Введение
Человеческий фактор – это мощный фактор развития экономики и один из главных показателей развития общества. Он поддерживает конкурентную способность экономики государства на мировом рынке. Роль человеческого фактора особенно возросла в последней четверти XX века. В современной экономической системе человеческие ресурсы играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ, в обеспечении качественных параметров экономического роста. Новые условия современной экономики, связанные со сложностью и высокой диверсификацией производственных процессов, предполагают уже не просто высокий уровень профессиональных качеств человека, их соответствие уровню развития вещественного капитала, но и формирование у индивидуума способностей быстро адаптироваться к постоянным изменениям экономики. Поэтому вложения в создание всей совокупности условий, обеспечивающих высокий уровень накопления качественных и количественных характеристик человеческого капитала, становятся наиболее значимыми среди приоритетных направлений государственных и негосударственных расходов.
В Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» уточнены национальные цели развития с учетом изменений в экономической и социальной жизни российского общества, обусловленных экономическими шоками, политическими конфликтами и пандемией коронавируса [1].
Реализация стратегических целей должна обеспечить рост численности населения, повышение уровня жизни граждан и создание условий для раскрытия таланта каждого человека.
Анализ возможностей для устойчивого развития в новых экономических, политических и социальных условиях позволяет прийти к выводу о том, что означенные цели достигаются только при условии роста инвестиций в человеческий капитал и создание условий для повышения его вклада в развитие.
Образование является ключевым механизмом не только сохранения, но и развития человеческого капитала, который, в свою очередь, обеспечивает социально-политическую устойчивость, преемственность культуры, производительность труда и научно-технологическое развитие.
Цель данной работы – исследование проблем воспроизводства человеческого капитала в современных условиях.
Задачи работы рассмотреть сущность человеческого капитала, исследовать систему непрерывного образования как фактор воспроизводства человеческого капитала, проанализировать способы решения проблем воспроизводства человеческого капитала.
Методология исследования базируется на системном и историческом подходе, статистическом и сравнительном анализе.
Теоретическая база исследования
Родоначальником термина человеческий капитал по праву считается американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1979 года, Т. Шульц. Наряду с другим Нобелевским лауреатом Г. Беккером они являются основоположниками современной теории человеческого капитала.
Шульц рассматривал примеры бурного экономического развития Японии и ФРГ после второй мировой войны, сравнивая эти страны с Великобританией, где еще долгое время после войны использовались карточки на еду. По его мнению, такой экономический рост стал возможен благодаря высокому уровню образования и здравоохранения в этих странах.
Его последователь Г. Беккер, считал, что человеческое стремление к образованию является рациональным и экономически обоснованным. Он рассчитал экономическую эффективность образования, сопоставляя выгоды от получения образования и издержек, связанных с его получением и показал, что рентабельность расходов в образование превышает рентабельность фирм. При этом следует отметить, что затраты на образование являются рентабельными, когда содержание приобретенных человеком знаний соответствует спросу на рынке труда [2].
В России первые работы, посвященные проблеме человеческого капитала, появились в 90-годы, что во многом обусловлено началом экономических реформ и потребностью лучше понять действие факторов производства, среди которых трудовые ресурсы играют определяющую роль. Среди отечественных ученых, одним из первых изучающих проблемы человеческого капитала, стал доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Естествознания – Критский М.М.
В виду происходивших реформ, он рассматривал человеческий капитал в качестве основного потенциала инновационной экономики и характеризовал его следующим образом: «Человеческий капитал – всеобще-конкретная форма жизнедеятельности, адекватная эпохам производительного хозяйства в историческом движении человеческого общества к его современному состоянию». Основное свое отражение, по мнению Критского, человеческий капитал находит в производственном, потребительском и интеллектуальном капитале.
Другой российский ученный А.И Добрынин выделяет следующее определение человеческого капитала: «Человеческий капитал – это имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков). Для постиндустриального общества характерно воспроизводство производительных сил человека не в товарной форме, а в форме человеческого капитала» [3].
При рассмотрении сущности человеческого капитала следует отметить, что человеческий капитал является неотъемлемой частью человеческого потенциала. Понятие человеческого потенциала более широкое, как правило, включает в себя все население страны с накопленным опытом, знаниями и навыками, как применяемыми, так и не реализованными, в то время как человеческий капитал учитывает только опыт, знания и способности активной части населения.
Среди основных свойств человеческого капитала выделяются следующие:
1. Неотделимость человеческого капитала от работников, которые являются его носителями.
2. Основную часть составляют физиологические свойства и природные способности человека (запас здоровья). Знания, умения и навыки формируют другую часть человеческого капитала (приобретенную). При этом, большое значение для формирования приобретенного человеческого капитала имеют затраты самого человека и общества.
3. Использование человеческого капитала, наряду с другими формами капитала в процессе производства.
4. Использование человеческого капитала его носителем в целях получения дохода, что в свою очередь побуждает человека увеличивать свой интеллектуальный потенциал с помощью образования [4].
В связи с тем, что в современной экономике роль трудовых ресурсов достаточно велика, растет значимость инвестиций в человеческий капитал, которые совершаются в социальной сфере с целью повышения производительности труда и роста доходов граждан. Эффективность инвестиций в человеческий капитал можно оценить по разным показателям, в том числе и по макроэкономическим, среди которых показатели социально-экономического развития страны и регионов, а также показатели качества и уровня жизни населения.
Понятие человеческого капитала очень тесно связанно с категорией – качество жизни. Именно высокое качество жизни, помноженное на менталитет и культуру общества, помогает его членам в полной мере реализовывать и развивать свой человеческий потенциал. Реализация человеческого потенциала невозможна без высокого качества жизни.
По оценкам Всемирного банка, доля человеческого капитала в национальном богатстве многих стран достаточно велика. В России его доля достигает почти половину всего совокупного богатства (46%). Однако эта доля значительно меньше среднего показателя, достигаемого в развитых странах в размере 70%. Как отмечают аналитики Всемирного банка, России понадобится от 50 до 100 лет, чтобы по этому показателю догнать развитые экономики [5].
Результаты исследования и их обсуждение
Специалистами The Boston Consulting Group совместно со Сбербанком России, World Skills Russia и Global Education Futures был подготовлен доклад «Россия 2025: от кадров к талантам» [6]. Основная мысль данного доклада заключается в следующем: в России слишком малый процент высокотехнологичных производств, которые можно было бы отнести к экономике знаний, в то время как в структуре экономики развитых стран она превышает четверть.
Среди основных проблем слабой развитости экономики знаний в России специалисты BCG выделяют отсутствие спроса на знания, недостатки в системе образования и отсутствие среды, необходимой для развития и реализации человека.
Сегодня мир стоит на границе новой промышленной революции, связанной с роботизацией и Россия сильно отстает в этом компоненте от развитых стран, в 2019 году на 1000 работников в РФ приходился лишь 1 робот.
Роботизация – логичный и необходимый шаг для увеличения эффективности производства. По оценкам ученных, к 2025 году 19% всех рабочих мест будет заменено роботами и автоматизированными производствами, что вызовет социальную напряженность и массовую безработицу среди представителей низкоквалифицированных профессий, как это случилось и во времена промышленной революции. Данный факт ставит перед государством необходимость запуска массовых программ переквалификации рабочих [6].
По данным экспертов, в ближайшие десятилетие около 80% используемых сегодня технологий устареет, при этом четверо из пяти работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад. В таких условиях растет актуальность непрерывного обновления знаний, умений и навыков. Кроме того, в наше время участие взрослых в непрерывном образовании является одним из важнейших показателей развития человеческого капитала в стране. Ко всему прочему, спрос на непрерывное образование связан с процессами глобализации и обусловленными ею социально-экономическими, геополитическими и культурными факторами. Они затрагивают все сферы жизни и требуют новых методов оценки роли человека в современном мире.
Учитывая прогнозы социально-экономического развития России, можно сделать вывод, что в ближайшее десятилетие произойдет «прорыв в повышении эффективности человеческого капитала». Изменения будут связаны с внедрением и использованием новых технологий, благодаря которым может произойти значительный рост производительности. В то же время значительный рост производительности труда может спровоцировать значительный рост безработицы. Например, при росте производительности труда в обрабатывающей промышленности на 10% численность занятых может сократиться как минимум на 5% [7].
Вовлеченность взрослого населения в непрерывное образование является одним из главных индикаторов развития человеческого капитала страны, в особенности в ситуации, когда развитие технологий и возрастающая волатильность на рынках труда требуют от людей переучиваться не только для того, чтобы стимулировать карьерный рост, но и чтобы просто не лишиться работы.
Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний и компетенций, но и уметь учиться. А это значит искать и находить необходимую информацию для решения возникающих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания. Способность к постоянному обучению становиться важнейшим достоинством, которое определяет конкурентоспособность человека на рынке труда.
Актуальность непрерывного образования особенно возросла в период пандемии в 2020г. Согласно оценкам Международной организации труда, в результате последствий пандемии в 2020 г. объем рабочих часов по всему миру сократился на 8,8%, что эквивалентно 255 млн. рабочих мест (из расчета полного рабочего дня). Это примерно в четыре раза превышает потери, понесенные в результате глобального финансового кризиса в 2009 году [8].
В этой связи одной из задач, которая стоит перед правительствами и бизнесом, является создание новых механизмов помощи тем, кто уже потерял работу или находится в зоне риска, в переориентации на профессии, которые востребованы в условиях предпочтения удаленных форматов работы, и быстром приобретении соответствующих профессиональных навыков. В таких условиях интересен опыт развитых стран, в которых образовательные организации получают дополнительную финансовую поддержку от государства на запуск программ, позволяющих адаптировать работников к постоянному применению цифровых технологий в рабочих и повседневных процессах.
В России, по оценкам многих экспертов, система непрерывного образования и обновления профессиональных знаний и компетенций не достаточно развита и пока не обеспечивает занятость граждан на высокопроизводительных рабочих местах в полном объеме. Российская Федерация почти в 3 раза отстает от развитых стран по масштабам дополнительного профессионального образования взрослых. Данные о снижении охвата образованием и обучением коррелируют в стране с показателями уровня средней заработной платы.
Формирование эффективной системы дополнительного образования особенно актуально в условиях ускоряющихся изменений в структуре рынков труда и роста нелинейных профессиональных траекторий, при которых работники меняют сферу деятельности несколько раз в течение карьеры.
Так, согласно данным опроса сервиса «Работа. ру» и портала «Рамблер», в котором приняли участие более 4200 пользователей портала «Рамблер» и более 4000 пользователей сервиса Работа.ру большинство опрошенных граждан (64%) не работают по профессии, которую получили в училищах и вузах, при этом 40% респондентов отметили, что вообще никогда не работали по специальности из диплома.
Важно и то, что большинство респондентов (76%) отметили, что им удалось обучиться новой профессии самостоятельно. В подобных условиях эффективная политика расширения и повышения доступности программ дополнительного профессионального образования может быть востребована широкими слоями взрослого населения, адаптирующимися под изменения на рынке труда [9].
Одной из проблем развития непрерывного образования в России остаётся проблема недофинансирования программ дополнительного профессионального образования, как со стороны государства, так и со стороны реального сектора экономики. Для сравнения, в развитых странах государственные расходы на обучение составляют от 40 до 100 евро в год на одного работающего гражданина, а в Российской Федерации всего 4 евро.
Низкие затраты на обучение взрослых со стороны государства замедляют вложения из реального сектора экономики. Расходы предприятий на обучение персонала в составе расходов на рабочую силу выше, чем бюджеты различных уровней, тем не менее они также остаются ниже среднеевропейских почти в 6 раз (менее 100 долл., или 0,3%) [10].
К тому же обучение только профессиональным навыкам не обеспечивает трудоустраиваемость потенциального работника в компанию вследствие увеличения в составе труда доли таких производственных операций, которые предусматривают высокую внутреннюю самоорганизацию, аналитические способности, межличностную коммуникацию и взаимодействие. В этой связи появляется прямой запрос рынка труда на комплекс образовательных программ для овладения гибкими навыками. Однако данный запрос пока не удовлетворяется в полной мере.
Сложившаяся ситуация с обновлением навыков работающего населения приводит к определенным затруднениям при внедрении новых, в том числе цифровых, технологий.
Решение проблемы – в создании комплексной системы по обновлению навыков, образованию и обучению взрослых, интегрированной в состав национальных и федеральных проектов, отраслевых программ обновления технологий и приемов хозяйствования.
Для решения подобного рода проблем воспроизводства человеческого капитала российское правительство с 2019 г. реализуются следующие мероприятия по поддержке граждан:
1. В рамках действующих национальных проектов реализуются меры по массовому обучению взрослых. Например, в рамках национального проекта «Образование» реализуется федеральная программа «Новые возможности для каждого», направленная на формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков и новых профессиональных компетенций. Бюджет программы составляет 9,2 млрд. руб. [11].
2. Оказывается грантовая поддержка образовательных центров для работающих граждан и пенсионеров на базе университетов и профессиональных образовательных организаций. Образовательные организации высшего образования, получившие грантовую поддержку, будут обеспечивать увеличение не менее чем вдвое численности обучающихся по современным программам непрерывного образования в период получения грантовой поддержки, а также не менее чем вдвое в течение трех лет после ее завершения.
3. Ведется разработка цифровых платформенных решений по обеспечению доступа населения к современным программам обновления квалификаций.
4. Внедряются комплексные консультационно-образовательные продукты по применению практик повышения производительности труда и развитию предпринимательской инициативы.
Особенно эффективными оказались меры, направленные на финансирование инфраструктуры учебных центров, разработку программ с востребованной со стороны рынка труда ценностью, а также запуск механизмов привлечения внебюджетных средств.
Проведенные в 2019 г. мероприятия в рамках всех национальных проектов позволили обеспечить прирост показателя охвата взрослых граждан образованием и обучением с 24,7% в 2018 г. до 25,2% в 2019 г. Для сравнения, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в среднем 40% взрослых в её странах-членах участвуют в таких программах.
Оценивая предложенные меры, стоит отметить необходимость учета экономической целесообразности непрерывного образования, которая связана с одним очень важным условием: доход человека после очередного обучения должен существенно превышать инвестиции на это обучение [12]. Если инвестирование в образование производит предприятие или государство, то необходимо чтобы увеличилась производительность труда.
Заключение
Воспроизводство человеческого капитала – продукт сложного и долговременного единства экономических и социальных процессов. Это результат развития и экономики, и социальной сферы, и всех социальных условий жизни людей.
Недооценка человеческого капитала может привести к серьезным экономическим и социальным последствиям. Именно поэтому, одной из главных целей, стоящих перед любым государством, является повышение уровня человеческого капитала.
Выделяют три приоритетных направления совершенствования воспроизводства человеческого капитала: доступность образования на протяжении жизни, профилактика и коррекция образовательной неуспешности, достижение современного качества доступного высшего и среднего профессионального образования.
Невзирая на имеющиеся проблемы, Российская Федерация обладает значительным человеческим капиталом. Устранение имеющихся проблем воспроизводства человеческого капитала, позволит выйти на новый уровень экономического развития.