Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE RELATIONSHIP OF QUALITY OF LIFE AND CONSUMER BEHAVIOR-FOR EXAMPLE, THE POPULATION OF THE KALUGA REGION

Medvedeva O.S. 1 Levkina V.N. 1
1 Kaluga state University K.E. Tsiolkovsky
The standard of living of the population is a controversial topic for discussion and research in the modern world, since this indicator allows you to determine the degree of satisfaction of the population of the region in question with their lives. This indicator allows you to determine not only satisfaction with material and spiritual needs. It also allows us to judge the extent to which the population is provided with all the necessary benefits, in particular, money that allows them to organize their leisure, recreation, hobbies, and the like, and this indicator has a direct impact on consumer behavior. This article will provide a detailed analysis of the standard of living and consumer behavior of the population of the Kaluga region, because the presented region is one of the highest priorities in terms of investment in the current period. The analysis will be carried out on the basis of the indicator of the welfare of the population, since it is able to reflect the financial situation of citizens.
modernization
development
population size
unemployment
income and expenses
living standards

Введение

В современных рыночных отношениях, где существует изобилие различные товаров и услуг, где каждый день что-то модернизируется и изобретается тема взаимосвязи уровня жизни и потребительского поведения является весьма интересной и дискуссионной.

Именно люди является основополагающим звеном в анализируемых процессах. И если у человека стабильная и хорошая заработная плата, благоприятная инфраструктура для жизни, огромное количество возможностей для развития и много другое, то он способен удовлетворить все свои нужды.

Еще в XIX веке отечественные ученые начали детально разбирать тему качества жизни, а именно Д.П. Журавский (1810-1856 гг.) дифференцировал все население по двум критериям: условия жизни и их состоятельность; Ф.А. Щербин (1849-1936 гг.) исследовал крестьянский бюджет по трем показателям, а именно их изменение на начало и конец определенного периода; А.В. Чаянова (1888-1937 гг.) изучала факторы, которые способны повлиять на благосостояние семьи, также данным вопросом занималось огромное количество умов, например Н.И. Бузляков, В.И. Гурьев, Л.Г. Зубов, В.Ф. Майер и другие, благодаря которым в настоящее время была заложена основа социально-экономической политики страны.

Поведение потребителя напрямую зависит от его менталитета, культуры, образа жизни, ближнего окружения, уровня притязаний. Цель исследования – рассмотреть, что влияет на решения людей при приобретении различных товаров, какие аспекты важно учитывать.

Материалы и методы исследования

В данной статье использовались следующие материалы: нормативные документы Правительства Калужской области, статистические данные, взятые с официального портала органов власти Калужской области и материалы различных исследований.

В статье используются следующие методы исследования: количественный метод, теоретический – классификация, сравнение и анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Уровень жизни является относительно молодой темой для исследования, но его определений существует огромное количество. В экономике принято выделять два определения уровня жизни – широкое и узкое, которые способны отобразить всю целостность.

Под широким принято подразумевать уровень и структуру потребления потребителя, его условия труда, степень удовлетворенности от жизни и тому подобное. Узкое отражает следующее – степень обеспеченности населения необходимыми для жизни духовными, социальными и материальными благами, а именно объем реальных доходов к фактическому потреблению.

Если проанализировать два определения, представленных выше, то можно отметить следующее: широкое относится в большей степени к экономическим аспектам, в то время как узкое является социальным, следовательно, уровень жизни напрямую имеет влияние на социально-экономические условия [11].

Для хорошей жизни человеку не будет достаточно высокой заработной платы, ему необходима развитая инфраструктура, ведь только в ней присутствует изобилие различных товаров и услуг.

Уровень жизни людей определяется с помощью следующих аспектов –благосостояния населения, накопления человеческого капитала и уровня человеческого развития.

Из трёх представленных аспектов именно благосостояние населения является ключевым в данном исследовании, так как именно он способен отразить, насколько население обеспечено различными материальными и нематериальными благами [1].

В современной практике благосостояние населения, возможно, определить по следующим показателям:

1. Среднедушевые денежные доходы населения;

2. Уровень прожиточного минимума;

3. Уровень бедности;

4. Жизненный стандарт.

В мире проживают миллионы человек, которые каждый день приобретают различные товары и услуги, пользуются социальными, духовными и другими благами, осуществляют трудовую и учебную деятельность, определенным образом организуют свой досуг и тому подобное. Но каждый ли человек имеет возможность воплотить свои желания в реальность, ведь на все необходимы деньги?

Чтобы ответить на данный вопрос необходимо подробно проанализировать уровень прожиточного минимума в разных регионах РФ. Данная сумма зависит от региона, в котором проживает население, так как каждая область выставляют свою сумму [8].

Таблица 1

Средняя величина прожиточного минимума (рубли)

Калужская область

Период

На душу населения

На трудоспособное население

Для пенсионеров

Для детей в возрасте до 15 лет

2017

9 739

10 477,5

8 138,25

9 577,75

2018

10 277,5

11 064

8 529,75

10 097,75

2019

10 859

11 707

9 031,25

10 615

Российская Федерация

Период

На душу населения

На трудоспособное население

Для пенсионеров

Для детей в возрасте до 15 лет

2017

10 088

10 899,25

8 314,5

9 925

2018

10 286,5

11 125,25

8 482,75

10 150,25

2019

10 889,75

11 808,75

9 002

10 702,5

Doc2.pdf

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Калужской области, в %

В таблице 1 представлено изменение величины прожиточного минимума в Российской Федерации и Калужской области за 2017-2019 гг. Данный показатель принято формировать для различных слоев населения, так как количество услуг и товаров между ними отличается [4,10].

За весь представленный период можно наблюдать тенденцию роста во всех представленных категориях, обоснованно это тем, что каждый год происходит рост цен на различные товары и услуги. Проанализировав показатели Калужской области и России, можно сделать следующий вывод, что анализируемый субъект близок ко всем показателям страны, а по некоторым даже превышает.

Но всем ли граждан выплачивают заработную плату выше представленного показателя? Для ответа на данный вопрос необходимо проанализировать рисунок, который отражает численность населения Калужской области, у которого заработная плата ниже прожиточного минимума [5].

Проанализировав данные показатели, можно сделать вывод, что процент населения, чья заработная плата ниже минимального размера оплаты труда, достаточно велик. Однако это недопустимо, ведь в настоящее время в Калужской области и не только населению сложно прожить на минимальную заработную плату, ведь помимо продуктов и коммунальных услуг, людям необходимо покупать себе одежду, электронную и бытовую технику, обеспечивать себе досуг, откладывать некую денежную сумму и многое другое.

Для полной оценки уровня жизни необходимо проанализировать следующий показатель – это среднедушевой денежный доход. Но, стоит отметить, что он не способен отразить полной картины, ведь он является относительным. В таблице 2 представлен рейтинг Центрального федерального округа и России в средних показателях за 2019-2020 год [12].

Таблица 2

Среднедушевые денежные доходы населения по Центральному федеральному округу Российской Федерации (тыс. руб.)

Наименование округа

2019 год

2020 год

I квартал

II квартал

III квартал

Средний

показатель

Российская Федерация

35,247

31,518

32,655

35,043

33,072

Центральный федеральный округ

46,921

42,138

44,244

46,954

44,445

Белгородская область

32,352

28,154

31,010

33,922

31,029

Брянская область

28,371

25,364

24,291

29,718

26,458

Владимирская область

25,358

23,661

24,944

25,769

24,791

Воронежская область

32,022

28,442

29,415

31,952

29,936

Ивановская область

25,794

23,449

25,281

24,808

24,513

Калужская область

31,394

30,126

30,670

31,571

30,789

Костромская область

25,285

23,222

24,232

25,758

24,404

Курская область

29,149

26,102

28,402

29,706

28,070

Липецкая область

32,479

29,470

30,034

31,842

30,449

Московская область

47,201

41,956

42,413

44,381

42,917

Орловская область

26,064

23,561

25,385

26,987

25,311

Рязанская область

26,886

23,349

25,940

26,472

25,254

Смоленская область

27,388

25,075

27,256

26,752

26,361

Тамбовская область

28,154

24,577

24,255

27,605

25,479

Тверская область

27,211

25,941

26,875

26,453

26,423

Тульская область

28,557

27,105

28,123

28,329

27,852

Ярославская область

28,658

25,830

27,299

27,877

27,002

г. Москва

74,053

66,256

70,655

75,678

70,863

Проанализировав данные таблицы 2, можно сделать вывод, что Калужская область занимает одно из лидирующих мест по среднедушевым денежным доходам населения, но данный показатель является относительным, поскольку дает усредненную оценку дохода и не позволяет оценить реальную ситуацию. Но, несмотря на это, среднедушевой денежный доход населения Калужской области за период 2020 года равен 30 789 рублей, что является достаточно хорошим показателем.

В таблице 3 представлена потребительская корзина для жителей Калужской области, продукты из которой граждане могут потреблять в течение месяца на сумму, равную величине прожиточного минимума [7].

Представленная потребительская корзина является относительной, так как каждый гражданин потребляет свою норму того или иного продукта, кто-то предпочитает отказаться от одного и заменить это другим товаром. Так как потребительское поведение напрямую зависит от уровня доходов местного населения граждан и от прозрачности финансовых перспектив.

Несмотря на то, что показатели минимальной оплаты труда и средней заработной платы являются положительными в сравнении с другими субъектами Калужской области, за 2020 год наблюдается снижение потребительской активности, которая связанна с замедлением темпов развития экономики, сокращением числа рабочих мест, понижением заработной платы и многими другими экономическими показателями [9].

Например, в период пандемии многие жители страны были вынуждены перейти на удаленную работу, в связи с этим у населения появилась возможность сократить расходы на оплату за проезд в общественном транспорте, на общепит, на походы в развлекательные заведения и т.п.

Таблица 3

Потребительская корзина граждан Калужской области

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в месяц)

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Хлебные продукты (крупы, бобовые, мука и т.д.)

кг

10,7

8,3

6,6

Картофель

кг

8,4

6,7

7,4

Овощи и бахчевые

кг

9,6

8,3

9,5

Фрукты свежие

кг

5

3,8

9,8

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

кг

1,9

1,8

1,8

Мясопродукты

кг

4,9

4,5

3,7

Рыбопродукты

кг

1,6

1,4

1,55

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

кг

24,2

22,3

30

Яйца

штук

18

17

17

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

0,9

0,8

0,5

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

0,4

0,3

0,3

Согласно статистическим данным за апрель-июль 2020 года, население начало активно экономить на продуктах питания. С одной стороны, это было связано с паникой и закупками продуктов в марте, с другой стороны, потребители начали менять свою привычную потребительскую корзину. Например, при выборе мясных изделий стали отдавать предпочтение куриному мясу, так как оно дешевле свинины или говядины [6,9].

Также можно заметить изменение потребительского поведения по отношению к одежде и обуви. По данным Fashion Consulting Group в России с 2014 года наблюдается тенденция к снижению на 8% – что примерно составляет 2,2 триллионов рублей, а в 2016 году – на 20%. Из-за такого резкого понижения многим иностранным производителям пришлось уйти с российского рынка, ведь их товары могли вообще не покупаться, примерами могут служить American Eagle, британский бренд River Island, американский бренд Esprit и итальянский OVS, а также многие другие [3].

Однако несмотря на то, что в период пандемии все население было вынуждено носить маски, представительницы женского пола не перестали делать макияж, что подтверждается ростом спроса на определенные косметические товары. Например, в 2020 году спрос на тушь для ресниц вырос на 108%, на щипцы для ресниц – на 565%, тени для век – на 116%, воск для бровей – на 1065%. К концу 2020 года произошло увеличение спроса на уходовые средства для лица: на патчи – 313%, на крем – 165%, на мицелярную воду – 104% и многие другие товары [13].

Из-за карантина и введения дистанционной работы, многие люди были вынуждены оставаться дома. Вследствие чего можно отметить увеличение спроса на товары для уборки дома и личной гигиены. Например, увеличение пришлось на следующий ряд товаров: средства для мытья пола 21%, мыло 19%, универсальные средства для уборки дома 13% [14].

В 2020 г. зафиксирован рекордный спрос на компьютерную технику. Резкое увеличение продаж можно связать с переходом людей на «удаленку» и дистанционное обучение. Спрос на ноутбуки, ПК, мониторы и моноблоки составил более 23%, несмотря на то, что в 2019 году компьютерный рынок переживал сильный убыток [15].

Заключение

Проведя подробный анализ взаимосвязи уровня жизни и потребительского поведения, можно сделать вывод, что потребительское поведение не зависит от уровня жизни населения. В том случае, если человек что-то захочет приобрести, и ему будет казаться, что это жизненно необходимый для него товар или услуга, он найдёт способ удовлетворить свою потребность.

В данной ситуации оказать влияние на потребительский выбор может только цена и качество товара. В том случае, если потребитель не будет удовлетворен одним из этих показателей, или же ими обоими, он будет стараться отыскать аналогичный товар, но по более выгодной для него цене, и осуществит его приобретение с целью удовлетворения своих потребностей.