Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE PRACTICE OF APPLYING STATE SUPPORT MEASURES FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA AND ABROAD

Kosova L.N. 1 Kosova Yu.A. 1
1 Russian State University of Justice
The article reveals the application of forms of state regulation in the field of small and medium-sized businesses in international practice. A comparative analysis of the domestic approach with the practice used in other countries carried out. Small and medium-sized businesses supported in all national economies. The quantitative and qualitative composition of small and medium-sized businesses has recently changed dramatically under the impact of the global COVID-19 crisis. The main goal of the work is to determine the effectiveness of government support measures. The impact, as a rule, is not only direct, but also indirect. In this connection, it is very difficult from a mathematical point of view to assess the phenomenon. Therefore, a point-based expert assessment method using for calculate a quantitative indicator of the effectiveness of support measures. Based on the analysis results, conclusions and recommendations formulated. Some of the most effective ones include the creation of “business zones”, access to information resources, transparent procedures and mechanisms for participation in state funding.
economy
organizations
small and medium-sized businesses
state regulation
quantitative assessment
effectiveness
support measure

Введение

Одним из структурных сегментов национальных экономик является малый и средний бизнес (МиСБ). Критерии определения организаций относимых к этой группе в разных странах отличаются по количественной характеристике. В качестве общепринятых показателей используются два – это количество персонала и годовой оборот финансовых средств. В международной практике интервал значения доли внутреннего валового продукта приходящегося на сегмент МиСБ в экономически развитых странах варьируется от 40% до 60%. Этот сегмент экономики обеспечивает рабочие места, устойчивое развитие рынка услуг для населения, является одним из факторов формирования среднего класса.

Цель исследования: проведение анализа практики использования государственных мер поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах и России для определения результативности применяемых форм поддержки и предложения рекомендаций по совершенствованию практики государственной поддержки в сфере малого и среднего бизнеса в стране.

Материал и методы исследования

В исследовании используются статистические данные Росстата, официальная информация Единого реестра субъектов МиСП, публикации научных изданий, ресурсы Internet, аналитические публикации ведущих университетов. В качестве метода использован метод бальной экспертной оценки для расчета количественного показателя результативности мер поддержки.

Результаты исследования и их обсуждение

В Российской Федерации по данным Единого реестра, на 10 июня 2020 года в секторе МиСБ работали примерно 15,3 млн человек, из них 7,4 млн (48,4%) – на микропредприятиях, 6,2 млн (40,5%) – на малых, около 1,7 млн (11,1%) – на средних. Сегмент МиСБ представлен следующими видами предприятий: микропредприятия, малые предприятия и средние предприятия [12] (табл. 1). Экономические и политические реалии переплетаются с технологическими инновациями и ведут к бурному росту цифровой экономики, причем этот рост наиболее выражен в развивающихся странах [11].

Таблица 1

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по данным Единого реестра субъектов МиСП на 10.12.2020 г.

Название ФО

Всего

из них

Юридических лиц

Индивидуальных предпринимателей

всего

из них

всего

из них

Микро предприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

Микро предприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

Российская федерация

5702150

2362558

2154781

190392

17385

3339592

3312653

26629

310

Центральный ФО

1764485

806423

732 066

67638

6719

958062

951795

6177

90

Северо-

Западный ФО

662001

315277

288 212

24895

2170

346724

344293

2405

26

Южный ФО

671247

185850

169 449

15019

1382

485397

481826

3542

29

Северо-Кавказский ФО

194690

48389

44 100

3834

455

146301

145481

810

10

Приволжский ФО

1013772

421294

383045

35186

3063

592478

586404

6015

59

Уральский ФО

489396

206427

189485

15570

1372

282969

280342

2594

33

Сибирский ФО

602671

257959

236920

19441

1598

344712

341521

3151

40

Дальневосточный ФО

303888

120939

111504

8809

626

182949

180991

1935

23

Анализ хозяйствования объектов рынка, независимо от того, с какой целью он проводится, в основе своей обязательно использует главные принципы экономики соответственно с теми процессами и явлениями, без изучения которых его существование не представляется возможным [8]. Малый и средний бизнес играют ключевую роль в развитии регионов, динамика количества предприятий МСБ, их экономический показателей деятельности и численности становятся важными критериями развития экономического потенциала региона [15, с. 150].

По данным Росстата в последние 2 года прослеживается тренд уменьшения количества предприятий МиСБ и увеличение числа индивидуальных предпринимателей. Экономические результаты деятельности в этом сегменте представлены в таблице 2. Необходимо отметить, что в таблице отражена информация по данным Росстата [8].

Объем ВВП России по итогам 2019 г. составил в текущих ценах 110 трлн 46,1 млрд руб., следует из второй оценки Федеральной службы государственной статистики, падение 1,3% по сравнению с 2018 г.[8]. Общая тенденция экономики в 2019-2020 годах показывает спад по всем основным показателям, следовательно, и доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте также снижается.

Тренд стагнации и падения виден по результатам экономической деятельности в разных видах начиная с четвертого квартала 2019 года, максимальное падение в таком виде деятельности как «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» – 5% по сравнению с 2017 годом.

Развитие малого и среднего бизнеса является одним из направлений стратегии развития Россий во всех принимаемых документах концепций развития страны, в частности в «Указе Президента РФ о национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 г.» определены ключевые направления развития страны на следующие шесть лет.

Таблица 2

Экономические показатели за 2017-2018 гг.

По данным Росстата

2017

2018

2019*

Доля оборота малых предприятий в обороте российских предприятий, %

21.9

20.2

По прогнозу должен быть 23%

Рентабельность проданных товаров (продукции, работ, услуг), %

5,9

6,8

 

Оборот млрд руб.

48459,2

53314,2

 

*Росстат выпускает справочник «Малое и среднее предпринимательство в России» 1 раз в два года и поэтому фактические официальные данные по 2019 году недоступны в открытой печати.[8]

Таблица 3

Доля предприятий МиСБ по видам экономической деятельности в РФ в 2017-2019 гг.[2]

Показатель

2017 г.

2019 г.

Динамика

Деятельность профессиональная, научная и техническая

9%

9%

0%

Обрабатывающие производства

8%

8%

0%

Транспортировка и хранение

7%

7%

0%

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

5%

5%

0%

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

2,1%

2%

-0,1%

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

2,8%

2,5%

-0,3%

Деятельность в области информации и связи

3,4%

3%

-0,4%

Строительство

13%

12%

-1%

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

8%

7%

-1%

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

37%

32%

-5%

В числе 12 национальных проектов в соответствии с ключевыми направлениями развития страны присутствует направление – малый и средний бизнес и поддержка ИП [8]. Краткая характеристика состояния малого и среднего бизнеса в стране показывает, что для достижения поставленных задач по увеличению доли МиСБ в ВВП страны, необходимо совершенствовать государственную политику поддержки этого сегмента национальной экономики. В России применяются два вида государственного регулирования рыночных отношений это административные меры и экономические. Правительство сформулировало задачи на перспективу развития до 2024 года довести число занятых в сфере МиСБ до 25 млн человек, до 32,5% долю в ВВП и увеличить долю МиСБ в общем объеме не сырьевого экспорта до 10% [1, 8].

Таблица 4

Идентификационные характеристики мер поддержки МиСБ в международной практике

Название мер поддержки МСБ

Класс по степени влияния

Универсальные

Специфические

Администра- тивные

Экономические

Количество стран применяющих (частотность использования)

Государственное финансирование сектора

1

+

 

+

 

7

Поддержка посредством использования рыночных мер через финансовые институты

1

+

   

+

9

Национальные проекты

4

 

+

 

+

2

Государственные гарантии и преференции

2

+

   

+

9

Активизация инновационной деятельности

3

+

 

+

 

4

Доступ к ресурсам

3

 

+

+

 

1

Развитие институтов взаимопомощи

4

 

+

+

 

1

Квотирование государственных закупок у субъектов малого бизнеса

3

 

+

+

 

1

Субконтрактация (обязательность размещения крупными предприятиями полученных государственных заказов среди малых)

2

 

+

+

 

1

Программа «Вторичный рынок кредитов»

3

 

+

 

+

1

Франчайзинг

2

+

   

+

3

Долевое финансирование малых предприятий через специализированные фонды для поддержания определенных отраслей и вновь создаваемых и расширяющихся инновационных предприятий

4

 

+

+

 

1

Корпоративная схема финансирования

4

 

+

 

+

1

Направления кредитования: стартовый капитал и микроссуда

2

+

   

+

3

Обеспечение доступа субъектов предпринимательства к заемным ресурсам (государственное участие в капитале венчурных фондов и поддержка инвестиционных проектов, реализуемых в депрессивных районах, в виде обеспечения льготных займов государственными гарантиями)

2

 

+

+

 

2

Создание «зон предпринимательства»

1

+

 

+

 

4

Координационный центр по внешнему сотрудничеству малых и средних предприятий

2

 

+

+

 

1

Общественная информационная служба (актуальная информация о состоянии рынка продукции малого бизнеса)

3

 

+

+

 

1

Льготы по обучению кадров для малых и средних предприятий

3

 

+

+

 

1

Поддержку субъектов МСБ в сельскохозяйственной и во внешнеэкономической деятельности

2

 

+

 

+

2

Количество мер поддержки

 

7

13

12

8

 

Решение этих задач требует кардинального пересмотра организации государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Большие надежды связаны с реализацией национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» бюджет которого 481,5 млрд руб. [8].

Современный бизнес ориентирован на развитие различных отраслей и сфер деятельности. В этой связи потребительская кооперация России выступает важным элементов социально-экономического механизма страны [5]. Еще один значимый аспект современного развития экономики – цифровизация бизнес-процессов. Главными элементами цифровой экономики называют электронную коммерцию, интернет-банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу [11], деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий позволяет интенсифицировать развитие организаций относящихся к сфере МиСБ.

Поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется во всех национальных экономиках. Игнорирование этого механизма ведет не только к потере темпов экономического развития, постепенному нарастанию кризисных моментов, но может впоследствии привести к возникновению экономической сингулярности [6, с. 16-29].

Проведенный анализ международной практики выявил направления и формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса используемые в последние годы (табл. 6). Для оценки результативности используемых мер проведем анализ мировой практики государственной поддержки по следующим признаками частота применения по странам, универсальность и специфичность, характер воздействия прямое (административные) и косвенное (экономические).

Для определения результативности воздействия в количественном измерении используем метод экспертной оценки с применением бальной шкалы и весового коэффициента для выявления приоритетности применяемых мер по силе воздействия на экономическое положение предприятия для расчета интегрированного показателя результативности меры поддержки. Сформулируем критерии для расчета интегрированного показателя оценки результативности мер поддержки малого и среднего бизнеса по степени приоритетности влияния мер на конкурентное положение предприятия на рынке.

1. Влияние на рост организаций МиСБ в стране.

2. Частотность применения в мире.

3. Влияние на ценовую политику организаций МиСБ.

4. Влияние на ассортимент организаций МиСБ.

5. Влияние на тип сбыта организаций МиСБ.

Шкала бальной оценки от 1 до 10. Значение бальной оценки: высокая 8-10, средняя 5-7, низкая оценка 1-4. Определим границы классов рейтинга мер поддержки.

Таблица 5

Расчет весовых коэффициентов приоритетности критериев

Приоритетность критерия

Название

критерия

1 степень приоритета

2 степень приоритета

3 степень приоритета

4 степень приоритета

5 степень приоритета

Сумма

Весовой

коэффициент

(W)

Критерий 1 степени

Влияние на рост МиСБ в стране

1

1

1

1

1

5

W1 – 5/15 = 0,33

Критерий 2 степени

Частотность применения в мире

0

1

1

1

1

4

W2 – 4/15 = 0,26

Критерий 3 степени

Влияние на ценовую политику МиСБ

0

0

1

1

1

3

W3 – 3/15 = 0,2

Критерий 4 степени

Влияние на ассортимент МиСБ

0

0

0

1

1

2

W4 – 2/15 = 0,13

Критерий 5 степени

Влияние на тип сбыта МиСБ

0

0

0

0

1

1

W5 – 1/15 = 0,06

Границы классов рейтинга:

1 класс от 8 до10

2 класс от 7 до 8

3 класс от 6 до 7

4 класс от 5 до 6

Формула расчета интегрированного показателя:

for01.wmf

Сумма произведений бальной оценки альтернативы по критерию на весовой коэффициент по n = 5 критериям.

Таблица 6

Международная практика применения мер поддержки малого и среднего бизнеса

Название меры поддержки МСБ

Россия

США.

Япония

Германия

Италия

Великобритания

Индия

Франции

Китай

Государственное финансирование сектора

+

           

+

+

Поддержка посредством использования рыночных мер через финансовые институты

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Национальные проекты

+

             

+

Государственные гарантии и преференции

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Активизация инновационной деятельности

+

             

+

Доступ к ресурсам

   

+

           

Развитие институтов взаимопомощи

   

+

           

Квотирование государственных закупок у субъектов малого бизнеса

 

+

             

Субконтрактация (обязательность размещения крупными предприятиями полученных государственных заказов среди малых)

 

+

             

Программа «Вторичный рынок кредитов»

 

+

             

Франчайзинг

+

+

     

+

     

Долевое финансирование малых предприятий через специализированные фонды для поддержания определенных отраслей и вновь создаваемых и расширяющихся инновационных предприятий

         

+

     

Корпоративная схема финансирования

         

+

     

Направления кредитования: стартовый капитал и микроссуда

+

   

+

       

+

Обеспечение доступа субъектов предпринимательства к заемным ресурсам (государственное участие в капитале венчурных фондов и поддержка инвестиционных проектов, реализуемых в депрессивных районах, в виде обеспечения льготных займов государственными гарантиями)

+

           

+

 

Создание «зон предпринимательства»

+

+

+

         

+

Координационный центр по внешнему сотрудничеству малых и средних предприятий

               

+

Общественная информационная служба (актуальная информация о состоянии рынка продукции малого бизнеса)

               

+

Льготы по обучению кадров для малых и средних предприятий

               

+

Поддержка субъектов МСБ в сельскохозяйственной и во внешнеэкономической деятельности

+

             

+

Составлено по данным источников [3, 4, 7].

Таблица 7

Расчет интегрированного показателя методом экспертной бальной оценки мер поддержки МиСБ в мире по степени влияния на рыночную позицию организации

Название меры поддержки МиСБ

Влияние на рост

организаций

Частотность

применения в мире

Влияние на

ценовую политику

Влияние

на ассортимент

Влияние

на тип сбыта

Интегрированный

показатель

Класс по степени

влияния

Создание «зон предпринимательства»

10

6

10

10

5

8,46

1

Государственное финансирование сектора

8

9

10

10

2

8,4

1

Поддержка посредством использования рыночных мер через финансовые институты

8

10

9

9

2

8,33

1

Франчайзинг

9

5

10

10

6

7,93

2

Поддержка субъектов МСБ в сельскохозяйственной и во внешнеэкономической деятельности

10

3

10

10

7

7,82

2

Государственные гарантии и преференции

6

10

9

9

2

7,67

2

Обеспечение доступа субъектов предпринимательства к заемным ресурсам (государственное участие в капитале венчурных фондов и поддержка инвестиционных проектов, реализуемых в депрессивных районах, в виде обеспечения льготных займов государственными гарантиями)

10

3

10

10

4

7,62

2

Направления кредитования: стартовый капитал и микроссуда

9

4

10

10

4

7,55

2

Субконтрактация (обязательность размещения крупными предприятиями полученных государственных заказов среди малых)

9

2

10

10

4

7,03

2

Координационный центр по внешнему сотрудничеству малых и средних предприятий

9

2

9

9

6

7,02

2

Квотирование государственных закупок у субъектов малого бизнеса

9

2

10

10

3

6,97

3

Активизация инновационной деятельности

7

6

8

10

2

6,89

3

Общественная информационная служба (актуальная информация о состоянии рынка продукции малого бизнеса)

8

2

10

10

5

6,76

3

Доступ к ресурсам

8

2

10

10

2

6,58

3

Программа «Вторичный рынок кредитов»

7

2

9

9

2

6,55

3

Льготы по обучению кадров для малых и средних предприятий

8

2

9

9

5

6,43

3

Национальные проекты

6

2

10

10

2

5,92

4

Долевое финансирование малых предприятий через специализированные фонды для поддержания определенных отраслей и вновь создаваемых и расширяющихся инновационных предприятий

9

2

9

9

2

5,92

4

Развитие институтов взаимопомощи

7

2

8

9

3

5,78

4

Корпоративная схема финансирования

6

2

8

8

2

5,26

4

Таблица 8

Расчет интегрированного показателя методом экспертной бальной оценки мер поддержки МиСБ в России по степени влияния на рыночную позицию организации

Название меры поддержки МиСБ

Влияние на рост

организаций

Частотность

применения в мире

Влияние

на ценовую политику

Влияние

на ассортимент

Влияние

на тип сбыта

Интегрированный

показатель

Класс по степени влияния

Создание «зон предпринимательства»

10

6

10

10

5

8,46

1

Государственное финансирование сектора

8

9

10

10

2

8,4

1

Поддержка посредством использования рыночных мер через финансовые институты

8

10

9

9

2

8,33

1

Франчайзинг

9

5

10

10

6

7,93

2

Поддержка субъектов МСБ в сельскохозяйственной и во внешнеэкономической деятельности

10

3

10

10

7

7,82

2

Государственные гарантии и преференции

6

10

9

9

2

7,67

2

Обеспечение доступа субъектов предпринимательства к заемным ресурсам (государственное участие в капитале венчурных фондов и поддержка инвестиционных проектов, реализуемых в депрессивных районах, в виде обеспечения льготных займов государственными гарантиями)

10

3

10

10

4

7,62

2

Направления кредитования: стартовый капитал и микроссуда

9

4

10

10

4

7,55

2

Активизация инновационной деятельности

7

6

8

10

2

6,89

3

Национальные проекты

6

2

10

10

2

5,92

4

Заключение

Проведенный анализ мировой практики применения мер государственной поддержки предприятий МиСБ позволяет сделать выводы общего характера: для развития предпринимательства в РФ необходимо разработать и реализовать механизмы поддержки малого и среднего бизнеса [16, c.78]:

1. В первый и второй классы мер применяемых в странах по результативности вошли меры государства обеспечивающие формирование финансовых ресурсов организаций и содействие организации сбыта продукции и услуг, по характеру воздействия в большей степени экономические и универсальные, то есть применяемые практически всеми странами группы;

2. В третий и четвертый классы вошли меры, обеспечивающие дополнительные возможности в конкурентной борьбе, такие как обучение, квотирование, доступ к информации, грантам, по форме воздействия административные и специфические преимущественно.

Сравнение российской практики с международной показывает, что:

1. В Российской Федерации используется только 10 мер из 20 применяемых в мире;

2. В их число вошли все меры первого класса по результативности и пять мер второго класса, которые обеспечивают государственную поддержку в формировании финансовых ресурсов;

3. Не используются меры государственной поддержки, существующие в международной практике по таким направлениям как: доступность информации о состоянии рынка продукции малого и среднего бизнеса; содействие в подготовке кадров; организация взаимодействия предприятий в конкурентной среде рынка, другие формы доступа к ресурсам, формы взаимопомощи;

4. Меры, которые не практикуются в России по форме воздействия относятся к группам административных форм и специализированных;

5. Интересен еще один факт большая часть мер, относящихся к третьему и четвертому классам влияния являются практикой таких стран как Китай, США, Япония.