Введение
Оценивая практику проектного управления в России, приходим к выводу, что первоначальным шагом к формированию систем качества в промышленности стал переход в 1990-х гг. производства на соблюдение международных стандартов качества в части усиления ресурсного обеспечения производства и формирования условий для вхождения в систему CALS [1]. В 2010-х гг. в условиях совершенствования инструментов и механизмов интеграционного взаимодействия участников систем на основе соответствующего нормативно-правового и институционального обеспечения процессов производства акцент делается на обеспечение адаптивности систем управления качеством продукции на экспериментальных (эталонных) участках [2], в 2020-х гг. – на реализации отдельных процедур контроля в рамках философии устранения источников потерь в потоке производства (Lean Manufacturing), позволяющей повысить качество и снизить стоимость продукта, методологии Six Sigma, фокусирующейся на ключевых аспектах процессов, в том числе – на качестве продукта, через реализацию Cooper’s Stage-Gate-Model [3,4]. Однако задачи системного управления качеством и безопасностью продукции, как то: управления несоответствующей продукцией в процессе производства, решаются несистемно. Так, в настоящее время в секторе «Переработка» растет понимание того, что отдельные улучшения бизнеса не являются достаточными и что необходима целостная стратегия обеспечения конкурентного рыночного преимущества, которое может быть достигнуто только путем полной адаптации систем качества к практике отечественного производства, с последующим развитием производственных, коммерческих и управленческих процессов, внедрения лучших практик, доказавших свою эффективность [5, с. 113], с применением интегрированных систем менеджмента качества производства.
Цель исследования – продемонстрировать, что контроль качества может использоваться как для разделения причин изменений в процессах: изменений, вызванных случайными причинами, и изменений, вызванных повторяющимися, так называемыми «назначаемыми» причинами, так и для осуществления корректирующих действий по устранению причин выявленных несоответствий и предупреждения их повторного возникновения или «не возникновения» в другом месте.
Задачами исследования выступили:
1) систематизация категориального аппарата по теме исследования;
2) оценка эффективности адаптивных систем менеджмента качества отдельного производства в контексте работы с несоответствующей продукцией;
3) формирование решений по повышению эффективности производства на основе управления качеством исходя из требований международных стандартов.
Объектом исследования являются технологические процессы выявления несоответствующей продукции отдельной бизнес-единицы отечественного сектора «Переработка» отрасли машиностроения, активно развивающей концепцию менеджмента качества и достижения которой, как правило, подлежат пролонгации в альтернативные отрасли отечественной промышленности.
Предмет исследования – система взаимосвязанных элементов и процедур контроля качества продукта отрасли, а также корректирующие действия для уменьшения нанесения возможного ущерба.
Материалы и методы исследования
Методологической основой исследования выступают эмпирические изыскания в области применения адаптивных интегрированных систем менеджмента качества производства, действующие Технические стандарты и нормы по контролю за несоответствующей продукцией, методы устранения несоответствующей продукции, дефектов продукции. Гипотеза исследования строится на предположении о том, что перспективы формирования долгосрочных конкурентных преимуществ отечественных производителей отрасли связаны с применением адаптивных систем менеджмента качества производства. В частности, решающее значение приобретают принципиально новые подходы в работе с несоответствующей и дефектной продукции.
Результаты исследования и их обсуждение
В исследовании под несоответствующим продуктом понимаем продукт, который не выполняет требования, предъявляемые к нему производителем, потребителем, отраслевым стандартом. Несоответствия могут возникать как в продукте, так и в процессе. Несоответствующие процессы могут привести к несоответствующему продукту. «Управление качеством» несоответствие (реже – дефект) определяем как «отклонение от спецификации, стандарта, или ожидания производителя. Несоответствия могут быть разных степеней, иметь три-четыре уровня, включая критический, серьезный, главный и второстепенный. В то время как некоторые производственные ситуации позволяют использовать термины «несоответствие» и «дефект» как синонимы, различия все же существуют: «несоответствие» представляет собой несоответствие заданному состоянию и спецификации, в то время как «дефект» представляет собой невыполнение требований предполагаемого использования продукта или процесса [6, с. 115].
Причины выпуска несоответствующей продукции, разработки несоответствующего процесса: отсутствие, недостаточность документации по производству; плохая мотивация либо низкая квалификация персонала; некачественные материалы (или отсутствие соответствующих материалов); некачественные инструменты и оборудование (или отсутствие соответствующих инструментов и оборудования); неблагоприятная рабочая среда и др.
Раздел 8.3 ИСО 9001 по контролю за несоответствующей продукцией определяет четыре способа работы с несоответствующей продукцией; определяет, что должно произойти с продуктом, чтобы сделать его соответствующим:
1. Устранение несоответствия. По стандарту, вы можете «предпринять действия для устранения обнаруженного несоответствия», который часто называют «доработкой».
2. Авторизация использования, выпуска или принятия «как есть». В соответствии с принципом, «разрешается использование, выпуск или принятие на основании концессии соответствующим органом и, где это применимо, потребителем». Комбинацию первых двух пунктов иногда называют «Ремонт», и ее часто путают с переделкой. При ремонте выполняются действия с несоответствующим продуктом, которые не полностью исправляют его, но делают его приемлемым для использования «как есть».
3. Предотвращение первоначального предполагаемого использования или применения – состоит в уничтожении рассматриваемой детали, часто называемой «ломом».
4. Действия для доставленного товара. Исходя из степени несоответствия, действия производителя могут включать: «возврат», «отзыв продукта», «частичное или полное возмещение», «уведомления потребителя». Несоответствие устраняется с помощью корректирующих действий (исходя из положений ISO 9001: 2015).
При устранении несоответствий определяется [7, с. 78]: а) перечень исполнителей, совокупность возможных действий, предпринимаемых для устранения проблемы. Немедленные корректирующие действия могут рассматриваться как «контроль ущерба» и должны: прекратить дальнейшее несоответствие; прекратить дальнейшую обработку/выработку дефектных деталей, продуктов, процессов; оценить последствия проблемы (например, необходимость переделки), уведомить пострадавших потребителей в случае необходимости; б) последовательность мониторинга и выявления несоответствия; в) стандарты регистрации выявленного несоответствия; г) технологии выявления дефектного, несоответствующего продукта; д) варианты минимизации репутационного риска из-за выпуска и поставки несоответствующей продукции потребителю; е) корректирующие действия по исправлению несоответствия, брака, дефекта.
При управлении несоответствием, столкнувшись с большинством проблем, связанных с процессами, продуктами или услугами, специалисты по качеству обычно осуществляют два типа корректирующих действий [8]: а) контроль несоответствующего продукта. Крайне важно, чтобы весь несоответствующих продукт, выявленный или подозреваемый на наличие проблемы, был изъят из процесса производства; б) анализ первопричин с корректирующими действиями – это два отдельных и важных процесса. Анализ первопричин с корректирующими действиями решает два вопроса: почему продукт не соответствует и как избежать этого в будущем? Исключение причин внутренних и / или внешних сбоев имеет основополагающее значение для удовлетворения потребностей потребителей, повышения качества и даже для выживания на рынке. Коренная причина проблемы должна быть идентифицирована и устранена.
При планировании процесса обращения с несоответствующей продукцией:
1. Организация должна разработать документированную процедуру, описывающую метод обнаружения и контроля несоответствующей продукции;
2. В случае обнаружения несоответствующего продукта, он должен быть отделен от других продуктов, а исполнитель должен инициировать действие по его идентификации (исключить использование несоответствующего продукта);
3. Организация должна вести записи, описывающие обнаруженные несоответствия и действия, предпринятые для их устранения. Записи должны быть введены в процесс контроля записей;
4. При обнаружении несоответствия после поставки продукта необходимо предпринять действия, соответствующие характеру несоответствия;
5. Когда несоответствующий продукт был повторно переработан (доработан), он должен быть повторно проверен на соответствие требованиям;
6. Контроль несоответствующих результатов – позволит организации минимизировать их влияние. Несоответствие может возникнуть в сырье, компонентах, в товарах, которые находятся в процессе производства или готовой продукции, или в сервисных операциях;
7. Контроль несоответствующих выходов из производственных процессов. Действие должно относиться ко всем этапам процесса: от обнаружения несоответствующего продукта до закрытия производства;
8. Контроль за несоответствующей продукцией. Стандарт не требует определения и ведения документированной процедуры, точно описывающей, как должны обрабатываться несоответствующие выходные данные или любой другой компонент продукта при его обнаружении, но она желательна.
В процессе процедуры обычно указаны шаги, инструменты, действия и необходимые записи при работе с несоответствующим продуктом. Конечно, как и любые другие процедуры СМК, процесс контроля несоответствующей продукции должен находится в интегрированной системе менеджмента качества.
Рассматривая вопрос на примере отдельного производства объекта исследования, определяем, что управление несоответствующей продукцией в процессе производства включает в себя несколько этапов:
1) выявление и идентификацию;
2) ведение записей о несоответствиях;
3) утилизацию, ремонт блоков, реклассификацию несоответствующей продукции. Источниками выявления несоответствующей продукции являются результаты автоматизированного сплошного контроля [9, с. 108].
Последовательность действий по управлению несоответствующей продукцией изучаемой бизнес-единицы в контрольных точках включает: поступление продукта в точку контроля, обнаружение и идентификация дефектов, определение степени соответствия программе, информирование лица, принимающего решение, задержка линии, контроль партии. Срок исполнения – не реже 1 раза в 2 часа. Регламент: ГОСТ Р 54170, СТП 02. При обнаружении крупных, недопустимых дефектов или при регистрации высокого уровня дефектности автоматически срабатывает программа оптимизации, и продукт отправляется в лом для дальнейшего возвратного использования. При выявлении несоответствий в производимом продукте арестовывается объем продукции, произведенной в течение половины времени между двумя последними испытаниями (если несоответствие выявил контролер) или с момента появления несоответствия (если это можно точно установить по контрольным приборам, например, разрыв ленты стекла, остановка оборудования и т.д.) Для принятия соответствующего решения (утилизация, реклассификация, возможность отгрузки) по задержанным блокам собирается производственная комиссия в составе заинтересованных руководителей и специалистов. При выявлении несоответствующей продукции после поставки потребителю, дальнейшая работа ведется согласно процедуре о работе с претензиями и сообщениями претензионного характера.
Как показывает исследование, обнаружение несоответствия продукции, дефектов на нее поверхности, являются неотъемлемым элементов интегрированной системы контроля качества продукта. Вывод подтверждаем статистическими данными – количество несоответствующей продукции за 1 квартал 2019 г. составило: январь – 24 шт.; февраль – 43 шт.; март – 46 шт. Основной проблемой, обуславливающей производство несоответствующей продукции, а также фактическое значение брака за исследуемый период является брак заготовки. Перечень корневых причин высокого процента несоответствующей продукции в Производственном объединении ПО, за период включает: высокая текучесть кадров; нарушение требуемых инструкций, малый % запаса комплектующих; срок поставки запасных частей от 4 недель; ручные манипуляции; отсутствует 100% контроль. По данным открытых источников размер упущенных доходов за 1 квартал 2019 г. составил 167 533 тыс. руб. [10]. При этом, плановое значение показателя в прогнозном периоде − снижение количества дефектов продукта на 70% (номинал точности поверхности обработки 2,1 мм). На операционном уровне в краткосрочном периоде решение выделенных проблем возможно посредством замены комплектующих на оборудовании, подверженных износу; исполнение инструкций по охране труда. Реализация перечисленных решений позволит в прогнозном периоде повысить эффективность производства, снизить процент несоответствующей продукции.
Выводы
В исследовании изучаются корректирующие действия по управлению продукцией, несоответствующей установленным требованиям в виде процедур контроля и технологии выявления несоответствующей продукции с позиции применения ворот качества. Апробация теоретического задела на примере отдельной бизнес-единицы отечественного сектора «Переработка» отрасли машиностроения позволила предложить систему взаимосвязанных элементов и процедур управления (контроля) несоответствующей продукцией. В частности, управление несоответствующей продукцией предлагается осуществлять поэтапно: на первом этапе выполнять работы по идентификации и управлению продукцией, несоответствующей установленным требованиям, с целью предотвращения непреднамеренного использования или поставки. На втором этапе, в результате работ по управлению несоответствующей продукцией предлагается принимать следующие решения: а) реклассификация; б) перерез на мелкие форматы и утилизация несоответствующих листов; в) доработка (замена поврежденных деталей тары, стяжной ленты, битых листов, устранение разрывов на упаковочной пленке и др.); г) утилизация продукции. В случае выявления несоответствующей продукции до момента «начала её использования», лица, ответственные за управление несоответствующей продукцией, информируют об этом руководителей подразделений для совместного принятия решения по её управлению у потребителя (разбраковка, совместная приёмка, уценка и др.). На третьем этапе предлагается распределение ответственности и порядок управления несоответствующей продукцией в процессе производства и хранения регламентированы процедурами локального уровня. Управление несоответствиями в Производственном объединении подразумевает под собой порядок идентификации и рассмотрения несоответствий в виде соответствующих процедур и инструкций, где распределены ответственность и полномочия по рассмотрению несоответствующих ситуаций и принятию корректирующих действий для уменьшения нанесения возможного ущерба. Технология обнаружения несоответствующей (дефектной продукции) в момент появления несоответствия предполагает реализацию корректирующих действий, как то: получение информации об обнаруженных несоответствиях; анализ и определение причин обнаруженных несоответствий в интегрированной системе менеджмента, процессах, продукции, показателях экологических аспектов, и др. видах деятельности; определение, есть ли подобные несоответствия или могут произойти; оценка необходимости коррекции или корректирующие действия; выполнение корректирующих действий; запись полученных результатов от корректирующих действий; рефлексия результативности выполненных корректирующих действий по исправлению несоответствий. По результатам оценки результативности предпринятых корректирующих действий, вносятся изменения в документы интегрированной системы менеджмента и актуализируются риски и возможности. Что предопределяет необходимость в дальнейших исследованиях формирования целостной системы оценки эффективности процессов управления несоответствующей продукцией, определения экономии и выгод от внедрения предлагаемых мероприятий.