Введение
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] предусмотрена разработка национального проекта по направлению «Экология» [2]. Сохранение лесов является одной из его главных целей. К 2024 году в рамках национального проекта предусматривается восстановление всех площадей вырубленных и погибших лесов, а также сокращение ущерба от лесных пожаров в три раза.
В 2018 году Министерство природы и экологии Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства утвердили паспорт федерального проекта «Сохранение лесов» (на 2019 – 2024 гг.) [3], который является лесной компонентой национального проекта «Экология».
Данный проект включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, сокращение ущерба от лесных пожаров.
Главная цель проекта: обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году.
Задачи федерального проекта:
1. Сохранить леса, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках, вырубленных и погибших лесных насаждений;
2. Сформировать запас лесных семян до 360 тонн для лесовосстановления и лесоразведения на всех участках, вырубленных и погибших лесных насаждений.
3. Увеличить площадь лесовосстановления, повысить качество и эффективность работ по лесовосстановлению на лесных участках, непереданных в аренду до 310 тыс. га, арендованных лесных участках до 1244 тыс. га.
4. Оснастить специализированные учреждения органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой на 100% от потребности в необходимой специализированной технике и оборудовании для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.
5. Оснастить учреждения, выполняющие мероприятия по воспроизводству лесов, на 70% от потребности в основной специализированной технике и оборудовании для проведения комплекса мероприятий.
С учётом того, что все мероприятия проводятся на участках лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации [4] осуществление мероприятий по воспроизводству лесов проводится за счёт субвенций федерального бюджета, выделяемых в целом на субъект РФ (ст. 83 ЛК РФ).
Общий бюджет проекта на все пять лет его реализации – более 151 млрд руб. Из них средства федерального бюджета составляют 40,7 млрд руб., 4 млрд руб. выделяется из региональных бюджетов, остальная часть приходится на внебюджетные источники.
В 2018 году был принят Федеральный закон № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» [5], в связи с которым с 01.01.2019 г. выполняется не только «компенсационное» лесовосстановление, но и «компенсационное» лесоразведение, которые непосредственно влияют на достижение задач федерального проекта «Сохранение лесов».
Оценить эффективность федерального проекта «Сохранение лесов» довольно легко. Проект имеет годовые показатели – которые важно выполнить, чтобы достичь конечной цели с тем результатом, который был запланирован.
В рамках реализации национального проекта «Экология» и его составляющей – федерального проекта «Сохранение лесов» – на региональном уровне были разработаны и реализуются проекты с одноименным названием, с аналогичными целями и задачами.
В своем исследовании авторы взяли за основу региональные проекты «Сохранение лесов» в Уральском федеральном округе (далее сокращенно УФО), данные Департамента лесного хозяйства по УФО по фактическим показателям проектов за первый год их реализации (2019 год). Цель исследования – проанализировать достижения основных целевых показателей данных проектов в УФО и выявить основные сложности, связанные с реализацией проектов.
Материал и методы исследования
В состав УФО входят 6 субъектов Российской Федерации (далее сокращенно РФ): 4 области (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская) и 2 автономных округа (Ханты-Мансийский – Югра и Ямало-Ненецкий – далее сокращенно ХМАО-Югра и ЯНАО).
Ежегодно в лесах УФО заготавливается 15-17 млн м3. древесины. От полноценной реабилитации эксплуатируемых лесных насаждений зависит сохранение средообразующих, водоохранных, защитных и оздоровительных функций лесов, а также устойчивость работы лесного сектора экономики УФО.
Территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях) и по контролю и надзору в области лесных отношений в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности является Департамент лесного хозяйства по УФО.
Органы, управляющие лесным хозяйством на уровне субъектов РФ, входящих в УФО: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области; Главное управление лесами Челябинской области; Департамент лесного хозяйства Свердловской области; Департамент лесного комплекса Тюменской области; Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО – Югры; Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
Структура органов государственного управления лесным фондом УФО включает как отраслевые органы государственной власти (в Тюменской, Челябинской и Свердловской областях), так и межотраслевые (в Курганской области, ХМАО – Югре, ЯНАО) [6].
Каждым органом, управляющим лесным хозяйством на уровне субъектов РФ, входящим в УФО, в начале 2019 года был утвержден региональный проект «Сохранение лесов».
Задачи Федерального проекта «Сохранение лесов» в разрезе органов исполнительной власти УФО в области лесных отношений следующие:
• сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений;
• оснащение государственных учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, по обеспечению пожарной безопасности в лесах, специализированной лесохозяйственной техникой, лесопожарной техникой и оборудованием;
• формирование запаса лесных семян для лесовосстановления на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
Целевые показатели региональных проектов «Сохранение лесов» по УФО представлены в табл. 1-6.
Проведя анализ данных табл. 1-6 отметим, что в региональных проектах «Сохранение лесов» субъектов РФ, входящих в УФО, зафиксированы разные целевые показатели, среди которых:
1. Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений,%;
2. Площадь лесовосстановления и лесоразведения, тыс. га;
3. Количество выращенного посадочного материала лесных растений, млн шт.;
4. Запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения, т;
5. Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд руб.;
6. Площадь погибших лесных насаждений, тыс. га.
В табл. 7 сведены данные по всем целевым показателям, представленным в региональных проектах «Сохранение лесов» по УФО.
Таблица 1
Показатели регионального проекта «Сохранение лесов» – Свердловская область
Показатели |
Года |
||||||
2018, базовый показатель показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений,% |
91,9 |
98,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
91,9 |
Площадь лесовосстановления и лесоразведения, тыс. га |
27,23 |
27,50 |
27,75 |
28,00 |
28,25 |
28,50 |
27,23 |
Таблица 2
Показатели регионального проекта «Сохранение лесов» – ХМАО – Югра
Показатели |
Года |
||||||
2018, базовый показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений,% |
58,8 |
64,2 |
72,5 |
79,9 |
85,1 |
91,7 |
100,0 |
Площадь лесовосстановления и лесоразведения, тыс. га |
22,0 |
20,0 |
20,4 |
20,5 |
20,6 |
20,6 |
20,7 |
Количество выращенного посадочного материала лесных растений, млн шт. |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
Запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения, т |
0,05 |
0,06 |
0,06 |
0,07 |
0,08 |
0,09 |
0,09 |
Таблица 3
Показатели регионального проекта «Сохранение лесов» – Тюменская область
Показатели |
Года |
||||||
2018, базовый 2018, базовый показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений,% |
62,3 |
64,4 |
72,8 |
80,4 |
85,6 |
92,0 |
100, 0 |
Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд руб. |
32,3 |
20,5 |
18,0 |
17,0 |
16,0 |
15,0 |
12,5 |
Площадь лесовосстановления и лесоразведения, тыс. га |
935,0 |
1000,0 |
1100,0 |
1200,0 |
1300,0 |
1425,0 |
1554,0 |
Площадь погибших лесных насаждений, тыс. га |
380,0 |
330,0 |
285,0 |
260,0 |
245,0 |
230,0 |
220,0 |
Количество выращенного посадочного материала лесных растений, млн шт. |
665,0 |
669,0 |
698,0 |
728,0 |
756,0 |
827,0 |
879,0 |
Запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения, т |
194,0 |
221,0 |
243,0 |
270,0 |
300,0 |
330,0 |
360,0 |
Таблица 4
Показатели регионального проекта «Сохранение лесов» – Челябинская область
Показатели |
Года |
||||||
2018, базовый показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений,% |
48,8 |
52,0 |
59,5 |
66,3 |
71,2 |
77,1 |
100,0 |
Площадь лесовосстановления и лесоразведения, тыс. га |
1,7 |
2,7 |
2,9 |
3,2 |
3,5 |
3,8 |
5,0 |
Количество выращенного посадочного материала лесных растений, млн шт. |
14,0 |
9,1 |
9,5 |
9,9 |
10,3 |
11,3 |
12,0 |
Запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения, тонн |
0,4 |
0,92 |
1,01 |
1,12 |
1,25 |
1,37 |
1,5 |
Площадь погибших лесных насаждений, тыс. га |
1,2 |
5,1 |
5,0 |
4,8 |
4,9 |
4,9 |
5,0 |
Таблица 5
Показатели регионального проекта «Сохранение лесов» – Курганская область
Показатели |
Года |
||||||
2018, базовый показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений,% |
69,3 |
74,3 |
85,9 |
96,9 |
100 |
100,0 |
100,0 |
Ущерб от лесных пожаров по годам, млн руб. |
941 |
800 |
656 |
499 |
449 |
377 |
347 |
Площадь лесовосстановления и лесоразведения, тыс. га |
5,0 |
5,4 |
6,0 |
6,5 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
Площадь погибших лесных насаждений, тыс. га |
7,1 |
7,4 |
7,0 |
6,7 |
6,8 |
6,8 |
6,7 |
Таблица 6
Показатели регионального проекта «Сохранение лесов» – ЯНАО
Показатели |
Года |
||||||
2018, базовый показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений,% |
3,1 |
3,2 |
3,6 |
6,0 |
11,6 |
28,4 |
100,0 |
Площадь лесовосстановления и лесоразведения, тыс. га |
0,5 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
- |
- |
- |
Таблица 7
Сводная таблица по целевым показателям проектов «Сохранение лесов» по УФО*
Субъект РФ, входящий в УФО |
Показатели |
|||||
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений,% |
Площадь лесовосстановления и лесоразведения, тыс. га |
Количество выращенного посадочного материала лесных растений, млн шт |
Запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения, т |
Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд руб |
Площадь погибших лесных насаждений, тыс. га |
|
Свердловская область |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
ХМАО-Югра |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Тюменская область |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Челябинская область |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Курганская область |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
ЯНАО |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ – показатель в паспорте регионального проекта «Сохранение лесов» присутствует,
- – показатель в паспорте регионального проекта «Сохранение лесов» отсутствует
Из табл. 7 следует, что двумя основными показателями в региональных проектах «Сохранение лесов» являются «Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений» (в%) и «Площадь лесовосстановления и лесоразведения» (в тыс. га) – данные показатели заявлены во всех региональных проектах «Сохранение лесов» по УФО.
Показатель проекта «Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений» (в%) планируется достигнуть в соотношении 100% к 2024 году во всех субъектах РФ, входящих в УФО.
Результаты исследования и их обсуждение
Достижение показателей федерального проекта «Сохранение лесов» органами исполнительной власти УФО в области лесных отношений в первый год реализации региональных проектов «Сохранение лесов» представлено в табл. 8.
Отчетность перед Департаментом лесного хозяйства по УФО органами, управляющими лесным хозяйством на уровне субъектов РФ, входящих в УФО, ведется по всем вышеперечисленным шести целевым показателям.
Анализируя данные табл. 8 отметим следующее:
• показатель «Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений» по УФО – достигнут и составляет 77,1% (при проектируемом на 2019 год 64,2%);
• показатель «Ущерб от лесных пожаров по годам», млрд руб. по данным на 01.01.2020 ущерб составил – 1,5 млрд руб. при предельном на 2019 год – 20,5 млрд руб.;
• показатель «Площадь погибших лесных насаждений», тыс. га – находится в пределах установленного по плану показателя по всем субъектам Российской Федерации, входившим в УФО;
• показатель «Площадь лесовосстановления и лесоразведения», тыс. га – не достигнут в Курганской области;
• показатель «Запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения», т – достигнут всеми субъектами РФ, входящими в УФО;
• показатель «Количество выращенного посадочного материала лесных растений», млн шт. – не достигнут в Курганской и Свердловской областях.
По площади всех запланированных работ по лесовосстановлению первое место в УФО занимает Свердловская область, где ведется активная лесозаготовка, на втором месте – ХМАО – Югра. При этом ХМАО – Югра занимает в УФО первое место по площади искусственного лесовосстановления.
В Свердловской области сложилась непростая ситуация, связанная с недостаточным количеством выращенного посадочного материала лесных растений. Потребность Свердловской области в стандартном посадочном материале составляет 20 млн шт. Ежегодно выращивается 10–12 млн шт. стандартного посадочного материала, обеспечивающего потребность области в посадочном материале для посадки леса только на свободной от аренды территории. Ежегодно дефицит стандартного посадочного материала составляет 8–10 млн шт.
Арендаторы лесных участков приобретают посадочный материал в частных питомниках Свердловской, Тюменской, Челябинской областей и иных регионах, подходящих по районированию Свердловской области. На протяжении последних 7 лет приживаемость лесных культур снизилась до 77% при норме 85%.
Выращивание стандартного посадочного материала на территории Свердловской области в соответствии с государственным заданием осуществляет ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов». Попытка увеличения площади посевных отделений питомников не привела к положительным результатам. В настоящее время процесс выращивания сеянцев полностью зависит от погодных условий и пожароопасной обстановки в связи с отвлечением людских и технических ресурсов на тушение лесных пожаров. Не удаётся обеспечить потребность области в стандартном посадочном материале из-за отсутствия современной технологии выращивания посадочного материала. В области ведется обсуждение вопроса по созданию комплекса теплиц для выращивания саженцев деревьев с ЗКС (закрытой корневой системой).
Таблица 8
Достижение показателей Федерального проекта «Сохранение лесов» органами исполнительной власти УФО в области лесных отношений за 2019 гг.*
Наименование субъекта РФ |
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных |
Выполнение плана, %, (+, -) |
Ущерб от лесных пожаров, млрд руб. |
Площадь лесовосста- новления и лесоразведения, тыс. га |
Выполнение плана, тыс. га, (+, -) |
Площадь погибших лесных насаждений, тыс. га |
Количество выращенного посадочного материала лесных растений, млн шт. |
Выполнениеплана, млн шт, (+, -) |
Запас семян лесных растений для лесовос- становления и лесоразведения, т |
Выполнение плана, т, (+, -) |
||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
|||||
Уральский Федеральный округ |
64,2 |
77,1 |
12,9 |
20,5 |
1,513 |
63,5 |
74,5 |
11,0 |
Не более 330 по России |
9,5 |
63,7 |
61,5 |
- 2,2 |
8,3 |
9,5 |
1,2 |
Курганская область |
74,4 |
106,9 |
32,5 |
0,676 |
5,8 |
4,7 |
-1,1 |
2,4 |
14 |
12,3 |
-1,7 |
1,0 |
1,0 |
0,0 |
||
Свердловская область |
91,9 |
100,9 |
9,0 |
0,023 |
27,2 |
32,4 |
5,2 |
0,6 |
20 |
12,9 |
-7,1 |
2,1 |
2,3 |
0,2 |
||
Тюменская область |
64,4 |
76,7 |
12,3 |
0,047 |
7,0 |
7,0 |
0,0 |
0,1 |
16,1 |
19,6 |
3,5 |
4,2 |
5,1 |
0,9 |
||
Челябинская область |
52 |
54,8 |
2,8 |
0,479 |
2,7 |
3,5 |
0,8 |
1,4 |
9,1 |
11,2 |
2,1 |
0,9 |
1,1 |
0,2 |
||
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра |
64,2 |
69,5 |
5,3 |
0,227 |
20 |
25,9 |
5,9 |
0,8 |
4,5 |
5,5 |
1,0 |
0,06 |
0,1 |
0,04 |
||
Ямало-Ненецкий автономный округ |
3,2 |
11,2 |
8 |
0,058 |
0,8 |
0,8 |
0,0 |
4,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
* – по данным Департамента лесного хозяйства по УФО
Фактические расходы на реализацию федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» за счет консолидированного бюджета на 01.01.2020 гг. по субъектам РФ, входящим в УФО
* по данным Департамента лесного хозяйства по УФО
С целью сохранения и воспроизводства лесов Курганской области, МБУ «КурганЛес» выполняет работы по подготовке почвы под лесные культуры и созданию лесных культур, но данных работ и работ проводимых арендаторами лесных участков области оказалось в 2019 году недостаточно для достижения целевого показателя регионального проекта Курганской области «Сохранение лесов» – «Площадь лесовосстановления и лесоразведения», тыс. га.
Финансирование и фактические расходы на реализацию федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» ведется за счет консолидированного бюджета.
Плановое финансирование по УФО за 2019 год – 1,07 млрд руб., в том числе за счет субвенций федерального бюджета 855,9 млнруб., за счет средств субъектов РФ – 212,9 млн руб.
Фактические расходы по УФО на выполнение проекта составили 1,06 млрд руб., в том числе за счет субвенций федерального бюджета 844,1 млн руб. (98,6% от запланированного), за счет средства субъектов РФ – 212,7 млн руб. (99,8% от запланированного).
Фактические расходы на реализацию федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» за счет консолидированного бюджета на 01.01.2020 гг. в УФО по регионам представлены на рисунке.
Данные по оснащению специализированных учреждений лесопожарной, лесохозяйственной техникой и оборудованием в 2019 году представлены в табл. 9.
Объём запланированного финансирования за счет средств субвенций из федерального бюджета, выделенных в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» в 2020 году в УФО составил 533, 0 млн руб., в том числе при этом на приобретение лесопожарной техники будет выделено 323,4 млн руб., на приобретение лесохозяйственной техники и оборудования – 40,5 млн руб.; на увеличение площади лесовосстановления – 167,9 млн руб.; на формирование запаса лесных семян для лесовосстановления – 1,2 млн руб.
Сокращение объемов финансирования в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» характерно не только для УФО. Федеральное агентство лесного хозяйства в 2020 году запланировало потратить на сохранение лесов на треть меньше, чем в 2019 году, и это связано с тем, что в 2019 году дополнительные средства экстренно выделялись в связи с масштабными пожарами.
Таблица 9
Оснащение специализированных учреждений лесопожарной, лесохозяйственной техникой и оборудованием в 2019 году*
Показатели |
Всего заключено контрактов, млн руб. |
в том числе: |
Приобретено техники и оборудования, ед. |
|||
за счет субвенций из федерального бюджета |
%, от плана |
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации |
%, от плана |
|||
Оснащение специализированных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров |
744,8 |
630,7 |
99,97 |
114,1 |
99,76 |
1 906 |
Оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению |
39,8 |
39,6 |
99,99 |
0,185 |
100 |
571 |
* – по данным Департамента лесного хозяйства по УФО
Всего на реализацию мероприятий проекта в 2020 году за счет средств федерального бюджета предусмотрено финансирование на сумму 6,6 млрд руб. Для сравнения, в 2019 году на эти цели по федеральному проекту «Сохранение лесов» было направлено более 9,6 млрд руб.
Выводы
В результате проведенного анализа установлено, что основные показатели региональных проектов «Сохранение лесов», реализуемых в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология», за первый год их осуществления в целом в Уральском федеральном округе были достигнуты, за исключением показателя «Количество выращенного посадочного материала лесных растений» (млн шт).
Парки лесничеств субъектов РФ, входящих в УФО, пополнили 1 906 единиц лесопожарной техники и оборудования и 571 единица лесохозяйственной техники и оборудования.
В 2020 году на реализацию проекта «Сохранение лесов» по УФО запланировано снижение финансирования на 36% (по сравнению с 2019 годом), что может помешать осуществлению программы.
К тому же существуют, как было выше указано, проблемы, связанные с достижением отдельных целевых показателей у отдельных субъектов РФ, входящих в УФО. Так не достигнут показатель «Площадь лесовосстановления и лесоразведения» (тыс. га) в Курганской области. В Свердловской области и Курганской области (потенциально ХМАО – Югре) сложилась не простая ситуация с обеспеченностью лесокультурных работ стандартным посадочным материалом.
Важной задачей лесовосстановления на этих территориях становится создание технологических объектов, обеспечивающих производство семян и посадочного материала. В Свердловской области, например, в настоящее время активно ведется обсуждение вопроса по созданию комплекса теплиц для выращивания саженцев деревьев с ЗКС (закрытой корневой системой).
В заключение хотелось бы также отметить следующее: невозможно решить региональные проблемы, связанные с реализацией проектов «Сохранение лесов» без грамотных решений и переосмыслений на федеральном уровне.
Современное российское лесоуправление характеризуется формальным подходом к оценке результатов лесовосстановления, что в конечном счете ведет к созданию ошибочной информационной базы для лесного планирования.
Практика лесовосстановительных работ ограничивается посадками леса, при этом игнорируются завершающие стадии, самые важные с точки зрения достижения результата. Приемка выполненных работ осуществляется исполнителем, одним и тем же юридическим лицом, что противоречит гражданскому законодательству.
Формальным является также подход к переводу лесных культур и молодняков естественного происхождения в покрытую лесом площадь [7].
Несовершенство лесного законодательства и отсутствие у лесопользователей мотивации к дальнейшему сохранению созданных лесных насаждений приводят к тому, что в большинстве случаев мероприятия ухода проводятся формально.
Совершенно необходимы качественные работы по уходу за уже высаженным лесом.
Эксперты по лесному хозяйству сходятся в том, что главным целевым показателем лесовосстановления в региональных проектах и федеральном проекте «Сохранение лесов» должна стать площадь ухода за молодняками, а не площадь посадок. Без этого проект в нынешней редакции не будет способствовать формированию экономически ценных насаждений в уже освоенных лесах, а будет стимулировать дальнейшее освоение малонарушенных территорий [8].
Важной проблемой продолжает оставаться проблема кадров, занимающихся вопросами лесовосстановления. Поэтому вполне актуальным решением будет организация подготовки специалистов в лесных колледжах и вузах по данному профилю. При этом одновременно на федеральном и региональном уровнях важно принятие решений о создании условий для работы таких специалистов, в виде адекватной заработной платы и предоставления специального социального пакета поддержки начинающим работникам лесного хозяйства.
Все эти направления необходимо утвердить на законодательном уровне, с тем, чтобы хорошая задумка, в виде сохранения лесов, не превратилась в дальнейшем в банальную «игру в статистику».