Введение
Основная цель формирования разветвленной сети МФЦ в России является обеспечение высокого качества обслуживания населения страны при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Основными шагами реализации данной цели стали:
- внедрение принципа предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»;
- разработка и внедрение стандартов предоставление государственных услуг;
- разработка и внедрение системы межведомственного взаимодействия;
- внедрение стандартов работы МФЦ.
Реализация принципа «одного окна» при предоставлении государственных услуг определила два основных направления развития данной предметной области, а именно создание и развитие сети МФЦ и предоставление государственных услуг в электронной форме.
В рамках данного исследования объектом исследования стала совокупность отношений в публичном управлении, связанных с формированием и развитием сети многофункциональных центров предоставления государственных услуг в Российской Федерации.
Цель исследования заключалась в выявлении проблем и особенностей организации сети МФЦ в РФ в условиях перехода к новой концепции цифровой трансформации процесса представления государственных услуг.
Материал и методы исследования
В качестве материалов, на основе которых было проведено исследование, были использованы наборы данных Портала открытых данных Российской Федерации, базы данных Федеральной службы государственной статистики, методические рекомендации Европейской экономической комиссии (ЕЭК ООН), постановления Правительства РФ и результаты ранее проведенных исследований ученых I.H. Osmana, A.L. Anouze, Z. Irani, H. Lee, T.D. Medeni, V. Weerakkody, Y. Lia, H. Shang, P.A. Rey, A. Saure, Т.С. Соболь, Н.П. Суптело.
Методами исследования стали статистическое наблюдение, относительные и абсолютные величины и ряды динамики.
Результаты исследования и их обсуждение
Принцип «одного окна» возник как модель организации обмена документов и правительств различных стран при осуществлении международных торговых операций в 2004 году [7].
Существенно увеличив эффективность работы таможенных офисов и процесса получения разрешений, данный принцип был применен и в иных сферах взаимодействия органов публичной власти с населением.
Принцип «одного окна» при предоставлении публичных услуг используется правительствами различных стран на всех мировых континентах [1, 2, 3].
В Российской Федерации реализация такого подхода датируется 2007 годом (рисунок 1) в качестве пилотного проекта создания первых многофункциональных центров [4, 5, 6].
Основные этапы реализации проекта по формированию сети МФЦ представлены на рисунке 1.
Неравномерная плотность населения регионов России породила проблему обеспечения доступности государственных услуг и обусловила необходимость разработки рекомендаций по организации сети МФЦ по количеству окон обслуживания.
Так, на рисунке 2 представлена динамика наращивания окон обслуживания в абсолютном выражении. Однако, по данным на 1 января 2020 года в России насчитывается свыше 20 тысяч муниципальных образований, в том числе 648 городских округов, 1400 городских поселений и 1678 муниципальных районов.
Рис. 1. Этапы развития МФЦ [4]
Рис. 2. Динамика количества окон предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ [9]
Каждое муниципальное образование характеризуется разной площадью территории и плотностью населения. Поэтому органам местного самоуправления и органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано формировать совокупность МФЦ на основе показателя численности населения [8]. Таким образом, категоризация МФЦ предусматривает следующие критерии выбора в зависимости от типа муниципального образования [8]:
1. Городской округ или внутригородской район: не менее 1 МФЦ при организации 1 окна обслуживания каждые 5 тысяч человек населения. При этом в каждом поселении, входящем в состав округа, формируется свое отделение МФЦ из расчета организации 1 окна на каждые 2 тысячи человек населения (но не менее 5 окон на 1 МФЦ).
2. Муниципальный район: 1 МФЦ при организации 1 окна обслуживания каждые 5 тысяч человек населения в административном центре района (но не менее 5 окон на 1 МФЦ) и по 1 МФЦ на каждое поселение с численностью населения более 20 тысяч человек из расчета 1 окно на каждые 2 тысячи человек населения. В остальных поселения формируются окна из расчета 1 окно на каждые 2 тысячи человек жителей.
При такой модели организации возникают организационные проблемы, связанные с большой удаленностью входящих в один муниципальный район населенных пунктов друг от друга, а также с огромным количеством поселений численностью постоянного населения менее 2000 человек (таблица 1).
Таким образом, для обеспечения соответствия критериям организации окон обслуживания в муниципальных районах необходимо не менее 15 тысяч окон.
Таблица 1
Расчет количества окон обслуживания по численности населения, проживающего в сельских поселениях [10]
Показатель |
Группировка с числом жителей, человек |
|||||||
до 500 |
500 – 999 |
1000 – 1999 |
2000 – 2999 |
3000 – 4999 |
5000 – 6999 |
7000 – 9999 |
10000 – 19999 |
|
Численность населения, проживающего в сельских поселениях, чел. |
1001087 |
3687894 |
6781352 |
3919493 |
4783823 |
3456305 |
2927491 |
3486944 |
Нормативное количество окон обслуживания, ед. |
501 |
1844 |
3391 |
1960 |
2392 |
1728 |
1464 |
1743 |
Дополнительные расчеты показали, что общее количество окон в городских округах и внутригородских районах должно составлять не менее 18,4 тысяч окон, а в муниципальных районах – не менее 10,8 тысяч окон обслуживания. Однако, текущее количество организованных окон обслуживания меньше требуемого (организовано 89% окон от требуемого количества).
Для получения полной картины по изучаемому вопросу необходимо провести сравнительный анализ организации сети многофункциональных центров по субъектам РФ, рассчитав необходимое количество окон обслуживания для региона.
Однако, данные о численности населения, проживающего в сельских поселениях, в разбивке по числу жителей в разрезе субъектов РФ в открытом доступе отсутствуют.
Следующим этапом исследования стал анализ распределения окон обслуживания по федеральным округам и городам федерального значения.
Данные проведенных расчетов, представленных в таблице 2, показали, что Центральный Федеральный округ характеризуется недостаточным количеством окон обслуживания. При существующей расчетной потребности в 13,6 тысяч окон фактическое количество составляет по итогам 2020 года 9,9 тысяч. Таким образом, уровень покрытия потребности составляет 73,3%. По всем остальным федеральным округам фактическое количество организованных окон обслуживания превышает нормативное значение.
Особый интерес представляет система организации деятельности МФЦ в городах федерального значения, для которых характерна централизованная модель организации. Следует отметить, что по данным за 2020 год (По данным Портала открытых данных Российской Федерации. Электронный ресурс. URL:https://data.gov.ru/) централизованная модель организации МФЦ используется в 8 субъектах Российской Федерации (9,41%), еще 8 субъектов РФ применяют децентрализованную модель организации, оставшиеся 69 субъектов РФ – смешанную (81,2%).
Централизованная модель организации МФЦ в субъекте РФ предполагает формирование единой структуры управления, учредителем которой является исполнительный орган власти региона, в муниципальных образованиях субъекта РФ при этом открываются филиалы МФЦ. Таким образом, формируется единая политика предоставления государственных и муниципальных услуг на региональном уровне, подготовки и развития сотрудников, организации системы взаимодействия с заявителями.
К другим преимуществом централизованной модели управления МФЦ относится экономия средств регионального бюджета за счет сокращения расходов на аппарат управления МФЦ в каждом муниципальном образовании.
Таблица 2
Распределение окон обслуживания по федеральным округам в разрезе городских и сельских поселений
Федеральный округ |
Расчетное количество окон в городах, единиц |
Расчетное количество окон в сельской местности, единиц |
Всего окон, единиц |
Фактическое количество окон, единиц |
Откло-нение, +.- |
Дальневосточный |
1 192 |
1 106 |
2 297 |
2 135 |
+162 |
Приволжский |
4 229 |
4 072 |
8 301 |
7 143 |
+1 158 |
Северо-Западный |
2 375 |
1 054 |
3 429 |
3 356 |
+73 |
Северо-Кавказский |
999 |
2 469 |
3 468 |
1 919 |
+1 549 |
Сибирский |
2 543 |
2 202 |
4 745 |
4 395 |
+350 |
Уральский |
2 018 |
1 136 |
3 154 |
3 141 |
+13 |
Центральный |
6 491 |
3 490 |
9 981 |
13 622 |
-3 641 |
Южный |
2 068 |
3 064 |
5 132 |
3 684 |
+1 448 |
Российская Федерация |
21 913 |
18 593 |
40 506 |
39 395 |
+1 111 |
Таблица 3
Расчет количества необходимых окон обслуживания в МФЦ в г. Москве и г. Санкт-Петербурге
Показатель |
г. Москва |
г. Санкт-Петербург |
||||
Муниципальные районы, поселения |
Муниципальные округа |
|||||
Число муници-пальных районов, поселений |
Численность населения, прожива-ющего в них |
расчетное количество окон, единиц |
Число муници-пальных округов |
Численность населения, прожива-ющего в них |
расчетное количество окон, единиц |
|
Всего в том числе с числом жителей, человек |
146 |
12615279 |
2536 |
111 |
5383890 |
1075 |
до 3000 |
- |
- |
13 |
20735 |
4 |
|
3000 – 4999 |
2 |
8334 |
2 |
2 |
9280 |
2 |
5000 – 9999 |
8 |
62690 |
13 |
4 |
30460 |
6 |
10000 – 19999 |
6 |
82407 |
16 |
8 |
124581 |
25 |
20000 – 29999 |
5 |
119863 |
24 |
9 |
209374 |
42 |
30000 – 39999 |
9 |
316835 |
63 |
10 |
342540 |
69 |
40000 – 49999 |
6 |
258865 |
52 |
10 |
439751 |
88 |
50000 – 59999 |
7 |
396857 |
79 |
12 |
660417 |
132 |
60000 – 69999 |
10 |
632002 |
126 |
16 |
1043595 |
209 |
70000 – 79999 |
9 |
681914 |
136 |
11 |
827785 |
166 |
80000 – 89999 |
20 |
1698193 |
340 |
5 |
428351 |
86 |
90000 – 99999 |
10 |
954678 |
191 |
3 |
277505 |
56 |
100000 – 149999 |
38 |
4600246 |
920 |
8 |
983690 |
197 |
150000 – 199999 |
13 |
2174777 |
435 |
- |
- |
- |
200000 и более |
3 |
690418 |
138 |
- |
- |
- |
Потребность в окнах обслуживания в МФЦ по г. Москве составила по данным 2020 года составила 2536 единиц. Фактическое количество организованных окон обслуживания – 6667 единиц. Таким образом, действующая система предоставления государственных услуг в Москве включает в 2,6 раза больше окон обслуживания по сравнению с нормативной потребностью.
В Санкт-Петербурге фактическое значение исследуемого показателя (уровень удовлетворения расчетной потребности в окнах обслуживания граждан) превышен на 8,9% (организовано 1160 окон при расчетном значении в 1075 окон).
Выводы
Проведенное исследование продемонстрировало:
1. Недостаточную открытость данных об организации сети МФЦ в Российской Федерации, поскольку не удалось в полном объеме проанализировать распределение филиалов и офисов МФЦ в разрезе муниципальных образований по субъектам РФ из-за отсутствия необходимой статистики.
2. Неразвитость сети МФЦ в субъектах Центрального федерального округа РФ (за исключением г. Москвы). При этом необходимо отметить, что такой вывод можно сделать только в целом по субъекту РФ без дополнительного уточнения по субъекта ЦФО.
3. Значительное превышение фактического количество окон обслуживания граждан в городе федерального значения Москве (в 2,6 раза по сравнению с нормативным количеством).
В целом можно сделать вывод о неравномерном распределении существующих окон обслуживания населения. Особенно остро данная проблема стоит в Центральном федеральном округе и требует проведения дальнейших исследований.