Введение
Развитие агропромышленного комплекса (АПК) в рыночных условиях связано с результатами деятельности различных субъектов хозяйствования, различных по форме: предпринимательских структур, некоммерческих, государственных и других. Формы хозяйствования преследуют разные цели: получение дохода, удовлетворение собственных нужд, достижение социальных показателей и прочие. Как итог – разнонаправленность затрудняет развитие всей отрасли, особенно это прослеживается в сфере малых форм хозяйствования, разобщенных и замкнутых на простом воспроизводстве, не находящих каналов реализации излишков производства. В тоже время малые формы хозяйствования производят около половины всей аграрной продукции в России, в связи с чем, от их состояния и развития напрямую зависит АПК.
Цель исследования
Определение роли малых форм хозяйствования в развитии АПК, выявление недостатков и преимуществ их функционирования, разработка рекомендаций по совершенствованию их деятельности является целью данного исследованию.
Достижение поставленной цели раскрывается в: анализе правовых институтов, регулирующих малые формы хозяйствования; представлении приоритетов государственной поддержки; оценке их воздействия на развитие АПК, включая институциональную среду; мероприятиях по совершенствованию их деятельности с итоговой экономической оценкой.
Материал и методы исследования
Состояние и развитие АПК, обеспечение населения продовольствием и, в конечном итоге, продовольственная безопасность, тесно связана с малыми формами хозяйствования и на протяжении достаточно долгого периода времени их влияние не ослабевает, а в некотором роде и усиливается.
Особое значение малые формы хозяйствования имеют в аграрном секторе экономики, правовые акты устанавливают следующие формы [1]:
- крестьянские (фермерские) хозяйства, хотя часть из них по существу работают на удовлетворение собственных нужд;
- личные (подсобные) хозяйства;
- мелкие предприниматели, занимающиеся торговлей, закупкой сырья, бытовым обслуживанием сельского населения;
- малые сельскохозяйственные организации с персоналом до 60 человек, а также малые предприятия других отраслей аграрной экономики.
Приоритеты государственной поддержки малых форм хозяйствования (составлено автором)
Доля крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств населения в Сибирском федеральном округе по данным за 2015 год в производстве картофеля составляет 6,4 и 53,8 % соответственно, овощей – 2,7 и 32,3 %, а сельхозпродукции в целом превышает 62 % [2]. Достижение таких показателей было бы невозможно без государственной поддержки, приоритеты которой представлены на рисунке.
Не менее важным является и тот факт, что возрастает роль малых форм хозяйствования в формировании институциональной среды:
- решение социальных проблем села;
- налаживание устойчивого развития сельских территорий;
- обеспечение занятости и поддержание доходов сельского населения, которые в свою очередь формируют экономическую доступности продуктов питания [3].
Выделенные приоритеты государственной поддержки, показывают и наибольшие проблемы малых форм хозяйствования, основу которых составляет сбыт и слабое материально-техническое обеспечение. Решение данных проблем возможно при помощи кооперативов, созданных субъектами малого бизнеса для удовлетворения своих потребностей (материально-технические ресурсы, последующая реализация продукции, кредитование и получение других необходимых услуг) [4].
Очевидно, что особенности формирования институциональной среды следует учитывать при разработке правового института в различных субъектах РФ. Это обусловлено тем, что, целенаправленной, законодательно обеспеченной, подкрепленной ресурсами государственной политики в продовольственной безопасности на федеральном уровне и уровне отдельных субъектов, входящих в состав федеральных округов либо не выработано, либо выработано, но не в полной мере.
Учитывая важность развития личных подсобных хозяйств с точки зрения АПК, назрела необходимость разработки и принятия нормативных актов, направленных на: закрепление положительных сдвигов, происходящих в хозяйствах этой категории; организацию интеграционных связей с государственными и другими сельскохозяйственными товаропроизводителями; правовую защищенность.
В настоящий момент существует две противоположных точки зрения на развитие институтов сельского хозяйства в перспективе:
1) крупные хозяйства, должны быть сохранены, а их масштаб даже увеличен, несмотря на процесс приватизации сельскохозяйственных угодий. Не исключена возможность создания новых институтов корпоративных сельскохозяйственных предприятий (эффект: внедрение современных методов производства и управления, новых финансовых и информационно-консультационных служб; возможность применения подходов горизонтальной и вертикальной интеграции; покрытие рисков и т. д.) [5];
2) тенденция наращивания количества мелких, средних и крупных семейных и/или групповых хозяйств, по аналогии с Западной Европой, т. к. именно подобные формы доказали свою жизнеспособность и потенциал в условиях рынка (эффект: экономия, обусловленная ростом масштаба производства; отсутствие фрагментарного землепользования; возможность выбора сельскохозяйственных культур, более современная организация производства и производственного планирования, использование новейших технологий) [6].
По нашему мнению, проблему вовлечения населения в предпринимательство возможно решить путем содействия развитию кооперации в личных подсобных хозяйствах населения (ЛПХ), как базовой основы для развития АПК, объединив обозначенные выше точки зрения.
Крестьянская кооперация, как новый вид институциональной формы малого предпринимательства, представляет собой более совершенный в организационном плане вариант крестьянского хозяйства, позволяющий мелкому товаропроизводителю, «не разрушая своей индивидуальности, выделить из своего организационного плана те его элементы, в которых крупная форма производства имеет несомненные преимущества над мелкой, и организовать их совместно с соседями на степень этой крупной формы производства, при этом используя наемный труд» [7].
При этом независимые сельские товаропроизводители остро нуждаются в поддержке институтов, обеспечивающих их существование и функционирование.
Создание правового института, должно быть: направлено на создание условий организации и функционирования сельскохозяйственных кооперативов на равноправных условиях с сельскохозяйственными предприятиями других форм собственности, в том числе, в части получения государственной поддержки.
Для сельских товаропроизводителей малого и среднего звена, включая кооперативы, владельцев личных подворий, доступность осуществления кредитной и финансовой деятельности стало еще более затруднительным. В новой концепции аграрной политики Правительства РФ [8] подчеркивается необходимость развития кредитной кооперации и говорится о том, что правовая база будет утверждена в ближайшем будущем.
Обеспечение необходимых условий для создания новых и преобразования существующих сельскохозяйственных кооперативов. Подобного рода многопрофильные кооперативы позволят сохранить существующую инфраструктуру, которая в противном случае может быть утрачена вследствие банкротства или ликвидации. Кроме того, экономический и трудовой потенциал коллективного хозяйства может быть с большей пользой использован в целях развития смежных видов деятельности [9, 10].
Разработка эффективных форм и механизмов сотрудничества сельскохозяйственных кооперативов между собой, с другими партнерами, в т. ч. и государством, как институтом-регулятором. Сотрудничество кооперативов, основанное на принципах горизонтальной интеграции может иметь форму участия в рабочей группе, созданной специально для достижения какой-либо цели или выполнения какого-либо проекта, либо выражаться в создании совместного предприятия-филиала несколькими первичными кооперативами для оказания им каких-либо услуг, либо иметь форму объединения посредством передачи некоторыми кооперативами своих активов другим кооперативам или путем создания нового кооператива, посредством объединения усилий с целью снижения затрат, выхода в новые сферы деятельности или укрепления своего положения перед конкурентами [11, 12]. Тогда как вертикальная интеграция подразумевает построение системы, состоящей из основных элементов (первичных кооперативов) и высших звеньев (ассоциаций, союзов) с ведущей организацией во главе [13].
Развитие сельскохозяйственной кооперации – сложный процесс междисциплинарного характера, поскольку сочетает в себе ряд аспектов экономического, социального, предпринимательского и технического свойства. Для обеспечения оптимального сочетания всех аспектов развития сельскохозяйственной кооперации предлагается создать Центры развития сельскохозяйственной кооперации в каждом районе региона с проекцией на регион в целом. Основной задачей Центра должна быть разработка эффективной политики развития сельскохозяйственных кооперативов, способствующей развитию АПК.
Сами по себе кооперативы как новые институциональные формы не решат экономических проблем малого предпринимательства. Однако они могут стать доступным средством достижения эффективности производства за счет концентрации финансовых и материальных ресурсов и в значительной мере обеспечат развитие АПК [14].
Результаты исследования и их обсуждение
Для оценки экономической эффективности предложенных организационных мероприятий, цель которой определить эффективность кооперации малых форм хозяйствования для целей развития АПК, предполагается использовать следующую методику.
Ограничение, заложенное целью, предполагает учет производства, переработки и реализации только основных видов растениеводческой и животноводческой продукции:
1) мяса и мясопродуктов;
2) молока;
3) зерна;
4) картофеля;
5) овощей.
Критерием эффективности в модифицированной экономико-математической модели является чистая приведенная стоимость [15], отражающая приращение добавленной стоимости функционирования создаваемой интегрированной структуры – кооперации малых форм хозяйствования.
Расчет экономической оценки выполнен на основе данных Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области.
В качестве основного критерия эффективности функционирования институтов кооперации малых форм хозяйствования рассмотрен показатель добавленной стоимости. Для проведения предлагаемых расчетов использован специализированный пакет прикладных программ «Карма» [16].
На основе модифицированной экономико-математической модели институтов кооперации малых форм хозяйствования, определен прогнозный экономический эффект деятельности институтов кооперации малых форм хозяйствования Кемеровской области к 2025 году (таблица).
В основу прогнозного расчета экономического эффекта от деятельности институтов кооперации малых форм хозяйствования региона к 2025 году легли статистические данные производства сельскохозяйственной продукции за 2017 год, и прогноз производства основных видов продукции на период до 2025 года.
Прогнозный экономический эффект деятельности институтов кооперации малых форм хозяйствования региона к 2025 году
Вид продукции |
Производство основных продуктов сельского хозяйства (до создания институтов кооперации малых форм хозяйствования), тыс. тонн |
Валовой выпуск продукции (после создания институтов кооперации малых форм хозяйствования), тыс. тонн |
Выручка от реализации сельскохозяйственных товаропроизводителей (до создания институтов кооперации малых форм хозяйствования), млн руб. |
Выручка от реализации сельскохозяйственных товаропроизводителей (после создания институтов кооперации малых форм хозяйствования), млн руб. |
Мясо и мясопродукты |
94 |
120 |
3309,8 |
4585 |
Молоко |
380 |
465 |
2205,4 |
2634 |
Зерно |
1034 |
1282 |
1980,72 |
2156 |
Картофель |
703 |
856 |
341,7 |
705 |
Овощи |
232 |
341 |
760,7 |
1240 |
Заключение
Формирование институтов кооперации малых форм хозяйствования, на основе интегральных процессов в АПК, позволит существенно снизить высокие издержки в технологической цепи «производство-переработка-реализация», расширить номенклатуру и повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, улучшить экономику АПК в целом. Кроме того, удовлетворение потребностей населения в продуктах питания благотворно скажется на социальной защищенности различных групп населения, а выполнение намеченных мероприятий позволит модернизировать инфраструктуру сельской местности, обеспечит устойчивую связь районных центров с поселениями, другими населенными пунктами и производственными объектами.