Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE MECHANISM OF THE CRIMINAL LEGAL EVALUATION OF THE OBJECT OF CRIME PROVIDED BY ARTICLE 229.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Nikishin D.L. 1 Oreshkova D.O. 2
1 Institute of the Academy of Law Management of the Federal Penitentiary Service of Russia
2 Federal Penitentiary Service of Russia
The article is devoted to topical problems of crimes against public health and public morality. In particular, the authors of the scientific article consider the mechanisms of the criminal-legal assessment of the object of the corpus delicti provided for in article 229.1 of the Criminal Code of the Russian Federation. The article analyzes the statistics of crimes related to drug trafficking. The authors of the article give and analyze the classification of objects of criminal acts, consider the specific objects of crimes of Chapter 25 of the Criminal Code of the Russian Federation. It is noted that in law enforcement practice there are difficult moments in determining the specific and direct objects of the crime, provided for in Article 229.1 of the Criminal Code of the Russian Federation. In this case, the object is determined on the basis of an understanding of the general meaning of the fight against smuggling, the place of this crime in the system of the Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation, as well as an analysis of the material expressions of the relevant social relations indicated in this article. The authors conclude that the main object (public health) and an additional object (the established procedure for moving drugs across the customs border of the customs union and the state border of the Russian Federation, as well as other drugs listed in article 229.1 of the Criminal Code of the Russian Federation).
object of the crime
smuggling
narcotic drugs
psychotropic substances
precursors

На сегодняшний день все большую актуальность приобретают проблемы, которые связаны с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Вовлечение граждан в незаконный оборот наркотиков создает значительную угрозу здоровью населения, подрывает демографический потенциал, оказывает негативное воздействие на правопорядок и общественную нравственность. Отметим, что в настоящее время в качестве основных потребителей наркотических веществ выступает молодое поколение. Следует признать, что наркотизация населения нашей страны является угрозой национального масштаба [1].

Обратим внимание на тот факт, что в 2020 году из-за пандемии коронавирусной инфекции пострадали все основные сферы общества, в том числе и экономика. Однако торговцам наркотических средств данная ситуация позволила во много раз увеличить объемы реализуемых наркотических средств. Общее психическое состояние населения, «разболтанность» подростков и молодежи из-за дистанционного обучения, сокращение рабочих мест и попытки получения доходов путем создания и распространения наркотических веществ – все эти показатели привели к значительному увеличению оборота наркотических средств как в России, так и во всём мире. Сравнивая с 2012 годом, мы видим, что за 8-9 лет объем изъятых из оборота наркотиков в России вырос более чем на 3 тонны. Например, в 2020 году он составил 35 600 кг. Для сравнения, это составляет примерно 20% от общемировых данных по изъятию психоактивных веществ.

Примечательно, что профилактическая работа подразделений МВД России приносит результаты. Так, в январе 2021 года на 12,2% меньше уголовно наказуемых деяний совершено лицами в состоянии в состоянии наркотического опьянения [2].

Принято считать, что современное российское законодательство о наркотических средствах, психотропных, иных ядовитых веществах базируется и развивается в соответствии с различными международно-правовыми актами.

Согласно статье 3 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ, если международными договорами России установлены правила, отличающиеся от положений, содержащихся в названном федеральном законе, то применяются правила международного договора.

Отметим, что право человека, связанное со здоровьем и медициной, относится к числу конституционных прав. В соответствии co ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В этой связи в УК РФ включена глава 25, которая содержит нормы, устанавливающие ответственность за посягательства на здоровье населения и общественную нравственность. Опасность преступлений данной группы заключается в том, что они посягают на здоровье населения, т.е. на неопределённо большой круг лиц. Также отметим, что рассматриваемые деяния посягают на нравственные основы, которые существуют в обществе и обеспечивают гармоничное развитие личности.

Целью данного исследования является изучение объектов преступного деяния, предусмотренного статьей 229.1 УК РФ. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частно-научные (историко-правовой, статистический) методы познания.

Любое уголовно-наказуемое деяние посягает на определенный объект уголовно-правовой охраны и при этом причиняет ему определенный ущерб (вред). B российской науке уголовного права чаще всего приводят четырехчленную классификацию объектов, которая включает в себя общий, родовой, видовой и непосредственный объекты.

Однако отметим, что в юридической литературе встречаются мнения, что четырехчленная классификация объектов преступления по горизонтали не является полной. B связи c этим предлагают выделить между общим и родовым объектами еще один объект, который возможно определить как сложный.

Сложный объект может включать в себя два и более родовых. Исходя из понимания объекта как общественного отношения, мы можем констатировать то, что содержание сложного объекта образуют группы взаимосвязанных между собой общественных отношений.

Под общим объектом в современном уголовном праве понимают всю совокупность общественных отношений, за посягательства на которые предусмотрена уголовная ответственность. Общий объект – это целое, на отдельную часть которого посягает каждое преступление. Под родовым объектом (часть общего объекта) понимают группу однородных общественных отношений, социально значимых ценностей, интересов, благ, охраняемых УК РФ, на которые посягает однородная группа преступлений. Именно родовой объект положен в основу деления Особенной части УК РФ на разделы.

Существуют различные подходы к определению понятия «видовой объект». Наиболее распространенное определенное определение звучит следующим образом: это часть родового объекта, т.е. объекта вида (подгруппы) очень близких по характеру преступлений. Видовой объект положен в основу деления разделов Особенной части УК РФ на главы.

Непосредственный объект является частью видового объекта. Это та социально значимая ценность, интерес или благо, на которые посягает конкретное преступление и которым в результате его совершения причиняется или может быть причинён вред (ущерб).

Общим объектом контрабанды (ст. 188 УК РФ – утратила юридическую силу), как и любого другого деяния, предусмотренного УК РФ, являлась и является вся совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законом.

K видовым объектам преступлений главы 25 УК РФ относят две группы общественных отношений:

а) здоровье населения;

б) общественная нравственность.

Здоровье населения как объект посягательства можно определить в качестве совокупности общественных отношений, которые обеспечивают физическое и психическое здоровье населения, его нормальное функционирование и развитие.

Под общественной нравственностью понимается господствующая в российском обществе система взглядов и представлений об этических категориях добра и зла, справедливости и несправедливости, определяющих этические нормы поведения человека в обществе и его взаимоотношений с другими людьми.

В зависимости от особенностей объекта преступного посягательства все преступления против здоровья и общественной нравственности разделяют на две группы:

1) преступления против здоровья населения (ст. ст. 228-239 УК РФ);

2) преступления против общественной нравственности (ст. ст. 240-245 УК РФ).

В правоприменительной практике встречаются сложные моменты определения видового и непосредственного объектов преступления, предусмотренного статьей 229.1 УК РФ.

В данном случае объект определяется на основе понимания общего смысла борьбы с контрабандой, места этого преступления в системе Особенной части УК РФ, а также анализа указанных в этой статье материальных выражений соответствующих общественных отношений. Если исходить из того, что непосредственным объектом ст. 188 УК РФ являлась монополия внешней торговли или финансовая система государства, то «за рамками» состава остаются факты незаконного транзитного перемещения через таможенную территорию России наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и иных предметов и товаров, как специальных составов преступлений [3].

Отечественное законодательство регламентирует то, что все лица в равной степени и на равных основаниях имеют право ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом РФ. Установленный государством порядок перемещения товаров через таможенную границу выступает в качестве механизма обеспечения экономической безопасности, защиты внешнеэкономических интересов России, здоровья населения, общественной безопасности. Перемещение через таможенную границу России производится в соответствии с таможенными режимами в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ, в местах, определяемых таможенными органами России, и во время их работы.

Из-за того, что Россия является участником ряда международных соглашений о нераспространении и борьбы с незаконным оборотом наркотиков, оружия, культурных ценностей и т.д., соответственно, это обязывает принимать меры пресечения транзитных перемещений через свою границу предметов указанной категории.

Нормативно-правовая база в указанной области деятельности государства имеет большое значение для практической организации работы по пресечению контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229.1 УК РФ). Их требования обязательны для исполнения всеми субъектами, осуществляющими экспортно-импортные операции через территорию Российской Федерации.

Таким образом, правильное и точное определение объекта всегда имеет базисное и неоспоримо важное значение, так как для привлечения лица к уголовной ответственности по конкретной статье УК РФ необходимо, прежде всего, установить, на какой объект было направлено преступное посягательство. Без правильного определения объекта состава конкретного преступления невозможно точно и верно квалифицировать совершенное уголовно-правовое деяние.

К объектам состава преступления, предусмотренного статьей 229.1 УК РФ, относят:

• основной объект – здоровье населения;

• дополнительный объект – установленный порядок перемещения через таможенную границу таможенного союза и государственную границу РФ наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, наркосодержащих растений, их частей, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.