Введение
Инновационное развитие предприятий во всех направлениях предпринимательства сконцентрировано на решении множества стратегических задач, направленных на достижение конкретных результатов и дальнейшее совершенствование технологий. Каждая выстраиваемая стадия улучшения производственных и операционных процессов сконцентрирована на достигнутых итогах оценки инновационно-ориентированного потенциала предприятия. В последнее время менеджеры высшего звена и руководители четко понимают, что достичь повышенных значений функционирования предприятия возможно только путем применения в управлении эффективных управленческих стратегий развития. Именно поэтому, возможность применения технологий реинжиниринга, как стратегического инструмента управления предприятием, очень необходимо.
Цель исследования: проанализировать перевод бизнес-процессов от текущего состояния к усовершенствованному состоянию и оценить направленность воздействия внедряемых мероприятий реинжиниринга на дальнейшее развитие инновационно-ориентированного предприятия.
Материалы и методы исследования
Информационно-исследовательскую базу составили материалы публикаций специалистов в данной области знаний.
Результаты исследования и их обсуждения
Происходящие, в современном деловом мире, беспрерывные модификации информационно-цифровых технологий, растущие желания и потребности клиентов, подталкивают и направляют инновационно-ориентированные предприятия к стремлению не только сохранить, но и повысить конкурентные позиции, посредством изменения тактики управления и стратегических решений.
Реинжиниринг – это радикальная перестройка существующих бизнес-процессов, обеспечивающая переход на вновь установленные позиции построения инновационно-ориентированной деятельности предприятия.
Данный вид выставляет требования к выполнению и решению множества задач проектирования и учреждения технических консультантов по внедрению мероприятий реинжиниринга. При достижении возможности выйти из проблемы и решении поставленных задач, намеченные трансформации завершаются, и, обладая новыми особенностями, предприятие продолжает путь своего развития по улучшению бизнеса. А последующие мероприятия, включающие постоянные небольшие доработки и процессы модернизации, будут выполняться в ходе текущей работы.
На основе мероприятий реинжиниринга необходимо направить и свести к ранжированию списка все имеющиеся бизнес-процессы для дальнейшей эффективной работы предприятия, по их оптимальному анализу и оценке, в том числе к соотнесению принятых параметров: затраты на производство, качество товара (услуг), скорость выполнения, обеспечение информацией. Выстраивание оптимальной модификации и определение критериев качества от начальных значений к конечным значениям, в том числе с обязательным мониторингом промежуточных результатов, позволит ускорить выполнение процессов [1, 2].
Инновационно-ориентированные предприятия прибегают к реинжинирингу в следующих случаях:
- выявление угроз потери достигнутого конкурентного преимущества;
- снижение потребительского качества в производимой продукции и предоставляемых услугах;
- реализацию информационно-цифровых мероприятий;
- проведение комплексного модифицирования организационной структуры.
На основе вышесказанного, наиболее важной целью реинжиниринга бизнес-процессов будем считать качественное усовершенствование взаимосвязанных направлений деятельности инновационно-ориентированного предприятия.
Во время реализации мероприятий реинжиниринга бизнес-процессов предполагается решение следующих взаимосвязанных задач:
- производится выбор бизнес-процессов, которые будут соответствовать стратегическим целям предприятия;
- определяется инструмент для выстраивания эффективной работы наиболее приоритетных бизнес-процессов предприятия;
- осуществляются процедуры мониторинга и анализа существующих бизнес-процессов по выявлению ресурсных возможностей для их трансформации;
- ликвидируются установленные неэффективные бизнес-процессы;
- определяются критерии качества моделей бизнес-процессов, обладающие приоритетными показателями;
- разрабатываются административно-должностные инструкции, нормативы, позволяющие персоналу двигаться в различных направлениях и разрешающие самостоятельно принимать решения;
- перерабатываются или вновь разрабатываются формы-носители цифровой информации о ходе и результатах выполнения каждой бизнес-операции;
- осуществление тренинговых мероприятий, направленных на расширение знаний сотрудников.
Периоды разработки и внедрения новых стандартов должны быть наполнены и взаимосвязаны согласованными действиями и обоснованными параметрами проводимого детального контроля и оперативного выявления отклонений внедряемых моделей реинжиниринга бизнес-процесса, с детальным выходом из изменяющихся условий деятельности.
Решающая сила информационно-цифровых технологий содержится в способности ломать установленные правила, которые сдерживают и ограничивают возможности выбора методов успешной деятельности, при этом делает её наиболее важной для инновационно-ориентированных предприятий, ищущих конкурентные преимущества [3]. Проанализируем некоторые примеры существующих правил организации работы, которые могут быть разрушены на основе информационно-цифровых технологий (табл. 1).
Нелегко переоценивать существенность современных информационных технологий для мероприятий реинжиниринга, так как именно они считаются существенным конструктивным критерием успеха. Тем не менее, инновационно-ориентированным предприятиям лучше остерегаться мысли, что цифровые технологии являются единственным существенным фактором реинжиниринга.
Мероприятия стратегического усовершенствования бизнес-процессов обеспечат выполнение следующих важных задач:
- приспособление систем и функций управленческого планирования, контроля и учёта, которые позволяют быстро и беспрепятственно использовать современные информационно-цифровые технологии;
- усовершенствованные подробные инструкции по соблюдению принятых бизнес-процессов, позволяющие сотрудникам качественно выполнять свои должностные обязанности и сохраняющие за ними право самостоятельно принимать срочные управленческие решения в пределах их ответственности;
Таблица 1
Конструктивная роль информационно-цифровых технологий
Устаревшие нормы |
Новые нормы |
Информация может быть доступна только в одном месте и в конкретное время |
Информация может быть доступна одновременно тогда, когда она необходима и с разных средств источников |
Сложную работу осуществляют только специалисты |
Работник широкого профиля может осуществлять и работу специалиста |
Управление осуществляется на базе централизации или децентрализации |
Применение и сочетание централизованных и децентрализованных уровней управления |
Все решения принимаются высшим руководством |
Ответственность и оперативные решения являются частью работы каждого сотрудника |
Наличие помещения (офиса) необходимое условие для получения, передачи, сохранения информации |
Возможность для получения, сохранения, отправления информации расширена и неограниченна местом местонахождения |
Персональный контакт с потенциальным покупателем – это лучший контакт |
Лучший контакт с потенциальным покупателем – это эффективный контакт |
Месторасположение объектов – установлено конкретными координатами |
Месторасположение объекта – позволяет идентифицировать конкретное рабочее место |
Планы определяются на основе консервативных методов |
Планы видоизменяются при необходимости с применением экспериментального и программно-целевого планирования |
Составлено авторами по основе [4].
- высококвалифицированных компетентных сотрудников, мотивированных на достижение достойного результата;
- видоизмененную структуру управления предприятия, позволяющую быстро и качественно реагировать на требования современного рынка.
Реинжиниринг бизнес-процессов представляет радикальное перепроектирование всех существующих бизнес-процессов, которое способствует резкому повышению результативной деятельности инновационно-ориентированного предприятия, получению добавленной стоимости и повышению производительности труда. Для многих современных предприятий в условиях перехода к цифровой экономике подобное переосмысление становится особенно актуальным.
Реинжиниринг бизнес-процессов предполагает проведение детального обследования и изучения организационной структуры инновационно-ориентированного предприятия с выделением и описанием всех действий, осуществляемых при управлении и производстве. Качество проведенного анализа и результаты исследования позволят разработать новые бизнес-процессы.
Значимость управления процессами возрастает по мере увеличения роста и сложности бизнеса. Возрастает потребность в структурировании деятельности предприятия с контролем всех участков.
Для стратегического управления бизнес-процессами требуется точно установить последовательность выбора процессов, включая: идентификацию стратегии, разработку концепции, идентификацию бизнес-процессов, разработку регламентов процессов, построение новых бизнес-процессов, управление изменениями, результат (рис. 1) [5].
Идентификация стратегий инновационно-ориентированного предприятия – это анализ основных требований и потенциальных программ, раскрывающих стратегическое видение на соответствие установленным целям и задачам.
Разработка концепции установлена выстраиванием конструкции, которая будет включать общий системный переход от текущего положения объектов управления к желательному положению.
Идентификация бизнес-процессов – формулирование существующих проблем и обоснование необходимости для проведения реинжиниринга.
Рис. 1. Этапы стратегического управления бизнес-процессами (составлено авторами)
Разработка регламентов процессов – проектирование системы управления инновационно-ориентированным предприятием, с очередностью выполнения работ к их результатам.
Построение новых бизнес-процессов – разработка оптимальных критериев оценки бизнес-процессов.
Управление изменениями представляет собой непрерывный процесс цикла действий перевода бизнес-процессов от текущего состояния к усовершенствованному состоянию.
Результат – этапы последовательности действий, сопряженных с рисками и потерями, направленных на достижение поставленных стратегических целей и критериев успеха.
Необходимым условием при проектировании инструмента стратегического управления параметрами бизнес-процессов является целостность системы предложенных показателей с их функциями и свойствами использования в практической деятельности. Подобранная система значимых показателей позволит не только обеспечивать наличие возможности для объективной оценки промежуточных и контрольных значений состояния бизнес-процессов, но и предоставить полный набор согласованных, взаимосвязанных критериев, сосредоточенных на выполнении определенных задач и достижении стратегической цели [5].
Рассмотрим группу оптимальных критериев управления на примере выстроенного алгоритма, который будет включать несколько основных элементов:
- ресурсы предприятия, определяют его потенциал и включают в свой состав: информацию, человеческие ресурсы, материально-техническую базу, оборотные средства, топливно-энергетические ресурсы;
- бизнес-процессы предприятия – целенаправленная сознательная деятельность с использованием имеющегося потенциала;
- результаты на выходе – завершающая стадия бизнес-процессов, с оценкой достигнутых качественных и количественных показателей;
- управление – правила выполнения бизнес-процессов;
- оптимальные критерии управления – качественный признак или свойство, на основе которых производится оценка; характеризующая эффективность управления и достижения запланированных результатов основной деятельности предприятия.
Система реинжиниринга бизнес-процессов осуществляется с помощью показателей, оптимальных критериев управления (ОКУ), как показано на рис. 2. Для критериев осуществляется мониторинг с оценкой состояние процесса, проводится анализ и устанавливаются целевые значения [5].
Рассмотрим более подробно каждый критерий управления:
- критерий результативности (ОКУ1). Для определения критерия результативности бизнес-процессов необходимо, в каком количестве получен производимый результат и в каком качестве;
- критерий эффективности (ОКУ2) рассчитывается как соотношение итоговых значений процесса на производство к затратам. Эффективность всех бизнес-процессов необходимо проанализировать, поскольку основная цель заключается в производстве продукции с наименьшими затратами ресурсов;
- критерий производительности (ОКУ3). Данный критерий является определяющим показателем конкурентоспособности предприятия и рассчитывается как отношение достигнутого результата бизнес-процесса к числу участвующих исполнителей процесса;
- критерий качества (ОКУ4) измеряется степенью удовлетворенности клиентов, полученным результатом и определяется путём прямого опроса, в процессе прямого обслуживания клиентов или при помощи анкетирования. Для оценки итогов опроса устанавливаются оценки в баллах, учитывающие различные аспекты предоставленного сервиса;
- критерий затратности (ОКУ5). Для определения критерия затратности бизнес-процессов суммируем все затраты, направленные на достижение конечного результата (ресурсы, персонал, оборудование);
- критерий функционирования (ОКУ6), который позволяет оценить соответствие действий исполнителей бизнес-процесса требуемому алгоритму их выполнения;
- критерий сроков (ОКУ7). Один из оперативных критериев оценки бизнес-процессов. Определяется как длительности цикла, выраженного количеством времени, с момента начала выполнения поставленной задачи до её полного завершения;
- критерий финансового управления (бюджет) (ОКУ8), который устанавливает мероприятия по планированию, учёту и контролю финансовых потоков предприятия, для выполнения намеченных планов и достижения результатов деятельности предприятия [6].
Рис. 2. Алгоритм внедрения системы реинжиниринга бизнес-процессов (составлено авторами)
Преимущества применения критериев системы реинжиниринга бизнес-процессов инновационно-ориентированного предприятия выражены не только в определении отрицательных факторов, которые не достигли необратимого характера, но и сочетании полноценных радикальных свойств, отрыва от конкурентов и создания уникальных конкурентных преимуществ.
Возможности развития предприятия исчерпываются после того, как будут внедрены мероприятия реинжиниринга бизнес-процессов. При этом предложенный проект будет охватывать несколько функциональных подразделений.
Преимущества, которые инновационно-ориентированного предприятие получит в результате проведения реинжиниринга, неоспоримы и приобретают не только внутренние, но и выраженные внешние факторы:
- улучшение качества и скорости создание товаров или услуг;
- снижение затрат на производство;
- повышение конкурентоспособных позиций;
- нарастание маневренности и управляемости предприятия посредством прозрачности внутреннего механизма его деятельности;
- рост профессионализма персонала.
Но существует ряд недостатков и ограничений, проявляющихся в результате проведения мероприятий реинжиниринга:
- интенсивная нагрузка на сотрудников и, как следствие этого, возникающие психологические сложности;
- необходимость осуществления работ, связанных с изменением корпоративных ценностей, убеждений и традиций;
- стремительный рост предприятия или его доминирующая позиция на рынке, является сигналом, извещающим о приостановлении мероприятий реинжиниринга бизнес-процессов. Дальнейшие действия будут осуществляться по установленным сложившимся обстоятельствам.
Заключение
По результатам успешно проведённых мероприятий реинжиниринга с внедрением обновленной системы управления, инновационно-ориентированное предприятие добивается радикальных изменений и существенного роста эффективности.
Таким образом, трансформация бизнес-процессов на таком предприятии станет частью её повседневных ритуалов, вызванных постоянными изменениями во внешней сфере: степень имеющихся технологий, обеспечение потребностей клиентов, честная конкуренция, новые позиции на рынке.