Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

COMPETITIVENESS OF THE REGIONAL MARKET OF SOCIAL SERVICES IN THE FIELD OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH DISABILITIES: THEORY, LEGISLATION, PRACTICE (ON THE EXAMPLE OF THE KOMI REPUBLIC)

Tikhomirova V.V. 1
1 Institute of Socio-Economic and Energy Problems of the North Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
The article discusses approaches to determining competitiveness in the social sphere. In accordance with the standard for the development of competition in the constituent entities of the Russian Federation, a list of socially significant markets in the region is indicated. An Action Plan («road map») to promote the development of competition in the Komi Republic was presented. The monitoring of the population’s satisfaction with the price level, quality and choice of social services in the field of psychological and pedagogical support of children with disabilities is analyzed. It was determined that the established target indicators of the private market in this area, at least 3%, were achieved and amounted to 4.6%, however, despite this, a large share of dissatisfied consumers of these services remains.
competitiveness
social sphere
psychological and pedagogical support
monitoring
service market
socially oriented non-profit organizations
financial support

Введение

Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» определил цели совершенствования государственной политики по развитию конкуренции: повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен; повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов [1]. Основополагающим принципом государственной политики по развитию конкуренции является сокращение доли хозяйствующих субъектов контролируемых государством, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынках товаров и услуг. Государственное управление переформатируется посредством административной реформы: дерегулирования и децентрализации. Происходит передача ответственности и обязанностей частному сектору для стимулирования свободной конкуренции на рынках [2].

Мероприятия национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, были направлены на достижение ключевых показателей, одним из которых является увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются социально-ориентированные некоммерческие организации осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом [3]. Организации, оказывающие общественно-полезные услуги надлежащего качества на протяжении одного года и более, приобретают статус исполнителя общественно полезных услуг, с финансовой поддержкой не менее двух лет. Министерство юстиции Российской Федерации ведет реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг [4].

Методологическая основа исследования

Особенностью социальной сферы выступает ее территориальный и региональный характер действия. В связи с этим традиционный понятийный аппарат, методы и подходы к оценке конкурентоспособности региона нуждаются в расширении и дополнении. Возникает необходимость рассмотрения методологии исследования с точки зрения объективных и субъективных показателей, результатах фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных специалистов по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности регионов, статистического анализа, а также мониторинга удовлетворенности потребителей уровнем цен, качеством обслуживания и возможностью выбора услуг на товарных рынках.

Цель исследования – провести анализа конкурентной среды в социальной сфере на рынках товаров, работ и услуг Республике Коми.

Задачи исследования:

– изучить содержание понятия «конкурентоспособность» зарубежными и отечественными исследователями;

– исследовать развитие конкурентной среды на рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

– проанализировать мониторинги: удовлетворенности потребителей качеством товаров и возможностью выбора услуг на товарных рынках региона, а также состоянием ценовой конкуренции;

– дать оценку установленным и достигнутым целевым индикаторам конкурентоспособной среды на рынках товаров, работ, услуг в Республике Коми.

Объектом исследования является рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Субъектом – потребители рынка услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Республики Коми.

Научная новизна:

– обозначены методы и подходы к оценке конкурентоспособности региона;

– проанализирован мониторинг состояния конкурентной среды на рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

– сделаны выводы и предложения, позволяющие достижению целевых показателей региональной конкурентоспособности в социальной сфере.

Материалы статьи могут быть использованы органами государственного управления и правого регулирования при разработке бюджетной политики для содействия развитию конкуренции в Республики Коми, специалистами министерств и ведомств, студентами и научными работниками.

Источники информации

Для проведения анализа конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Республике Коми стали данные: Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми; Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми; Министерства экономики Республики Коми; данные мониторинга состояния и развития конкурентной среды в Республике Коми, проведенного в соответствии с разделом VI Стандарта развития конкуренции на 2019 год. Нормативно-правовую базу настоящей работы составили Федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативно-правовые акты Республики Коми.

Анализ исследований и публикаций

Кратко рассмотрим трактовку понятия «конкурентоспособность» зарубежными и отечественными исследователями. Повышение конкурентоспособности фирмы в современных условиях М. Портер свел к чрезвычайно содержательной формулировке: «Быть непохожим», т.е. найти альтернативное решение задачи, выгодно отличающее данный экономический субъект от других аналогичных субъектов на рынке и тем самым уменьшить уровень конкурентной борьбы [5].

В своей теории ему вторят исследователи Дж. Робинсон и Э. Чемберлин, которые также считали, что конкурентоспособность, это способность обходить борьбу, развивая новые рынки дифференцированной продукции. [6].

В работах Й. Шумпетера и П. Ромера конкурентоспособность предприятия также «определяется способностью создавать новые технологии, новые рынки и идеи» [7].

Все выше обозначенные трактовки в своей основе отмечают наиболее важной новаторскую роль конкурентоспособности, основанную на интеллектуальном лидерстве и исключающую борьбу.

В России понятие «конкурентоспособность» исследуется относительно недавно. Экономисты выделяют основные признаки, раскрывающие сущность категории «конкурентоспособность»:

– конкурентоспособность проявляется на рынке (товаров, работ, услуг) [8];

– распространяется как на объект, так и на субъект рыночных отношений [8];

– имеет определенную конкурентную среду (количественная оценка экономических объектов, с помощью которой определяется уровень конкурентоспособности) [9];

– основой для определения конкурентоспособности выступают идентичные ключевые показатели у конкурента, определяющие социальный эффект (способность удовлетворять человеческие потребности) [10];

– имеет общую законодательную, правовую, нормативную, научно-методическую базу и информационное пространство [11].

Однако данные трактовки не достаточно широко раскрывают конкурентные отношения, касающиеся социальной сферы. В российских нормативно-правовых актах отсутствует легальное определение понятия «социальная сфера», что приводит к многозначной трактовке ее экономического содержания и состава, «терминологической омонимии» [12, с. 17].

В научной литературе выделяется два подхода к определению понятия «социальная сфера». Первый – «отраслевой» был предложен Адамом Смитом, где социальная сфера рассматривается как система отраслей непроизводственной сферы [13, с. 747]. Под непроизводственной сферой понимается комплекс отраслей не производящих ценностей, а связанных с удовлетворением нематериальных потребностей человека [14, с. 801]. В экономической науке непроизводственную социальную сферу отождествляют со сферой услуг [15, с. 318]. Приверженцы второго подхода [16, с. 18; 12, с. 96] считают, что социальная сфера является областью решения социальных проблем населения, обеспечивающей ему высокий уровень и качество жизни, куда включают такие важные элементы как образование, здравоохранение и сферу услуг [17, с. 59].

В настоящее время социальная сфера имеет легальное толкование в соответствии со «Стандартом развития конкуренции в субъектах РФ» утвержденным распоряжением Правительства РФ № 1738-р, где социальная значимость отраслей социальной сферы определяется с учетом сформированного перечня приоритетных и социально значимых региональных рынков, направленных на повышение уровня жизни населения [18, с. 83-86]. Введение «Стандарта» предполагает выявление потенциала развития региональной экономики Российской Федерации, включая человеческий потенциал.

Изложение основного материала исследования

В положении об органах исполнительной власти Республики Коми развитие конкуренции также определено в качестве одного из основных приоритетов деятельности [19]. Распоряжением Правительства Республики Коми уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции является Министерство экономики [20]. Утвержден перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в регионе с обоснованием их выбора [21]. В него включены социально- значимые рынки по содействию развитию конкуренции в Республике Коми: рынок услуг дошкольного образования, детского отдыха и оздоровления, услуг дополнительного образования детей, рынок медицинских услуг, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, услуг в сфере культуры, жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли, услуг перевозок пассажиров наземным транспортом, услуг информатизации и связи и рынок услуг в сфере социального обслуживания.

Развитие конкуренции на данных рынках позволит увеличить долю негосударственных организаций и участников рынка, что предусмотрено в рамках федерального Стандарта развития конкуренции, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации и Агентством стратегических инициатив. С учетом требований к системе оценки конкурентоспособности регионального рынка услуг Распоряжением Главы Республики Коми от 19.11.2018 N 297-р выделены 34 ключевых показателя развития конкуренции в Республике Коми на период до 2022 г. [22].

В данной работе в качестве индикатора конкурентоспособности региона мы рассмотрим рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.

Повышение качества данного вида услуг на рынке имеет непосредственную связь с развитием конкуренции и созданием системы независимой оценки качества работы социальных учреждений [23]. Качество услуг, как и товаров, не должно зависеть от того, к какому виду юридического лица относится их поставщик [24]. Механизм государственно-частного партнерства предполагает увеличение качества услуг и исчезновение наиболее слабых участников рынка [25].

Анализ показателей инвалидности детского населения

По данным Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Коми на 01.01.2020 г. количество детей с категорией «ребенок-инвалид» в возрасте 0-17 лет составляет 3364 человек (2014 г. – 3065, 2015 г. – 3198, 2016 г. – 3215, 2017 г. – 3325). Показатель распространённости детской инвалидности в целом по Республике Коми составил 179,3 чел. на 10 тысяч детского населения.

За 2019 г. впервые с целью определения категории «ребенок-инвалид» в бюро медико-социальной экспертизы было освидетельствовано 438 человек (2014 г. – 522, 2015 г. – 585, 2016 г. – 486, 2017 г. – 484, 2018 г. – 433). Первичная обращаемость детей из городов занимает 82,9% и ежегодно увеличивается (2016 г. – 81,9%, 2017 г. – 80,6%, 2018 г. – 79,2%) от общего числа обратившихся в учреждения медико-социальной экспертизы.

Впервые признано инвалидами 354 человека (2015 г. – 436, 2016 г. – 356, 2017 г. – 406, 2018 г. – 340). Удельный вес детей, признанных инвалидами, составил 80,8% (2016 г. – 73,3%, 2017 г. – 83,9%, 2018 г. – 78,5%) от общего числа направляемых на медико-социальную экспертизу. Показатель первичной инвалидности в 2019 году – 19,0% (2016 г. – 19,0%, в 2017 г. – 21,6%, в 2018 г. – 18,1%).

На I ранговом месте второй год подряд расположилась патология по причине психических расстройств и расстройств поведения – 29,1% (2016 г. – 19,7%, 2017 г. – 20,4%, 2018 г. – 23,5%), 46,6% занимает умственная отсталость, что на 2,8% выше общероссийского показателя. По Российской Федерации в 2019 году удельный вес данной патологии составлял 26,3% (2016 г. – 24,4%, 2017 г. – 24,8%, 2018 г. – 24,8%), и эта нозология занимала также первое ранговое место.

Второе место занимают болезни нервной системы, удельный вес которых составил 19,5% (2016 г. – 22,2%, 2017 г. – 18,5%, 2018 г. – 19,1%), здесь наблюдается не большой разрыв (0,3%) с общероссийским показатлем. По Российской Федерации данная патология составила 19,2% (2016 г. – 19,8%, 2017 г. – 19,6%) и занимала второе ранговое место, как и по Республике Коми.

На III месте ‒ патология по причине врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений, удельный вес которой составил 17,5% (2015 г. – 22,5%, 2016 г. – 18,3%, 2017 г. – 18,2%, 2018 г. – 16,2%). Разрыв между российским показателем составил 1%. По Российской Федерации данный показатель в структуре первичной инвалидности составил 16,5% (2016 году – 17,9%, 2017 г. – 17,6%, 2018 г. – 17,9%) и также данная патология заняла третье место.

Выше представленные данные показывают, что 48,6% инвалидизации детского населения происходят по психическими расстройствами и болезнями нервной системы. Заключение медико-социальной экспертизы о нуждаемости в мероприятиях психолого-педагогической реабилитации или абилитации составляют 74,1% детей инвалидов. Ввиду этого данная патология находится под пристальным вниманием государственных органов власти Республики Коми.

Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии со Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 N 768-р, требуется обеспечить минимальную долю присутствия организаций частной формы собственности на рынке на уровне 3% к 1 января 2022 года. В Республики Коми по состоянию на 01.01.2019 функционировало 87 организаций, которые оказывают услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Доля негосударственных (немуниципальных) организаций, оказывающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья достигла 4,6%. При этом решением Главы Республики Коми, несмотря на превышение рекомендуемого показателя, с учетом результатов мониторинга рынка в регионе намечается проводить работу, направленную на повышение удовлетворенности потребителей качеством и доступностью услуг. В регионе планируется расширять сеть социально ориентированных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг в региональной системе оказания помощи семье и детям. К 2024 году предполагается создать не менее 30 подобных рынков.

В рамках внедрения Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации предусмотрено проведение мониторинга удовлетворенности потребителей качеством, доступностью товаров и услуг на товарных рынках региона и состоянием ценовой конкуренции.

Выборка респондентов в Республике Коми была осуществлена в соответствии с рекомендациями Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. Проведение опроса в отраслевом разрезе осуществляли органы местного самоуправления. Расчет квот для опроса производился отдельно по каждому муниципальному образованию. Опросом было охвачено 11277 человек. Опрос проводился во всех муниципальных образованиях городских округов и муниципальных районов республики.

Удовлетворенность респондентов возможностью выбора услуг на рынке психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В ходе опроса респондентам предложили оценить: «Какое количество организаций предоставляют услуги в сфере психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в вашем районе (городе)?». На 2019 год – 6,7% опрошенных ответили, что избыточно (много), 24,1% – достаточно, 28,7% – мало и 14,7% – нет совсем. Таким образом – 43,4% исследуемых считают, что на данном рынке услуг количество данных организаций «мало» или «нет совсем». Разница положительных и отрицательных ответов составила -12,6%.

Наибольшее количество респондентов, которые считают, что данных услуг «нет совсем» в Сысольском (43,8%), Княжпогостском (36,5%), Ижемском (32,4%) муниципальных районах и в городе Воркута (27,4%), «мало» – в Удорском (59,5%), Троицко-Печорском (58,6%), Койгородском (44,4%) районах и городе Вуктыл (35,0%).

Для выстраивания рейтинга рынка услуг по количеству организаций варианту ответа «избыточно, много» присвоен балл «4», «достаточно» – «3», «мало» – «2», «нет совсем» – «1». Ответы респондентов, затруднившихся ответить на вопрос, были исключены из обработки данных.

Рейтинг сферы услуг по данному рынку составил 1,7%, что говорит о том, что жители республики ощущают недостаток предложений в сфере услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Примерно такая тенденция прослеживалась в течение предыдущих трех лет (от 1,9-1,7 баллов). Отсюда в этой сфере усиление конкурентоспособности и доступность услуг ощущаются менее всего.

Удовлетворенность потребителей качеством услуг на рынке психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Коми

Качеством услуг удовлетворены – 9,6% опрошенных, «скорее удовлетворен» – 21,0%, «скорее неудовлетворен» – 21,7% и «не удовлетворен» – 13,9% респондентов. Разница положительных и отрицательных ответов составила -5,0%.

Для выстраивания рейтинга по качеству услуг варианту ответа «не удовлетворен» присвоен балл – «1», «2» – «скорее не удовлетворен», «3» – «скорее удовлетворен», «4» – удовлетворен.

Общий рейтинг услуг по данному показателю составил 1,6%, что говорит о том, что жители республики скорее не удовлетворены качеством услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенно не удовлетворены добротностью услуг жители Ижемского (0,5%), Койгородского (0,7%), Корткеросского (1,1%), Троицко-Печорского (1,1%) и Прилузского (1,2%) районов. Они крайне низко оценили работу специалистов в этой области рынка.

Удовлетворенность потребителей уровнем цен на рынке психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в регионе

По показателю «уровень цен» удовлетворены 8,5% респондентов, «скорее удовлетворен» – 20,2%, «скорее не удовлетворен» – 21,1% и «не удовлетворен» – 16,0%. Разница положительных и отрицательных ответов составила -8,9%.

Общий рейтинг услуг по данному показателю составил 1,5%, что также характеризует неудовлетворенность ценовой характеристикой услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Особо свое неудовольствие выразили Ижемский (0,5%), Койгородский (0,6%), Корткеросский (1,0%), Сыктывдинский (1,0%), Сысольский (1,1%) и Троицко-Печорсий (1,1%) районы республики.

Выводы и предложения

Результаты мониторинга состояния конкурентной среды на рынке психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья показывают наличие положительной динамики развития рынка за предыдущие три года – отмечен прирост респондентов, отметивших рост предложения на рынке, а также рост количества удовлетворенных ценами, качеством и выбором услуг. Вместе с тем по-прежнему сохраняется превышение доли неудовлетворенных услугами, над удовлетворенными (на -12,6 п.п. – по выбору услуг, на -8,9 п.п. – по уровню цен, на -5,0 п.п. – по качеству услуг), несмотря на то, что целевые показатели достигнуты. Однако конкурентоспособность определяется их свойством удовлетворять потребительский спрос, т.к. наибольшее удовлетворение параметрам потребительского спроса приводит к наибольшей конкурентоспособности.

Согласно оценке Института коррекционной педагогики Российской академии образования [26] целостная система услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня имеется только в 4 из 85 регионов страны. В 67 регионах наблюдаются инновационные подходы на уровне отдельных учреждений и организаций. Эксперты выделяют ряд факторов, которые негативно сказываются как на государственные, так и негосударственные (рыночные) механизмы услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:

– низкий уровень развития сети государственных учреждений;

– недостаточная информированность и востребованность передового опыта регионов;

– недостаточная продуктивность комплексного межведомственного взаимодействия;

– отсутствие благоприятных условий для вхождения на рынок негосударственного сектора экономики;

– не достаточное обеспечение информационного, организационного, кадрового и методического сопровождения;

– ограниченные меры налоговой, имущественной, инвистиционной и финансовой поддержки данного рынка услуг.

Устранение данных причин будет способствовать увеличению конкурентоспособности рынка услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.