Введение
В течение последних двух десятилетий все промышленно развитые страны продемонстрировали рост внимания к вопросам энергоэффективности и энергосбережения. Системы энергетического сектора постоянно претерпевают значительные изменения. Основные инновационные тенденции в мире связаны с устойчивостью, спросом на децентрализованные решения, ростом доли возобновляемых источников энергии, использованием интеллектуальных устройств, важностью энергетической безопасности и энергоэффективности [10]. В связи с изменениями в рыночной среде крупным энергетическим корпорациям требуется творческая бизнес-деятельность и организационные решения, которые могут быть достигнуты за счет инноваций и должны соответствовать рыночным тенденциям. В этом смысле вызовами являются эффективное государственное регулирование и сформированные институциональные рамки экономической политики, которые могут реализацию потенциала теплоэнергетического комплекса (далее – ТЭК).
Исследования показывают, что за столетие, прошедшее с момента создания взаимосвязанных сетей, произошли небольшие изменения, которые меняют способ их эксплуатации [11]. Инновации улучшают работу, защиту энергосистемы и обеспечивают высокую защиту. Понимание данных инновационных тенденций способствовал существенным изменениям теплоэнергетического комплекса России и ее регионов: разработаны и внедрены многочисленные стратегические документы [5, 8].
Проводятся многочисленные мероприятия по модернизации теплоэнергетических компаний. Важным фактом является то, что в середине прошлого десятилетия фокус российской политики в области инновационного развития ТЭК сместился с федерального уровня на региональный из-за принципиальных различий в природе, климатических условиях и энергоснабжении топливно-энергетического баланса макрорегионов России. Российские регионы разработали собственную политику в области энергоэффективности, которая вместе с вышеупомянутыми фундаментальными факторами привела к значительной разнице в энергоемкости региональных ВВП. Однако показатели процесса реализации государственной политики недостаточно высокие по сравнению с другими странами. Российская энергетическая система находилась в плохом состоянии из-за отсутствия инвестиций и эксплуатации накопленных технологических и материальных ресурсов в предыдущие годы. Ситуация в отдельных регионах России характеризуется еще более негативными тенденциями.
Многочисленная научная литература посвящена вопросу инновационного развития теплоэнергетического комплекса, в том числе государственной политики в данной сфере: А.О. Бучнев рассматривал особенности целевого государственного регулирования соотношения возобновляемой и невозобновляемой энергии [1]; статья В.В. Гусева и А.В. Гусевой раскрывает роль органов государственной власти в организации инновационной деятельности региона на примере Саратовской области [3]; О.В. Дёмина провела изучение тенденций энергетики России в XXI веке с точки зрения инновационного управления.
Из анализа научных экономических источников выявлено, что учеными уделяется значительное внимание проблемам инновационного развития регионов, разработке предложений по активизации инновационных процессов и формирования инновационной инфраструктуры и инвестирования инновационной деятельности с учетом влияния ряда институциональных факторов [2, 6, 14].
Для России, с ее значительной территорией и различиями социально-экономического развития, региональные аспекты научно-технической и инновационной политики имеют существенное значение. Поэтому более пристальный взгляд на проблему показывает, что ни неоднородные климатические и инфраструктурные условия, ни качество регионального управления не могут служить исчерпывающим объяснением чрезвычайно высоких различий в инновационных тенденциях региональных экономических систем.
Можно согласиться с тем, что одним из важнейших системных факторов повышения уровня энергетической безопасности и конкурентоспособности ТЭК признано инновационное развитие регионов [13]. Несмотря на широкий круг научных разработок по избранной теме исследования, целесообразным является определение направлений повышения эффективности инновационного развития. Целью исследования является оценки тенденций инновационного потенциала ТЭК и разработка комплекса мероприятий по активизации инновационного развития. Для чего в статье проведено изучение современного состояния развития теплоэнергетического комплекса и факторов, его определяющих.
Результаты исследования и их обсуждение
Современное состояние развития теплоэнергетического комплекса в России характеризуется рядом негативных факторов: кризисное состояние инфраструктуры (угрожающая изношенность тепловых, энергетических сетей, энергетических компаний); рост тарифов на услуги, который не соответствует экономически обоснованному уровню и характеризуется низким качеством предоставляемых услуг; отсутствие конкурентной среды в сфере тепло-энергетического комплекса и др. Недофинансирование эксплуатационной деятельности предприятий тепло-энергетического комплекса не только не дает возможности внедрять новейшие ресурсосберегающие технологии и оборудование, но и вообще обеспечивать функционирование предприятий на высоком уровне. Две трети основных средств исчерпали срок эксплуатации, растут потери тепловой энергии (в большинстве регионов потери теплоэнергии достигают 20% объемов, представленных в сеть) [7, 9].
Хотя Россия добилась прогресса в развитии инновационной политики, она по-прежнему в значительной степени приводит к таким слабым местам, как: отсутствие высокотехнологичных компаний регионального теплоэнергетического комплекса; недостаточное участие бизнеса в финансировании НИОКР для регионального теплоэнергетического комплекса; недостаточно развитый сектор малого инновационного предпринимательства в региональном теплоэнергетическом комплексе; отсутствие политики, направленной на улучшение межсекторальных знаний и распространения технологий, отсутствие посреднических организаций в региональном теплоэнергетическом комплексе; неэффективная технологическая инфраструктура для инноваций в региональном теплоэнергетическом комплексе; низкий уровень развития связей между участниками инновационных процессов в региональном теплоэнергетическом комплексе.
В современных условиях хозяйствования инновации являются основой стремительного и стабильного социально-экономического развития ТЭК регионов [12]. К стратегическим целям отнесены внедрение инновационно-инвестиционной модели развития индустрии путем:
- создания условий для реализации на предприятиях ТЭК инновационных проектов с приемлемым уровнем рентабельности и сроком их окупаемости;
- возрождения научно-промышленных центров (институтов) для внедрения в деятельность энергетических компаний новых инновационных технологий, новой техники, средств автоматизации;
- повышения инновационной активности предприятий.
Таким образом, стимулирование инновационного развития является приоритетным направлением развития ТЭК регионов.
Формирование инновационной модели экономического роста в регионе нуждается в содействии государства в создании и эффективном функционировании инновационной инфраструктуры. Создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, коммерциализация результатов научно-исследовательских работ, распространение малого инновационного предпринимательства является одним из путей восстановления региональной экономики, развития науки и образования [15]. В таблице представлены принципы совершенствования государственного регулирования реализации инновационного развития ТЭК российских фирм.
Таким образом, благодаря технологическому внедрению в работу ТЭК возможна открытая и автоматизированная связь в реальном времени; обеспечение отсутствия проблем в работе энергосистемы. Поскольку инновационные технологии отслеживают все операции и вовремя выявляют проблемы, что обеспечивает эффективную работу. Комплексное взаимодействие всех участников инновационной деятельности ТЭК позволит обеспечить реализацию потенциала отрасли и решить стоящие перед ней проблемы.
Принципы совершенствования государственного регулирования реализации инновационного развития ТЭК на уровне региона
Принцип |
Возможные индикаторы |
Что они контролируют |
1. Необходимость разработки региональной стратегии инновационного развития ТЭК |
Количество формальных бизнес-стартапов, ежегодно создаваемых и их выживаемость Доля всех стартапов в целевых областях, таких как высокотехнологичные предприятия, зеленые предприятия, социальные предприятия или предприятия в ключевых секторах экспорта Доля общих стартапов в целевых группах, таких как женщины, молодежь, меньшинства, сельское население Рост рабочих мест благодаря стартапам Выручка и налоги, уплачиваемые стартапами (значения и темпы роста) |
Успех в начинающих и поддерживающих стартапах Успех в достижении конкретных целей для разных секторов Улучшение экономических возможностей для целевых групп населения Экономическое влияние инновационного развития ТЭК |
2. Оптимизация регулирующей среды |
Количество процедур для открытия бизнеса, количество вовлеченных агентств Количество дней, стоимость начала или закрытия бизнеса количество дней, стоимость регистрации права собственности |
Своевременность механизма разрешения споров: количество дней с момента подачи до судебного решения Простота запуска / закрытия бизнеса Эффективность судебной системы |
3. Усиление развития образования и навыков инновационного развития ТЭК |
Доля средних школ, предлагающих программы инновационного развития ТЭК / внеучебные мероприятия Доля технических / профессиональных школ, предлагающих программы инновационного развития ТЭК / внеклассные мероприятия Число ежегодных побочных доходов от университетов / исследовательских программ |
Наличие обучения инновациям Успех высших учебных заведений в исследованиях, связанных с предприятиями, и в коммерциализации результатов исследований |
4. Облегчение обмена технологиями и инноваций |
Доля выпускников с научными / инженерными степенями Количество (и уровень заполняемости) научных парков, технологических центров и инкубаторов Доля техноемких стартапов в общих пусках Доля технологически активных стартапов с финансированием венчурного капитала |
Успех в продвижении научно-технической карьеры Наличие и успешное создание условий для развития высокотехнологичных стартапов Успех в продвижении высокотехнологичных стартапов |
5. Улучшение доступа к финансам |
Доля кредитов микрофинансирования / МСП в общем объеме бизнес-кредитов Средняя величина залога, необходимого для кредитов МСП (в процентах от займа) Всего объем финансирования МСП покрытие кредитного бюро (в процентах взрослого населения) |
Эффективность банковского сектора в оказании помощи инновационному развитию ТЭК Поддержка частными инвесторами для начинающих Адекватность финансовой инфраструктуры для кредитования инновационного развития ТЭК |
6. Содействие повышению осведомленности и созданию сетей |
Результаты опросов общественного мнения и оценок, проведенных после проведения информационных кампаний Количество бизнес-ассоциаций |
Успех в формировании позитивного отношения общества к инновационному развитию ТЭК Возможности для создания сетей для определенных целевых групп |
Заключение
Исследование показало, что потребность в реализации инновационных тенденций энергетических систем со временем растет; требуется, чтобы развитие также было усилено для удовлетворения требований рынка. Доказана необходимость активизации технологических инноваций в ТЭК посредством разработки и внедрения механизмов и инструментов экономической политики, причем речь идет о новом этапе экономических реформ, ориентированный на формирование механизмов и инструментов экономической политики, которые позволят реализовать накопленный потенциал. Региональная инновационная политика должна осуществляться через разработку и внедрение инновационных программ и стратегий и предусматривать: мероприятия по содействию кооперации и взаимодействия различных организаций ТЭК и институтов в осуществлении инноваций. Предложенные в статье принципы совершенствования государственного регулирования реализации инновационного развития ТЭК на уровне региона позволят обосновать наиболее приоритетные мероприятия экономической политики в данной сфере.