Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1
1
-

Введение

Потребности устойчивого, сбалансированного и социально ориентированного развития российского общества требуют оперативного и системного вовлечения в хозяйственный оборот всех без исключения возможностей и ресурсов – минерально-сырьевых, человеческих и интеллектуальных. Именно эти ресурсы в настоящее время составляют основу общественного развития любого государства, а эффективность их использования, а точнее – способность извлекать больше выгоды и дохода из их использования становится наиболее объективным показателем интеллектуального уровня руководства общественным развитием. Научно-технический прогресс выдвинулись в число первопричин экономических прогресса.

Цель исследования. Обоснование основных методологических подходов и конкретного инструментария формирования интеллектуальных ресурсов общества применительно к современным отечественным условиям хозяйствования выступает основной целью данного исследования.

Материалы и методы исследования

Общенаучные методы исследования и, прежде всего, системный подход, методы статистической обработки информации и экспертных оценок стали основными методами, использованными в данном исследовании.

Результаты исследования и их обсуждение

Нарастающие темпы глобализации и развитие информационно-технологического прогресса обуславливают формированием новой модели экономической организации, основу которой составляет человеческий капитал. Именно это форма капитала активно вовлечена в развитие таких отраслей, как экономика, образование, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций и интеллектуальные услуги. Так, в наши дни задача повышения качества человеческого капитала становится стержнем проблем современного этапа развития. Ведь только формирование, развитие и грамотное использование потенциала человека является главным фактором конкурентоспособности нашего времени, бесперебойным источником процветания и оздоровления национальных экономик.

Для России важнейшая проблема в контексте модернизации состоит в переходе от сырьевой экономики к экономике знаний. Инновационная экономика опирается на инвестиции в человеческий капитал. Именно интеллектуальные ресурсы и социальная сфера призваны обеспечить дополнительный потенциал экономического роста. Так, в развитых странах человеческий капитал – основной фактор прогресса, на его долю приходится 75 % прироста национального дохода. В России этот показатель составляет примерно 20 % [1, с. 112]. Модернизация общества, реализация факторов роста российской экономики невозможны без четко организованных, управляемых, высококвалифицированных людских ресурсов. Только осознание принципов функционирования экономики знаний позволит разработать стратегию перехода к инновационной экономике. Значительное место в этом процессе занимает ускоренное развитие телекоммуникационной отрасли, компьютерных и информационные технологии (ИТ) (ежегодный объем внутреннего рынка этого сектора России увеличивается на 15-20 %) [2, с. 600]. Однако, развитие этой отрасли сопряжено с проблемами недостаточного появления новых отраслей, а также с отсутствием спроса на них со стороны функционирующих и потенциальных пользователей, слабым развитием социальных сетей, распространением Интернета и неравномерностью распределения телекоммуникационных услуг по всей огромной территории страны. Это подтверждается, например, тем, что аудитория Интернета в России в начале 2010 г. составляла 32,6 млн чел. (43,5 %), а уровень проникновения составил 54 % городского населения страны [3, с. 10]. При этом Россия обладает, помимо природных ресурсов, одним из основных конкурентных преимуществ – значительным трудовым потенциалом, характеризующимся достаточно высоким уровнем образования, профессионализмом, востребованностью на мировом уровне в сочетании с более скромными запросами в отношении оплаты и условий труда. По численности студентов на 10000 населения Россия близка к средним показателям развитых стран: в 2007/2008 гг. – 525 студентов (США – 579, (2005 г.), Норвегия – 463, Канада – 411 соответственно) [4, с. 114].

Однако имеющиеся преимущества не решают проблемы неполного использования интеллектуальных ресурсов страны, включая подготовку кадров для высокотехнологичных отраслей, дефицит которых очень остро ощущается в настоящее время. По оценке экспертов, в 2012 г. предложение высококвалифицированных специалистов увеличится до 550 тыс. чел., что будет удовлетворять потребности в них на 15 % [5, с. 29]. Проблемы подготовки кадров становятся приоритетными для преобразования народного хозяйства, что требует их ускоренного решения. Модернизация интеллектуальных ресурсов, включающая совершенствование образования и воспитания, предполагает также значительные изменения в общественно-политическом устройстве страны, в частности механизмах формирования достойных условий жизни населения, расширения возможностей самореализации человека в обществе.

Вопросы роли знаний, умений и квалификации человека, эффективности труда в экономическом и социальном развитии всегда были объектом пристального внимания в экономической науке. Возрастание роли человеческого капитала для повышения эффективности экономического роста приобретало особую актуальность в последние годы ХХ в., когда экономическая наука справедливо полагала, что человеческие ресурсы являются решающим отличительным признаком успешности экономики [6, с. 45].

Интеллектуальный капитал как экономическая категория представляет собой отношения субъектами собственности по поводу рационального использования совокупности материальных и нематериальных факторов производства, рабочей силы, интеллектуального потенциала сотрудников, финансового капитала в целях своего воспроизводства как экономической системы, создания конкретных товаров, услуг, интеллектуального продукта, необходимого дохода на основе обособленного экономического интереса. Повышение интереса к исследованию интеллектуального капитала вызвано возрастанием его роли и значения, как на микро-, так и на макроуровнях. Интеллектуальный капитал расценивается как фактор устойчивого экономического роста, обеспечения конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятий, повышения уровня жизнеобеспечения хозяйствующих субъектов, как источник повышения профессионализма и компетенции индивида. Интеллектуальный капитал выступает движущей силой экономики знаний.

Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Одну из первых формулировок данной идеи относят к «Политической арифметике» Уильяма Петти, ведь именно он утверждал, что человеческий труд – это основа богатства нации [7, с. 40].

Понятие «человеческий капитал» исторически стало первым специфическим термином нарождающийся экономической теории информационного общества. Теория человеческого капитала стала важным этапом в развитии представлений о человеке в экономике, так же сформулировала идею ценности человеческих ресурсов в организации экономической деятельности [8, с. 12].

Главная отличительная особенность человеческих ресурсов состоит в их личностной специфике. В отличие от машин и сырья люди наделены интеллектом, и их участие в производственном процессе носит осмысленный характер.

В условиях ускорения технологических нововведений, обострения конкуренции, глобализации экономики именно знания, квалификация, творческие и предпринимательские способности работников рассматриваются как основной ресурс развития экономики и повышения эффективности и конкурентных преимуществ стратегического развития деловых организаций.

Непосредственно теория человеческого капитала, имеющая вековые теоретические и методологические нормы, возникла как самостоятельный раздел экономической науки в середине XX в., на рубеже 1950–1960 годов. Становление теории человеческого капитала связывают с именами таких известных экономистов, как Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минцер, Л. Тороу, Л. Хансен, М. Фишер и других, которые впоследствии, активно развивали теорию, внесли в неё ряд важнейших дополнений [9, с. 170]. Однако, заслуга выдвижения теории человеческого капитала заслуженно принадлежит лауреатам Нобелевской премии Т. Шульцу и Г. Беккеру, обосновавшим тот факт, что знания и профессиональные навыки людей, накапливаясь способны приносить доход [10, с. 153].

Человеческий капитал рассматривается как совокупность трудовых, интеллектуальных, товарных, предпринимательских способностей и нравственных качеств работников, рациональное формирование, использование и развитие которых обеспечивает эффективность и конкурентоспособность организации в рыночной инновационной сфере.

Инвестиции в человеческий капитал в развитых странах мира служит важнейшим фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности как на микро-, так и на макроуровне. Инвестиции в человеке, в его интеллектуальный потенциал приносят безусловную выгоду, ибо дают продолжительный, ограниченный лишь биологическими параметрами времени, интегральный эффект. Главным условием достижения устойчивого развития экономики является накопление человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством непрерывного обучения и профессиональной подготовки.

С развитием экономики знаний и переходом к информационному обществу самым существенным образом изменяются место и роль человека в условиях нового типа хозяйства. Анализ этих изменений включает изучение комплекса взаимосвязанных вопросов: изменением требовании к рабочей силе, преобразования в системе образования и профессиональной подготовки, трансформации управления и т. п.

Достижения человеческого разума, интеллектуализация производства на современном этапе привели к новому витку развития человеческого общества, создали более благоприятные условия для реализации возможностей человека в политической, экономической, социальной и культурной жизни. В развитых странах практически снята проблема удовлетворения первоочередных жизненных потребностей в продовольствии, одежде, жилье, медицинском обслуживании и т. п. Это привело к увеличению свободного времени, которое обеспечивает возможность более глубокого образования и саморазвития и способствует быстрому росту интеллектуального потенциала. Если для индустриального общества было характерно превалирование физического труда, в новой экономике возросла роль интеллектуального [11, с. 52].

Рост интеллектуального потенциала, в свою очередь, ускоряет развитие технологий и повышение эффективности труда. Таким образом, взаимодействие роста производительности труда и повышения потребностей привело к экономии времени в процессе развития и ускорению этого процесса. Сейчас более 50 % экономически активных граждан развитых стран (а в США – более двух третей) заняты умственным трудом [12].

Непрерывное образование и обучение становятся нормой жизни, а способность к постоянному приобретению новых знаний и умений рассматривается в современной экономике как самое важное качество рабочей силы. В экономике, основанной на знаниях и ведомой знаниями, стремление к познанию нового, творчество и гибкость являются наиболее значимыми характеристиками человеческих ресурсов.

Стратегические процессы управления знаниями связаны с определением областей применения знаний и отбором источников знаний, использование которых нацелено на решение стратегических задач развития предприятия. В экономической литературе выделяются три основные области применения знаний: разработка новых и совершенствования старых товаров и услуг; реинжиниринг и совершенствования организации бизнес-процессов; быстрое реагирование на изменения во внешней среде, предполагающее проведение улучшений как продукции и услуг, так и адаптацию процессов [13, с. 38].

Деятельность по управлению знаниями эффективно организуется в рамках тех проектов, в которых четко представлены цели и задачи, а также выделены значительные ресурсы на их осуществление.

Возведение интеллектуальных ресурсов в ранг главного фактора производства порождает многие проблемы теоретического и практического плана. В частности разрыв между рыночной и балансовой стоимостью предприятия, оценка доли ВВП, обусловленный использованием интеллектуальных ресурсов, высокая рентабельность «интеллектуальных компаний», формирование спроса и предложения на рынке наукоемких товаров, механизм создания добавленной стоимости интеллектуальными ресурсами и т. п. [14, с. 73].

Быстрый экономический рост в новой экономике является результатом увеличения не физических объемов выпуска постепенно модернизируемых продуктов и услуг, а добавленной стоимости создаваемых продуктов, зависящей от инноваций, альтернативных предпочтений потребителей и скорости реакции бизнеса на изменение этих предпочтений. Роль новых знаний в новой экономике непрерывно возрастает, они, несомненно, превращаются в основной производительный фактор.

Интеллектуальный капитал, несомненно, есть фактор производства. Например, А. Маршалл выделял четыре фактора производства: землю, труд, капитал и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал: «В известном смысле существуют только два фактора производства – природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы человека, осуществляемой с помощью природы... Человек одновременно является целью производства и его фактором» [15, с. 20].

Особенно интересны выводы Альфреда Маршала о проблеме повышения качества капитала человека. Принимая во внимание высокие риски человеческого капитала, связанность с изменениями спроса на различные категории рабочей силы, он утверждал, что инвестировании в человеческий капитал более эффективно, чем в вещественный. Так, он рассматривал образование как национальное капиталовложение, которое открывает перед массами людей большие возможности, нежели они сами обычно могут себе обеспечить. Его точка зрения на ценность образования для повышения качества и возможностей капитала человека как одного из наиболее важных факторов общественного прогресса актуальна и сегодня.

В настоящее время в связи все большим возрастанием роли интеллектуального капитала в экономической деятельности организации возникает необходимость уточнения принципов и методов исследования интеллектуального капитала, т. е. методологии его исследования. Специфической особенностью методологии исследования интеллектуального капитала является то, что ее основе лежит экономическая антропология, так как в центре изучения стоит конкретный человек, индивид, личность и его уникальные и только ему присущие способности.

Парадигма интеллектуального капитала в ее современном виде явилась закономерным результатом генезиса мировой экономической мысли. Ученые постоянно стремятся познать тайну творческой силы человека, выявить ее наиболее характерные качества и свойства, оценить, измерить и дать количественную интерпретацию. Образование является одним из самых существенных факторов, определяющих человеческое развитие. Оно расширяет возможности человека в области приобретения и расширения знаний, профессиональных навыков и компетенции, преобразовывая качество жизни, служит источником экономического роста и повышения благосостояния национальных экономик.

Выводы

Таким образом, интеллектуальный ресурс формируется, главным образом, в рамках системы образования, а также в условиях внешней и внутренней среды организации. Знаниевый и интеллектуальный ресурсы востребованы при инновационно-интеллектуальном этапе развития общества. В условиях интеллектуализации общества интеллектуальный ресурс является основополагающим экономическим ресурсом. Структура интеллектуального ресурса отражает такие составляющие экономических ресурсов, как трудовой, предпринимательский, знаниевый.