Введение
Современная ситуация, складывающаяся в экономике и обществе, характеризуется рядом тенденций. Во-первых, технологический детерминизм обуславливает глубокие инновационные преобразования предприятий, происходит формирование Индустрии 4.0, внедрение новых цифровых бизнес-моделей, цифровых экосистем, платформ и сервисов, беспилотных технологий и т.п. При этом фиксируется рост уровня потребления энергетических ресурсов. Так, например, за восемь лет электровооруженность труда работников различных отраслей России выросла более чем на 10% (рисунок 1). Ежегодно растет потребление энергии (рисунок 2), хотя относительно темпов роста ВВП прирост объемов потребления энергии за 10 лет незначительный. Несмотря на это, энергоемкость ВВП России намного выше мирового уровня (на 46%) [2].
Следует отметить, что за последние годы энергоемкость ВВП России сократилась на 30% (рисунок 3) и в 2019 году составила 85,83 кг условного топлива на 10 тыс. рублей против 129,74 кг условного топлива на 10 тыс. рублей в 2012 году. Отмечая существенные успехи в энергосберегающей деятельности, необходимо указать, что в значительной мере снижение энергоемкости обусловлено девальвацией национальной валюты.
Несмотря на положительную динамику энергоемкости, в 2019 году темпы повышения энергоэффективности экономики в России отставали от среднемировых показателей [2]. Соответственно, еще большее значение для экономики приобретают вопросы повышения энергоэффективности во всех отраслях.
Во-вторых, инновационные преобразования предприятий кардинально меняют требования к профессиональным компетенциям персонала. Так, с одной стороны именно работники внедряют и реализуют инновационные разработки, становятся партнерами в цифровой трансформации предприятия. С другой стороны, большинство работников имеют устаревшие профессиональные компетенции и в силу объективных социально-психологических причин оказывают в той или иной степени сопротивление. Кроме того, проводимые параллельно социальные реформы, в частности пенсионная реформа по продлению трудоспособного возраста, удерживают на рынке труда старшее поколение, у которого в большинстве своем консервативное отношение к инновационным преобразованиям и устарели профессиональные компетенции, тогда как предприятиям необходимы новые знания и навыки.
Авторы отмечают взаимное влияние отмеченных тенденций и выдвигают гипотезу о том, что трансформация профессиональных компетенций персонала положительно повлияет на повышение энергоэффективности предприятий.
Цель исследования: формирование концептуальных основ трансформации профессиональных компетенций персонала в контексте повышения энергоэффективности предприятий в условиях инновационных преобразований на основе системно-синергетического подхода.
Материал и методы исследования
В работе применялись системно-синергетическая методология, а также междисциплинарный подход. В основу исследования положены современная концепция процессов трансформации трудовых отношений Т.А. Медведевой [3]: «ценности (смысл, идеи, убеждения) → содержание формы (правила, нормы, институты) → процесс (социальное научение)», а также концепция Неходы Е.В. [4], где выделяются четыре параметра трансформации профессиональных компетенций: экономические, технологические, ценностные, культурные. По мнению Медведевой Т.А., социокультурные ценности персонала во многом определяют их трудовое поведение, экономический выбор, выступают основой для принятия производственных решений [4]. Для реализации поставленной цели работы предполагается применение регрессионного анализа на основе статистического материала.
Рис. 1. Динамика электровооруженности труда работников различных отраслей России, кВт∙ч (рисунок составлен авторами по данным Росстата [1])
Рис. 2. Темпы роста ВВП и потребления энергии в России (рисунок составлен по данным источника [2])
Рис. 3. Динамика энергоемкости ВВП России (кг условного топлива на 10 тыс. рублей)
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ российской и зарубежной литературы показал наличие многообразия научных работ по исследованию факторов влияющих на энергоэффективность предприятий [5-7], но следует отметить ограниченность трудов, изучающих влияние человеческого фактора на энергоэффективность, в частности, отсутствие научных исследований, рассматривающих роль профессиональных компетенций персонала в повышении энергоэффективности предприятий транспортной отрасли, что обуславливает актуальность настоящей научной статьи.
Авторы рассматривают общепринятую трактовку профессиональных компетенций персонала как совокупность профессиональных навыков, умений работника способного выполнять производственные задачи в рамках занимаемой им должности на предприятии [8].
В данной работе предлагается рассматривать профессиональные компетенции персонала их динамику и их влияние на энергоэффективность предприятия с точки зрения системно-синергетического методологического подхода. Так, в качестве акцентов исследования динамики профессиональных компетенций персонала транспортной отрасли экономики в цифровую эпоху большинство специалистов выделяет так называемые «мягкие навыки» (англ. softskills) – надпрофессиональные коммуникативные, менеджерские и творческие умения, обеспечивающие творческое взаимодействие персонала предприятия, отрасли, экономики в целом. Соответственно, можно профессиональные компетенции представить в виде системы взаимосвязанных элементов в контексте повышения энергоэффективности предприятий и выделить следующие основные составляющие компоненты (рисунок 4):
- знания, умения и навыки, позволяющие выполнять операции технологического процесса («Профессиональные компетенции технологического процесса»);
- надпрофессиональные коммуникативные знания, умения и навыки («Профессиональные компетенции Softskills»)»;
- трудовые ценности, определяющие трудовое поведение персонала в рамках профессиональных компетенций («Ценности профессиональных компетенций»). Данный компонент направлен на формирование системы ценностей «энергосбережения и энергетической эффективности» в рамках новых профессиональных компетенций;
- институциональное регулирование процессов формирования, развития и оценки профессиональных компетенций» («Институты профессиональных компетенций»).
Исходя из этого, рассмотрим трансформацию выделенных компонентов в условиях цифровизации с учетом необходимости повышения энергоэффективности предприятий.
В контексте данного исследования под трансформацией профессиональных компетенций персонала понимаютсякардинальные изменения в компонентах системы [9] профессиональных компетенций, которые происходят под влиянием инновационных факторов «Hi-Tech – Hi-Hume» и в частности направлены на повышение энергоэффективности предприятий. На рисунке 5 представлена детализация системно-синергетической методологии трансформации профессиональных компетенций персонала с учетом коэволюции [9] компонентов на примере взаимодействия группы факторов инновационных преобразований «Hi-Tech – Hi-Hume», являющихся, согласно данной концепции, движущей силой трансформационных процессов.
Под «Hi-Tech» (от англ. hightechnology) авторы рассматривает трактовку «высоких технологий» в рамках информационно-синергетической концепции Е.А. Жуковой [10] и И.В. Мелик-Гайказяна [12], включающих информационные, наукоемкие, многофункциональные, многоцелевые технологии и т.п., которые направлены на повышение энероэффективности и способны вызвать цепную реакцию изменений в технологических процессах, обусловливающих трансформацию профессиональных компетенций персонала. Технологии «Hi-Hume» [11] относятся к «высоким социогуманитарным технологиям», в основе которых, лежат социальные технологии, технологии взаимоотношений, технологии управления, технологии коммуникаций, в основе которых высокая наукоемкость и повсеместное применение информационных, коммуникационных технологий с определенной подачей и передачей информации, переработкой и программируемым ее усвоением со стороны как персонал, так и предприятий.
Рис. 4. Структура системы профессиональных компетенций в контексте задачи повышения энергоэффективности предприятий (схема составлена авторами)
Рис. 5. Схема системно-синергетического подхода трансформации профессиональных компетенций персонала в контексте повышения энергоэффективности предприятий в условиях инновационных преобразований (схема составлена авторами)
С точки зрения авторов, развитие «Hi-Hume» технологий приводит к цепной реакции трансформаций и изменений в системе ценностей, институционального пространства, компетенции «Softskills», направленных на развитие (изменение) человеческих ресурсов. Следовательно, «Hi-Hume» технологии ориентированы на формирование определенного поведения персонала в рамках профессиональных компетенций.
Под воздействием инновационных факторов «Hi-Tech» происходит трансформация технологического процесса направленного на повышение энергоэффектиности, в частности за счет внедрения цифровых средств и технологий. Соответственно изменяются институты формирования новых профессиональных компетенций, учитывающие необходимость повышения энергоэффективности предприятия. Возникают аксиологические трансформации системы ценностей, мотивирующих персонал на повышение энергоэффектиности предприятий. Происходят трансформации компетенций «Soft skills». Таким образом, протекают кардинальные изменения профессиональных компетенций технологического процесса с учетом повышения энергоэффективности предприятий.
Заключение
Трансформация профессиональных компетенций, несомненно, представляет собой длительный и многоаспектный процесс, приводящий к коренному переустройству вовлеченных в нее людей, коллективов, технологий, процессов, предприятий. Работник предприятия цифровой эпохи, в связи с этим, представляет собой совершенно новый тип профессионала, владеющего не рассматриваемыми ранее компетенциями. Новые профессиональные компетенции должны включать знания, навыки и умения в области энергосбережения и энергоэфффективного трудового поведения на предприятии в рамках выполнения профессиональных задач. В свою очередь, овладение этими компетенциями должна обеспечить пересмотренная, трансформировавшаяся система подготовки кадров в образовательном учреждении. Наконец, для определения вектора трансформации этой системы нужно максимально подробно охарактеризовать черты нового технологического процесса. Исходя из осознания ценности энергосбережения новых технологий, необходимо формировать требования к профессиональным компетенциям персонала.
Реализация задачи обеспечения потребностей государства в области повышения энергоэффективности возможна за счет комплексного системно-синергетического подхода, учитывающего воздействие как технологических, так и социально-аксиологических, институциональных факторов энергоэффективности предприятий.