Введение
В современных рыночных отношениях, где существует изобилие различные товаров и услуг, где каждый день что-то модернизируется и изобретается тема взаимосвязи уровня жизни и потребительского поведения является весьма интересной и дискуссионной.
Именно люди является основополагающим звеном в анализируемых процессах. И если у человека стабильная и хорошая заработная плата, благоприятная инфраструктура для жизни, огромное количество возможностей для развития и много другое, то он способен удовлетворить все свои нужды.
Еще в XIX веке отечественные ученые начали детально разбирать тему качества жизни, а именно Д.П. Журавский (1810-1856 гг.) дифференцировал все население по двум критериям: условия жизни и их состоятельность; Ф.А. Щербин (1849-1936 гг.) исследовал крестьянский бюджет по трем показателям, а именно их изменение на начало и конец определенного периода; А.В. Чаянова (1888-1937 гг.) изучала факторы, которые способны повлиять на благосостояние семьи, также данным вопросом занималось огромное количество умов, например Н.И. Бузляков, В.И. Гурьев, Л.Г. Зубов, В.Ф. Майер и другие, благодаря которым в настоящее время была заложена основа социально-экономической политики страны.
Поведение потребителя напрямую зависит от его менталитета, культуры, образа жизни, ближнего окружения, уровня притязаний. Цель исследования – рассмотреть, что влияет на решения людей при приобретении различных товаров, какие аспекты важно учитывать.
Материалы и методы исследования
В данной статье использовались следующие материалы: нормативные документы Правительства Калужской области, статистические данные, взятые с официального портала органов власти Калужской области и материалы различных исследований.
В статье используются следующие методы исследования: количественный метод, теоретический – классификация, сравнение и анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Уровень жизни является относительно молодой темой для исследования, но его определений существует огромное количество. В экономике принято выделять два определения уровня жизни – широкое и узкое, которые способны отобразить всю целостность.
Под широким принято подразумевать уровень и структуру потребления потребителя, его условия труда, степень удовлетворенности от жизни и тому подобное. Узкое отражает следующее – степень обеспеченности населения необходимыми для жизни духовными, социальными и материальными благами, а именно объем реальных доходов к фактическому потреблению.
Если проанализировать два определения, представленных выше, то можно отметить следующее: широкое относится в большей степени к экономическим аспектам, в то время как узкое является социальным, следовательно, уровень жизни напрямую имеет влияние на социально-экономические условия [11].
Для хорошей жизни человеку не будет достаточно высокой заработной платы, ему необходима развитая инфраструктура, ведь только в ней присутствует изобилие различных товаров и услуг.
Уровень жизни людей определяется с помощью следующих аспектов –благосостояния населения, накопления человеческого капитала и уровня человеческого развития.
Из трёх представленных аспектов именно благосостояние населения является ключевым в данном исследовании, так как именно он способен отразить, насколько население обеспечено различными материальными и нематериальными благами [1].
В современной практике благосостояние населения, возможно, определить по следующим показателям:
1. Среднедушевые денежные доходы населения;
2. Уровень прожиточного минимума;
3. Уровень бедности;
4. Жизненный стандарт.
В мире проживают миллионы человек, которые каждый день приобретают различные товары и услуги, пользуются социальными, духовными и другими благами, осуществляют трудовую и учебную деятельность, определенным образом организуют свой досуг и тому подобное. Но каждый ли человек имеет возможность воплотить свои желания в реальность, ведь на все необходимы деньги?
Чтобы ответить на данный вопрос необходимо подробно проанализировать уровень прожиточного минимума в разных регионах РФ. Данная сумма зависит от региона, в котором проживает население, так как каждая область выставляют свою сумму [8].
Таблица 1
Средняя величина прожиточного минимума (рубли)
Калужская область |
||||
Период |
На душу населения |
На трудоспособное население |
Для пенсионеров |
Для детей в возрасте до 15 лет |
2017 |
9 739 |
10 477,5 |
8 138,25 |
9 577,75 |
2018 |
10 277,5 |
11 064 |
8 529,75 |
10 097,75 |
2019 |
10 859 |
11 707 |
9 031,25 |
10 615 |
Российская Федерация |
||||
Период |
На душу населения |
На трудоспособное население |
Для пенсионеров |
Для детей в возрасте до 15 лет |
2017 |
10 088 |
10 899,25 |
8 314,5 |
9 925 |
2018 |
10 286,5 |
11 125,25 |
8 482,75 |
10 150,25 |
2019 |
10 889,75 |
11 808,75 |
9 002 |
10 702,5 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Калужской области, в %
В таблице 1 представлено изменение величины прожиточного минимума в Российской Федерации и Калужской области за 2017-2019 гг. Данный показатель принято формировать для различных слоев населения, так как количество услуг и товаров между ними отличается [4,10].
За весь представленный период можно наблюдать тенденцию роста во всех представленных категориях, обоснованно это тем, что каждый год происходит рост цен на различные товары и услуги. Проанализировав показатели Калужской области и России, можно сделать следующий вывод, что анализируемый субъект близок ко всем показателям страны, а по некоторым даже превышает.
Но всем ли граждан выплачивают заработную плату выше представленного показателя? Для ответа на данный вопрос необходимо проанализировать рисунок, который отражает численность населения Калужской области, у которого заработная плата ниже прожиточного минимума [5].
Проанализировав данные показатели, можно сделать вывод, что процент населения, чья заработная плата ниже минимального размера оплаты труда, достаточно велик. Однако это недопустимо, ведь в настоящее время в Калужской области и не только населению сложно прожить на минимальную заработную плату, ведь помимо продуктов и коммунальных услуг, людям необходимо покупать себе одежду, электронную и бытовую технику, обеспечивать себе досуг, откладывать некую денежную сумму и многое другое.
Для полной оценки уровня жизни необходимо проанализировать следующий показатель – это среднедушевой денежный доход. Но, стоит отметить, что он не способен отразить полной картины, ведь он является относительным. В таблице 2 представлен рейтинг Центрального федерального округа и России в средних показателях за 2019-2020 год [12].
Таблица 2
Среднедушевые денежные доходы населения по Центральному федеральному округу Российской Федерации (тыс. руб.)
Наименование округа |
2019 год |
2020 год |
|||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
Средний показатель |
||
Российская Федерация |
35,247 |
31,518 |
32,655 |
35,043 |
33,072 |
Центральный федеральный округ |
46,921 |
42,138 |
44,244 |
46,954 |
44,445 |
Белгородская область |
32,352 |
28,154 |
31,010 |
33,922 |
31,029 |
Брянская область |
28,371 |
25,364 |
24,291 |
29,718 |
26,458 |
Владимирская область |
25,358 |
23,661 |
24,944 |
25,769 |
24,791 |
Воронежская область |
32,022 |
28,442 |
29,415 |
31,952 |
29,936 |
Ивановская область |
25,794 |
23,449 |
25,281 |
24,808 |
24,513 |
Калужская область |
31,394 |
30,126 |
30,670 |
31,571 |
30,789 |
Костромская область |
25,285 |
23,222 |
24,232 |
25,758 |
24,404 |
Курская область |
29,149 |
26,102 |
28,402 |
29,706 |
28,070 |
Липецкая область |
32,479 |
29,470 |
30,034 |
31,842 |
30,449 |
Московская область |
47,201 |
41,956 |
42,413 |
44,381 |
42,917 |
Орловская область |
26,064 |
23,561 |
25,385 |
26,987 |
25,311 |
Рязанская область |
26,886 |
23,349 |
25,940 |
26,472 |
25,254 |
Смоленская область |
27,388 |
25,075 |
27,256 |
26,752 |
26,361 |
Тамбовская область |
28,154 |
24,577 |
24,255 |
27,605 |
25,479 |
Тверская область |
27,211 |
25,941 |
26,875 |
26,453 |
26,423 |
Тульская область |
28,557 |
27,105 |
28,123 |
28,329 |
27,852 |
Ярославская область |
28,658 |
25,830 |
27,299 |
27,877 |
27,002 |
г. Москва |
74,053 |
66,256 |
70,655 |
75,678 |
70,863 |
Проанализировав данные таблицы 2, можно сделать вывод, что Калужская область занимает одно из лидирующих мест по среднедушевым денежным доходам населения, но данный показатель является относительным, поскольку дает усредненную оценку дохода и не позволяет оценить реальную ситуацию. Но, несмотря на это, среднедушевой денежный доход населения Калужской области за период 2020 года равен 30 789 рублей, что является достаточно хорошим показателем.
В таблице 3 представлена потребительская корзина для жителей Калужской области, продукты из которой граждане могут потреблять в течение месяца на сумму, равную величине прожиточного минимума [7].
Представленная потребительская корзина является относительной, так как каждый гражданин потребляет свою норму того или иного продукта, кто-то предпочитает отказаться от одного и заменить это другим товаром. Так как потребительское поведение напрямую зависит от уровня доходов местного населения граждан и от прозрачности финансовых перспектив.
Несмотря на то, что показатели минимальной оплаты труда и средней заработной платы являются положительными в сравнении с другими субъектами Калужской области, за 2020 год наблюдается снижение потребительской активности, которая связанна с замедлением темпов развития экономики, сокращением числа рабочих мест, понижением заработной платы и многими другими экономическими показателями [9].
Например, в период пандемии многие жители страны были вынуждены перейти на удаленную работу, в связи с этим у населения появилась возможность сократить расходы на оплату за проезд в общественном транспорте, на общепит, на походы в развлекательные заведения и т.п.
Таблица 3
Потребительская корзина граждан Калужской области
Наименование |
Единица измерения |
Объем потребления (в среднем на одного человека в месяц) |
||
Трудоспособное население |
Пенсионеры |
Дети |
||
Хлебные продукты (крупы, бобовые, мука и т.д.) |
кг |
10,7 |
8,3 |
6,6 |
Картофель |
кг |
8,4 |
6,7 |
7,4 |
Овощи и бахчевые |
кг |
9,6 |
8,3 |
9,5 |
Фрукты свежие |
кг |
5 |
3,8 |
9,8 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар |
кг |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
Мясопродукты |
кг |
4,9 |
4,5 |
3,7 |
Рыбопродукты |
кг |
1,6 |
1,4 |
1,55 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко |
кг |
24,2 |
22,3 |
30 |
Яйца |
штук |
18 |
17 |
17 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры |
кг |
0,9 |
0,8 |
0,5 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) |
кг |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
Согласно статистическим данным за апрель-июль 2020 года, население начало активно экономить на продуктах питания. С одной стороны, это было связано с паникой и закупками продуктов в марте, с другой стороны, потребители начали менять свою привычную потребительскую корзину. Например, при выборе мясных изделий стали отдавать предпочтение куриному мясу, так как оно дешевле свинины или говядины [6,9].
Также можно заметить изменение потребительского поведения по отношению к одежде и обуви. По данным Fashion Consulting Group в России с 2014 года наблюдается тенденция к снижению на 8% – что примерно составляет 2,2 триллионов рублей, а в 2016 году – на 20%. Из-за такого резкого понижения многим иностранным производителям пришлось уйти с российского рынка, ведь их товары могли вообще не покупаться, примерами могут служить American Eagle, британский бренд River Island, американский бренд Esprit и итальянский OVS, а также многие другие [3].
Однако несмотря на то, что в период пандемии все население было вынуждено носить маски, представительницы женского пола не перестали делать макияж, что подтверждается ростом спроса на определенные косметические товары. Например, в 2020 году спрос на тушь для ресниц вырос на 108%, на щипцы для ресниц – на 565%, тени для век – на 116%, воск для бровей – на 1065%. К концу 2020 года произошло увеличение спроса на уходовые средства для лица: на патчи – 313%, на крем – 165%, на мицелярную воду – 104% и многие другие товары [13].
Из-за карантина и введения дистанционной работы, многие люди были вынуждены оставаться дома. Вследствие чего можно отметить увеличение спроса на товары для уборки дома и личной гигиены. Например, увеличение пришлось на следующий ряд товаров: средства для мытья пола 21%, мыло 19%, универсальные средства для уборки дома 13% [14].
В 2020 г. зафиксирован рекордный спрос на компьютерную технику. Резкое увеличение продаж можно связать с переходом людей на «удаленку» и дистанционное обучение. Спрос на ноутбуки, ПК, мониторы и моноблоки составил более 23%, несмотря на то, что в 2019 году компьютерный рынок переживал сильный убыток [15].
Заключение
Проведя подробный анализ взаимосвязи уровня жизни и потребительского поведения, можно сделать вывод, что потребительское поведение не зависит от уровня жизни населения. В том случае, если человек что-то захочет приобрести, и ему будет казаться, что это жизненно необходимый для него товар или услуга, он найдёт способ удовлетворить свою потребность.
В данной ситуации оказать влияние на потребительский выбор может только цена и качество товара. В том случае, если потребитель не будет удовлетворен одним из этих показателей, или же ими обоими, он будет стараться отыскать аналогичный товар, но по более выгодной для него цене, и осуществит его приобретение с целью удовлетворения своих потребностей.