало социальный аспект сервисной деятельности.