Введение
Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» определил цели совершенствования государственной политики по развитию конкуренции: повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен; повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов [1]. Основополагающим принципом государственной политики по развитию конкуренции является сокращение доли хозяйствующих субъектов контролируемых государством, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынках товаров и услуг. Государственное управление переформатируется посредством административной реформы: дерегулирования и децентрализации. Происходит передача ответственности и обязанностей частному сектору для стимулирования свободной конкуренции на рынках [2].
Мероприятия национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, были направлены на достижение ключевых показателей, одним из которых является увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются социально-ориентированные некоммерческие организации осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом [3]. Организации, оказывающие общественно-полезные услуги надлежащего качества на протяжении одного года и более, приобретают статус исполнителя общественно полезных услуг, с финансовой поддержкой не менее двух лет. Министерство юстиции Российской Федерации ведет реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг [4].
Методологическая основа исследования
Особенностью социальной сферы выступает ее территориальный и региональный характер действия. В связи с этим традиционный понятийный аппарат, методы и подходы к оценке конкурентоспособности региона нуждаются в расширении и дополнении. Возникает необходимость рассмотрения методологии исследования с точки зрения объективных и субъективных показателей, результатах фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных специалистов по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности регионов, статистического анализа, а также мониторинга удовлетворенности потребителей уровнем цен, качеством обслуживания и возможностью выбора услуг на товарных рынках.
Цель исследования – провести анализа конкурентной среды в социальной сфере на рынках товаров, работ и услуг Республике Коми.
Задачи исследования:
– изучить содержание понятия «конкурентоспособность» зарубежными и отечественными исследователями;
– исследовать развитие конкурентной среды на рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
– проанализировать мониторинги: удовлетворенности потребителей качеством товаров и возможностью выбора услуг на товарных рынках региона, а также состоянием ценовой конкуренции;
– дать оценку установленным и достигнутым целевым индикаторам конкурентоспособной среды на рынках товаров, работ, услуг в Республике Коми.
Объектом исследования является рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Субъектом – потребители рынка услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Республики Коми.
Научная новизна:
– обозначены методы и подходы к оценке конкурентоспособности региона;
– проанализирован мониторинг состояния конкурентной среды на рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
– сделаны выводы и предложения, позволяющие достижению целевых показателей региональной конкурентоспособности в социальной сфере.
Материалы статьи могут быть использованы органами государственного управления и правого регулирования при разработке бюджетной политики для содействия развитию конкуренции в Республики Коми, специалистами министерств и ведомств, студентами и научными работниками.
Источники информации
Для проведения анализа конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Республике Коми стали данные: Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми; Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми; Министерства экономики Республики Коми; данные мониторинга состояния и развития конкурентной среды в Республике Коми, проведенного в соответствии с разделом VI Стандарта развития конкуренции на 2019 год. Нормативно-правовую базу настоящей работы составили Федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативно-правовые акты Республики Коми.
Анализ исследований и публикаций
Кратко рассмотрим трактовку понятия «конкурентоспособность» зарубежными и отечественными исследователями. Повышение конкурентоспособности фирмы в современных условиях М. Портер свел к чрезвычайно содержательной формулировке: «Быть непохожим», т.е. найти альтернативное решение задачи, выгодно отличающее данный экономический субъект от других аналогичных субъектов на рынке и тем самым уменьшить уровень конкурентной борьбы [5].
В своей теории ему вторят исследователи Дж. Робинсон и Э. Чемберлин, которые также считали, что конкурентоспособность, это способность обходить борьбу, развивая новые рынки дифференцированной продукции. [6].
В работах Й. Шумпетера и П. Ромера конкурентоспособность предприятия также «определяется способностью создавать новые технологии, новые рынки и идеи» [7].
Все выше обозначенные трактовки в своей основе отмечают наиболее важной новаторскую роль конкурентоспособности, основанную на интеллектуальном лидерстве и исключающую борьбу.
В России понятие «конкурентоспособность» исследуется относительно недавно. Экономисты выделяют основные признаки, раскрывающие сущность категории «конкурентоспособность»:
– конкурентоспособность проявляется на рынке (товаров, работ, услуг) [8];
– распространяется как на объект, так и на субъект рыночных отношений [8];
– имеет определенную конкурентную среду (количественная оценка экономических объектов, с помощью которой определяется уровень конкурентоспособности) [9];
– основой для определения конкурентоспособности выступают идентичные ключевые показатели у конкурента, определяющие социальный эффект (способность удовлетворять человеческие потребности) [10];
– имеет общую законодательную, правовую, нормативную, научно-методическую базу и информационное пространство [11].
Однако данные трактовки не достаточно широко раскрывают конкурентные отношения, касающиеся социальной сферы. В российских нормативно-правовых актах отсутствует легальное определение понятия «социальная сфера», что приводит к многозначной трактовке ее экономического содержания и состава, «терминологической омонимии» [12, с. 17].
В научной литературе выделяется два подхода к определению понятия «социальная сфера». Первый – «отраслевой» был предложен Адамом Смитом, где социальная сфера рассматривается как система отраслей непроизводственной сферы [13, с. 747]. Под непроизводственной сферой понимается комплекс отраслей не производящих ценностей, а связанных с удовлетворением нематериальных потребностей человека [14, с. 801]. В экономической науке непроизводственную социальную сферу отождествляют со сферой услуг [15, с. 318]. Приверженцы второго подхода [16, с. 18; 12, с. 96] считают, что социальная сфера является областью решения социальных проблем населения, обеспечивающей ему высокий уровень и качество жизни, куда включают такие важные элементы как образование, здравоохранение и сферу услуг [17, с. 59].
В настоящее время социальная сфера имеет легальное толкование в соответствии со «Стандартом развития конкуренции в субъектах РФ» утвержденным распоряжением Правительства РФ № 1738-р, где социальная значимость отраслей социальной сферы определяется с учетом сформированного перечня приоритетных и социально значимых региональных рынков, направленных на повышение уровня жизни населения [18, с. 83-86]. Введение «Стандарта» предполагает выявление потенциала развития региональной экономики Российской Федерации, включая человеческий потенциал.
Изложение основного материала исследования
В положении об органах исполнительной власти Республики Коми развитие конкуренции также определено в качестве одного из основных приоритетов деятельности [19]. Распоряжением Правительства Республики Коми уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции является Министерство экономики [20]. Утвержден перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в регионе с обоснованием их выбора [21]. В него включены социально- значимые рынки по содействию развитию конкуренции в Республике Коми: рынок услуг дошкольного образования, детского отдыха и оздоровления, услуг дополнительного образования детей, рынок медицинских услуг, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, услуг в сфере культуры, жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли, услуг перевозок пассажиров наземным транспортом, услуг информатизации и связи и рынок услуг в сфере социального обслуживания.
Развитие конкуренции на данных рынках позволит увеличить долю негосударственных организаций и участников рынка, что предусмотрено в рамках федерального Стандарта развития конкуренции, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации и Агентством стратегических инициатив. С учетом требований к системе оценки конкурентоспособности регионального рынка услуг Распоряжением Главы Республики Коми от 19.11.2018 N 297-р выделены 34 ключевых показателя развития конкуренции в Республике Коми на период до 2022 г. [22].
В данной работе в качестве индикатора конкурентоспособности региона мы рассмотрим рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.
Повышение качества данного вида услуг на рынке имеет непосредственную связь с развитием конкуренции и созданием системы независимой оценки качества работы социальных учреждений [23]. Качество услуг, как и товаров, не должно зависеть от того, к какому виду юридического лица относится их поставщик [24]. Механизм государственно-частного партнерства предполагает увеличение качества услуг и исчезновение наиболее слабых участников рынка [25].
Анализ показателей инвалидности детского населения
По данным Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Коми на 01.01.2020 г. количество детей с категорией «ребенок-инвалид» в возрасте 0-17 лет составляет 3364 человек (2014 г. – 3065, 2015 г. – 3198, 2016 г. – 3215, 2017 г. – 3325). Показатель распространённости детской инвалидности в целом по Республике Коми составил 179,3 чел. на 10 тысяч детского населения.
За 2019 г. впервые с целью определения категории «ребенок-инвалид» в бюро медико-социальной экспертизы было освидетельствовано 438 человек (2014 г. – 522, 2015 г. – 585, 2016 г. – 486, 2017 г. – 484, 2018 г. – 433). Первичная обращаемость детей из городов занимает 82,9% и ежегодно увеличивается (2016 г. – 81,9%, 2017 г. – 80,6%, 2018 г. – 79,2%) от общего числа обратившихся в учреждения медико-социальной экспертизы.
Впервые признано инвалидами 354 человека (2015 г. – 436, 2016 г. – 356, 2017 г. – 406, 2018 г. – 340). Удельный вес детей, признанных инвалидами, составил 80,8% (2016 г. – 73,3%, 2017 г. – 83,9%, 2018 г. – 78,5%) от общего числа направляемых на медико-социальную экспертизу. Показатель первичной инвалидности в 2019 году – 19,0% (2016 г. – 19,0%, в 2017 г. – 21,6%, в 2018 г. – 18,1%).
На I ранговом месте второй год подряд расположилась патология по причине психических расстройств и расстройств поведения – 29,1% (2016 г. – 19,7%, 2017 г. – 20,4%, 2018 г. – 23,5%), 46,6% занимает умственная отсталость, что на 2,8% выше общероссийского показателя. По Российской Федерации в 2019 году удельный вес данной патологии составлял 26,3% (2016 г. – 24,4%, 2017 г. – 24,8%, 2018 г. – 24,8%), и эта нозология занимала также первое ранговое место.
Второе место занимают болезни нервной системы, удельный вес которых составил 19,5% (2016 г. – 22,2%, 2017 г. – 18,5%, 2018 г. – 19,1%), здесь наблюдается не большой разрыв (0,3%) с общероссийским показатлем. По Российской Федерации данная патология составила 19,2% (2016 г. – 19,8%, 2017 г. – 19,6%) и занимала второе ранговое место, как и по Республике Коми.
На III месте ‒ патология по причине врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений, удельный вес которой составил 17,5% (2015 г. – 22,5%, 2016 г. – 18,3%, 2017 г. – 18,2%, 2018 г. – 16,2%). Разрыв между российским показателем составил 1%. По Российской Федерации данный показатель в структуре первичной инвалидности составил 16,5% (2016 году – 17,9%, 2017 г. – 17,6%, 2018 г. – 17,9%) и также данная патология заняла третье место.
Выше представленные данные показывают, что 48,6% инвалидизации детского населения происходят по психическими расстройствами и болезнями нервной системы. Заключение медико-социальной экспертизы о нуждаемости в мероприятиях психолого-педагогической реабилитации или абилитации составляют 74,1% детей инвалидов. Ввиду этого данная патология находится под пристальным вниманием государственных органов власти Республики Коми.
Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии со Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 N 768-р, требуется обеспечить минимальную долю присутствия организаций частной формы собственности на рынке на уровне 3% к 1 января 2022 года. В Республики Коми по состоянию на 01.01.2019 функционировало 87 организаций, которые оказывают услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Доля негосударственных (немуниципальных) организаций, оказывающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья достигла 4,6%. При этом решением Главы Республики Коми, несмотря на превышение рекомендуемого показателя, с учетом результатов мониторинга рынка в регионе намечается проводить работу, направленную на повышение удовлетворенности потребителей качеством и доступностью услуг. В регионе планируется расширять сеть социально ориентированных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг в региональной системе оказания помощи семье и детям. К 2024 году предполагается создать не менее 30 подобных рынков.
В рамках внедрения Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации предусмотрено проведение мониторинга удовлетворенности потребителей качеством, доступностью товаров и услуг на товарных рынках региона и состоянием ценовой конкуренции.
Выборка респондентов в Республике Коми была осуществлена в соответствии с рекомендациями Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. Проведение опроса в отраслевом разрезе осуществляли органы местного самоуправления. Расчет квот для опроса производился отдельно по каждому муниципальному образованию. Опросом было охвачено 11277 человек. Опрос проводился во всех муниципальных образованиях городских округов и муниципальных районов республики.
Удовлетворенность респондентов возможностью выбора услуг на рынке психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
В ходе опроса респондентам предложили оценить: «Какое количество организаций предоставляют услуги в сфере психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в вашем районе (городе)?». На 2019 год – 6,7% опрошенных ответили, что избыточно (много), 24,1% – достаточно, 28,7% – мало и 14,7% – нет совсем. Таким образом – 43,4% исследуемых считают, что на данном рынке услуг количество данных организаций «мало» или «нет совсем». Разница положительных и отрицательных ответов составила -12,6%.
Наибольшее количество респондентов, которые считают, что данных услуг «нет совсем» в Сысольском (43,8%), Княжпогостском (36,5%), Ижемском (32,4%) муниципальных районах и в городе Воркута (27,4%), «мало» – в Удорском (59,5%), Троицко-Печорском (58,6%), Койгородском (44,4%) районах и городе Вуктыл (35,0%).
Для выстраивания рейтинга рынка услуг по количеству организаций варианту ответа «избыточно, много» присвоен балл «4», «достаточно» – «3», «мало» – «2», «нет совсем» – «1». Ответы респондентов, затруднившихся ответить на вопрос, были исключены из обработки данных.
Рейтинг сферы услуг по данному рынку составил 1,7%, что говорит о том, что жители республики ощущают недостаток предложений в сфере услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Примерно такая тенденция прослеживалась в течение предыдущих трех лет (от 1,9-1,7 баллов). Отсюда в этой сфере усиление конкурентоспособности и доступность услуг ощущаются менее всего.
Удовлетворенность потребителей качеством услуг на рынке психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Коми
Качеством услуг удовлетворены – 9,6% опрошенных, «скорее удовлетворен» – 21,0%, «скорее неудовлетворен» – 21,7% и «не удовлетворен» – 13,9% респондентов. Разница положительных и отрицательных ответов составила -5,0%.
Для выстраивания рейтинга по качеству услуг варианту ответа «не удовлетворен» присвоен балл – «1», «2» – «скорее не удовлетворен», «3» – «скорее удовлетворен», «4» – удовлетворен.
Общий рейтинг услуг по данному показателю составил 1,6%, что говорит о том, что жители республики скорее не удовлетворены качеством услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенно не удовлетворены добротностью услуг жители Ижемского (0,5%), Койгородского (0,7%), Корткеросского (1,1%), Троицко-Печорского (1,1%) и Прилузского (1,2%) районов. Они крайне низко оценили работу специалистов в этой области рынка.
Удовлетворенность потребителей уровнем цен на рынке психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в регионе
По показателю «уровень цен» удовлетворены 8,5% респондентов, «скорее удовлетворен» – 20,2%, «скорее не удовлетворен» – 21,1% и «не удовлетворен» – 16,0%. Разница положительных и отрицательных ответов составила -8,9%.
Общий рейтинг услуг по данному показателю составил 1,5%, что также характеризует неудовлетворенность ценовой характеристикой услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Особо свое неудовольствие выразили Ижемский (0,5%), Койгородский (0,6%), Корткеросский (1,0%), Сыктывдинский (1,0%), Сысольский (1,1%) и Троицко-Печорсий (1,1%) районы республики.
Выводы и предложения
Результаты мониторинга состояния конкурентной среды на рынке психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья показывают наличие положительной динамики развития рынка за предыдущие три года – отмечен прирост респондентов, отметивших рост предложения на рынке, а также рост количества удовлетворенных ценами, качеством и выбором услуг. Вместе с тем по-прежнему сохраняется превышение доли неудовлетворенных услугами, над удовлетворенными (на -12,6 п.п. – по выбору услуг, на -8,9 п.п. – по уровню цен, на -5,0 п.п. – по качеству услуг), несмотря на то, что целевые показатели достигнуты. Однако конкурентоспособность определяется их свойством удовлетворять потребительский спрос, т.к. наибольшее удовлетворение параметрам потребительского спроса приводит к наибольшей конкурентоспособности.
Согласно оценке Института коррекционной педагогики Российской академии образования [26] целостная система услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня имеется только в 4 из 85 регионов страны. В 67 регионах наблюдаются инновационные подходы на уровне отдельных учреждений и организаций. Эксперты выделяют ряд факторов, которые негативно сказываются как на государственные, так и негосударственные (рыночные) механизмы услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:
– низкий уровень развития сети государственных учреждений;
– недостаточная информированность и востребованность передового опыта регионов;
– недостаточная продуктивность комплексного межведомственного взаимодействия;
– отсутствие благоприятных условий для вхождения на рынок негосударственного сектора экономики;
– не достаточное обеспечение информационного, организационного, кадрового и методического сопровождения;
– ограниченные меры налоговой, имущественной, инвистиционной и финансовой поддержки данного рынка услуг.
Устранение данных причин будет способствовать увеличению конкурентоспособности рынка услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.