Введение
В современном мире сфера услуг является динамично развивающимся и изменяющимся сектором российской экономики. Конечным потребителем услуг выступают человек, семья, домохозяйств. Потребление услуг направлено на личные потребности индивида или коллективные потребности членов семьи.
В изменяющихся социально-экономических условиях образование не может не реагировать на запросы общества, рынка труда, индивидуальных потребителей. Рынок образования является полноценным рынком услуг, обеспечивающим удовлетворение запроса государства в подготовке высококвалифицированных кадров, потребностей предприятий, личности в образовательных услугах. Растущим сектором данной сферы является сектор услуг дополнительного образования. Система дополнительного образования более мобильно позволяет оказывать образовательные услуги, пользующиеся спросом в обществе. Все более ускоряющиеся темпы развития общества, повышение возраста работоспособного населения приводят к необходимости постоянного совершенствования работающими гражданами своих профессиональных компетенций, повышения квалификации. Увеличение численности людей предпенсионного и пенсионного возраста, пересмотр их жизненной позиции влияет на изменение спроса на услуги дополнительного образования для взрослых (творческие группы по интересам, языковые центры, курсы обучения взрослых), пропаганда здорового образа жизни формирует спрос на услуги спортивного дополнительного образования для работающего населения и молодежи. Традиционно высок спрос на услуги дополнительного образования детей дошкольного и школьного возраста.
Увеличение спроса стимулирует расширение спектра услуг дополнительного образования, организацию новых и развитие существующих предприятий дополнительного образования. Ускоряющиеся темпы жизни, дефицит временных ресурсов диктует необходимость минимизации временных и финансовых затрат потребителей услуг дополнительного образования.
Целью исследования является анализ особенностей регионального развития рынка дополнительного образования на современном этапе; исследование нормативных источников, регламентирующих деятельность предприятий, функционирующих на этом рынке; обзор научных, экономических публикаций, позволяющих провести классификацию предприятий по оказанию услуг дополнительного образования.
Материал и методы исследования
Аналитические и сравнительные методы изучения объектов сферы дополнительного образования как сферы услуг.
Результаты исследования и их обсуждение
Рынок образовательных услуг становится полноценным рынком услуг. На данном рынке открываются предприятия, создаются рабочие места, увеличивается поток потребителей.
В приведенной табл. 1 проанализированы статистические показатели численности населения и расходов домашних хозяйств на покупку товаров и услуг, а также расходов на образование и культурные мероприятия [16, 17].
Необходимо отметить, что число организаций по виду экономической деятельности «образование» составляет по данным Росстата в 2017 году 146,6 тыс. (2,9 в % к итогу), а среднегодовая численность работников, занятых в образовании, начинает расти (на 2014 год – 5520 тыс. чел.), и составляет 5577 тыс. человек [16, 17].
Группировка численности населения по возрастным группам (табл. 2) позволяет предполагать в каких возрастных группах может повыситься спрос на услуги дополнительного образования (базовые показатели 2002 года – по переписи населения) [16, 17].
Изменения численности населения по данным возрастным группам (диапазонам) наглядно приведены на рисунке.
Таблица 1
Статистические показатели численности населения и расходов на отдельные статьи
Показатель/год |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Численность населения (на 1 января соответствующего года), млн чел |
143,0 |
143,3 |
143,7 |
146,3 |
146,5 |
146,8 |
Темпы роста численности населения относительно 2012 года, % |
– |
0,2 |
0,48 |
2,3 |
2,44 |
2,65 |
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств: расходы на покупку товаров и оплату услуг, млрд руб |
28308,5 |
31695,2 |
34994,8 |
36551,5 |
37249,3 |
… |
Темпы роста расходов относительно 2012 года, % |
– |
11,9 |
23,6 |
29,1 |
31,5 |
… |
Состав потребительских расходов домашних хозяйств (в среднем на члена домашнего хозяйства), руб. в месяц: Образование Организация отдыха и культурных мероприятий |
159,9 875,2 |
133,7 987,4 |
147,2 1042,1 |
131,1 987,8 |
131,6 1071,2 |
… … |
Таблица 2
Численность населения по возрастным группам
Возраст (диапазон)/год |
2002 |
2015 |
2016 |
0–9 лет (тыс. чел.) |
13340 |
17266 |
17730 |
10–24 лет (тыс. чел.) |
34673 |
23248 |
22430 |
25–54 лет (тыс. чел.) |
64890 |
65815 |
65498 |
55–69 лет (тыс. чел.) |
19675 |
26561 |
27801 |
Из общей численности население в возрасте моложе трудоспособного |
25689 |
26360 |
|
трудоспособного (мужчины 16–59, женщины 16–54) |
85415 |
84199 |
|
старше трудоспособного |
35163 |
35986 |
Изменение численности населения по возрастным группам
Группа А представляет собой группу дошкольников и школьников младших классов, группа B – учащиеся среднего и старшего звена школы, техникума, высших учебных заведений. Группу C можно охарактеризовать как трудоспособное население, а группа D характеризует численность людей предпенсионного и пенсионного возраста. Анализ численности данных групп показывает возможный рост спроса на услуги дополнительного образования для детей дошкольного возраста и начальной школы (этот показатель традиционно высок), а также на услуги дополнительного образования людей старшего поколения.
Рассмотрим структуру сферы дополнительного образования и предлагаемые услуги. Необходимо отметить, что аналитика сферы дополнительного образования по базовым критериям оценки, одинаковым для всех предприятий данной сферы, формируется и публикуется только с 2015 года. Особенность существующей сферы дополнительного образования – интеграционный и межведомственный характер. Программы дополнительного образования детей реализуются в учреждениях, охватывающих образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт. Организации дополнительного образования в большинстве своем (56,6 %) подведомственны органам управления образованием, а также Министерству физической культуры и спорта (11,8 %) и Министерству культуры (31,6 %) [7].
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» более широко формулирует цели дополнительного образования не только детей, но и взрослых [20]. Принята новая государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018–2025 годы, которая содержит подпрограмму развития дополнительного образования. Одной из целей программы является доступность образования, характеризующаяся, в частности, долей занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации, профессиональную переподготовку (не менее 37 % ежегодно от общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы). Относительно дополнительного образования, достижение цели характеризуется увеличением охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования (не менее 75 % к 2025 году), а также количеством вновь оснащенных мест дополнительного образования (нарастающим итогом к 2020 году – 1824,2 тыс. единиц) [1].
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года определяет основные задачи: разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни; развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта. [14] Основные целевые показатели: увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения до 40 процентов в 2020 году (аналогичныe показатели запланированы по всем регионам РФ). Достижение объема недельной двигательной активности населения приравнивается к 6–12 часам в зависимости от возрастных и других особенностей граждан. Отмечается, что для создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения необходима реализация комплекса следующих основных мер:
1) создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;
2) реализация дифференцированного подхода к размещению объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых в субъекте Российской Федерации видов спорта.
Вместе с тем, необходимо отметить, что межведомственные преграды не способствуют эффективному развитию системы дополнительного образования детей, затрудняют мониторинг и применение единых государственных подходов к регулированию деятельности учреждений. Правительством принята межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ, в которой одним из основных направлений является формирование единых подходов к развитию инфраструктуры сферы дополнительного образования детей в субъектах РФ и создание единой системы прогнозирования потребностей в услугах. Среди задач программы следует отметить «обеспечение доступности услуг дополнительного образования для граждан независимо от места жительства, социально-экономического статуса», а в требованиях «внедрение требований обязательного планирования учреждений дополнительного образования детей на вновь застраиваемых территориях (микрорайонах) наряду с общеобразовательными школами» [15]. Решение данной задачи подразумевает в том числе применение логистических подходов к планированию учреждений дополнительного образования. Вместе с тем, на наш взгляд, существует проблема соотнесения тех или иных организаций дополнительного образования, существующих на рынке образования с их типологией в нормативных источниках. Рассмотрим подходы к классификации организаций, оказывающих услуги дополнительного образования.
На рынке образовательных услуг взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны отдельных личностей, домохозяйств, предприятий, организаций, государства и предложение образовательных учреждений различных типов. В состав участников рыночных отношений входят различные круги посредников – службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, образовательные центры и т. п.
Реализация дополнительных образовательных программ ведется организациями различных видов собственности (государственные, муниципальные, частные). Согласно статистике на рынке дополнительного образования существуют:
– организации, основной целью которых является реализация программ дополнительного образования и обучения (основной вид деятельности): организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования. По данным 2016 года – 24,6 %;
– организации, для которых реализация программ дополнительного образования и обучения не является основной целью: дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования.
Для рассмотрения региональных особенностей развития организаций дополнительного образования проведем сопоставительный анализ показателей дополнительного образования детей по Центральному Федеральному округу (ЦФО) и Уральскому Федеральному округу (УрФО). Результаты анализа статистических данных приведены в табл. 3 [3, 4, 7].
Как мы видим, показатель количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей в отношении к численности населения округа выше в Уральском федеральном округе. Статистические данные демонстрируют рост количества организаций частной формы собственности наряду с федеральными и муниципальными организациями дополнительного образования.
По направленности подготовки дополнительных общеобразовательных программ охват по естественно-научным (42 %) и краеведческим (32 %) направлениям выше в Центральном федеральном округе, по ДОП в области искусств (70 %) и физической культуры (63 %) в Уральском Федеральном округе.
Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет в среднем по РФ около 68 % (данные 2015 года). Показатели по Центральному федеральному округу выше 70 % (лидеры по охвату Калужская, Владимирская область, Москва), по Уральскому федеральному округу около 68 % (лидером по охвату является Тюменская область). Отметим, что негосударственные образовательные организации представлены невысоким процентом – 0,35 % численности обучающихся детей [7].
Таблица 3
Сравнительный анализ показателей дополнительного образования детей ЦФО и УрФО
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
||||
РФ |
ЦФО |
УРФО |
РФ |
ЦФО |
УРФО |
|
Численность населения, тыс. чел |
146804 |
39209 |
12345 |
146880 |
39311 |
12356 |
Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (здесь и далее ДОП) для детей |
44918 |
11439 |
4246 |
56302 |
13773 |
4883 |
(в том числе частной и прочих формы собственности) |
1309 |
343 |
139 |
1633 |
420 |
189 |
Количество организаций по техническим ДОП |
16894 |
5456 |
1800 |
|||
Количество организаций по естественно-научным ДОП |
20421 |
5888 |
1559 |
|||
Количество организаций по туристско-краеведческим ДОП |
15901 |
4417 |
1160 |
|||
Количество организаций по социально-педагогическим ДОП |
32703 |
8566 |
2893 |
|||
Количество организаций по ДОП области искусств |
36932 |
9491 |
3440 |
|||
Количество организаций по ДОП области физической культуры и спорта |
34682 |
8555 |
3096 |
|||
Количество организаций по дополнительным предпрофессиональным программам для детей в области искусств |
5029 |
1119 |
485 |
5385 |
1181 |
500 |
Количество организаций по дополнительным предпрофессиональным программам для детей в области физической культуры и спорта |
3191 |
640 |
387 |
3001 |
579 |
337 |
В целом в округах и в крупных городах статистические данные охвата близки к средним по Российской Федерации.
Авторами статьи акцентируется внимание на том, что в настоящее время существует практика анализа показателей охвата детей дополнительным образованием не по укрупненным субъектам РФ (округам), а по областям. В результате в одну типовую группу регионов могут попасть области из разных федеральных округов. Объединение в группу происходит по отношению к среднероссийскому показателю охвата детей дополнительным образованием. Проведенный в 2013 году специалистами высшей школой экономики анализ охвата детей дополнительным образованием по критериям охвата школьным и внешкольным дополнительным образованием позволил выявить типологию и причины региональных ситуаций из следующих групп [3]:
– группа регионов, в которых охват школьным и внешкольным дополнительным образованием выше среднероссийского. По результатам анализа – это демографически слабые регионы, в которых упала численность населения в постсоветское время, а в советское время была создана большая инфраструктура дополнительного образования, которая покрывает все запросы в объемах дополнительных образовательных услуг;
– группа регионов, в которых охват школьным и внешкольным дополнительным образованием ниже среднероссийского. Демографически активные и миграционно привлекательные регионы;
– группа регионов, в которых охват школьным и внешкольным дополнительным образованием близок к среднероссийскому;
– группа регионов, в которых охват внешкольным выше, а школьным ниже среднероссийского. Группа регионов с благополучными социально-экономическими условиями и развитой инфраструктурой внешкольного дополнительного образования;
– группа регионов, в которых охват внешкольным ниже, а школьным выше среднероссийского. Регионы, в которых развита сеть образовательных школ, слабые экономические условия для развития новых предприятий внешкольного дополнительного образования.
Таким образом, мы наблюдаем множество подходов к вопросу оценивания региональных особенностей развития организаций дополнительного образования. Мы считаем, что в настоящее время еще не до конца проработаны основные вопросы, связанные с методикой проведения анализа региональных особенностей развития организаций дополнительного образования. И связано это, на наш взгляд, в первую очередь из-за отсутствия единых подходов к классификации учреждений и организаций рынка услуг дополнительного образования.
В этой связи рассмотрим виды предприятий рынка услуг дополнительного образования, исходя из требований к ним, представленным в базовых нормативных документах. Изменения, внесенные в 2016 году, в общероссийский классификатор видов экономической деятельности расширяют вид деятельности «дополнительное образование» как детей, так и взрослых, определяя услуги предоставления профессиональных, предпрофессиональных и общеразвивающих программ дополнительного образования и виды предприятий. Структура классификатора данного вида деятельности показывает следующие виды предприятий: школы, центры обучения, лагеря, автошколы, студии, классы, художественные школы, театральные кружки, школы изобразительных искусств, школы разного вида искусств, школы по подготовке фотографов, спортивные школы [8].
В статьях Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» указаны виды предприятий сферы образования, культуры и спорта, имеющие право ведения образовательных программ дополнительного образования:
– дошкольные образовательные организации;
– общеобразовательные организации;
– профессиональные образовательные организации;
– образовательные организации высшего образования;
– научные организации;
– организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;
– иные юридические лица;
– индивидуальные предприниматели;
– детские школы искусств по видам искусств;
– профессиональные образовательные организации;
– детские спортивные школы;
Таблица 4
Классификация предприятий в сфере услуг дополнительного образования
Критерий классификации |
Виды организаций дополнительного образования |
Основной вид деятельности |
– организации, основной целью которых является реализация программ дополнительного образования и обучения: организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования; – организации, для которых реализация программ дополнительного образования и обучения не является основной целью: дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования |
Возрастной критерий обучающихся |
– 3–6 лет: дошкольные образовательные учреждения, центры развития детей; – 7–17 лет: общеобразовательные учреждения, центры дополнительного образования, детские школы искусств по видам искусств, детско-юношеские спортивные школы, школы олимпийского резерва; – 18–54 лет: высшие учебные заведения, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования, языковые центры, фитнес-центры, центр повышения квалификации; – 55–69 лет: досуговые центы, фитнес-центры, центры дополнительного образования, просветительские организации, дворцы культуры |
Отраслевая (ведомственная) принадлежность |
Предприятия подведомственные: – Министерству просвещения РФ; – Министерству культуры РФ: детские школы искусств по видам искусств; – Министерству спорта РФ: детско-юношеские спортивные школы, школы олимпийского резерва |
Направление дополнительных образовательных программ |
Предприятия, предоставляющее услуги по направлениям дополнительно образования: – художественное; – естественнонаучное; – техническое; – физкультурно-спортивное; – социальное; – психолого-педагогическое; – туристско-краеведческое – информационное |
Вид реализуемых дополнительных образовательных программ |
– организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы: а) организации, реализующие дополнительные общеразвивающие программы; б) организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы; – организации, реализующие дополнительные профессиональные программы |
Вид собственности |
– государственные организации (федеральные, муниципальные, отраслевые); – негосударственные организации; – индивидуальные предприниматели |
Объем оказываемых услуг |
– мелкие; – средние; – крупные (сетевые) |
Вид финансирования |
– бюджетные; – внебюджетные |
Способ предоставления услуг потребителю |
– Of-line; – On-line; – Смешанный |
Целеполагание потребителя услуг |
– образование с получением квалификации (повышение квалификации, переподготовка); – образование для удовлетворения индивидуальных потребностей в интеллектуальном совершенствовании; – досуг (спорт, танцы, творчество) |
Расположение (относительно основного местонахождения потребителя) |
– в шаговой доступности; – в микрорайоне; – на территории района; – на территории соседнего района; – в другом конце города |
СанПиН «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» выделяет организации дополнительного образования по направленности: техническое творчество, естественно-научная направленность, художественное творчество, хореография, спорт, музыкальные занятия. Документ распространяется только на сферу дополнительного образования детей [11].
Как мы видим, классификация предприятий по оказанию услуг дополнительного образования в большинстве проецируется на сферу дополнительного образования детей. Нами предложено расширение классификации (табл. 4), которое учитывает оказание дополнительных образовательных услуг для детей и взрослых.
Выводы
В изменяющихся социально-экономических условиях образование не может не реагировать на запросы общества, рынка труда, индивидуальных потребителей. Анализ статистических данных показывает рост спроса на услуги дополнительного образования. Решение задач обеспечения доступности услуг дополнительного образования независимо от места жительства, в доступной форме представления услуг, формирования единых подходов к развитию дополнительного образования различных форм в субъектах Российской Федерации, создания единой системы прогнозирования потребностей потребителей в дополнительных образовательных услугах, внедрения требований обязательного планирования учреждений дополнительного образования детей и взрослых на застраиваемых территориях требует детальной проработки и более глубокого и детального изучения самой сферы дополнительного образования с учетом региональных особенностей на основе применения современных инструментов экономических наук, таких как маркетинг и логистика. Необходимо констатировать, что рынок услуг дополнительного образования в стране развивается достаточно хаотично, в каждом регионе существует своя типология видов учреждений, свои уникальные особенности развития этой сферы. Вместе с тем, в настоящее время остро назрел вопрос упорядочения рыночных процессов развития сферы дополнительного образования на основе региональных особенностей.