Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FORMATION AND ANALYSIS OF SIMPLIFIED FORMS OF ACCOUNTING (FINANCIAL) STATEMENTS OF SMALL BUSINESSES

Bashkatov V.V. 1 Ivanyuk A.Yu. 1 Zhuganova M.N. 1
1 FGBOU VO «Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin»
Today, small business is the most important sphere of market relations, being a necessary element of the competitive environment, small businesses fill the market with various goods and services, and create new jobs. Quite frequent changes and adjustments to regulatory acts and documents regulating the simplified procedure for accounting and reporting in the territory of the Russian Federation cause a huge number of controversial issues and situations. In recent years, small business has become increasingly introduced into the innovative process, which causes a problem in the transition of Russian organizations to international financial reporting standards, which contribute to improving the quality of accounting information. The purpose of this work is to study the features of the formation of simplified forms of accounting reporting of small businesses at the present stage. The objectives of the work are to consider the essence of the preparation of simplified financial statements in the territory of the Russian Federation, to analyze, developed on July 9, 2009 by the IFRS Council, a simplified standard of financial reporting for small business entities. The research methodology is based on a systemic and historical approach, statistical and comparative analysis. As a result, opportunities for applying international standards are identified, the formation of simplified accounting reports for small businesses is clarified.
small business
accounting (financial) statements
simplified form
small business
ifrs for small business

Введение

На современном этапе развития малого бизнеса предполагается совершенно новый подход к информационному обеспечению его системы управления, определяющей эффективность хозяйствования, главная роль в котором отводится рациональному построению системы бухгалтерского учета в зависимости от особенностей функционирования экономических субъектов. Это объясняется тем, что Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. №209-ФЗ предусматривает упрощенный способ ведения бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства.

Предприятиями малого бизнеса, в настоящее время, формируется отчетность, показатели которой могут выступать в качестве информации, позволяющей детально исследовать деятельность данных субъектов хозяйствования, и в последующем стать базой для принятия управленческих решений [7]. Отчетность малых предприятий является наиболее развивающейся в нашей стране отраслью предпринимательства, малый бизнес стал активно внедряться в инновационный процесс, расширяя границы хозяйствования. Но необходима более эффективная система регулирования бухгалтерского учета, которая могла бы позволить устранить несовершенствования российского законодательства в отношении организации и ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности, для выхода малого бизнеса на мировую экономическую арену [4, с.121-125].

Материалы и методы исследования

В целях раскрытия обозначенной темы работы были использованы такие методы, как экономико – статистический, монографический, специальные методы бухгалтерского учета, элементы анализа и аудита. Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно – правовые акты Российской Федерации, а также отчетные данные экономического состояния организации субъекта малого предпринимательства.

Результаты исследования и их обсуждение

В 2020–2021 годы были богаты на поправки в части формирования упрощенной бухгалтерской отчетности, рассмотрим некоторые из них в таблице 1.

Также, годовую бухгалтерскую отчетность нужно представлять только в ИФНС по местонахождению организации. Такая отчетность будет формировать государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности, который будет вести ФНС, сдавать отчетность в Росстат больше не требуется.

Эпидемиологический кризис 2020 года нанес серьезный ущерб малому и среднему бизнесу. Вследствие введенных карантинных мер спрос и предложение в экономике очень сильно изменились, приостановка производства в стране оказала влияние на снижение предложения, при этом уменьшились производство и экономическая активность самих субъектов предпринимательской деятельности. Для поддержки малого и среднего бизнеса в условиях пандемии COVID-19 были разработаны следующие виды поддержки:

- субсидирование части затрат оказывается с целью возмещения затрат по оплате лизинговых платежей, или же процентов по кредитам, которые были взяты на приобретение основных средств, либо на строительство;

- временная приостановка проверок субъектов предпринимательства. Под запрет попали практически все проверки, за исключением мероприятий, которые непосредственно связаны с безопасностью граждан;

- отсрочки и рассрочки по налогам и взносам;

- кредитные каникулы для заемщиков и отсрочка по кредитам и госпрограмме

- арендные каникулы для арендаторов коммерческой недвижимости и госимущества.

Таблица 1

Изменения в упрощенной системе налогообложения (УСН) с 2020 года

Нововведение

Что изменилось

Как было

Новый порядок учета основных средств

(Федеральный

закон от 29.09.2019

№ 325-ФЗ)

Стоимость всех объектов основных средств, в том числе и недвижимости, будет списываться в расходы после ввода в эксплуатацию и оплаты. Даже если регистрация права собственности обязательна, дожидаться подачи документов на государственную регистрацию не нужно

До введения данного закона, если право собственности на основное средство необходимо было регистрировать, то принимать к учету при УСН объект разрешалось только после оплаты, ввода в эксплуатацию и подачи документов на государственную регистрацию

Новые лимиты

по УСН

(Федеральный

закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ).

В 2021 году организациям, осуществляющим свою деятельность на УСН можно будет превышать лимиты. С 2021 года лимит остался равным 150 млн руб., но, при этом, его можно превысить не более, чем на 50 млн руб., аналогичное изменение касается и средней численности работников, разрешается превысить лимит на 30 чел., но организация должна будет платить налоги по повышенным ставкам

До введения данного закона, если доходы организации превышали 150 млн руб. или средняя численность работников оказывалась больше 100 чел., организация теряла право на УСН и должна была переходить на общий режим с начала квартала, в котором были допущены нарушения правил

Новый режим УСН – онлайн

(ФЗ №266

от 31.07.2020)

Организации, которые используют онлайн-ККТ не будут подавать налоговую декларацию и заполнять Книгу учета. При этом, они обязаны все доходы пробивать на онлайн-ККТ и передавать информацию в ИФНС

Все упрощенцы обязаны заполнять Книгу учета доходов и расходов и ежегодно подавать декларацию по УСН. Онлайн-ККТ упрощенцы применяют по общим правилам, как и прочие налогоплательщики (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ)

Новые правила учета ТСЖ и управляющих

компаний Закон

№ 325-ФЗ

Теперь, управляющие компании и прочие аналогичные организации не будут включать в доходы плату за коммунальные услуги от собственников недвижимости, если эта плата предназначается коммунальным предприятиям. При этом, эти суммы упрощенцы не могут включать в материальные расходы (ограничение в п.2 ст. 346.17 НК)

ТСЖ, управляющие компании, садовые, гаражные и прочие потребительские кооперативы имеют право не включать в доходы коммунальные платежи, которые получили от собственников недвижимости

ФСБУ 6/2020

С 2022 года ПБУ 6/01 утратят силу, им на смену придет ФСБУ 6/2020. Обязательными новые правила ведения бухгалтерского учета основных средств станут только, начиная с отчетности за 2022 год, но, при желании организации вправе применять ФСБУ 6/2020 уже с 2021 года

В новом стандарте нет стоимостного лимита для основных средств, организации будут сами устанавливать его в учетной политике; уточнены признаки, характеризующие ОС; изменены правила амортизации и переоценки; введены обязательная проверка ОС на обесценение и учет изменения их балансовой стоимости вследствие обесценения

Новые ставки

по налогу УСН

При УСН «доходы» повышенная ставка будет равна 8%, при УСН «доходы минус расходы» – 20%

Повышенных ставок по УСН нет. Действуют базовые ставки: 6% для УСН «доходы» и 15% для УСН «доходы минус расходы»

Формирование отчетности малым предприятием по УСН предполагает составление бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, включающих показатели только по группам статей, без детализации показателей по статьям. Также разрешается непредставление в составе годовой бухгалтерской отчетности отчета о движении денежных средств и иных приложений, пояснительных записок [3, с. 37-40].

Рассмотрим порядок формирования упрощенных форм отчетности для субъектов малого предпринимательства через анализ показателей упрощенного и обычного балансов на соответствие форм. Проведем анализ сопоставления в таблице 2, используя данные форм годовой отчетности малого предприятия ООО УК «Жилхоз», сформированных по упрощенной системе налогообложения, в том числе через информацию об остатках на конец 2019 года в разрезе субсчетов по синтетическим счетам после всех заключительных операций подготовительного этапа формирования отчетности.

Таблица 2

Трансформация показателей бухгалтерского баланса на примере ООО УК «Жилхоз»

Порядок формирования показателей годового бухгалтерского баланса

Группы статей упрощенной формы баланса

Упрощенная форма бухгалтерского баланса

Расчет показателей стандартной формы баланса на 31.12.2019 г.

Наименование статей стандартной формы баланса

Код и наименование статей

Сумма, тыс. руб.

Сумма, тыс. руб.

Сумма, тыс. руб.

Сумма, тыс. руб.

Сумма, тыс. руб.

Сумма, тыс. руб.

Счета, участвующие в расчете

Расчет суммы по строкам, руб.

Код

Наименование

На 31.12.19

На 31.12.18

На 31.12.17

На 31.12.19

На 31.12.18

На 31.12.17

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Сч.08 (аналитический счет учета МПА) – 02 (аналитические счета учета амортизации и обесценения МПА)

-

1140

Материальные поисковые активы

-

-

-

Материальные внеоборотные активы

672

2061

2978

Сч.01.01-02.01(без учета амортизации по ОС, учитываемым на счете 03 и амортизации МПА)

3606283,6-2934104,12

1150

Основные средства

672

2061

2978

Сч.03.02-02.02(без учета амортизации по ОС, учитываемым на счете 01 и амортизации МПА)

-

1160

Доходные вложения в материальные ценности

-

-

-

Сч.04(без учета НИКОР)-05(за искл. аналитических счетов учета амортизации и обесценения НПА)

-

1110

Нематериальные активы

-

-

-

Немате- риальные, финансовые и другие внеоборотные активы

-

-

-

Сч.04 (в части НИОКР)

-

1120

Результаты исследований и разработок

-

-

-

Сч.08(аналитический счет учета НПА)-05(аналитические счета учета амортизации и обесценения НПА)

-

1130

Нематериальные поисковые активы

-

-

-

Сч.58(аналитические счета учета долгосрочных фин. вложений)+55.3 (аналитические счета учета долгосрочных депозитов)+73.1 (аналитические счета учета долгосрочных процентных займов работникам)-59(аналитический счет учета резерва, созданного по долгосрочным фин. вложениям)

-

1170

Финансовые вложения

-

-

-

Сч.09

-

1180

Отложенные налоговые активы

-

-

-

Сч.08(за искл. поисковых активов) + 07 + 97 (аналитический счет учета расходов со сроком списания свыше 12 мес.) +01.5

-

1190

Прочие внеоборотные активы

-

       

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Сч.10-14.01+15.01+ +СД16.01-СК16.01+11+20+21+ +23+29+44-14.04+43-14.03+ +41-14.02+15.02+СД16.02-СК16.02- -42+45+28+97+76.01.2+76.01.9

374578,95+

+14140,46

1210

Запасы

389

730

563

Запасы

389

730

563

Сч.50(за искл. субсчета 50.3)+51+52+ 55 (за искл. субсчета 55.3)+57+58 (в части денежных эквивалентов)

5161,33+

+361096,17+

+85902,18

1250

Денежные средства и денежные эквиваленты

452

667

1104

Денежные средства и денежные эквиваленты

452

667

1104

Сч.19(остаток сумм «входного» НДС, которые контрагенты предъявили организации к оплате при приобретении ею товаров, работ, услуг)

-

1220

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

-

-

-

Финансовые и другие оборотные активы

14924

12787

11859

Сч.60+62+71+73 (за искл. 73.1) +75+76 (за искл. НДС, начисленного с сумм авансов)+68+69-63

197108,66+

+839309,7+

5389,53+460,16+

+16389,48+

+122126,67+

+382286,13+

+11008,21+

+349577,33

1230

Дебиторская задолженность

1924

12787

11859

Сч.58(аналитические счета учета краткосрочных фин. вложений, за исключением денежных эквивалентов)+55.3 (аналитические счета учета краткосрочных депозитов)+73.1(аналитические счета учета краткосрочных процентных займов работникам)-59 (аналитический счет учета резерва, созданного по краткосрочным фин. вложениям)

13000

1240

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

13000

-

-

Сч.94+76(в части НДС, начисленного с сумм авансов)+79

-

1260

Прочие оборотные активы

-

-

-

Итого по разделу I+Итого по разделу II

672+389+452+

+1924+13000

1600

БАЛАНС

16437

16245

16504

 

16437

16245

16504

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Сч.80(отражается величина уставного капитала)

20000

1310

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

20

20

20

Капитал и резервы

12278

10854

8892

Сч.81(величина собственных акций, долей, указывается в круглых скобках)

-

1320

Собственные акции, выкупленные у акционеров

-

   

Сч.83(аналитические счета учета сумм дооценки внеоборотных активов)

-

1340

Переоценка внеоборотных активов

-

   

Сч.83(за исключением сумм дооценки внеоборотных активов)

-

1350

Добавочный капитал (без переоценки)

-

   

Сч.82+84(в части специальных фондов)

-

1360

Резервный капитал

-

   

±Сч.84 (в части нераспределенной прибыли, непокрытого убытка)±99 (в случае составления промежуточной отчетности)

12258059,13

1370

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

12258

10834

8872

Сч.67(в части задолженностей, срок погашения которых на отчетную дату более 12 месяцев по основной сумме обязательства и/или по уплате процентов)

-

1410

Заемные средства

-

-

-

Долгосрочные заемные средства

-

-

-

Сч.77(та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к его увеличению, подлежащего уплате в бюджет следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах)

-

1420

Отложенные налоговые обязательства

-

-

-

Сч.96(в части оценочных обязательств со сроком исполнения более 12 месяцев после отчетной даты)

-

1430

Оценочные обязательства

-

-

-

Сч.60+62+73+75+76+86 (аналитические счета учета долгосрочной задолженности)

-

1450

Прочие обязательства

-

-

-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Сч.66+67(в части задолженностей, срок погашения которых на отчетную дату не более 12 месяцев по основной сумме обязательства и/или по уплате процентов)

-

1510

Заемные средства

-

-

-

Краткосрочные заемные средства

-

-

-

Сч.60+62+70+68+69+71+73+75+76

1683897,87+

+17632,46+

+126829,05+

+20830+

+825201,67+

+20102,87+

+1464161,39

1520

Кредиторская задолженность

4156

5391

7612

Кредиторская задолженность

4156

5391

4156

Сч.98+86(в части целевого бюджетного финансирования, грантов, технической помощи)

-

1530

Доходы будущих периодов

-

-

-

Другие краткосрочные обязательства

-

-

-

Сч.96(в части оценочных обязательств со сроком исполнения не более 12 месяцев после отчетной даты)

-

1540

Оценочные обязательства

-

-

-

Сч.76(в части прочих краткосрочных обязательств)+79+86(в части прочих краткосрочных обязательств)

-

1550

Прочие обязательства

-

-

-

Итого по разделу III+Итого по разделу IV+Итого по разделу V

12278+4159

1700

БАЛАНС

16437

16245

16504

 

16437

16245

16504

Таблица 3

Бухгалтерский баланс ООО УК «Жилхоз» (упрощенная форма)

Наименование показателя

Код

На 31

декабря

2019 г.

На 31

декабря

2018 г.

На 31

декабря

2017 г.

АКТИВ

       

Материальные внеоборотные активы

1150

672

2061

2978

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы

1170

-

-

-

Запасы

1210

389

730

563

Денежные средства и денежные эквиваленты

1250

452

667

1104

Финансовые и другие оборотные активы

1230

14924

12787

11859

БАЛАНС

1600

16437

16245

16504

ПАССИВ

       

Капитал и резервы

1300

12278

10854

8892

Долгосрочные заемные средства

1410

-

-

-

Другие долгосрочные обязательства

1450

-

-

-

Краткосрочные заемные средства

1510

-

-

-

Кредиторская задолженность

1520

4159

5391

7612

Другие краткосрочные обязательства

1550

-

-

-

БАЛАНС

1700

16437

16245

16504

Из таблицы 2 видно, что показатели баланса строятся на основе остатков по счетам бухгалтерского учета, сформированных на конец отчетного периода. Для того, чтобы не было искажения статей бухгалтерского баланса перед его составлением необходимо проверить сальдо по каждому из счетов бухгалтерского учета. Исходя из данных, представленных в таблице 2, сформируем упрощенный бухгалтерский баланс организации ООО УК «Жилхоз» (табл. 3).

Рассмотрев отличия бухгалтерского баланса в общей и упрощенной формах, можно сделать вывод о том, что все они сводятся к одному, но упрощенная форма обладает меньшей информативностью, так как многие показатели объединены или вовсе не отражены. Упрощенный бухгалтерский баланс малого предприятия включает пять строк актива и шесть строк пассива. Коды статистики для показателей упрощенной формы баланса не установлены [6]. Бухгалтер малого предприятия показывает код укрупненного показателя по наибольшей из составляющих его статей – по наибольшему удельному весу в составе группы. Также необходимо отметить два нюанса касающиеся составления бухгалтерского баланса в упрощенной форме. Во-первых, строка «Капитал и резервы» может содержать отрицательное значение, если убыток, который понесла организация, больше, чем имеющийся у нее капитал. Во – вторых, для дебиторской задолженности не предусмотрено отдельной статьи в упрощенном балансе, поэтому суммы долгов контрагентов показываются вместе с другими активами [3, с. 39].

Требования МСФО разрабатывались, в основном, для удовлетворения информационных потребностей пользователей отчетности крупных организаций, чьи ценные бумаги обращаются на финансовых рынках, исходя из чего малому и среднему бизнесу следования данным стандартам, несмотря на послабления, существенно увеличивало нагрузку на составление отчетности. В результате, Советом по МСФО 9 июля 2009 года был официально опубликован разработанный стандарт. Целью разработки МСФО для субъектов малого предпринимательства являлось получение надежной и полезной информации, на которой могут быть основаны качественные и понятные стандарты учета, где затраты на подготовку бухгалтерской отчетности не превышали бы выгоды от ее предоставления. Благодаря применению МСФО увеличивается достоверность отчетности, поскольку выполняются требования к предоставлению информации, которые сопоставимы с требованиями основных МСФО, снижаются существенные затраты по разработке стандартов на местном уровне, улучшается сопоставимость информации с другими организациями, также использующими МСФО для малого бизнеса. Но об актуальности применения международных стандартов в России говорить пока рано, потому что за рядом преимуществ, которые открываются перед организациями, скрывается также ряд недостатков [1, с. 906-908].

Стадия адаптации к МСФО для малых и средних предприятий приводит к большим затратам, так как для перехода на них потребуются поиск и привлечение работников, владеющих знаниями и опытом в данной области и средства на обучение своих сотрудников. В отношении малого бизнеса не целесообразно обязывать переходить на МСФО, но разумное сближение стандартов РСБУ и МСФО может стать толчком для развития бухгалтерского учета и сектора малого бизнеса в совокупности.

Заключение

Таким образом, в упрощенном бухгалтерском балансе сосредоточена информация о хозяйственных средствах и их источниках на определенную дату, хоть он и менее детализирован, чем традиционный бухгалтерский баланс, с его помощью также можно произвести анализ финансового состояния организации, в котором основным фактором, формирующим мнение заинтересованного пользователя, является точность порядка его составления.