Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PROBLEMS OF REPRODUCTION OF HUMAN CAPITAL IN RUSSIA

Yakimova T.B. 1 Gromova A.S. 1 Potekhina N.V. 1 Shulinina Yu.I. 1
1 Tomsk Polytechnic University
In modern conditions, human capital becomes one of the main factors of economic development and increasing the competitiveness of the national economy. Investments in human capital turn into an economically profitable project at the national and corporate levels. The key mechanism not only for the preservation, but also for the development of human capital is education, in particular, the system of continuing education, which implies the need for systematic professional development of employees of all age groups, as well as retraining under changing conditions and encouraging continuous self-education. The purpose of this work is to study the problems of reproduction of human capital in modern conditions. The objectives of the work are to consider the essence of human capital, to study the system of continuing education as a factor of reproduction of human capital, to analyze ways to solve the problems of reproduction of human capital. As a result, a set of measures is proposed to stimulate the system of continuing adult education in modern conditions, associated with a direct increase in the volume of existing support measures and the further development of ongoing national and federal projects, industry programs for updating technologies and management techniques.The research methodology is based on a systematic and historical approach, statistical and comparative analysis.
human capital
reproduction
investment
education
continuing education system

Введение

Человеческий фактор – это мощный фактор развития экономики и один из главных показателей развития общества. Он поддерживает конкурентную способность экономики государства на мировом рынке. Роль человеческого фактора особенно возросла в последней четверти XX века. В современной экономической системе человеческие ресурсы играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ, в обеспечении качественных параметров экономического роста. Новые условия современной экономики, связанные со сложностью и высокой диверсификацией производственных процессов, предполагают уже не просто высокий уровень профессиональных качеств человека, их соответствие уровню развития вещественного капитала, но и формирование у индивидуума способностей быстро адаптироваться к постоянным изменениям экономики. Поэтому вложения в создание всей совокупности условий, обеспечивающих высокий уровень накопления качественных и количественных характеристик человеческого капитала, становятся наиболее значимыми среди приоритетных направлений государственных и негосударственных расходов.

В Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» уточнены национальные цели развития с учетом изменений в экономической и социальной жизни российского общества, обусловленных экономическими шоками, политическими конфликтами и пандемией коронавируса [1].

Реализация стратегических целей должна обеспечить рост численности населения, повышение уровня жизни граждан и создание условий для раскрытия таланта каждого человека.

Анализ возможностей для устойчивого развития в новых экономических, политических и социальных условиях позволяет прийти к выводу о том, что означенные цели достигаются только при условии роста инвестиций в человеческий капитал и создание условий для повышения его вклада в развитие.

Образование является ключевым механизмом не только сохранения, но и развития человеческого капитала, который, в свою очередь, обеспечивает социально-политическую устойчивость, преемственность культуры, производительность труда и научно-технологическое развитие.

Цель данной работы – исследование проблем воспроизводства человеческого капитала в современных условиях.

Задачи работы рассмотреть сущность человеческого капитала, исследовать систему непрерывного образования как фактор воспроизводства человеческого капитала, проанализировать способы решения проблем воспроизводства человеческого капитала.

Методология исследования базируется на системном и историческом подходе, статистическом и сравнительном анализе.

Теоретическая база исследования

Родоначальником термина человеческий капитал по праву считается американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1979 года, Т. Шульц. Наряду с другим Нобелевским лауреатом Г. Беккером они являются основоположниками современной теории человеческого капитала.

Шульц рассматривал примеры бурного экономического развития Японии и ФРГ после второй мировой войны, сравнивая эти страны с Великобританией, где еще долгое время после войны использовались карточки на еду. По его мнению, такой экономический рост стал возможен благодаря высокому уровню образования и здравоохранения в этих странах.

Его последователь Г. Беккер, считал, что человеческое стремление к образованию является рациональным и экономически обоснованным. Он рассчитал экономическую эффективность образования, сопоставляя выгоды от получения образования и издержек, связанных с его получением и показал, что рентабельность расходов в образование превышает рентабельность фирм. При этом следует отметить, что затраты на образование являются рентабельными, когда содержание приобретенных человеком знаний соответствует спросу на рынке труда [2].

В России первые работы, посвященные проблеме человеческого капитала, появились в 90-годы, что во многом обусловлено началом экономических реформ и потребностью лучше понять действие факторов производства, среди которых трудовые ресурсы играют определяющую роль. Среди отечественных ученых, одним из первых изучающих проблемы человеческого капитала, стал доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Естествознания – Критский М.М.

В виду происходивших реформ, он рассматривал человеческий капитал в качестве основного потенциала инновационной экономики и характеризовал его следующим образом: «Человеческий капитал – всеобще-конкретная форма жизнедеятельности, адекватная эпохам производительного хозяйства в историческом движении человеческого общества к его современному состоянию». Основное свое отражение, по мнению Критского, человеческий капитал находит в производственном, потребительском и интеллектуальном капитале.

Другой российский ученный А.И Добрынин выделяет следующее определение человеческого капитала: «Человеческий капитал – это имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков). Для постиндустриального общества характерно воспроизводство производительных сил человека не в товарной форме, а в форме человеческого капитала» [3].

При рассмотрении сущности человеческого капитала следует отметить, что человеческий капитал является неотъемлемой частью человеческого потенциала. Понятие человеческого потенциала более широкое, как правило, включает в себя все население страны с накопленным опытом, знаниями и навыками, как применяемыми, так и не реализованными, в то время как человеческий капитал учитывает только опыт, знания и способности активной части населения.

Среди основных свойств человеческого капитала выделяются следующие:

1. Неотделимость человеческого капитала от работников, которые являются его носителями.

2. Основную часть составляют физиологические свойства и природные способности человека (запас здоровья). Знания, умения и навыки формируют другую часть человеческого капитала (приобретенную). При этом, большое значение для формирования приобретенного человеческого капитала имеют затраты самого человека и общества.

3. Использование человеческого капитала, наряду с другими формами капитала в процессе производства.

4. Использование человеческого капитала его носителем в целях получения дохода, что в свою очередь побуждает человека увеличивать свой интеллектуальный потенциал с помощью образования [4].

В связи с тем, что в современной экономике роль трудовых ресурсов достаточно велика, растет значимость инвестиций в человеческий капитал, которые совершаются в социальной сфере с целью повышения производительности труда и роста доходов граждан. Эффективность инвестиций в человеческий капитал можно оценить по разным показателям, в том числе и по макроэкономическим, среди которых показатели социально-экономического развития страны и регионов, а также показатели качества и уровня жизни населения.

Понятие человеческого капитала очень тесно связанно с категорией – качество жизни. Именно высокое качество жизни, помноженное на менталитет и культуру общества, помогает его членам в полной мере реализовывать и развивать свой человеческий потенциал. Реализация человеческого потенциала невозможна без высокого качества жизни.

По оценкам Всемирного банка, доля человеческого капитала в национальном богатстве многих стран достаточно велика. В России его доля достигает почти половину всего совокупного богатства (46%). Однако эта доля значительно меньше среднего показателя, достигаемого в развитых странах в размере 70%. Как отмечают аналитики Всемирного банка, России понадобится от 50 до 100 лет, чтобы по этому показателю догнать развитые экономики [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Специалистами The Boston Consulting Group совместно со Сбербанком России, World Skills Russia и Global Education Futures был подготовлен доклад «Россия 2025: от кадров к талантам» [6]. Основная мысль данного доклада заключается в следующем: в России слишком малый процент высокотехнологичных производств, которые можно было бы отнести к экономике знаний, в то время как в структуре экономики развитых стран она превышает четверть.

Среди основных проблем слабой развитости экономики знаний в России специалисты BCG выделяют отсутствие спроса на знания, недостатки в системе образования и отсутствие среды, необходимой для развития и реализации человека.

Сегодня мир стоит на границе новой промышленной революции, связанной с роботизацией и Россия сильно отстает в этом компоненте от развитых стран, в 2019 году на 1000 работников в РФ приходился лишь 1 робот.

Роботизация – логичный и необходимый шаг для увеличения эффективности производства. По оценкам ученных, к 2025 году 19% всех рабочих мест будет заменено роботами и автоматизированными производствами, что вызовет социальную напряженность и массовую безработицу среди представителей низкоквалифицированных профессий, как это случилось и во времена промышленной революции. Данный факт ставит перед государством необходимость запуска массовых программ переквалификации рабочих [6].

По данным экспертов, в ближайшие десятилетие около 80% используемых сегодня технологий устареет, при этом четверо из пяти работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад. В таких условиях растет актуальность непрерывного обновления знаний, умений и навыков. Кроме того, в наше время участие взрослых в непрерывном образовании является одним из важнейших показателей развития человеческого капитала в стране. Ко всему прочему, спрос на непрерывное образование связан с процессами глобализации и обусловленными ею социально-экономическими, геополитическими и культурными факторами. Они затрагивают все сферы жизни и требуют новых методов оценки роли человека в современном мире.

Учитывая прогнозы социально-экономического развития России, можно сделать вывод, что в ближайшее десятилетие произойдет «прорыв в повышении эффективности человеческого капитала». Изменения будут связаны с внедрением и использованием новых технологий, благодаря которым может произойти значительный рост производительности. В то же время значительный рост производительности труда может спровоцировать значительный рост безработицы. Например, при росте производительности труда в обрабатывающей промышленности на 10% численность занятых может сократиться как минимум на 5% [7].

Вовлеченность взрослого населения в непрерывное образование является одним из главных индикаторов развития человеческого капитала страны, в особенности в ситуации, когда развитие технологий и возрастающая волатильность на рынках труда требуют от людей переучиваться не только для того, чтобы стимулировать карьерный рост, но и чтобы просто не лишиться работы.

Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний и компетенций, но и уметь учиться. А это значит искать и находить необходимую информацию для решения возникающих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания. Способность к постоянному обучению становиться важнейшим достоинством, которое определяет конкурентоспособность человека на рынке труда.

Актуальность непрерывного образования особенно возросла в период пандемии в 2020г. Согласно оценкам Международной организации труда, в результате последствий пандемии в 2020 г. объем рабочих часов по всему миру сократился на 8,8%, что эквивалентно 255 млн. рабочих мест (из расчета полного рабочего дня). Это примерно в четыре раза превышает потери, понесенные в результате глобального финансового кризиса в 2009 году [8].

В этой связи одной из задач, которая стоит перед правительствами и бизнесом, является создание новых механизмов помощи тем, кто уже потерял работу или находится в зоне риска, в переориентации на профессии, которые востребованы в условиях предпочтения удаленных форматов работы, и быстром приобретении соответствующих профессиональных навыков. В таких условиях интересен опыт развитых стран, в которых образовательные организации получают дополнительную финансовую поддержку от государства на запуск программ, позволяющих адаптировать работников к постоянному применению цифровых технологий в рабочих и повседневных процессах.

В России, по оценкам многих экспертов, система непрерывного образования и обновления профессиональных знаний и компетенций не достаточно развита и пока не обеспечивает занятость граждан на высокопроизводительных рабочих местах в полном объеме. Российская Федерация почти в 3 раза отстает от развитых стран по масштабам дополнительного профессионального образования взрослых. Данные о снижении охвата образованием и обучением коррелируют в стране с показателями уровня средней заработной платы.

Формирование эффективной системы дополнительного образования особенно актуально в условиях ускоряющихся изменений в структуре рынков труда и роста нелинейных профессиональных траекторий, при которых работники меняют сферу деятельности несколько раз в течение карьеры.

Так, согласно данным опроса сервиса «Работа. ру» и портала «Рамблер», в котором приняли участие более 4200 пользователей портала «Рамблер» и более 4000 пользователей сервиса Работа.ру большинство опрошенных граждан (64%) не работают по профессии, которую получили в училищах и вузах, при этом 40% респондентов отметили, что вообще никогда не работали по специальности из диплома.

Важно и то, что большинство респондентов (76%) отметили, что им удалось обучиться новой профессии самостоятельно. В подобных условиях эффективная политика расширения и повышения доступности программ дополнительного профессионального образования может быть востребована широкими слоями взрослого населения, адаптирующимися под изменения на рынке труда [9].

Одной из проблем развития непрерывного образования в России остаётся проблема недофинансирования программ дополнительного профессионального образования, как со стороны государства, так и со стороны реального сектора экономики. Для сравнения, в развитых странах государственные расходы на обучение составляют от 40 до 100 евро в год на одного работающего гражданина, а в Российской Федерации всего 4 евро.

Низкие затраты на обучение взрослых со стороны государства замедляют вложения из реального сектора экономики. Расходы предприятий на обучение персонала в составе расходов на рабочую силу выше, чем бюджеты различных уровней, тем не менее они также остаются ниже среднеевропейских почти в 6 раз (менее 100 долл., или 0,3%) [10].

К тому же обучение только профессиональным навыкам не обеспечивает трудоустраиваемость потенциального работника в компанию вследствие увеличения в составе труда доли таких производственных операций, которые предусматривают высокую внутреннюю самоорганизацию, аналитические способности, межличностную коммуникацию и взаимодействие. В этой связи появляется прямой запрос рынка труда на комплекс образовательных программ для овладения гибкими навыками. Однако данный запрос пока не удовлетворяется в полной мере.

Сложившаяся ситуация с обновлением навыков работающего населения приводит к определенным затруднениям при внедрении новых, в том числе цифровых, технологий.

Решение проблемы – в создании комплексной системы по обновлению навыков, образованию и обучению взрослых, интегрированной в состав национальных и федеральных проектов, отраслевых программ обновления технологий и приемов хозяйствования.

Для решения подобного рода проблем воспроизводства человеческого капитала российское правительство с 2019 г. реализуются следующие мероприятия по поддержке граждан:

1. В рамках действующих национальных проектов реализуются меры по массовому обучению взрослых. Например, в рамках национального проекта «Образование» реализуется федеральная программа «Новые возможности для каждого», направленная на формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков и новых профессиональных компетенций. Бюджет программы составляет 9,2 млрд. руб. [11].

2. Оказывается грантовая поддержка образовательных центров для работающих граждан и пенсионеров на базе университетов и профессиональных образовательных организаций. Образовательные организации высшего образования, получившие грантовую поддержку, будут обеспечивать увеличение не менее чем вдвое численности обучающихся по современным программам непрерывного образования в период получения грантовой поддержки, а также не менее чем вдвое в течение трех лет после ее завершения.

3. Ведется разработка цифровых платформенных решений по обеспечению доступа населения к современным программам обновления квалификаций.

4. Внедряются комплексные консультационно-образовательные продукты по применению практик повышения производительности труда и развитию предпринимательской инициативы.

Особенно эффективными оказались меры, направленные на финансирование инфраструктуры учебных центров, разработку программ с востребованной со стороны рынка труда ценностью, а также запуск механизмов привлечения внебюджетных средств.

Проведенные в 2019 г. мероприятия в рамках всех национальных проектов позволили обеспечить прирост показателя охвата взрослых граждан образованием и обучением с 24,7% в 2018 г. до 25,2% в 2019 г. Для сравнения, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в среднем 40% взрослых в её странах-членах участвуют в таких программах.

Оценивая предложенные меры, стоит отметить необходимость учета экономической целесообразности непрерывного образования, которая связана с одним очень важным условием: доход человека после очередного обучения должен существенно превышать инвестиции на это обучение [12]. Если инвестирование в образование производит предприятие или государство, то необходимо чтобы увеличилась производительность труда.

Заключение

Воспроизводство человеческого капитала – продукт сложного и долговременного единства экономических и социальных процессов. Это результат развития и экономики, и социальной сферы, и всех социальных условий жизни людей.

Недооценка человеческого капитала может привести к серьезным экономическим и социальным последствиям. Именно поэтому, одной из главных целей, стоящих перед любым государством, является повышение уровня человеческого капитала.

Выделяют три приоритетных направления совершенствования воспроизводства человеческого капитала: доступность образования на протяжении жизни, профилактика и коррекция образовательной неуспешности, достижение современного качества доступного высшего и среднего профессионального образования.

Невзирая на имеющиеся проблемы, Российская Федерация обладает значительным человеческим капиталом. Устранение имеющихся проблем воспроизводства человеческого капитала, позволит выйти на новый уровень экономического развития.